Принципы деятельности психолога ПМПк в работе с проблемными детьми

1. Комплексность изучения ребенка, тесное взаимодействие
психолога и логопеда, педагога, врача (психиатр, невропатолог
— постановка медицинского диагноза); логопед — особенно­
сти речевого развития; педагог, дефектолог — сформирован-
ность навыков и умений, определяет адекватные условия вос­
питания и форму обучения; социальный работник — среда,
социальная ситуация развития, социальный статус семьи.

2. Стереогнозис — оценка состояния ребенка с различных
точек зрения: нейропсихологическая, патопсихологическая
оценка, психодинамический подход, элементы психокоррек­
ции параллельно с обследованием, разработка индивидуаль­
ного образовательного маршрута. Этот принцип включает в
себя изучение внутренних психических процессов.

3. Целостность изучения состояния ребенка. Отдельные
стороны его психической организации (психические про­
цессы, эмоционально-волевое развитие) не изолированы, а
проявляются целостно, в совокупности всех психических
качеств личности, зависят от физического состояния, само­
чувствия, мотивов. Появляется возможность построить диаг­
ностический и развивающе-коррекционный сценарий пси­
хологической работы.

4. Структурно-динамическое изучение соматических и пси­
хофизиологических структур ребенка, когда его особенности
изучаются и оцениваются с точки зрения возрастной соот­
несенности, взаимодействия с другими функциями. Учет дан­
ного принципа позволяет не только фиксировать наруше­
ния, но и определять причины и ситуацию их возникнове­
ния, оценивать структуру, иерархию проблем развития.

5. Учет трех критериев:

— адекватности поведения как в целом, так и при обсле­
довании;

— критичности по отношению к результатам, успешнос­
ти деятельности и поведения;

— обучаемости как основного для задач образования пси­
холого-педагогического критерия.

Совокупность этих принципов лежит в основе системы интегративного подхода, важнейшего методологического, смыслообразующего принципа деятельности психолога.

6. Соблюдение интересов консультируемого ребенка. Опре­
деление и доведение до сведения родителей психолого-пе­
дагогического диагноза, необходимых адекватных условий
воспитания и обучения.

7. Щадящая форма сообщения поставленного диагноза, про­
ведение психокоррекционной работы с родителями на всех
этапах консультирования. Важно довести до понимания ро­
дителей психологическую структуру отклонений в разви­
тии ребенка, доступным языком рассказать о его особеннос­
тях, положительных качествах, объяснить, какие специалис­
ты и занятия ему необходимы. Крайне важно учитывать
условия жизни семьи, чтобы рекомендации были выполни­
мы, и у родителей не возникло вторичное чувство вины
перед ребенком и собственной беспомощности.

8. Индивидуально-коллегиальное проведение обследования.
Этот принцип обеспечивает защиту прав ребенка на адек-

ватное выявление и диагностику его проблемы, минимали-зацию диагностических ошибок. Таким образом, психолог выполняет ведущую роль — организатора и координатора всего процесса сопровождения развития ребенка.

Вопросы и задания

1. В чем заключается принципиальная новизна подхода
к проблеме психодиагностики в рамках культурно-истори­
ческой теории?

2. Охарактеризуйте основные методологические принци­
пы диагностического изучения ребенка с отклоняющимся
развитием.

3. Какие трудности диагностики нарушений развития
выделяет В.И. Лубовский?

4. Что входит в понятие «комплексный подход в изуче­
нии отклоняющегося развития»?

5. Насколько полно и глубоко, на ваш взгляд, реализуется
принцип динамического изучения ребенка с ЗПР, воспиты­
вающегося в домашних условиях? Подумайте, какие реко­
мендации родителям вы могли бы дать.

6. Какие принципы определяют специфику психологи­
ческой диагностики особенностей развития ребенка на
ПМПк?

7. На основании рекомендаций, данных в работе Н.Я. Се­
маго и М.М. Семаго «Организация и содержание деятельнос­
ти психолога специального образования» (2005), составьте за­
ключение по результатам психологического обследования ре­
бенка с ЗПР.

8. Проведите анализ документации всех специалистов,
представленных на ПМПк. В чем заключаются преимуще­
ство и сложность такого комплексного подхода к оценке
развития ребенка?

Наши рекомендации