Роль и место старости в онтогенезе человека
Старение является неизбежным элементом развития как отдельных личностей, так и всего общества. В онтогенезе человека выделяются периоды детства, юности, зрелости и старости. Границы между периодом зрелости и началом старости трудно уловимы. Один из основоположников советской геронтологии И.В. Давыдовский категорически заявлял, что никаких точных календарных дат наступления старости не существует. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для разных профессиональных групп, мужчин и женщин. По мнению ВОЗ (Всемирной Организации здравоохранения), более удобным представляется название “стареющие”, указывающее на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу, за которой начинается старость.
Существует много классификационных схем, которые применяются для оценки возраста отдельных людей и общества в целом. Обычно используют следующую схему:
* допроизводительный возраст * производительный возраст * послепроизводительный возраст * старость * глубокая старость | - 0-17 лет; -18-64 года-мужчины; - 18-59 лет - женщины; - старше 65 лет- мужчины; - старше 60 лет- женщины; - 65-79 лет - мужчины; - 60-79 лет - женщины; - старше 80 лет. |
В 1963 г. в Киеве на семинаре геронтологов и ВОЗ была принята следующая хронобиология, т.е. возрастная периодизация:
молодой возраст | - 18-44 года; |
средний возраст | - 45-59 лет; |
пожилой возраст | - 60-74 года; |
старческий возраст | - 75-90 лет; |
долголетие | - старше 90 лет. |
В геронтологии оперируют понятиями календарный и биологический возраст.
Календарный возраст - это хронологический астрономический возраст, который определяется на основании даты рождения, документально подтвержденной. Сам по себе календарный возраст не пригоден для исследования динамики и характера старения. Для этой цели в геронтологии используются тесты количественного измерения изменений, происходящих в результате инволюционно-атрофических процессов во всех периодах онтогенеза. Это тесты функциональных изменений в основных системах и тесты для оценки иммунобиологических и психических изменений в организме при старении.
Биологический возраст - это мера старения организма, его здоровья, предстоящей продолжительности жизни. Он определяется набором специальных тестов и показателей. По существу, это функциональный возраст, который зависит от личных качеств и от условий, в которых проходила жизнь данного человека. По мнению одних ученых, это видовая продолжительность жизни, другие считают его максимальной продолжительностью жизни отдельных индивидов из популяции, третьи рассматривают его как соответствие между изменениями в организме и календарным возрастом. Определение биологического возраста очень важно для разграничения физиологического и преждевременного старения, разработки профилактических мероприятий, социального устройства человека, проведения пенсионной политики.
Чем больше календарный возраст человека опережает биологический, тем менее темп его старения, тем больше продолжительность жизни этого человека.
По установленным ВОЗ требованиям, биологический возраст необходимо определять в больничных условиях при полном обследовании всех органов и систем. Когда же это невозможно, то определение можно провести и в поликлинических условиях, но при использовании только тех тестов, которые реально исполнимы. Одна из важных проблем гериатрии - решение вопроса, до какой степени календарный возраст совпадает или отличается от биологического возраста, и необходимость разработки очень четких критериев для их разграничения. Последнее особенно значимо для научных и практических целей геронтологии, профилактики старения, оценки здоровья, трудоспособности и социальной адаптации пожилых людей.
В.В. Безруков отмечает, что критерием оценки адаптационных возможностей человека в онтогенезе служит определение биологического возраста. По его мнению, биологическая перестройка в определенные периоды развития организма (40-55 лет) создает критические ситуации в гомеостазе, которые в основном обуславливают темп и характер старения. В этот возрастной период жизни человек становится наиболее уязвимым в отношении возрастной патологии. В связи с этим наиболее перспективным направлением увеличения продолжительности жизни человека представляют мероприятия, способствующие предупреждению тех риск-факторов, которые провоцируют развитие возрастной патологии и ее вероятностное осложнение в пожилом и старческом возрасте.
Ретроспективное изучение состояния здоровья долгожителей в различные возрастные периоды их жизни показало, что у них так называемый “критический период” проходит без патологии, и они достигают ‑ 70-80летнего возраста при сравнительно крепком здоровье. Уменьшение количества и интенсивности риск-факторов (курение, алкоголизм, психические стрессы, плохая экология, различные социальные потрясения и т.д.) играет определенную роль в продолжении жизни человека в пределах видовой возможности путем смещения возрастной патологии в более поздние периоды онтогенеза.
Однако, по мнению А.В. Токаря, процессы старения находят свои наиболее выраженные клинические проявления на этапах позднего онтогенеза. Старение, недуги и болезни старости - биологически единый процесс. Попытки поиска четких количественных и качественных дифференциальных показателей их, особенно на поздних этапах онтогенеза, как считает А.В. Токарь, вряд ли могут быть успешными.
Виды старения
Одной из основополагающих проблем геронтологии является решение вопроса: каким же следует считать процесс старения - нормальным, физиологическим или болезненным, патологическим? Этот вопрос дискутируется с древних времен. Римский философ Теренций Публий впервые высказал мысль, что “старость есть болезнь”, а Сенека подчеркивал, что старость - “неизлечимая болезнь”. Гален был убежден, что старость - это не болезнь, а особое состояние организма и в то же время это не здоровье в молодости. Он помещал старость на полпути между болезнью и здоровьем. Френсис Бэкон считал, что старость есть болезнь и ее надо лечить.
В современной геронтологии и гериатрии существует проблема физиологического и патологического старения не столько с позиций специфических признаков, сколько с этапов развития процессов, с динамики их течения, с общности и различий в их генезе (развитии).
И.В. Давыдовский утверждал, что старость может быть ранней или поздней по чисто биологическим причинам, но, как правило, всегда своевременна, и только смерть всегда преждевременна.
Румынский геронтолог К. Пархон категорически заявлял: “.... мы рассматриваем и “физиологическое” старение как своеобразный патологический процесс”.
В.В. Фролькис высказывал мнение, что под физиологическим старением нужно понимать постепенно наступающее и постепенно развивающееся, связанное с видовыми особенностями возрастных изменений, ограничение возможностей адаптации организма к среде, с увеличивающейся вероятностью смерти.
Естественное (физиологическое, нормальное) старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим, адаптационно-регуляторным возможностям данной человеческой популяции.
Замедленное (ретардированное) старение характеризуется более медленным, чем во всей популяции, темпом возрастных изменений. Предельным выражением этого типа старения является феномен долголетия.
Преждевременное (патологическое, ускоренное) старение характеризуется более ранним развитием возрастных изменений или же большей их выраженностью в тот или иной возрастной период. Определение и установление преждевременной старости позволяет не только строить индивидуальные программы, но своевременно применять комплекс профилактических мероприятий, основанных на знании эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) механизмов его возникновения. Установление биологического возраста и является методом диагностики синдрома преждевременного старения.
Преждевременное старение обусловлено как факторами внешней среды (климатическими, профессиональными, социально-экономическими, экологическими, бытовыми и т.д.), так и выраженным воздействием различных, особенно хронических заболеваний на функции определенных систем и органов человеческого организма. Увеличивающаяся заболеваемость и преждевременное старение представляют одну из самых больших тактических задач современной геронтологии. Борьба с факторами, способствующими преждевременному старению, выдвигается до главной стратегической задачи здравоохранения и социальной геронтологии.
В настоящее время геронтологи сходятся во мнении, что преждевременное старение выявляется на 4-5-м десятилетии. Оно имеет отрицательные соматические, социально-психологические и экономические аспекты. Преждевременное старение - одна из причин ранней дезадаптации, ограничения интересов, неудовлетворенности жизнью, дестабилизации личности. Самыми значительными последствиями преждевременного старения является абсолютное уменьшение числа работоспособного населения, которое принимает на себя все расходы на содержание неактивного и старого населения. На данном этапе важнейшей задачей геронтологии является не столько любой ценой продление жизни, сколько научиться рано распознавать существенные признаки старения и, главное, контролировать их прогрессирование, содействуя упрочению стареющего человека в обществе и семье.