Дифференциальная диагностика задержки психического развития

ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Своевременное выявление детей с отклоняющимся раз­витием, их дифференциальная диагностика и отбор в специ­альные учреждения, интегрированные группы и классы на сегодняшний день, по существу, — та область психолого-педагогической практики, где применение адекватных пси­хологических диагностических методик совершенно необ­ходимо. Психодиагностическое исследование позволяет кон­кретизировать вид отклоняющегося развития, значимого при комплексном обследовании детей с целью отбора в специ­альные учреждения, проводится в форме длительного (кли­нического, лонгитюдного) изучения на всем протяжении дошкольно-школьного воспитания и обучения ребенка с на­рушениями развития. Это изучение играет важнейшую роль в построении программы психологического сопровождения развития ребенка, индивидуализации педагогического под­хода, создающего условия для наиболее эффективного ис­пользования его возможностей.

Принципы деятельности специалистов в работе с про­блемными детьми были сформулированы Л.С. Выготским и получили дальнейшее развитие в трудах дефектологов и пси­хологов. Они исходят из целей деятельности психолога об­разования, которая включает в себя:

— своевременную диагностику особенностей развития;

— определение путей и средств развивающе-коррекци-
онной работы с ребенком, прогноз его развития и воз­
можностей обучения на основе выявления особеннос­
тей развития (несформированность или нарушения в
познавательной, моторной, эмоционально-личностной
сферах и поведении в целом);

— реализацию психологической составляющей развива-юще-коррекционной работы как ситуации развития ребенка в целом, так и в рамках образования.

Особое значение в исследованиях дизонтогенеза имеет первичная диагностика, так как именно она способна дать характеристику актуального развития ребенка, спрогнозиро­вать последующую динамику и определить основной путь его воспитания и обучения, принять решение о том, какой тип учреждения является наиболее подходящим для него. В процессе выявления нарушений в развитии и отбора в специальные школы психологическая диагностика играет весьма важную роль. Между тем, по мнению В.И. Лубовско-го (1989), именно в этом звене отбора обнаруживаются наи­более существенные недостатки. Оценивая современное со­стояние, положительные стороны и недостатки психологи­ческой диагностики в области психологии отклоняющегося развития, принято рассматривать диагностику в трех планах: теоретическом, методическом и практическом.

Рассмотрение в теоретическом плане ведет к выявлению теоретической концепции, лежащей в основе психологичес­кой диагностики нарушений развития, тех методологичес­ких установок, основываясь на которых можно создавать или подбирать методики — инструменты диагностической работы, обработку и оценку результатов.

Рассмотрение в методическом плане связано с установле­нием характера методик, их соответствия исходным теорети­ческим положениям, диагностическим критериям, валидное-ти и надежности, с выявлением соотношения качественных и количественных показателей, а также с оценкой практи­ческого удобства применения традиционно использующих­ся методик.

При рассмотрении в практическом плане выясняются ре­зультативность, успешность диагностики, «качественные» возможности методики: какого характера отклонения в раз­витии они выявляют и насколько эффективны данные, по­лученные при их применении, удобны ли они для пользова­ния, доступны и понятны ли для проводящего обследование. Немаловажное значение имеет и то, в каких условиях про­исходит психологическое исследование, кто его проводит и как затем используются психологические данные в общем заключении о ребенке, постановке диагноза.

Так В.И. Лубовский (1989) указывает, что преодоление порочного подхода к диагностике нарушений умственного развития на основе чисто количественной психометричес­кой оценки результатов выполнения детьми тестовых зада­ний и отказ от придания тестам ведущей роли в отборе умственно отсталых детей в специальные школы привели к созданию комплексного подхода к диагностике нарушений развития.

Комплексный подход, как один из основных принципов диагностики аномального развития, означает требование все­стороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка, охватывающее не только интеллектуальную, по­знавательную деятельность, но иповедение, эмоции, уро­вень овладения навыками и т.д., а также состояние его зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, историю развития. Сведения о соматическом состоянии ре­бенка, состоянии его нервной системы и органов чувств, об условиях и особенностях его развития, возможной наслед­ственной природе нарушений не менее важны при опреде­лении путей его обучения, чем психологическая характери­стика и данные о знаниях, умениях и навыках. В обследо­ваниях ребенка в целях диагностики и отбора в специальные школы принимают участие врачи: психоневролог или пси­хиатр, отоларинголог, офтальмолог, педагог-дефектолог, ло­гопед, психолог.

Не менее важным подходом к диагностике аномалий раз­вития в целях отбора детей в специальные школы является системный подход, основанный на принципе целостного сис­темного изучения ребенка. Системный подход, о необходимо­сти применения которого к изучению нарушений развития писал еще Л.С. Выготский (1983), а позднее его ученики, является сейчас одним из основных в методологии идефек­тологии. Однако, как предостерегает В. И. Лубовский, в этом случае «мы получим огромное количество избыточного ма­териала, среди которого может затеряться интересующий нас. Вместе с тем, для такого обследования нужен гораздо более продолжительный отрезок времени, чем затрачиваемый на обследование одного ребенка медико-педагогическими ко­миссиями. Поэтому такой подход является просто нереаль­ным» [89, 64].

Целостный системный анализ в процессе психологичес­кой диагностики предполагает прежде всего обнаружение

не просто отдельных проявлении нарушения психического развития, а связей между ними, определение их причин, уста­новление иерархии обнаруженных недостатков или откло­нений в психическом развитии, т.е. того, что Л.С. Выготский определял как взаимосвязанную систему дефектов — пер­вичных, вторичных и т.д. Для осущестштения такого анализа необходима не только четкая постановка задач исследова­ния психического развития применительно к отбору в спе­циальные школы, но и соответствующая система диагности­ческих методик, без применения которых крайне затрудни­тельно получить материал для обоснованного решения этих задач.

Существенное значение для организации комплексной дифференциальной диагностики имеют принцип динамичес­кого изучения ребенка и качественный анализ полученных дан­ных. Этот принцип тесно связан с разработкой теории пси­хологического развития ребенка, в создании которой при­нимали участие такие ведущие психологи, как Л.С. Выготский, А В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Для де­фектологии (и в частности, для разработки основ психоло­гической диагностики) особо важное значение имели два положения, сформулированные Л.С. Выготским.

Одно из них состоит в том, что основные закономерности нормального развития ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими в обоих случаях. Вместе с тем, он отметил и существование специфических закономерностей аномального развития, в качестве примера которых указал на затруднения во взаимодействии с окру­жающими, обнаруживающиеся при всех аномалиях развития. Естественный вывод из такого положения применительно к диагностике нарушений развития — признание важности данных специфических закономерностей, поскольку они могут служить весьма существенными ориентирами. Имен­но опора на знание закономерностей (модально специфи­ческих и частных закономерностей развития) и особеннос­тей, своеобразных для разных категорий аномальных детей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциации случаях.

Не менее важным для понимания психологической диаг­ностики отклоняющегося развития является положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Подлинная реализация принципа динамического изучения

предполагает не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего разви­тия».

Постановка диагноза «задержки психического развития» проходит, как правило, в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума, где роль психолога осо­бенно значима. Известно, что деятельность психолога не мо­жет протекать изолированно от других специалистов (де-фектолога, педагога, логопеда, социального педагога, врачей). Вопросы взаимодействия определены в Положении о дея­тельности психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк), согласно которому психолог:

— устанавливает уровень и особенности актуального пси­
хического развития ребенка, в том числе и интеллек­
туального, особенностей эмоционально-волевой сфе­
ры, личностных характеристик ребенка;

— анализирует систему межличностных взаимоотноше­
ний со сверстниками, родителями и взрослыми;

— оценивает возможности овладения ребенком соответ­
ствующими программами развития и обучения;

— оказывает консультативную помощь родителям;

— защищает и выражает интересы ребенка;

— организует и координирует деятельность всего сопро­
вождения развития ребенка.

Наши рекомендации