Принципы деятельности психолога ПМПк в работе с проблемными детьми
1. Комплексность изучения ребенка, тесное взаимодействие
психолога и логопеда, педагога, врача (психиатр, невропатолог
— постановка медицинского диагноза); логопед — особенно
сти речевого развития; педагог, дефектолог — сформирован-
ность навыков и умений, определяет адекватные условия вос
питания и форму обучения; социальный работник — среда,
социальная ситуация развития, социальный статус семьи.
2. Стереогнозис — оценка состояния ребенка с различных
точек зрения: нейропсихологическая, патопсихологическая
оценка, психодинамический подход, элементы психокоррек
ции параллельно с обследованием, разработка индивидуаль
ного образовательного маршрута. Этот принцип включает в
себя изучение внутренних психических процессов.
3. Целостность изучения состояния ребенка. Отдельные
стороны его психической организации (психические про
цессы, эмоционально-волевое развитие) не изолированы, а
проявляются целостно, в совокупности всех психических
качеств личности, зависят от физического состояния, само
чувствия, мотивов. Появляется возможность построить диаг
ностический и развивающе-коррекционный сценарий пси
хологической работы.
4. Структурно-динамическое изучение соматических и пси
хофизиологических структур ребенка, когда его особенности
изучаются и оцениваются с точки зрения возрастной соот
несенности, взаимодействия с другими функциями. Учет дан
ного принципа позволяет не только фиксировать наруше
ния, но и определять причины и ситуацию их возникнове
ния, оценивать структуру, иерархию проблем развития.
5. Учет трех критериев:
— адекватности поведения как в целом, так и при обсле
довании;
— критичности по отношению к результатам, успешнос
ти деятельности и поведения;
— обучаемости как основного для задач образования пси
холого-педагогического критерия.
Совокупность этих принципов лежит в основе системы интегративного подхода, важнейшего методологического, смыслообразующего принципа деятельности психолога.
6. Соблюдение интересов консультируемого ребенка. Опре
деление и доведение до сведения родителей психолого-пе
дагогического диагноза, необходимых адекватных условий
воспитания и обучения.
7. Щадящая форма сообщения поставленного диагноза, про
ведение психокоррекционной работы с родителями на всех
этапах консультирования. Важно довести до понимания ро
дителей психологическую структуру отклонений в разви
тии ребенка, доступным языком рассказать о его особеннос
тях, положительных качествах, объяснить, какие специалис
ты и занятия ему необходимы. Крайне важно учитывать
условия жизни семьи, чтобы рекомендации были выполни
мы, и у родителей не возникло вторичное чувство вины
перед ребенком и собственной беспомощности.
8. Индивидуально-коллегиальное проведение обследования.
Этот принцип обеспечивает защиту прав ребенка на адек-
ватное выявление и диагностику его проблемы, минимали-зацию диагностических ошибок. Таким образом, психолог выполняет ведущую роль — организатора и координатора всего процесса сопровождения развития ребенка.
Вопросы и задания
1. В чем заключается принципиальная новизна подхода
к проблеме психодиагностики в рамках культурно-истори
ческой теории?
2. Охарактеризуйте основные методологические принци
пы диагностического изучения ребенка с отклоняющимся
развитием.
3. Какие трудности диагностики нарушений развития
выделяет В.И. Лубовский?
4. Что входит в понятие «комплексный подход в изуче
нии отклоняющегося развития»?
5. Насколько полно и глубоко, на ваш взгляд, реализуется
принцип динамического изучения ребенка с ЗПР, воспиты
вающегося в домашних условиях? Подумайте, какие реко
мендации родителям вы могли бы дать.
6. Какие принципы определяют специфику психологи
ческой диагностики особенностей развития ребенка на
ПМПк?
7. На основании рекомендаций, данных в работе Н.Я. Се
маго и М.М. Семаго «Организация и содержание деятельнос
ти психолога специального образования» (2005), составьте за
ключение по результатам психологического обследования ре
бенка с ЗПР.
8. Проведите анализ документации всех специалистов,
представленных на ПМПк. В чем заключаются преимуще
ство и сложность такого комплексного подхода к оценке
развития ребенка?