Последствия старения населения
По мнению большинства демографов, всеобщий характер постарения населения находится в прямой зависимости от общественно-политического развития и по своей природе является прогрессивным процессом. Старение населения присуще только нашему времени и имеет серьезные демографические, экономические, общественные, социопсихологические, культурные и медицинские последствия. Прежде всего изменилась возрастная структура населения и процессы естественного движения: рождение и смерть. Появилась модель “нулевого роста”, в которой стабилизируется качественное развитие населения: изменяется его структура, но не количество. В некоторых странах процесс старения, движущей силой которого является падение уровня рождаемости, а следствием - рост уровня смертности, может вызвать депопуляционные явления, т.е. уменьшение количества населения.
В странах, где процесс старения выражен в наибольшей мере, произошли радикальные изменения между тремя основными группами
населения:
а) допроизводительного;
б) производительного;
в) послепроизводительного.
В связи с этим появилось мнение, что старение населения является источником социальных конфликтов, так как с экономической точки зрения старые люди якобы представляют для общества тяжелую обузу, которая постоянно увеличивается. Э. Стиглиц еще в 1949 г. особенно раздражался от того, что “современная цивилизация позволяет слабым людям созреть до пожилых лет”, в результате “миллионы таких стариков создают опасность для выживания наиболее способных”. Он усматривал в этом нарушение законов природы, расценивая потворство общества как “дорогостоящее рыцарство”. Именно недомогания и болезни старых людей создают, по его мнению, “бюджетные асимметрии” и экономические затруднения. Э. Стиглиц призывал уменьшить “стоимость старости”.
Однако такое отношение к людям, которые еще вчера создавали материальные и духовные ценности для нынешнего производительного населения, является откровенно циничным и жестоким. Заявляя об обузе людей, современные политики и правители должны помнить, что они таким образом оценивают своих родителей, давших им возможность получить образование и профессиональную подготовку, в конце концов давших им жизнь. Сторонникам такого взгляда на старых людей нужно не забывать, что рано или поздно они сами состарятся. Экономические расчеты особенно наглядно подчеркивают циничность подобного рода заявлений.
Каждый человек, занятый на производстве, ежегодно год от года создает значительно больше, чем он потребляет. Излишки идут на различные накопления для развития разного рода общественных и социальных нужд. Чем больше человек работает и чем выше его профессиональная подготовленность, тем больше превышение производства над потреблением. Каждый работающий человек с первой минуты трудовой деятельности возвращает свой долг за годы допроизводительного возраста. Время выплаты этого долга тем короче, чем выше уровень экономического развития и профессиональной квалификации. Уже в возрасте 30-35 лет человек труда возвращает обществу все средства, затраченные на его воспитание и обучение, а в течение последующих 20-30 лет профессиональной жизни он создает “излишки”, известную часть которых общество возвращает ему в виде пенсии и бесплатного здравоохранения. В большей своей части пенсионеры не могут потребить всей созданной ими прежде доли продукции, шанс прожить после выхода на пенсию 20 лет имеют очень немногие.
Процесс демографического старения сопровождается уменьшением доли детей, т.е. лиц допроизводительного возраста, в связи с чем общий показатель “отягощения” зачастую не увеличивается, а, наоборот, уменьшается.
Скорее отягощение можно видеть в постоянно увеличивающемся числе тяжелобольных старых людей, нуждающихся в социальной защите и опеке. Процесс демографического старения требует пересмотра действующих здравоохранительных и социальных служб, так как перед этими органами возникают задачи, которые они при своем настоящем административно-организационном и экономическом состоянии не могут решить.
2.4. Исторический аспект места и положения
старого человека в обществе
История развития человечества свидетельствует о том, что старые люди в различные периоды занимали различное положение и имели неоднозначное влияние на общество. Американский антрополог и этнограф Л. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. По его мнению, “все великие эпохи прогресса человечества совпадают более или менее непосредственно с эпохами расширения источников существования”. В соответствии с этим он делил эпохи дикости и варварства на три подпериода, отличающиеся уровнем развития. Он различал в каждой из них низший, средний и высший. Эволюция положения старых людей в различные периоды шла не прямолинейно от плохого к хорошему, к постоянному улучшению, а развивалась неравномерно: имелись периоды, когда это положение было очень хорошим, и, напротив, очень плохим.
В совсем давние времена, на низшем уровне дикости, когда средняя продолжительность жизни была менее 20 лет, старые люди не умирали естественной смертью. С.М. Соловьев писал, что убийство немощных и старых родителей вменялось в обязанность детей. Этот обычай существовал у племен воинственных, которые не терпели в своей среде лишних, слабых, не способных оказать помощь на войне, защитить родичей, мстить за свои обиды. Однако это была не единственная причина; основная же заключалась в том, что в первобытных условиях сообщества люди с трудом могли прокормить себя, прилагая к этому поистине колоссальные усилия. Именно поэтому среди них не оставалось места для лиц, которые по причине физической немощи переставали быть участниками добычи питания. Однако зрелый человек как носитель практических знаний и обладатель многолетнего опыта был предметом уважения в первобытной орде, первым социально связующим звеном, так как отдавал свои знания молодым поколениям. Но с наступлением периода, когда он становился беспомощным, силы и память отказывали ему, он становился бесполезным для племени, рода, и тогда его либо бросали на произвол судьбы, либо убивали. Этот обычай был у кочевых народов: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. Дикие племена, существовавшие за счет охоты, также умерщвляли своих стариков, которые не могли участвовать в охоте на зверей. Византийский историк Прокопий Кесарийский писал, что еще в его время - VI век н.э. - в германских племенах убивали стариков. Угасание этого жестокого обычая связано непосредственно с хозяйственным прогрессом и, по мнению Л. Моргана, наступило на среднем уровне эпохи дикости.
Умерщвление старых людей прекратилось окончательно тогда, когда появилась необходимость использования их в процессе добывания пищи в связи с расширением источников существования. Самым главным фактором, способствовавшим сохранению жизни старым людям, явилось использование огня. Необходимость постоянного поддержания огня привела к первому общественному разделению труда между мужчинами и женщинами, первые должны были охотиться, вторые - поддерживать и оберегать огонь. С появлением огня человечество научилось варить пищу, что способствовало уменьшению детоубийств и стариков. Старые люди становились одной из необходимых категорий населения: они освобождали женщин от наблюдения за огнем, становились хранителями огня.
По мнению Ф. Энгельса, историческое значение открытия огня в том, что стало возможным использовать рыбу в качестве пищи. Благодаря этому пищевому продукту, общество стало независимым от климата и местности; развитие оседлости и начала занятия сельским хозяйством еще более способствовало прекращению традиции уничтожения стариков.
Следует остановиться на том факте, что понимание старческого возраста в глубокой древности очень разнилось от современного толкования. Согласно исследованиям Дж. Эйнджела, средняя продолжительность жизни составляла в раннюю эпоху железа и бронзы на территории современной Греции не более 18 лет. Первобытные общества были общества без стариков. В.В. Фролькис писал, что в каменный и бронзовые века люди в возрасте 50 лет были большим исключением. В первобытном обществе немногочисленные старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители традиций, толкователи мистерий, воспитатели детей, посредники между умершими и живыми и как мастера различных церемоний. В глазах своих соотечественников они имели особую ценность как живые свидетели прошлого, что ценилось очень высоко.
Английский психолог Д. Бромли утверждал, что в первобытном обществе старый человек получал полную выгоду от прожитых лет, он пользовался тем большим уважением, чем больше прожил лет. Конечно, такое уважение было связано в значительной степени с тем, что число старых людей было невелико, само достижение старости было очень редким явлением. Именно этим объясняется олигархия старцев в Центральной Австралии и геронтократия в Полинезии. В жизни многих примитивных народов старые люди играли главные роли в обществе, в политике, магии и религии. Геронтократия надолго установилась в Древней Элладе: в Афинах и Спарте членом ареопага или геронсии мог стать лишь человек, достигший 60 лет. Первый законодатель древней Спарты Солон выдвинул тезис: “Уважай старость!”. В античном Риме высший орган власти получил название “Сенат”, что означало собрание старых и уважаемых людей. В более близкие для нас времена примерами геронтократии можно назвать Венецианскую республику, самый поздний - политбюро и правительство СССР в последние десятилетия перед распадом.
Доиндустриальная эпоха так же не знала “проблемы” старости. Старых людей было мало, и они почти до самой смерти могли приносить пользу в сельском хозяйстве, в ремеслах, искусстве, наконец, в своих собственных семьях. Дожившие до старости становились настоящими мастерами в своей сфере деятельности, стать их учениками было очень престижным для молодых. Развитие индустрии быстро разрушило всеобщее уважение к старым людям, отношение к ним как хранителям очага, знаний, мудрости. Промышленная и демографическая революции привели к полному отвержению старых людей. Их становилось все больше, общество начало сталкиваться с наиболее отягощающими последствиями старения.
Стремление к извлечению максимальных прибылей способствовало наибольшей степени эксплуатации работающих, непосильным эмоциональным напряжениям, ускоренному истощению адаптационно-приспособительных возможностей стареющей личности. Результат - появление страшного лозунга: “Слишком стар после 40 лет!”, который практически делал еще не старых людей балластом, выбрасывал их на обочину активной профессиональной жизни. Ужасная трагедия стареющих людей в том, что они становятся ненужными именно в период достижения полного расцвета физических и умственных способностей.
По мнению многих исследователей, общественное положение старого человека становится все труднее и постоянно ухудшается. Уважение к старости, бывшее еще правилом в прошлом столетии, в наше время исчезает, уступая место безразличию или даже вражде. А. Сови высказал опасение, что в настоящее время возможен возврат самого худшего со времен низшего уровня эпохи дикости- тенденции к уничтожению старых людей. По мнению известных геронтологов, дискриминация старости у примитивных народов на заре эпохи дикости в современном обществе, современной цивилизации претерпела изменения в форме, а не сути отношения к старым людям. Социальный регресс, ставший уделом старых людей, делает старость обесцененным периодом жизни. Еще одним моментом в жизни современного общества, оказывающего влияние на рост неприязни к старым людям, является происходящая революция в образовании. Впервые в истории развития человечества возникла ситуация, когда новые поколения в интеллектуальном отношении и профессиональной подготовке использования технических средств оказываются выше прежних поколений.
В наше время положение старых людей во многих странах остается очень трудным. 16 декабря 1991 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация прав старого человека, которая, по существу, представляет собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в отношении старых людей. Эта декларация способствует воплощению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. о признании достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение, на “... такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи” и о праве каждого на обеспечение по случаю наступления старости.