Дифференциальная диагностика задержки психического развития
ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Своевременное выявление детей с отклоняющимся развитием, их дифференциальная диагностика и отбор в специальные учреждения, интегрированные группы и классы на сегодняшний день, по существу, — та область психолого-педагогической практики, где применение адекватных психологических диагностических методик совершенно необходимо. Психодиагностическое исследование позволяет конкретизировать вид отклоняющегося развития, значимого при комплексном обследовании детей с целью отбора в специальные учреждения, проводится в форме длительного (клинического, лонгитюдного) изучения на всем протяжении дошкольно-школьного воспитания и обучения ребенка с нарушениями развития. Это изучение играет важнейшую роль в построении программы психологического сопровождения развития ребенка, индивидуализации педагогического подхода, создающего условия для наиболее эффективного использования его возможностей.
Принципы деятельности специалистов в работе с проблемными детьми были сформулированы Л.С. Выготским и получили дальнейшее развитие в трудах дефектологов и психологов. Они исходят из целей деятельности психолога образования, которая включает в себя:
— своевременную диагностику особенностей развития;
— определение путей и средств развивающе-коррекци-
онной работы с ребенком, прогноз его развития и воз
можностей обучения на основе выявления особеннос
тей развития (несформированность или нарушения в
познавательной, моторной, эмоционально-личностной
сферах и поведении в целом);
— реализацию психологической составляющей развива-юще-коррекционной работы как ситуации развития ребенка в целом, так и в рамках образования.
Особое значение в исследованиях дизонтогенеза имеет первичная диагностика, так как именно она способна дать характеристику актуального развития ребенка, спрогнозировать последующую динамику и определить основной путь его воспитания и обучения, принять решение о том, какой тип учреждения является наиболее подходящим для него. В процессе выявления нарушений в развитии и отбора в специальные школы психологическая диагностика играет весьма важную роль. Между тем, по мнению В.И. Лубовско-го (1989), именно в этом звене отбора обнаруживаются наиболее существенные недостатки. Оценивая современное состояние, положительные стороны и недостатки психологической диагностики в области психологии отклоняющегося развития, принято рассматривать диагностику в трех планах: теоретическом, методическом и практическом.
Рассмотрение в теоретическом плане ведет к выявлению теоретической концепции, лежащей в основе психологической диагностики нарушений развития, тех методологических установок, основываясь на которых можно создавать или подбирать методики — инструменты диагностической работы, обработку и оценку результатов.
Рассмотрение в методическом плане связано с установлением характера методик, их соответствия исходным теоретическим положениям, диагностическим критериям, валидное-ти и надежности, с выявлением соотношения качественных и количественных показателей, а также с оценкой практического удобства применения традиционно использующихся методик.
При рассмотрении в практическом плане выясняются результативность, успешность диагностики, «качественные» возможности методики: какого характера отклонения в развитии они выявляют и насколько эффективны данные, полученные при их применении, удобны ли они для пользования, доступны и понятны ли для проводящего обследование. Немаловажное значение имеет и то, в каких условиях происходит психологическое исследование, кто его проводит и как затем используются психологические данные в общем заключении о ребенке, постановке диагноза.
Так В.И. Лубовский (1989) указывает, что преодоление порочного подхода к диагностике нарушений умственного развития на основе чисто количественной психометрической оценки результатов выполнения детьми тестовых заданий и отказ от придания тестам ведущей роли в отборе умственно отсталых детей в специальные школы привели к созданию комплексного подхода к диагностике нарушений развития.
Комплексный подход, как один из основных принципов диагностики аномального развития, означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка, охватывающее не только интеллектуальную, познавательную деятельность, но иповедение, эмоции, уровень овладения навыками и т.д., а также состояние его зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, историю развития. Сведения о соматическом состоянии ребенка, состоянии его нервной системы и органов чувств, об условиях и особенностях его развития, возможной наследственной природе нарушений не менее важны при определении путей его обучения, чем психологическая характеристика и данные о знаниях, умениях и навыках. В обследованиях ребенка в целях диагностики и отбора в специальные школы принимают участие врачи: психоневролог или психиатр, отоларинголог, офтальмолог, педагог-дефектолог, логопед, психолог.
Не менее важным подходом к диагностике аномалий развития в целях отбора детей в специальные школы является системный подход, основанный на принципе целостного системного изучения ребенка. Системный подход, о необходимости применения которого к изучению нарушений развития писал еще Л.С. Выготский (1983), а позднее его ученики, является сейчас одним из основных в методологии идефектологии. Однако, как предостерегает В. И. Лубовский, в этом случае «мы получим огромное количество избыточного материала, среди которого может затеряться интересующий нас. Вместе с тем, для такого обследования нужен гораздо более продолжительный отрезок времени, чем затрачиваемый на обследование одного ребенка медико-педагогическими комиссиями. Поэтому такой подход является просто нереальным» [89, 64].
Целостный системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает прежде всего обнаружение
не просто отдельных проявлении нарушения психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, т.е. того, что Л.С. Выготский определял как взаимосвязанную систему дефектов — первичных, вторичных и т.д. Для осущестштения такого анализа необходима не только четкая постановка задач исследования психического развития применительно к отбору в специальные школы, но и соответствующая система диагностических методик, без применения которых крайне затруднительно получить материал для обоснованного решения этих задач.
Существенное значение для организации комплексной дифференциальной диагностики имеют принцип динамического изучения ребенка и качественный анализ полученных данных. Этот принцип тесно связан с разработкой теории психологического развития ребенка, в создании которой принимали участие такие ведущие психологи, как Л.С. Выготский, А В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Для дефектологии (и в частности, для разработки основ психологической диагностики) особо важное значение имели два положения, сформулированные Л.С. Выготским.
Одно из них состоит в том, что основные закономерности нормального развития ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими в обоих случаях. Вместе с тем, он отметил и существование специфических закономерностей аномального развития, в качестве примера которых указал на затруднения во взаимодействии с окружающими, обнаруживающиеся при всех аномалиях развития. Естественный вывод из такого положения применительно к диагностике нарушений развития — признание важности данных специфических закономерностей, поскольку они могут служить весьма существенными ориентирами. Именно опора на знание закономерностей (модально специфических и частных закономерностей развития) и особенностей, своеобразных для разных категорий аномальных детей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциации случаях.
Не менее важным для понимания психологической диагностики отклоняющегося развития является положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Подлинная реализация принципа динамического изучения
предполагает не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития».
Постановка диагноза «задержки психического развития» проходит, как правило, в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума, где роль психолога особенно значима. Известно, что деятельность психолога не может протекать изолированно от других специалистов (де-фектолога, педагога, логопеда, социального педагога, врачей). Вопросы взаимодействия определены в Положении о деятельности психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк), согласно которому психолог:
— устанавливает уровень и особенности актуального пси
хического развития ребенка, в том числе и интеллек
туального, особенностей эмоционально-волевой сфе
ры, личностных характеристик ребенка;
— анализирует систему межличностных взаимоотноше
ний со сверстниками, родителями и взрослыми;
— оценивает возможности овладения ребенком соответ
ствующими программами развития и обучения;
— оказывает консультативную помощь родителям;
— защищает и выражает интересы ребенка;
— организует и координирует деятельность всего сопро
вождения развития ребенка.