Способности обобщать, абстрагировать
и классифицировать(Р. И. Лйзман)
Материал. Изготовляются комплекты по 5 карточек, на которых изображены: мебель, транспорт, цветы, животные, люди, овощи.
Инструкция. «Взгляни, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно рассмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом». Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.
Оценка: 10 баллов дается за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов — за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу снимается 2 балла.
Методика по определению мыслительных способностей детей(Л.А. Ясюкова)
Материал. Изготовляются 10 комплектов (по 5 рисунков):
1) 4 рисунка — животные, 1 рисунок — дерево;
2) 4 рисунка — мебель, 1 рисунок — транспорт;
3) 4 рисунка — рыбы, 1 рисунок — птица;
4) 4 рисунка — транспорт, 1 рисунок — дерево;
5) 4 рисунка — домашние животные, 1 рисунок — тигр.
Инструкция. «Здесь нарисованы пять рисунков. Посмотри
внимательно на каждый из них и найди тот, которого там не Должно быть, который не подходит к остальным. Почему он не подходит?»
Ребенок работает в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие. Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и объясните, что нужно делать.
Оценка: 1 балл начисляется за каждое правильно выполненное задание, правильный выбор лишнего предмета (классификация), 1 балл — за правильно названную группу (обобщение).
В ходе выполнения задания экспериментатор оказывает помощь трех видов (по степени нарастания): минимальную — за указание на ошибку без раскрытия ее сути («нет, этот предмет не подходит»), побуждение к сравнению фигур без указания признаков; помощь-образец: показ учителем одного верного решения («вот эти две фигуры похожи») без указания на признак цвета и формы, сопровождающийся побуждением к сравнению; максимальную — за прямое указание на признаки сходства (цвет иформу).
Как правило, старшие дошкольники с ЗПР достаточно хорошо справляются с заданиями на классификацию предметов («найди, что лишнее»), но при определении группы (обобщающее понятие) испытывают затруднения.
Методика «Закономерности»
(тест А. К Савенкова) (рис. 5)
Определение уровня способности действовать в соответствии с заданной лошкой, выявлять закономерности. Время 5 мин на все задания.
Инструкция. «Перед тобой ряды геометрических фигур. Рассмотри их внимательно и нарисуй вместо точек нужную фигуру. Если ты справился с заданием а, б, в, попробуй нарисовать недостающие фигуры в заданиях г и д».
Субтест позволяет выявить способности действовать в соответствии с заданной логикой, дает возможность определить у ребенка уровень способности к выявлению закономерностей. За правильное выполнение заданий а, б, вдается по 2 балла (норма для детей 6 лет), задание г оценивается в 4 балла (высокий уровень), задание д — 6 баллов (очень высокий уровень).
Визуально-моторный гештальт-тест Л.Вендора
(вариант для детей 6—9 лет в интерпретации Л.А. Ясюковой) (рис. 6)
Визуально-моторный гештальт-тест Л. Бендера использу-юг в основном для выявления признаков органических поражений головного мозга, реже — для определения уровня интеллектуального развития. Это возможно потому, что графические движения характеризуются наиболее высокой степенью регуляции. Нарушения механизмов пространственного анализа и синтеза в первую очередь отражаются на графических движениях. В зарубежных исследованиях показана высокая надежность и валидность теста.
Визуально-моторный гештальт-тест Бендера применяется также в качестве проективной методики исследования личности. При этом исходят из того, что стиль выполнения
обследуемыми рисунков позволяет раскрыть особенности его личности. Например, столкновение нарисованных фигур указывает на дезорганизацию, жирные линии являются, как правило, индикатором агрессивности, враждебности и т.д. Валидность и надежность теста при таком подходе к анализу полученной продукции не доказана.
Стимульный материал методики для детей состоит из пяти стандартных карточек с изображенными на них геометрическими фигурами, предъявляемыми испытуемому вопределенной последовательности. Изображения отобраны из серии фигур, предложенных одним из основателей школы гештальтпсихологии М. Вертгеймером. Ребенок должен их скопировать как можно более точно.
Материал. Для проведения тестирования необходим специальный бланк с геометрическими фигурами формата А4, чистый листок бумаги, ручка (карандаш), часы.
Организация процедуры тестирования. Тестирование может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Ребенку дается 5 мин для того, чтобы он скопировал рисунки. Каждый тестируемый получает бланк с геометрическими фигурами, чистый лист бумаги и устную инструкцию.
Инструкция. «Посмотрите, ребята, у вас есть листок с картинками и чистый лист бумаги. Сейчас вам будет нужно срисовать эти картинки себе на листочек. Старайтесь как можно более точно и красиво нарисовать то, что нарисовано на листочках с картинками. На работу вам дано 5 мин. Все понятно? Начали».
Обработка и интерпретация результатов. При интерпретации результатов опираются на пять уровней развития:
I уровень — уровень патологии;
IIуровень — слабый (субнорма);
IIIуровень — норма;
IV уровень — хороший (можно рекомендовать обучение
в гимназии, лицее и т.д.);
V уровень — очень высокий.
Рассмотрим каждый уровень подробнее.
I уровень — значительные нарушения зрительно-моторной координации. Рисунки грубо не соответствуют образцу. Кружки образуют не три параллельных ряда, а два, четыре и т.д., могут иметь другую форму (цепочка и т.д.).
Количество кружков значительно расходится с образцами. Нарисована перевернутая или лежащая на боку рамка, вместо четырехугольника нарисован треугольник или другая фигура с выступами и впадинами. Для такого ребенка обязательна консультация у невропатолога.
II уровень — зрительно-моторная координация развита слабо. Рисунки, в общем, похожи на образцы, но хотя бы один из них имеет серьезный дефект изображения, который не может быть объяснен просто неразвитостью графической зоркости.
Ш уровень — средний уровень развития зрительно-моторной координации. Сохранено общее сходство с образцами, при этом положение рисунков относительно друг друга и их размеры не учитываются. Количество кружков соответствует образцу, но фигура может не иметь формы параллелограмма. Должно быть изображено нечто наподобие круга, его должен касаться квадрат, ромб, четырехугольник. Должна быть нарисована рамка с углами, подобными прямым.
IV уровень — хороший уровень развития зрительно-моторной координации — все рисунки выполнены похоже. В них допускаются незначительные отклонения от образца: неполное совпадение пространственного расположения ри-
сунков относительно друг друга. Размер кружков может быть любым, допускается изменение угла наклонов, но общий вид должен быть сохранен. Может быть неточность (небольшая) в размерах рисунков, допускается уплотнение рисунка, но общая форма должна быть сохранна.
V уровень — высокий уровень развития зрительно-моторной координации. Все рисунки выполнены абсолютно идентично образцу, соблюдены общие размеры, размеры деталей, наклон, положение рисунков относительно друг друга и положение деталей внутри каждого рисунка, линии четкие. Этот уровень развития зрительно-моторной координации у детей встречается крайне редко.
Исследование особенностей памяти и внимания
Одно из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности — достаточно развитые память и внимание.
Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, а память хранит добытые в ее результате сведения. Внимание— особое состояние активного человека в виде направленной сосредоточенности на каком-то объекте. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной. Выделяют непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное (намеренное, целенаправленное) внимание. Рабочий уровень внимания определяется комплексом основных его характеристик: объемом, концентрацией, переключаемостью. Объем внимания — его информационная емкость, т.е. количество одновременно отчетливо осознаваемых при восприятии объектов. Средне-нормативный объем внимания при одновременном восприятии не превышает пяти-семи не связанных одних с другими объектов. При восприятии чем-то связанных объектов (букв в слове, деталей конструкции) объем охватываемых вниманием объектов значительно возрастает. Концентрация и устойчивость внимания — способности не отклоняться от цели направленной психической активности, удерживать сосредоточенность на объекте внимания. Концентрация и устойчивость внимания — важная энергетическая база умственной работоспособности школьника. Переключение вни-
мания — способность перемещать его с одного объекта на другой — лежит в основе перехода от одного вида деятельности к другому.
Противоположным вниманию состоянием является рассеянность, характеризуемая неустойчивостью, отвлекаемос-тью, несосредоточенностью внимания.
Как показывает опыт, при задержке психического развития отмечается недостаточный уровень внимания (одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности), при этом особенно страдают произвольные виды внимания, ограничены объем и способность к сознательному переключению. Дети с ЗПР на занятиях крайне рассеяны, часто отвлекаются, не могут сосредоточенно слушать или работать более 5—10 мин. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы оно неуклонно снижается; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности; для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдаются при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием детей и возникают порой без видимых причин. Но и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы) выводят школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения.
Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних учеников раздражение, у Других — категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Как следствие, Развиваются крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.
Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа они начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела,
теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет — все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя, которому требуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние.
Те же особенности во многом характерны и для процессов запоминания. У детей с ЗПР память значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации). Нарушения памяти наиболее полно освещены в отечественных исследованиях. С.С. Мнухин (1948), Т.К. Мелешко (1962). Н.Г. Лотунян (1977), Ю.Г. Демьянов (1968) отмечали ослабление всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной. Невысокие показатели характеризуют долго- и кратковременную память (В.Л. Подобед, 1981), значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный (Т.В. Егорова, 1973), (Н.Г. Поддубная, 1976).
Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности. Дети с ЗПР склонны к механическому бездумному запоминанию, так как механизмы памяти у них ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Поэтому эти дети с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны резкие колебания продуктивности воспроизведения, они быстро забывают изученное.
Дети с ЗПР значительно хуже воспроизводят словесный материал, тратят на припоминание заметно больше времени, при этом самостоятельно почти не предпринимают попыток добиться более полного припоминания, редко применяют для этого вспомогательные приемы. Заметно страдает у них самоорганизация мнемонической деятельности. Они не умеют использовать рациональные приемы запоминания (например, классификацию материала), не могут и не стремятся контролировать свои действия и результаты запоминания.
Практика показывает высокую отзывчивость детей с ЗПР на коррекционную работу, которая определяет следующие пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленным вниманием, памятью:
— микроалгоритмическая организация деятельности уча
щихся на уроке (выслушать устное задание еще раз);
— дополнительный контроль за занятостью ребенка; при
признаках истощения внимания смена деятельности
на другую, более легкую; использование разнообраз
ных видов занятий, игровых моментов;
— применение красочного наглядного дидактического
материала вместо комплексных занятий, сложных ин
струкций, требующих переключения внимания на пос
ледовательную постановку одноцелевых заданий;
— организация самопланирования и самопроверки как
обязательных этапов любой самостоятельной работы
ученика на уроке, проговаривание учеником своей де
ятельности.
При организации обучения, адаптированного для детей с ослабленной памятью, нами использовались и зарекомендовали свою эффективность методы эйдотехники, направленные на использование в процессе запоминания ресурсов образной, ассоциативной памяти. Возможны следующие направления: учет иопора на ведущий кинтестетический и зрительный тип памяти (дополнительное привлечение наглядности, использование тактильных стимулов для организации запоминания — «Дощечки», ткани различной структуры, изготовление из пластилина «подсказок» для себя, флакончики с «запахами», мелкие предметы, природный материал); организация запоминания на основе визуализации (зрительного) запоминания информации. Все это существенно облегчается, когда в процесс запоминания включаются резервы эмоциональной памяти; а также обучение детей способам смыслового запоминания — структурирование материала для организации запоминания, многократное его повторение с расчленением на несложную информацию; определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и возраста ребенка).
Методика «10 слов»(А.Р.Лурия )
Цели: проанализировать состояние памяти — непосредственного запоминания, способности к заучиванию, утомляемости, активности и произвольности, устойчивости и концентрации внимания, ретенции, умения целенаправленно выполнять инструкцию, мотивированности действий.
Экспериментатор использует заранее подобранные слова, не имеющие между собой связи, и фиксирует их последующее называние испытуемым в бланке. С.Я. Рубинштейн предлагает давать инструкцию в несколько этапов.
1. Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно.
Когда закончу читать, сразу же повтори, сколько запом
нишь. Повторять можно в любом порядке.
2. Сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять дол
жен их повторить — и те, которые уже называл, и те, кото
рые в первый раз пропустил.
3. При комплексном исследовании ребенка последую
щий час желательно заполнить другими методиками, а за
тем повторить воспроизведение, но уже без прочтения слов.
В протоколе фиксируется последовательность называния слов,
лишние слова, темп воспроизведения. По полученному про
токолу составляется кривая запоминания.
Материал: 10 простых, не связанных непосредственно друг с другом, слов (год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын).
Инструкция. «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я закончу читать. Готов? Читаю».
Затем следует четко произнести 10 слов, после чего предложить повторить их в любом порядке. Такую процедуру совершать 4 раза, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.
Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее число слов. Для определения состояния долговременной памяти попросите ребенка назвать ранее заученные слова через 1 ч.
Инструкция. «Вспомни те слова, которые я тебе читал».
Оценка 10 баллов дается, если ребенок вспомнил все слова, которые он воспроизводил в лучшем для себя варианте. Каждое невоспроизведенное слово уменьшает оценку на 1 балл.
Анализ результатов (рис. 7).
1. Здоровые дети при первом предъявлении воспроизводят 5—6 слов, 3 и менее слов говорят о стимуляции или органических поражениях мозга.
2. У здоровых детей число правильно названных слов ра
стет с каждым воспроизведением, в конце они воспроизво
дят 8—10 слов. Больные дети воспроизводят меньшее коли
чество слов, могут демонстрировать «застревание» на лиш
них словах.
3. Если ребенок сразу воспроизвел 8—9 слов, а потом с
каждым разом все меньше и меньше, это выражает повы
шенную утомляемость, истощаемость памяти по гипостени-
ческому типу.
4. Скачкообразное количество слов — гиперстенический
тип истощения памяти, колебания внимания, его низкая
концентрация.
5. Кривая в форме «плато» свидетельствует об эмоцио
нальной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересован
ности, замедленной врабатываемости, тугоподвижности мыс
лительных процессов.
6. Повторение одних слов несколько раз за одно предъяв
ление — трудности с переключением внимания, ригиднос
ти мышления.
7. Лишние слова — трудности сосредоточения (нарушено
внимание), нарушение целенаправленности мышления, орга
нические нарушения:
а) лишние слова, ассоциативно связанные с предъявлен
ными, —- предполагаемая органика;
б) лишние слова, не связанные с предъявляемыми ассо
циативно, — возможны элементы шизофрении.
а) признаки эмоциональной вялости и тугоподвижности мыслительных процессов. |
8. Повтор начинается с последних слов — свидетельство
негативизма.
9. Число слов, воспроизведенных час спустя, ретенция, сви
детельствует по Рубинштейну «о памяти в узком смысле
слова».
б) признаки неврастении.
в) возможное поражение левого и правого полушарий.
г) возможное поражение лобной доли. Рис. 7 а, б, в, г. Признаки патологии по тесту «10 слов»
В любом случае для подтверждения предположений о специфике расстройств памяти нужно проведение повторной диагностики с другими наборами слов и тщательное медицинское обследование ребенка у специалистов — ней-ропсихолога, психоневролога и др.
Дополнительные наборы слов:
1) год, лес, мед, брат, слон, мяч, окно, мыло, сын, игла;
2) лес, хлеб, стол, окно, вода, брат, конь, гриб, игла, мед;
3) гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно,
пила.