По мнению ведущих зарубежных исследователей, именно синдром дефицита удовлетворенности является основной причиной роста заболеваемости алкоголизмом и наркоманией.
Схожее мнение высказывают и отечественные наркологи: «Проведенные молекулярно-биологические и генетические исследования показали, что индивидуальная предрасположенность к алкоголизму и наркоманиям генетически детерминирована, проявляясь особенностями функций «системы удовлетворения» мозга». [5]
Некоторые дети с самого раннего возраста очень непоседливы (гиперактивны). Другие – напротив: постоянно замкнуты, с трудом осваивают школьную программу, быстро устают, иногда им попросту неинтересно учиться, трудно заставить себя делать то, что от них требуют взрослые. Дело здесь не только в воспитании! Оказывается, все эти особенности поведения могут быть проявлением синдрома недостатка удовлетворенности. Те, кто страдают дефицитом удовлетворенности, с самых ранних лет неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения. Нередко это - вызывающее поведение, с целью привлечь к себе внимание. Многие так называемые «трудные дети» относятся к этой группе. Вместе с тем, одним из наиболее значимых и одновременно вредоносных способов компенсации неудовлетворенности является поедание сладостей. У детей до 20-ти летнего возраста поедание сладкого вызывает гораздо более яркие, чем у взрослого, сначала ощущения «сладкой неги» (приятные нежные переживания), а затем состояния душевного дискомфорта, иногда даже подавленности и тоски. Обычно депрессивные состояния, возникающие вследствие приема сладкого, никогда не связывают с рационом питания. Это особенность перепадов настроения обусловлена тем, что усвоение сладкого организмом, как человека, так и млекопитающих сопровождается резким увеличением концентрации метэнкефалина (вещества отвечающего за состояние душевного комфорта), а затем резким его падением ниже среднего уровня.[4]
Таким образом, компенсируя неудовлетворенность сладкой едой и достигая временные состояния комфорта, люди расплачиваются еще более сильным дискомфортом, от которого пытаются избавиться или очередным приемом сладкой пищи или другими способами. Ребенок с наличием дефицита удовлетворенности, которому приходится жить на низких уровнях комфорта (в душевной тоске), видит окружающий мир совсем не так, как его более счастливые и стабильные родители. Когда у человека хорошо на душе, даже рутинная работа бывает в радость, если ему плохо - только особо приятные виды поведения способны доставить ему удовольствие. Все остальное вызывает неприятие, причиняет душевную боль и становится отвратительным. «Счастливые» родители воспитывают «несчастных» детей, навязывают правильную (на их взгляд) манеру поведения и образ мыслей. Однако, «несчастным» детям это не в «кайф» и поэтому отвратительно. Более того, дети не могут высказаться и объяснить свое душевное состояние взрослым. Примерно так же, как говорят в пословице: «Сытый голодного не разумеет». Поэтому современные дети примерно за полчаса до прихода родителей с работы стараются убежать из квартиры во двор. Там они встречают себе подобных, с которыми им легко удается найти общий язык,. В уличной компании дети ищут выход из мучительного душевного состояния. Обратим внимание на различия в методах выбора поведения людей стабильно счастливых и людей, которые все время пытаются хоть ненадолго избавиться от душевного дискомфорта. Если для стабильных и счастливых людей основной ценностью в выборе являются моральные принципы, то для групп несчастливых наиболее ценным является крутизна взлета вверх по шкале удовлетворенности. Недаром молодежь ввела в свой словарь слово «круто», чем «круче», тем и ценнее данное поведение или вещество, модифицирующие душевное состояние. Наркотик - это самое крутое, а значит и самое ценное вещество, способное с лихвой покрыть расстояние между нехваткой метэнкефалина к его избытку. Не случайно, что при первом употреблении наркотика говорят: это то, что я искал всю жизнь. Тогда уже молодежь не обращает внимание на то, что «Минздрав предупреждает…». Ради принятия во внутренний круг дворового сообщества «удачливый» новичок вынужден принять идеалы старших товарищей. Они уже нашли свое «лекарство» от душевной боли и живут по своим принципам, считая «крутостью» употребление наркотиков, как и употребление алкоголя, курение, хулиганство или совершение правонарушений. Делая это - ты становишься своим. Так формируется молодежная субкультура. Эти люди слушают свою музыку, смотрят свое кино, ходят в свои клубы, читают книги, вызывающие у других, в лучшем случае, непонимание.
Так, бессознательно, в поисках лекарства от душевного дискомфорта, молодежь приходит к употреблению «уличных лекарств», то есть наркотиков. Именно у них в большинстве случаев развивается химическая зависимость, наркомания - тяжелое хроническое заболевание, с разрушительным патологическим влечением к наркотическому веществу. [3]
Формой наркомании является с точки зрения современной медицины и алкоголизм! Конечно, неудовлетворенность бывает разная. Некоторых внутренняя неудовлетворенность направляет на путь развития и самосовершенствования. Они начинают активно искать свое место в жизни. Однако в большинстве случаев люди с заложенным в генах дефицитом удовлетворенности начинают лечить его «уличными лекарствами». Как показывает опыт, в 80% случаев в молодежной среде, люди из группы риска предпочитают героин самосовершенствованию, поскольку героин для них наиболее точное лекарство. [26]
Необходимо отметить, что кроме синдрома дефицита удовлетворенности, есть и другие предрасполагающие факторы возникновения наркотической зависимости, например, неблагоприятная обстановка в семье и школе. Такими фактором может быть также наличие психологических и физических травм, сильных стрессов.
Как и в других видах болезненных пристрастий, причины, побуждающие подростков употреблять наркотики, различны в каждом конкретном случае. Однако наиболее распространенными, по нашему мнению, являются любопытство, скука и зависимость от группы сверстников. Не умение сказать «нет», не хватает воли и сил.
Сама процедура принятия наркотиков, в особенности летучих растворителей, происходит в группе, что предоставляет подростку суррогатную возможность заняться неким подобием социальной деятельности. Таким образом, подростки удовлетворяют присущую возрасту потребность в общественной деятельности. Причиной, приводящей к нюханию тех же растворителей или клея, может быть стремление присоединиться к группе сверстников или страх выпасть из нее. Нередко такой причиной является бравада перед сверстниками. Но это с одной оговоркой, если человеку всё же есть чем заняться, у него есть цель. Вряд ли он выйдет на улицу и пристраститься к наркотикам. В одном случае сработает разум, в другом не позволит воспитание.
Мы считаем, что не только синдром дефицита удовлетворенности, но и отсутствие у большинства подростков прочной жизненной позиции, нежелание выделяться из «толпы», а также любопытство и желание найти свое место в обществе провоцируют прием наркотиков. Без сомнения, чем насыщеннее и интереснее будет жизнь у молодого человека, чем больше ценностей он осознает, тем меньше шансов будет у наркодилера.