Тема № 3. Мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с водным фактором.
Цель:Формирование знаний о комплексе мероприятий по профилактике заболеваний, связанных с водным фактором.
Задания:
· Изучение материала по предлагаемой литературе
· Поиск современной информации, составление комментариев по вопросам темы
· Составление реферата
Форма выполнения – подготовить реферат по теме:Мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с водным фактором
Критерии выполнения:
1. Реферат должен отразить основное содержание вопросов, предлагаемым в разделе «Контроль».
2. Объем реферата не должен превышать 7-8 печатных страниц.
3. В структуру реферата должны входить титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение и список литературы.
4. Во введении формулируется актуальность, цель и задачи реферата, в основной части – раскрывается содержание темы, в заключении – обобщаются изложенные данные и даются выводы с рекомендациями.
5. Должен быть использован не один, а несколько литературных источников с акцентом на наиболее свежие источники.
6. Реферат может быть иллюстрирован таблицами, графиками, рисунками и т.д.
Сроки сдачи:согласно календарно-тематическому плану.
Критерии оценки:
Критерии качества | Отлично | Хорошо | Удовлетвори-тельно | Неудовлетво-рительно |
Соответствие содержания реферата теме и поставленным задачам | содержание реферата полностью соответствует теме и задачам | содержание реферата полностью соответствует теме и задачам | содержание реферата в основном соответствует теме и задачам | содержание реферата не полностью соответствует теме |
Полнота раскрытия темы и использования источников | тема полностью раскрыта, использованы современные источники литературы в достаточном количестве | тема раскрыта, однако некоторые положения требуют уточнения, использованы основные источники литературы | тема раскрыта недостаточно, использованы не все основные источники литературы | тема раскрыта недостаточно, использовано мало источников |
Умение обобщить материал и сделать краткие выводы | материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы | материал обобщен, сделаны четкие выводы | материал обобщен, но выводы громоздкие, не четкие | материал не обобщен, выводов нет |
Иллюстрации, их информа-тивность | информативныевысокого качества | информативные, хорошего качества | не достаточно информативные | не информа-тивные |
Соответствие оформления реферата предъявляемым требованиям | оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям | оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям | основные требования к оформлению реферата соблюдены | не соблюдены основные требования к оформлению реферата |
Литература:
Основная:
1. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина,2000.- С.111-175.
2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия»,.2004.- С.45-61, 265-286.
3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – С.27-51.
Дополнительная:
1. Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена. - М.: Медицина. 2002.- С.55-107
2. Красовский Г.Н., Надеенко В.Г., Кенесариев У.И. "Токсичность металлов в питьевой воде", 1992, 126с.
3. Новиков Ю.В., Плитман С.И. Современные проблемы водоснабжения и санитарной охраны водоемов. Гигиена и санитария. 1993.-. №2. –С.6-8.
4. Правила охраны поверхностных вод (типовые положения). - М., 1991
5. СанПиН 3.01.067.97 РК – Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.СанПиН 03.01.1997г. Республики Казахстан «Питьевая вода».
6. Сидоренко Г.И. и др. Гигиена сельского водоснабжения: Справочное пособие. – Алма-Ата: Кайнар,1989. –С.304.
Контроль
Вопросы:
1. Основные направления профилактики заболеваний, связанных с водным фактором.
2. Охрана водных объектов. Значение гигиенического нормирования химических веществ в воде водоемов и регламентации сбросов сточных вод для предупреждения загрязнения водоисточников.
3. Технологические мероприятия: внедрение безотходных технологий, оборотного водоснабжения, замкнутых циклов, технологий, исключающих использование токсичных соединений, - как решающее условие экологической и гигиенической безопасности для водных объектов промышленных предприятий.
4. Роль технических мероприятий (химическая и биологическая очистка стоков, фильтрация, обеззараживание) в предотвращении загрязнения водных объектов. Предупреждение загрязнения водоемов при проведении мелиорации, сельскохозяйственных работ, выпасе скота, устройстве свалок, использовании водоемов в рекреационных целях, судоходстве.
5. Выбор водоисточника для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Системы хозяйственно-питьевого водоснабжения: централизованная и нецентрализованная. Основные принципы выбора источника для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (ГОСТ 2761-84).Показатели санитарно-эпидемической надежности водоисточников.
6. Децентрализованное водоснабжение. Требования к устройству и содержанию шахтных и трубчатых колодцев и каптажей родников (СанПиН 3.01.038-97). Очистка и дезинфекция колодцев.
7. Нормирование качества питьевой воды.
8. Санитарная охрана водоисточников. Зоны санитарной охраны водоисточников при водозаборе из подземных и поверхностных источников. Санитарно-защитные полосы водоводов
9. Повышение качества воды.
Тема № 4. Гигиенические требования к планировке и застройке населенных мест, Гигиена жилища – 2 часа
Цель: Формирование знаний о принципах гигиенической планировки и застройки населенных мест и их значении для здоровья человека. Ознакомиться с гигиеническими требованиями к планировке, размещению и организации внутренней среды жилищ.
Задания:
· поиск информации, изучение материала по предлагаемой литературе.
· составление ситуационных задач по гигиеническим основам планировки и застройки населенных мест
· оценка соответствия собственного жилища гигиеническим требованиям, написание заключения, разработка рекомендаций по оптимизации.
Форма выполнения: составление ситуационных задач, учебно-исследовательское задание.
Критерии выполнения:
- составления ситуационных задач
1. Должны быть составлены 5 задач, в каждой из которых должны быть раскрыты принципы планировки и застройки населенных мест.
2. В условиях задачи должны быть:
- представлены данные, позволяющие судить о гигиеническом значении планировки населенных мест
- отражены условия для выбора земельного участка под строительство населенных мест, функциональные зоны, системы застройки.
3. Вопросы к задаче должны позволить выяснить гигиенические приоритеты при планировке и строительстве населенных мест.
4. Должны быть представлены эталоны решения по каждой задаче.
- оценки жилища
1. При проведении санитарного описания должны быть:
- отражены тип жилого здания и дана его гигиеническая характеристика
- представлены данные о размещении, площади и планировке жилища.
- представлены данные, позволяющие судить о микроклиматических условиях, воздухообмене, инсоляции, естественном и искусственном освещении, качестве воздушной среды.
2. Замеры температуры, скорости движения воздуха и влажности провести с помощью
приборов кафедры, освещенность – расчетным методом.
3. В заключении должны быть отражены все вышеприведенные параметры, дана их
оценка и рекомендации по оптимизации.
Сроки сдачи:до рубежного контроля по разделу
Критерии оценки:
- составления ситуационных задач
Критерии качества | Отлично | Хорошо | Удовлетвори-тельно | Неудовлетвори-тельно |
Количество составленных задач | ||||
Условия задачи и вопросы к ней | Позволяют полно раскрыть тему | Позволяют раскрыть основные аспекты темы | Позволяют раскрыть лишь отдельные аспекты темы | Позволяют раскрыть 1-2 аспекта темы |
Информация в задачах | Получается расчетным или аналитическим путем по имеющимся данным или готовая | готовая | готовая | готовая |
Литературные источники, рекомендуемые для использова-ния при реше-нии ситуацион-ных задач | Учебники, руководства, монографии, источники из Интернета, нормативные документы | Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, периодика, источники из Интернета, нормативные документы | Учебники по общей гигиене и другим гигиени-ческим дисцип-линам | Учебники по общей гигиене |
Ошибки и неточности, допущенные при составлении задач | Не допущено | Допущены непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом | Допущены непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя | Допущены грубые ошибки |
Эталоны решения задач | Представлены с полным охватом всех предлагаемых в задаче вопросов | Представлены с охватом не менее 75 % предлагаемых в задаче вопросов | Представлены с охватом не менее 50% предлагаемых в задаче вопросов | Не представлены |
Уровень составления задач | творческий | репродуктивный | репродуктивный | репродуктивный |
- оценки жилища
Критерии качества | Оценки | ||||
Отлично | Хорошо | Удовлетвори-тельно | Неудовлетворительно | ||
Количество правильно выполненных исследований | 90- 100% | 75-89% | 50-74% | 0-49% | |
Характер ошибок и неточностей, допущенных при выполнении заданий | Непринципи-альные неточности, исправленные самим студентом | Непринципиаль-ные неточности или принципиаль-ные ошибки, исправленные самим студентом | Непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправлен-ные студентом с помощью препода-вателя | Грубые ошибки | |
Использованные литературные источники | Учебники, руководства, монографии, источники из Интернета | Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, периодика, источники из Интернета | Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, рекомендованные преподавателем | Учебники по общей гигие-не, рекомен-дованные преподава-телем | |
Составление заключения и рекомендаций | Заключение построено самостоятельно на полном анализе всех данных, четко аргументиро-вано | Заключение построено с помощью преподавателя на полном анализе всех данных, отдельные вопросы требуют обоснования | Затруднялся в систематизации материала, нуждался в помощи преподавателя | Не смог системати-зировать материал без помощи преподавателя | |
Литература:
Основная:
1. Гигиена / Под ред акад. РАМН Г.И.Румянцева. – М.:ГЭОТАР Медицина.2000. – С.299-309.
2. ПивоваровЮ.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека.- М.:Изд. центр «Академия», 2004. С.241-306.
Дополнительная:
1. Неменко Б.А., Кенесариев У.И.Коммунальная гигиена.- Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003.- С. 405-445.
Контроль
Вопросы:
· Гигиеническое значение планировки населенных мест.
· Принципы планировки и застройки населенных мест.
· Выбор места под населенный пункт.
· Функциональные зоны городских населенных пунктов и их рациональное размещение.
· Системы застройки жилой зоны и их гигиеническое значение.
· Планировка микрорайонов. Процент застройки, разрывы между зданиями.
· Гигиеническое значение улиц, направление их в местностях с различными климатическими условиями.
· Озеленение городов.
· Планировочные и технические мероприятия по снижению уровня уличного шума и неблагоприятного воздействия электромагнитных полей.
· Особенности планировки и застройки сельских населенных мест.
· Выбор участка под жилищное строительство.
· Типы жилых зданий и их гигиеническая характеристика.
· Принципы размещения и планировки жилищ.
· Гигиенические требования к планировке и площади жилых помещений, микроклиматическим условиям, воздухообмену, инсоляции, естественному и искусственному освещению, качеству воздушной среды.
· Организация отопления, вентиляции, освещения.