Игра как условие реализации активности личности ребенка
Важным условием и движущей силой развития, по мнению отечественных психологов, является активность личности самого ребенка. Л.С. Выготский писал, что «менее всего следует представлять себе воспитательный процесс как односторонне активный и приписывать всю активность среде, сводя на нет активность самого ребенка» [27, 87]. Процесс воспитания может рассматриваться как трехсторонне активный: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда.
Роль игры в психическом развитии ребенка нельзя переоценить. Многие психологические школы указывают на развивающий и коррекционный потенциал игры. Д.Б. Элько-нин трактует ролевую игру в качестве деятельности, ориентированной на социальные отношения, существующие в мире взрослых. Она, по его словам, задает наиболее обшне отношения, возникающие между людьми, подлежащие усвоению в сюжетно-ролевой игре. Ролевая игра предоставляет существенные возможности для организации условий личностной и интеллектуальной децентрации ребенка. Усвоение и интериоризация открываемых ребенком в процессе игровых занятий норм, правил и ограничений, регулирующих социальные отношения, а также новых смыслов, значений, способов деятельности и схем ориентировки в проблемной ситуации обеспечивает коррекционный эффект игры.
Игра — необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность. В игре, как указывал Д.Б. Элько-нин, все события как бы «пропускаются через переживание, ребенок не символизирует в игре, но желает, исполняет желание, пропускает через переживание основные категории действительности» [173, 292].
В качестве основных психологических механизмов развивающею и коррекционного воздействия игры можно выделить: — моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях;
- изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему про-
25!
исходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;
— формирование, наряду с игровыми, реальных отно- ]
шений сотрудничества и кооперации между ребенком
и сверстниками, обеспечивающими возможность по
зитивного личностного развития;
— организацию поэтапной отработки в игре новых, бо
лее адекватных способов ориентировки ребенка в про
блемных ситуациях, их интериоризацию и усвоение;
— организацию ориентировки ребенка на выделение пе
реживаемых им эмоциональных состояний, осознание
смысла проблемной ситуации и формирование ее но
вых значений;
— формирование способности ребенка к произвольной
регуляции деятельности на основе подчинения пове
дения системе правил, регулирующих выполнение
роли, а также правил, регулирующих поведение в иг
ровой ситуации.
Особую значимость для психологической коррекции нарушений развития у детей и для целей нашего исследования имеют исследования А. Адлера. Акцентируя внимание на позитивной природе человека, он подчеркивал, что каждая личность в раннем детстве формулирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу. В своих работах А. Адлер отразил своеобразие ребенка с физическим дефектом и судьбу процессов компенсации и сверхкомпенсации, связанную с этим.
В современной практике детского психоанализа успешно используются такие методы, как игротерапия, арт-терапия, метод свободных ассоциаций и пр. В работах Н.В. Дмитриевой (2003) сказано, что в процессе коррекции проблем детей психолог может использовать анализ фантастических содержаний ребенка.
Гуманистически-ориентированный подход к игре, теоретические основы которого заложены в работах А. Маслоу и К. Роджерса, в психологической практике работы с детьми представлен игровой терапией Г.Л. Лендрет. В основе игровой терапии, сконцентрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Отношение и связь с другим человеком
составляют необходимое условие личностного развития. Через процесс самовыражения и исследования себя в рамках значимого отношения, через реализацию внутренней ценности ребенок приходит к тому, чтобы стать позитивным, самоопределяющимся индивидом.
Основная задача коррекции в игровой терапии состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации процесса личное гною роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребенок получает возможность свободного самовыражения, изучения собственных чувств и переживаний. Она позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым.
Как указывает Д.Б. Эльконин, «трудности поведения, которые подвергаются коррекции этого вида терапией, в большинстве своем вызываются конфликтными отношениями между взрослыми и детьми, именно поэтому практика отношений нового типа со взрослыми и детьми может приводить к коррекции» [173, 111].
Гуманистически-ориентированный подход обогатил практику игротерапии специально разработанными техниками конгруэнтной коммуникации, являющимися мощным источником личностного роста ребенка. Идеи о безусловном принятии ребенка как личности, потенциально обладающей возможностями для самоактуализации и саморазвития, о терапевтическом отношении как условии самораскрытия личности, по существу, поставили в центр внимания вопросы об активности самой личности. Общение рассматривается как условие реализации этой активности.
Поэтому важно организовать процесс развития и коррекции детей с ЗПР в форме игры, гае максимально бы проявлялась и реализовывалась активность ребенка, развивались отношения по типу близости (сотрудничества, дружбы) детско-взрослого сообщества.
В работе с детьми с ЗПР эффективны приемы и игровые способы психокоррекции, описанные А.И. Захаровым (1982), ДБ. Элькониным (1987), А.С. Спиваковской (1988), В.В. Гар-
бузовой (1990), ГЛ. Лендрет(1994), И. И. Мамайчук(1997), А.А. Осиновой (2000) и лр.
Согласно идеям указанных авторов, игру считают не столько компенсаторной, сколько «уравновешивающей», используют для восстановления равновесия сил и улучшения здоровья детей. Лечение игрой — серьезная перспектива лечебной и обычной педагогики, так как игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении с окружающими, учении. Дети сами прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов и эмоционального напряжения. Например, те же считалки, дразнилки, страшилки являются трансляторами, с одной стороны, культурной традиции, с другой — мощным средством иг-ротераг.ии.
Существующие способы влияния на детей условно принято делить на способы «извне» и «изнутри». И те и другие могут создавать оптимачьные условия для формирования личности ребенка. Игровое «изнутри» отличается тем, что создает ситуацию выбора лично ребенком всего, что необходимо делать. Ценнейшее свойство игры — возможность актуализировать эти условия в деятельности. Лечебные игры остаются для детей по своей форме развлечениями, удовлетворяющими их досуговые потребности, а по сути — они способны снять напряжение, помочь детям «выплеснуть» негативные эмоции, разрядиться. Применяемые в лечебных, реабилитационных целях игровые тренинги включают в себя импровизированные инсценировки конкретных жизненных ситуаций с последующим их обсуждением, что приводит к более глубокой эмоциональной вовлеченности, реализации психических, физических и речевых резервов ребенка. Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую, они связаны между собой и реализуются как на начальном этапе в спонтанной игре, так и в направленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого-либо сюжета.
Особый интерес представляет игровая психотерапия А.И. Захарова (1982), включающая в себя целый комплекс различных воздействий на ребенка, а также семейную психотерапию. Игра рассматривается им как самостоятельный метод и составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией. В игровой комплекс включает-
ся совместная игра детей и родителей, в ходе которой осуществляется смена ролей. А.И. Захаровым была разработана специальная игровая методика, направленная на устранение страхов, в основе которой лежит прием десенсибилизации. Процесс игровой психотерапии, по мнению психотерапевта, складывается из четырех взаимно перекрывающихся этапов: объединения детей в группу, рассказов, игры, обсуждения.
Психогимнастика в психокоррекции отклоняющегося развития
Психогимнастика представляет собой одну из форм психотерапии, считает Б.Д. Карвасарский (1985), при которой главное средство коммуникации — двигательная экспрессия. Она требует от участников группы выражения эмоций с помощью мимики, пантомимы. В своей книге автор описывает примеры психогимнастических упражнений для взрослых, но частично они могут быть использованы и в детской практике.
Приемы психогимнастики, предтоженные М.И. Чистяковой (1990), ориентированы на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Здесь основной акцент делается на обучение технике выразительных движений (1-я фаза), на использование выразительных движений в воспитании и отреагировании эмоций и высших чувств (2-я и 3-я фазы) и на приобретение навыков саморасслабления (4-я фаза). Система занятий состоит из специального курса, включаю-шего этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы психики ребенка.
Для дошкольников также разработана оригинальная методика развития основ произвольности психической регуляции у детей, представленная в книге Г. Барднер, И. Ромазан и Т. Чередниковой (1993). Здесь широко используются приемы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного, поведенческого, актерского тренингов и аутотренингов. Но основная цель у всех перечисленных методик — научить ребенка справляться с жизненными трудностями и собственными неблагоприятными эмоциональными состояниями, преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и Других.
Элементами игр являются специальные упражнения, объединенные в группы, напраатенные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики. Каждое упражнение, этюд включают в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады. Чтобы ход обшей игры не прерывался, нужно через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ро-левое содержание игры. Опишем специфику психогимнастических занятий и способов организации этой формы пси-хокоррекдионного воздействия.
На занятиях психогимнастикой дети знакомятся со сш бами выражения своих эмоций. Имитация ими различных эмс циональных состояний имеет не только психопрофилактиче кую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей с неврозами, нервно-психическими расстройствами, отклонениями в поведении и т.д. Во-первых, активные мимические и пантомимические проя&тения чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в различные отклонения от нормы. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно, потому что в силу возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психологических заноз». В-третьих, у них при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит «оживление» соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о прежних переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.
Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение технике выразительных движений, использование их в воспитании эмоций высших чувств и приобретение навыков в саморасслаблении.