Подходы к пониманию многоуровневого диагноза отклоняющегося развития
С позиции системного подхода, по мнению М.М. Семаго (1999), в самом процессе сопровождения развития необходимо выделить системообразующий концепгуальный фактор, который характеризует направленность, целевую установку систе-
мы, определяет ее содержательный смысл и структурную организацию. Таким концептуальным фактором может быть многоуровневый психологический диагноз, результатом которого должны стать психолого-медико-педагогические рекомендации по организации процесса системной психокоррекции и сопровождения ребенка в образовательном пространстве.
Имеющиеся в настоящее время системы диагноза построены либо по нозологическому принципу (психопатологический, клинический диагнозы), либо отражают в целом лишь феноменологический уровень (логопедический, педагогический диагнозы). В диагнозе нейропсихолога, наоборот, основной упор делается на «нейропсихологаческий синдром отклоняющегося развития», в первую очередь обращается внимание на становление мозговой организации высших психических функций и нарушения такого станоачения, определяемые как «дисгенети-ческий синдром».
При этом до сих пор деятельности психолога в команде специалистов, в которой много лет трудился и автор данного пособия, при так называемом комплексном подходе, отводилось лишь феноменологическое описание состояния высших психических функций ичисто психологических составляющих — особенности межличностных отношений, самооценка, уровень притязаний и т.п. Такое положение дел не оставляло права постановки непосредственно диагноза в его психологическом звучании и, тем более, определения дальнейшего направления коррекционно-развивающего воспитания и обучения. В то же время современные подходы к диагностической и коррекционной работе, психолого-педагогическому сопровождению «проблемного» ребенка позволяют определить место психолога как специалиста, который определяет и координирует процесс сопровождения.
Подобная смена взгляда на роль и деятельность психолога стала возможной при использовании интегративного психоло-1 ического подхода и его составных частей: интегративной психологической диагностики и системной психокоррекции. Основной элемент такого подхода (как и психолого-педагогического сопровождения в целом) — постановка соответствующего интегративного многоуровневого психологического диагноза. Основным положением интегративного подхода в диагностике считается необходимость отхода от чисто феноменологической оценки состояния ребенка и построение, по крайней мере, трехуровневой системы анализа и соответственно трехуровне-
вого диагноза. Не вдаваясь глубоко в систему диагностики, отметим только, что в данном случае используются одновременно методы наблюдения, оценки анамнеза ребенка и семьи (истории развития) и непосредственно экспериментального исследования. Несмотря на то, что подобный подход достаточно тривиален для специальной психологии, на практике эти методы искусственно разделены и почти не используются в процессе формирования как диагностической гипотезы, так и самой процедуры исследования.
Точно так же нельзя поставить интегративный психологический диагноз без комплексного анализа результатов проведенного исследования. Практика консультативной деятельности показывает, что именно анализ получаемых результатов — наиболее сложная часть диагностической деятельности психолога.
Психологи Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (1999) представляют перспективную, на наш взгляд, модель такой системной организации анализа и соответствующего психологического диагноза в виде трехкомпонентной системы, где в качестве четвертой компоненты (оси анализа) выступает возраст ребенка (табл. 2). В таблице представлены определяющие компоненты анализа. В свою очередь каждая из направлений (осей) может «расщепляться» на собственные составляющие.
Таким образом, можно говорить о существовании системы базовых предпосылок психической деятельности, неотвратимо детерминирующих развитие ребенка уже с ранних этапов онтогенеза. Практика диагностической и кор-рекционно-развивающей деятельности с детьми разных категорий показывает, что эти базовые составляющие психической деятельности являются более ранними, первичными по отношению к дальнейшему развитию всех высших психических функций. Тем самым, по мнению Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, более адекватна смена парадигмы первично-сти-вторичности дефекта в том виде, как это понималось и до сих пор бытует в специальной психологии и коррекци-онной педагогике. По их мнению, линейная структура первичного дефекта и возникающего опосредованно в процессе отклоняющегося развития вторичных нарушений высших психических функций должна быть преобразована в несколько иную.
Таблица 2