Раздел 2. Психическое и социальное развитие детей
сЗПР..............................................................................55
2.1. Закономерности развития детей с ЗПР............... 55
2.2. Особенности познавательной деятельности
и специфика обучения дегей с ЗПР........................... 66
Познавательное развитие, оптимизация учебной
деятельности................................................................ 68
Специфика готовности детей с ЗПР к обучению
в школе.......................................................................... 75
Межличностные отношения в классах
для детей с ЗПР........................................................... 78
Особенности поведения и эмоциональной сферы
детей................................................................................ 83
2.3. Трудности адаптации детей и подростков с ЗПР 88
Раздел 3. Особенности развития детей
с минимальными мозговыми дисфункциями............103
3.1. Современное понимание минимальных мозговых
дисфункций................................................................. 103
3.2. Основные проявления ММД у детей................. 111
3.3. Типы минимальных мозговых дисфункций....... 119
3.4. Комплексная профилактика ММД...................... 126
3.5. Оптимизация обучения и развития детей с ММД.... 136
Раздел 4. Дифференциальная диагностика задержки
психического развития.................................................148
4.1. Принципы комплексной психологической
диагностики отклоняющегося развития................... 148
Принципы деятельности психолога ПМПк
в работе с проблемными детьми.............................. 152
4.2. Подходы к пониманию многоуровневого диагноза
отклоняющегося развития......................................... 154
Многоуровневый системный анализ психического
развития личности детей и подростков с ЗПР........ 162
4.3. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе.. 172
4.4. Методы комплексной дифференциальной
психологической диагностики детей с ЗПР............ 182
Самодиагностика готовности ребенка к школе
для родителей............................................................. 182
Диагностика мотивационной готовности
к обучению................................................................... 187
Проективные методики, позволяющие оценить особенности произвольности ребенка и мелкой
моторики ...................................................................... 193
Диагностика мышления и интеллекта...................... 195
Исследование особенностей памяти и внимания ... 202
Изучение психомоторного развития......................... 210
Изучение эмоциональных и поведенческих
особенностей............................................................... 219
Раздел 5. Системная психокоррекция задержки
психического развития у детей.....................................237
5.1. Социально-педагогическое сопровождение
развития и интеграция................................................ 237
5.2. Методы и средства развития личности детей
с ЗПР............................................................................ 248
И фа как условие реализации активности
личности ребенка........................................................ 251
Психогимнастика в психокоррекции
отклоняющегося развития......................................... 255
Психокоррекционные возможности игрового
танца............................................................................. 256
Практика экспрессивной психомоторики................. 260
5.3. Создание развивающего пространства............. 271
Терапия средой и этнофункциональная
психотерапия............................................................... 273
5.4. Гармонизация детско-родительских отношений 281
Типы реакции родителей на проблемы развития
ребенка......................................................................... 282
Возможности гармонизации детско-родительских
отношений.................................................................... 285
Приложения.................................................................294
Приложение 1. Карта-схема изучения социально-психологического и медицинского статуса
ребенка......................................................................... 294
Приложение 2. Система мероприятий
по профилактике школьной дезадаптации
и коррекции неадекватной самооценки детей
младшего школьного возраста................................. 299
Список использованной и рекомендуемой литературы... 310
ВВЕДЕНИЕ
Анализ данных, приведенных в научных исследованиях, посвященных проблеме детей с задержкой психического развития (ЗПР), позволяет утверждать, что число таких детей постоянно увеличивается, а стихийный процесс их интеграции в школы и дошкольные учреждения уже произошел. Так, если в исследованиях 1990—1999 гг. говорилось о 5—15% детей с ЗПР (Д.И. Альраххаль, 1992; Е.Б. Аксенова, 1992; Е.А Морщинима, 1992; Т.Н. Князева, 1994; Е.С. Сле-пович, 1994; О.В. Защиринская, 1995; Н.Л. Белопольская, 1996 и др., то в настоящее время только в начальной школе их насчитывается до 25—30% (В.А. Кудрявцев, 2000; Ю.С. Гал-лямова, 2000; Е.Г. Дзугоева, 2000; Ё.В. Соколова, 2000, 2005; Л.Н. Блинова, 2001; М.Б. Калашникова, 2004; У.В. Ульенко-ва, О.В. Лебедева, 2005). К тому же наблюдается тенденция к постоянному росту этой категории детей. В некоторых научных исследованиях приводятся данные о том, что отклонения в нервно-психическом развитии имеют 30—40% дошкольников (Л.Н. Винокуров, Е.А. Ямбург) и от 20 до 60% учащихся начальной школы (О.В. Защиринская) [51].
Образовательная ситуация осложняется тем, что в последнее время наблюдаются все более полиморфная картина отклоняющегося развития, возникновение большого количества разноплановых по происхождению феноменов, каждый из которых претендует на роль «первичного», что значительно затрудняет как квалификацию состояния ребенка, гак и делаег иногда малоэффективной или невозможной традиционную систему коррекционной работы.
Особую тревогу у специалистов вызывает значительный рост числа детей с парциальными нарушениями развития. Такая парциальная несформированность высших психических функций (ВПФ) наблюдается у детей с явлениями психического инфантилизма: с задержкой психическою развития (ЗПР), явлениями минимальных мозговых дисфункций (ММД), нарушениями речи и проявляется в том числе в трудностях обучения ребенка, поведенческих проблемах, ведущих к школьной дезадаптации. Поскольку изменения в их психической деятельности не носят грубого характера, поддаются коррекционным воздействиям, усилия педагогов и психологов в первую очередь должны быть направлены на своевременную диагностику специфики дефекта и раз
работку адекватных и эффективных программ формирования и развития различных сторон психической сферы данной категории детей. Это тем более важно потому, что парциальные нарушения развития — такая разновидность отклоняющегося психического развития, которая может быть компенсирована в адекватных состоянию ребенка психолого-педагогических условиях.
Как показывают современные исследования и наши наблюдения, негрубые нарушения темпа развития до начала обучения ребенка в школе нередко остаются без должного внимания родителей и специалистов. Это существенно осложняет его учебную деятельность, адаптацию к школе, зачастую вызывая появление вторичных эмоционально-личностных и поведенческих проблем развития. Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в старшем возрасте, школьные трудности создают стойкое отрицательное отношение к учебной деятельности, которое в подростковом возрасте становится одним из факторов, формирующих поведенческие нарушения. Конфликты с родителями и учителями приводят к тому, что эти дети перестают посещать школу, приобщаются к асоциальным группам. Усугубляющееся отставание и дезадаптация требуют уже более сложных усилий и значительных финансовых затрат по их преодолению, либо содержанию детей в учреждениях специального профиля. По мнению Е.А. Стребеле-вой, «...если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества не получают по тем или иным причинам должного развития в раннем возрасте, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается трудным, а подчас и невозможным» [147, 88]'.
0 детях с ЗПР в отечественной психологии накоплены
исключительно ценные научные сведения, хотя проблема спе
циального изучения сформировалась только в конце 60-х гг.
прошлого столетия. Полученные данные по большей части
имели (и до сих пор имеют) отношение к младшим школь
никам и подросткам. Необходимо также отметить, что боль
шинство исследователей ограничивают свои задачи описа
нием клинико-нейропсихологической характеристики этих
1 В квадратных скобках указывается номер источника в списке лите
ратуры, после запятой номер страниц.
дефектов, изучением особенностей нарушения какой-либо функции: памяти, внимания, речи, мышления, зрительно-пространственного восприятия, изучением специфики общения, игровой деятельности (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Ю.Г.Демьянов, Г.И.Жаренкова, В.В.Лебединский, И.Ф. Марковская, Т.В. Егорова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.Б. Аксенова, Л.И. Переслени, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова, Е.С. Сле-пович, Н.Л. Белопольская и др.).
Различные подходы психолого-педагогического сопровождения развития детей стали реализовываться в системе отечественного образования с середины 90-х гг. XX в. в связи с созданием психологической службы. Появились также работы, рассматривающие организационные моменты оказания практической помощи, в том числе и детям с ЗПР (С.Д. Забрамная, 1985, 1988, 1990; О.В. Защиринская, 1995; Е.А. Ямбург, 1997; И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, 2004 и др.). К сожалению, среди них мало таких, в которых говорится об определяющих систему психокоррекционных мероприятиях по оказанию помощи детям с ЗПР в условиях интеграции их в общеобразовательную среду.
Анализ этого направления в работе школ показывает, что традиционный, практикующийся почти повсеместно подход к обучению таких детей в коррекционно-развивающих классах — лишь попытка чисто внешними, формальными способами разрешить сложившуюся проблему компенсации дефекта развития. Поэтому эффективность такого вида обучения все больше подвергается сомнению родителями и специалистами.
Проблема своевременного преодоления отставания психического развития, пока еще не упущены сензитивные периоды и не возникли вторичные дефекты, — чрезвычайно актуальна. В связи с этим в психологии и педагогике возрастает необходимость дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей с ЗПР, создания оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, психокоррекции нарушений в раннем онтогенезе, адаптации детей к жизни в условиях современного общества.
Раздел 1
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ
ВИД ДИЗОНТОГЕНЕЗА
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАДЕРЖКИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ