Ситуационные задачи по оценке санитарного состояния почвы
Задача 1. В населенном пункте для строительства школы-интерната отводится участок площадью 3 га со спокойным рельефом, являющийся ранее частью сельскохозяйственных угодий, на которых использовались органические и минеральные удобрения, пестициды. На участке и вблизи от него отсутствуют источники сосредоточенного загрязнения. Почва участка суглинистая. Данные лабораторного анализа почвы:
Показатели | Участок контрольный | Участок опытный |
азот аммонийный мг/100 г | 3,4 | 3,8 |
органический углерод, % | 0,3 | 0,4 |
нитриты, мг/100 г | 0,2 | 0,3 |
нитраты, мг/100 г | 1,2 | 1,8 |
хлориды, мг/ 100 г | 38,4 | 40,7 |
Общее содержание: | ||
азота, мг/100 г | 2,1 | 2,4 |
содержание азота гумуса | ||
микробное число | ||
коли-титр, г | 1,0 | 1,0 |
титр-анаробов, г | 0,1 | 0,1 |
число яиц гельминтов | ||
число личинок и куколок мух на 25 м2 |
Данные сравнивались с показателями контрольного участка, располагающегося на территории лесопосадки. Дайте оценку санитарного состояния участка, ответив на следующие вопросы:
1. Правильно ли выбран контрольный участок?
2. Подходит ли суглинистая почва для строительства. Каковы воздухо- и водопроницаемость, теплоемкость, капиллярность, водоемкость и гигроскопичность этого типа почвы?
3. Какие загрязнители могут быть обнаружены, учитывая характер использования ранее этих земель?
4. Содержание каких загрязнителей почвы нужно было бы, по Вашему мнению, определить еще?
5. Какие из данных лабораторного анализа позволяют судить о санитарно-эпидемической безопасности почвы, органическом загрязнении экзогенными химическими веществами?
6. О чем говорит санитарное число Хлебникова? Как рассчитать его, исходя из приведенных выше данных?
7. Дайте оценку степени чистоты и опасности почвы.
8. Можно ли использовать данный участок под строительство школы-интернат? Если нет, то почему?
Задача 2.Детский оздоровительный комплекс находится в пригороде, в лесостепной полосе. в низине. В 2 км от комплекса расположена молочно-товарная ферма, сточные воды которой сбрасываются по каналу, проходящему в 30 км от границ комплекса по уклону с наветренной стороны. В близлежащих поселках отмечена повышенная заболеваемость аскаридозом и эхинококкозом.
Данные лабораторного анализа почвы на территории детского оздоровительного комплекса
Показатели | Участок контрольный | Участок опытный |
примеси | 3% | 4% |
глинистые частицы | 50% | 55% |
песчаные частицы | 48% | 41% |
азот аммонийный мг/100 г | 4.5 | 5,0 |
органический углерод, % | ||
нитриты, мг/100 г | 0,6 | 3,6 |
нитраты, мг/100 г | 1,2 | 1,8 |
общий азот | 39,2 | |
содержание азота гумуса | ||
микробное число | ||
коли-титр, г | 0,2 | 0,01 |
титр-анаробов, г | 0,05 | 0,0001 |
число яиц гельминтов | ||
число кукол и личинок |
Дайте оценку санитарного состояния участка, ответив на следующие вопросы:
1. Имеются ли источники загрязнения вблизи от оздоровительного комплекса? Достаточна ли санитарно-защитная зона?
2. Влияет ли расположение в низине на санитарные условия участка?
3. Определите характер почвы по данным механического состава, представленным в таблице.
4. Каковы воздухо- и водопроницаемость, водоемкость, капиллярность и гигроскопичность этого типа почвы? Какое имеют гигиеническое значение?
5. Какие из приведенных показателей говорят об органическом (экскрементами, мочой и другие) загрязнении почвы?
6. Какие показатели позволяют судить о санитарно-эпидемической безопасности почвы?
7. Что представляет собой санитарное число Хлебникова, можно ли определить его, используя данные таблицы?
8. В каких случаях используют сравнение с контрольным участком?
9. Какие показатели являются прямыми показателями фекального загрязнения почвы?
10. Какова степень чистоты и опасности почвы на территории детского комплекса?
11. Правильно ли выбран контрольный участок? Если нет, обоснуйте сове предположение?
12. Какие данные подтверждают Ваши выводы о неблагополучном санитарном состоянии почвы в этом районе?
13. Какую данность имеет загрязнение почвы на данном участке? Продолжается ли оно?
14. Дайте рекомендации по оздоровлению санитарной ситуации.
Ситуационные задачи по гигиене питания
Ситуационные задачи по меню-раскладке.
Задача № 1
Емербегенова Р.А. – студентка института физкультуры, 20 лет, рост -160см, вес-48кг.
Фактический суточный рацион:
ЗАВТРАК: творог со сметаной и сахаром, чай сладкий, хлеб (100 г) с маслом.
ОБЕД: борщ из квашеной капусты с мясом, котлеты с гречневой кашей, компот из яблок, хлеб (100 г).
УЖИН: молоко, пряники.
Набор продуктов по данному меню:
Творог (20%) -100г
Сметана -10г
Сахар-50г
Масло сливочное-20г
Капуста квашеная -200г
Говядина 2 категории-150г
Крупа гречневая -50г
Компот из яблок -200г
Молоко коровье-200г
Пряники -50г
Хлеб пшеничный (формовой из обойной муки)-200г.
Чай – 5 г
Задача №2
Джумабаева Е.А. –токарь, 55-лет .рост-167 см, вес -58кг.
Фактический суточный рацион
ЗАВТРАК: сардельки с картофелем отварным, чай сладкий, хлеб (100 г), сыр.
ОБЕД: щи из свежей капусты с мясом, гуляш с гречневой кашей, хлеб (100 г), компот из яблок.
УЖИН: каша пшенная с молоком, хлеб (100 г).
Набор продуктов по данному меню:
Сардельки -200г
Картофель-300г
Сахар -50г
Масло сливочное (несоленое)-25г
Сыр плавленый "Новый"-100г
Говядина 1 категории-200г
Капуста белокочанная -100г
Крупа пшенная -50г
Крупа гречневая -50г
Молоко коровье (цельное)-300г
Батон простой из муки пшеничной 2 сорта - 300г
Компот из яблок -200г
Задача №3
Власова Л.В -доярка молочной фермы с механизированной дойкой коров, 29-лет, рост-157см, вес-60кг.
Фактический суточный рацион:
ЗАВТРАК: картофель отварной с маслом, молоко, хлеб (50 г).
II - завтрак: сало, лук зеленый, хлеб (100г), чай.
ОБЕД: щи из капусты квашеной со свининой, хлеб (50 г), чай.
УЖИН: молоко.
Набор продуктов по данному меню:
Картофель -400г
Шпиг свиной -200г
Молоко коровье (цельное)-1000г
Лук зеленый (перо) -50г
Свинина -100г
Хлеб ржаной (из обойной муки)-200г
Капуста квашеная -200г
Масло сливочное – 20 г
Чай –5г
Задача № 4
Оралбаев К.М. -механизатор-комбайнер, 49-лет, рост-184см, вес-74 кг.
Фактический суточный рацион:
ЗАВТРАК: яичница жареная на сале, молоко с хлебом (100г).
ОБЕД: щи с мясом, картофель отварной с салом, хлеб (100г), чай.
УЖИН: каша гречневая с молоком, хлеб (100г), чай.
Набор продуктов по данному меню:
Яйцо куриное -200г
Шпиг свиной -100г
Молоко коровье (цельное)-100г
Свинина мясная -200г
Капуста квашеная 200г
Картофель – 500г
Крупа гречневая-50г
Хлеб ржаной -300г
Чай-3г
Задача № 5
Булатбеков А.К. -врач хирург ,32 года, рост 175см, вес-70кг.
Фактический суточный рацион:
ЗАВТРАК: каша овсяная молочная сладкая, чай сладкий с печеньем, хлеб (50 г).
ОБЕД: суп гороховый, мясо тушеное с картофелем, хлеб (50 г).
УЖИН: творог сладкий, молоко, хлеб (50 г).
Набор продуктов по данному меню:
Крупа овсяная-50г
Молоко коровье (цельное)-700г
Сахар -50г
Горох-50г
Картофель-400г
Говядина(1 категории)-200г
Творог(20%) -200г
Масло сливочное (несоленое)-50г
Печенье сухое столовое -100г
Хлеб ржаной (формовой)-150г
Задача № 6
Рысбаева Г.К. -клинический лаборант, 50 лет, вес –72 кг, рост-160см.
Фактический суточный рацион:
ЗАВТРАК: каша рисовая молочная, чай сладкий, булка городская (100 г) с маслом.
ОБЕД: борщ, котлеты с макаронами, хлеб ржаной (150 г), чай.
УЖИН: хлеб ржаной (50 г) с маслом и колбасой, чай сладкий с городской булкой (100г).