Психокоррекционные возможности игрового танца
Рассуждая о природе танца, А.С. Фомин пишет, что «это определенным образом организованный рефлекторный тип отношений психических и телесных субстанций» [160, 75]. Такой подход позволяет автору рассматривать природу танца, его происхождение как один из факторов, обеспечивающих
приспособляемость живых организмов к условиям их суще-ствования. Детский танец рассматривает предметную деятельность ребенка, его общение с собой, окружающим миром и социализацию, что отвечает задачам системной психокоррекции отклоняющегося развития. А.С. Фомин излагает основы малоизвестной и вместе с тем чрезвычайно эффективной для задач специальной психологии практики игрового танца [160].
Цель занятий игровыми танцами — стабилизация физическою и психоэмоционального благополучия ребенка, улучшения межличностных отношений, адаптация и развитие адекватного отношения к себе и миру, повышение самооценки, хотя и формулировалась без учета детей с отклоняющимся развитием, но была чрезвычайно важна и для задач нашего исследования.
Основываясь на серьезных теоретических и прикладных исследованиях в области танцевальной терапии, А.С. Фомин под танцевальной терапией определяет «функционально ориентированный танец, в процессе которого выявляются психосоматические проблемы его участников и создаются условия для оказания ему не медикаментозной помощи» [160, 185].
Целительное воздействие танцев, замеченное человеком в глубокой древности, уже давно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Попытку осмыслить природу танца, закономерности его развития и место в культурной жизни общества предпринимали многие исследователи: В.И. Уральская (1981); А.С. Фомин (1989); А.А. Климов (1994); И.А. Герасимова (1998) и др. Повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, биологов, воспитателей, специалистов физической культуры основан на альтернативном движении, не медикаментозной помощи человеку, что особенно актуально для детской прак-тики.
В танцевальной терапии важен сам акт творения танца, как внутренней потребности проявить себя, импровизация, самовыражение, а не демонстрация исполнителем разученных ранее определенных «па» при какой-либо хореографической школе. Воздействие танца может быть использовано при оказании психолого-педагогической помощи детям с нарушениями психического и речевого развития, включая ДЦП, органические поражения ЦНС, аутизм, раннюю детс-КУЮ шизофрению и др.
Игра и движение — важнейшие факторы жизнедеятельности детей, так как они всегда готовы играть и двигаться, это-ведущий мотив их существования. Пространство игрового танца телесно-культурной ориентации, целостно воздействуя на организм, позволяет каждому ребенку, в зависимости от индивидуального развития, общаться с собой, своим психофизическим и социальным «Я», со сверстниками, с окружающим реальным и вымышленным миром. Танцевальная терапия может проводиться в течение полного занятия или быть его фрагментом.
Возможности игрового танца как средства танцевальной терапии расширяются за счет введения детей в контекст народной культуры. Народные традиции тесно связаны щ особым эмоциональным проявлением физической активности, с одной стороны, а с другой — установлением социальных ограничений. Их преодоление развивает произвольность действий и обеспечивает социализацию. В игровом танце психосоматическое благополучие ребенка выражается в кинезической лексике, уровне ритмической организованности, структуре движений. Эта информация необходима танцетерапевту для принятия решений на основе структурных компонентов танца, который может сыграть существенную роль как в общей диагностике на начальном этапе обследования ребенка, так и в комплексной программе коррекции.
Игровой танец, вливаясь в учебный процесс, позволяет детям пережить и прочувствовать эмоциональные возбуждения, а в социальном плане включаться в партнерские отношения со своими сверстниками. В педагогике воспитания и образования игровой танец направлен на освоение социально значимых факторов, принятых обществом. Пространство игрового танца требует отказа от формализованных технологий и нуждается в рефлексивной поддержке детских пожеланий. Один из аспектов этой поддержки предусматривает реализацию спонтанности, интуитивного движения, инициативы танцующих [160].
Игровой танец уже сам по себе несет возможность комплексной психокоррекции многих детских проблем и нарушений развития, так как происходит гармонизация общего физического и психомоторного состояния. Развитие мелкой и крупной моторики, координации движений пронизывают весь процесс игрового танца.
Игровые ситуации в танце стимулируют нормальное состояние зрения, слуха, моторики, а запланированные педаго-гом переключения внимания оказывают положительное влияние на возбудимость и уравновешенность нервной системы ребенка. Ситуативность развития игрового танца формирует у детей с ЗПР умения ставить цели, принимать решения, что положительно сказывается на совершенствовании произвольных психологических процессов.
На основе детской фантазии ребенок в танцевальной импровизации учится соотносить числа, условные знаки с предметами и символически изображать их с помощью собственною 1ела. Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти в игровом танце педагогом организуется повторение детьми отдельных движений — «па» или их простых комбинаций. Этот танцевальный процесс напоминает известную в педагогике работу ребенка по образцу, очень эффективную в практике обучения детей с ЗПР. Он осуществляется в такой последовательности, сначала ребенок рассматривает танцевальный образец педагога, а затем повторяет «па» вместе с ним на основе постоянного зрительного контроля, равняясь на педагогический образец. Точность и образность воспроизведения движений в значительной мере свидетельствует о том, как сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся основой развития логической памяти.
Исходя из исследований доктора медицинских наук В.П. Леутина (1988), в области межполушарной асимметрии головного мозга, нельзя не отметить роль игрового танца с позиций гармонизации психофизического здоровья детей. Важный момент, позволивший нам адаптировать и использовать данную технологию в работе с детьми с ЗПР — ее "правополушарная ориентированность». Типовые образовательные программы рассчитаны преимущественно на «загрузку» левого, вербально-знакового полушария при пассивной функции правого. «Именно в этом отношении феномен ганца, относящийся к невербальной знаковой системе и связанный с эмоциональной, чувственной стороной жизни ребенка, является уникальным и ничем не заменимым». Занятия игровым танцем, так же как и психогимнастикой, экспрессивной психомоторикой, способствуют развитию и формированию процессов восприятия, воображения, включению в работу обоих полушарий мозга [160, 201].
9* 259
Таким образом, сфера использования диагностических и коррекционных возможностей игрового танца для детей широка. Развивающие и образовательные результаты игрового танца в педагогическом процессе многогранны. Игровой танец как динамический компонент психолого-педаюгичес-кого процесса адекватен природе детского развития, для которого игра и движение — важнейшие условия жизнедеятельности. В сочетании с аудиовизуальными методами обучения, использованием методов психогимнастики и экспрессивной психомоторики, игровой танец, как язык тела, способствует психомоторному развитию, совершенствованию познавательных процессов, социализации детей в пространстве взаимоотношений детско-взрослой культуры, профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений.
Практика экспрессивной психомоторики
Одним из системных методов психокоррекции и сопровождения развития детей с ЗПР является практика экспрессивной психомоторики. Идея и методика экспрессивной психомоторики предложена французским психотерапевтом Б. Окутюрье в контексте телесно-ориентированного подхода. Первоначально данная технология обозначалась как способ сопровождения естественного развития детей группы «нормы» дошкольного и младшего школьного возраста. Адаптация методики для работы с детьми с ЗПР проходила на базе экспериментальных площадок в детских садах г. Берд-ска при участии Р. Армандо — специалиста по невербальным видам общения, преподавателя Миланского католического государственного университета, работавшей в рамках программы «Темпус» в Новосибирском \ осударственном университете.
На рис. 16 представлены некоторые развивающие возможности практики психомоторики, этой уникальной технологии психологической коррекции и сопровождения развития детей не только группы «нормы», но и с различными вариантами отклонений. Даже беглый взгляд на схему отмечает богатство и разнообразие сфер психики, на которые оказывается комплексное воздействие Занятия идут в рамках неаирективного игрового подхода, когда ребенок самостоятельно выбирает для себя вид деятельности, простран-
ство и степень активности, как правило, наиболее адекватное его потребности, а значит и его проблеме. Это и послужило основанием для внедрения данной практики в работу дошкольных учреждений и адаптации ее для детей с нарушениями развития.
Методика психомоторной практики является одновременно диагностической, развивающей и коррекционной [102]. Ее выбор определялся положениями о том, что эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками зависит от активности самого ребенка и особой организации пространства, где возможны его существование и самоактуализа-иия в контексте ведущего стиля деятельности — игровой для дошкольного возраста. Цель этой практики — раскрытие экспрессивности ребенка, включающей в себя моторные, аффективные и познавательные компоненты. Занятия по развитию психомоторики актуализируют резервные возможности как в моторной и эмоциональной сферах, так и в сфере развития его мыслительной деятельности, считают Р. Армандо и Е.И. Карандашова. По мнению В.В. Клименко, психомото-
рика — механизм развития не только тела, но и души, потому что координация движений — зеркало умственных процессов.
Экспрессивная психомоторика предназначена для работы с детьми в во фасте от рождения до 8 лет, так как в это время ребенок не может сам производить коррекцию своего поведения. Движение, голос, взгляд дают начало пути, который ведег его к построению собственной идентичности.
Условия проведения занятий
Для проведения занятий и реализации целей психомоторной практики необходим зал обшей площадью 100 — 120 кв. м и специальное оборудование. В зале формируются три основных пространства.
1. Сенсомоторное (для подвижных игр). Здесь ребенок
получает возможность для развития вестибулярного аппара
та, переживания ощущений и потери чувства равновесия, бега,
лазания, прыжков с высоты, кувыркания и т.д. В этом про
странстве он взаимодействует с наклонными плоскостями,
качелями, всевозможными лесенками, мягкими и жесткими
модулями и получает возможность испытывать свое тело и
•экспериментировать с ним.
2. Пространство для символической и сюжетно-ролевоп
игры. В этом пространстве ребенок сам или с помощью взрос
лого может организовать себе место, напоминающее ему дом,
больницу, пожарную часть и т.д., развернуть игру, прожи
вая различные чувства: радость, тревогу, сопереживание;
строить отношения. Здесь должны быть мягкие игрушки,
куски ткани, куклы, большие мягкие подушки и т.д.
3. Место отстранения или конструктивной деятельности.
Это ограниченное место, где есть жесткие предметы: дере
вянные конструкторы, доски, мелкие игрушки (куклы, фи
гурки животных, доска, на которой можно писать).
Кроме этих основных, возможна организация других пространств: шумового, в котором ребенок взаимодействует с ударными и музыкальными инструментами; пространства для продуктивных видов деятельности —лепки, рисования, аппликации, плетения; пространства для подвижных и спортивных игр — различных видов игр с мячом, а также для борьбы, бокса, фехтования, «сухой бассейн»; начального и конечного пространства — для отстранения от тех эмоций, видов деятельности, которыми были заняты дети до этого,
переключения их на другой вид деятельности. Они организуются на короткий промежуток времени в начале и конце мнятия.