Тема № 3. Мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с водным фактором. €

Цель:Формирование знаний о комплексе мероприятий по профилактике заболеваний, связанных с водным фактором.

Задания:

· Изучение материала по предлагаемой литературе

· Поиск современной информации, составление комментариев по вопросам темы

· Составление реферата

Форма выполнения – подготовить реферат по теме:Мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с водным фактором

Критерии выполнения:

1. Реферат должен отразить основное содержание вопросов, предлагаемым в разделе «Контроль».

2. Объем реферата не должен превышать 7-8 печатных страниц.

3. В структуру реферата должны входить титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение и список литературы.

4. Во введении формулируется актуальность, цель и задачи реферата, в основной части – раскрывается содержание темы, в заключении – обобщаются изложенные данные и даются выводы с рекомендациями.

5. Должен быть использован не один, а несколько литературных источников с акцентом на наиболее свежие источники.

6. Реферат может быть иллюстрирован таблицами, графиками, рисунками и т.д.

Сроки сдачи:согласно календарно-тематическому плану.

Критерии оценки:

Критерии качества Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетво-рительно
Соответствие содержания реферата теме и поставленным задачам содержание реферата полностью соответствует теме и задачам содержание реферата полностью соответствует теме и задачам содержание реферата в основном соответствует теме и задачам содержание реферата не полностью соответствует теме
Полнота раскрытия темы и использования источников тема полностью раскрыта, использованы современные источники литературы в достаточном количестве тема раскрыта, однако некоторые положения требуют уточнения, использованы основные источники литературы тема раскрыта недостаточно, использованы не все основные источники литературы тема раскрыта недостаточно, использовано мало источников
Умение обобщить материал и сделать краткие выводы материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы материал обобщен, сделаны четкие выводы материал обобщен, но выводы громоздкие, не четкие материал не обобщен, выводов нет
Иллюстрации, их информа-тивность информативныевысокого качества информативные, хорошего качества не достаточно информативные не информа-тивные
Соответствие оформления реферата предъявляемым требованиям оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям основные требования к оформлению реферата соблюдены не соблюдены основные требования к оформлению реферата

Литература:

Основная:

1. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина,2000.- С.111-175.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия»,.2004.- С.45-61, 265-286.

3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – С.27-51.

Дополнительная:

1. Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена. - М.: Медицина. 2002.- С.55-107

2. Красовский Г.Н., Надеенко В.Г., Кенесариев У.И. "Токсичность металлов в питьевой воде", 1992, 126с.

3. Новиков Ю.В., Плитман С.И. Современные проблемы водоснабжения и санитарной охраны водоемов. Гигиена и санитария. 1993.-. №2. –С.6-8.

4. Правила охраны поверхностных вод (типовые положения). - М., 1991

5. СанПиН 3.01.067.97 РК – Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.СанПиН 03.01.1997г. Республики Казахстан «Питьевая вода».

6. Сидоренко Г.И. и др. Гигиена сельского водоснабжения: Справочное пособие. – Алма-Ата: Кайнар,1989. –С.304.

Контроль

Вопросы:

1. Основные направления профилактики заболеваний, связанных с водным фактором.

2. Охрана водных объектов. Значение гигиенического нормирования химических веществ в воде водоемов и регламентации сбросов сточных вод для предупреждения загрязнения водоисточников.

3. Технологические мероприятия: внедрение безотходных технологий, оборотного водоснабжения, замкнутых циклов, технологий, исключающих использование токсичных соединений, - как решающее условие экологической и гигиенической безопасности для водных объектов промышленных предприятий.

4. Роль технических мероприятий (химическая и биологическая очистка стоков, фильтрация, обеззараживание) в предотвращении загрязнения водных объектов. Предупреждение загрязнения водоемов при проведении мелиорации, сельскохозяйственных работ, выпасе скота, устройстве свалок, использовании водоемов в рекреационных целях, судоходстве.

5. Выбор водоисточника для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Системы хозяйственно-питьевого водоснабжения: централизованная и нецентрализованная. Основные принципы выбора источника для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (ГОСТ 2761-84).Показатели санитарно-эпидемической надежности водоисточников.

6. Децентрализованное водоснабжение. Требования к устройству и содержанию шахтных и трубчатых колодцев и каптажей родников (СанПиН 3.01.038-97). Очистка и дезинфекция колодцев.

7. Нормирование качества питьевой воды.

8. Санитарная охрана водоисточников. Зоны санитарной охраны водоисточников при водозаборе из подземных и поверхностных источников. Санитарно-защитные полосы водоводов

9. Повышение качества воды.

Тема № 4. Гигиенические требования к планировке и застройке населенных мест, Гигиена жилища – 2 часа

Цель: Формирование знаний о принципах гигиенической планировки и застройки населенных мест и их значении для здоровья человека. Ознакомиться с гигиеническими требованиями к планировке, размещению и организации внутренней среды жилищ.

Задания:

· поиск информации, изучение материала по предлагаемой литературе.

· составление ситуационных задач по гигиеническим основам планировки и застройки населенных мест

· оценка соответствия собственного жилища гигиеническим требованиям, написание заключения, разработка рекомендаций по оптимизации.

Форма выполнения: составление ситуационных задач, учебно-исследовательское задание.

Критерии выполнения:

  • составления ситуационных задач

1. Должны быть составлены 5 задач, в каждой из которых должны быть раскрыты принципы планировки и застройки населенных мест.

2. В условиях задачи должны быть:

- представлены данные, позволяющие судить о гигиеническом значении планировки населенных мест

- отражены условия для выбора земельного участка под строительство населенных мест, функциональные зоны, системы застройки.

3. Вопросы к задаче должны позволить выяснить гигиенические приоритеты при планировке и строительстве населенных мест.

4. Должны быть представлены эталоны решения по каждой задаче.

  • оценки жилища

1. При проведении санитарного описания должны быть:

- отражены тип жилого здания и дана его гигиеническая характеристика

- представлены данные о размещении, площади и планировке жилища.

- представлены данные, позволяющие судить о микроклиматических условиях, воздухообмене, инсоляции, естественном и искусственном освещении, качестве воздушной среды.

2. Замеры температуры, скорости движения воздуха и влажности провести с помощью

приборов кафедры, освещенность – расчетным методом.

3. В заключении должны быть отражены все вышеприведенные параметры, дана их

оценка и рекомендации по оптимизации.

Сроки сдачи:до рубежного контроля по разделу

Критерии оценки:

  • составления ситуационных задач
Критерии качества Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетвори-тельно
Количество составленных задач
Условия задачи и вопросы к ней Позволяют полно раскрыть тему Позволяют раскрыть основные аспекты темы Позволяют раскрыть лишь отдельные аспекты темы Позволяют раскрыть 1-2 аспекта темы
Информация в задачах Получается расчетным или аналитическим путем по имеющимся данным или готовая готовая готовая готовая
Литературные источники, рекомендуемые для использова-ния при реше-нии ситуацион-ных задач Учебники, руководства, монографии, источники из Интернета, нормативные документы Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, периодика, источники из Интернета, нормативные документы Учебники по общей гигиене и другим гигиени-ческим дисцип-линам Учебники по общей гигиене
Ошибки и неточности, допущенные при составлении задач Не допущено Допущены непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом Допущены непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя Допущены грубые ошибки
Эталоны решения задач Представлены с полным охватом всех предлагаемых в задаче вопросов Представлены с охватом не менее 75 % предлагаемых в задаче вопросов Представлены с охватом не менее 50% предлагаемых в задаче вопросов Не представлены
Уровень составления задач творческий репродуктивный репродуктивный репродуктивный
  • оценки жилища
Критерии качества Оценки
Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетворительно
Количество правильно выполненных исследований 90- 100% 75-89% 50-74% 0-49%
Характер ошибок и неточностей, допущенных при выполнении заданий Непринципи-альные неточности, исправленные самим студентом Непринципиаль-ные неточности или принципиаль-ные ошибки, исправленные самим студентом Непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправлен-ные студентом с помощью препода-вателя Грубые ошибки
Использованные литературные источники Учебники, руководства, монографии, источники из Интернета Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, периодика, источники из Интернета Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, рекомендованные преподавателем Учебники по общей гигие-не, рекомен-дованные преподава-телем
Составление заключения и рекомендаций Заключение построено самостоятельно на полном анализе всех данных, четко аргументиро-вано Заключение построено с помощью преподавателя на полном анализе всех данных, отдельные вопросы требуют обоснования Затруднялся в систематизации материала, нуждался в помощи преподавателя Не смог системати-зировать материал без помощи преподавателя
           

Литература:

Основная:

1. Гигиена / Под ред акад. РАМН Г.И.Румянцева. – М.:ГЭОТАР Медицина.2000. – С.299-309.

2. ПивоваровЮ.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека.- М.:Изд. центр «Академия», 2004. С.241-306.

Дополнительная:

1. Неменко Б.А., Кенесариев У.И.Коммунальная гигиена.- Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003.- С. 405-445.

Контроль

Вопросы:

· Гигиеническое значение планировки населенных мест.

· Принципы планировки и застройки населенных мест.

· Выбор места под населенный пункт.

· Функциональные зоны городских населенных пунктов и их рациональное размещение.

· Системы застройки жилой зоны и их гигиеническое значение.

· Планировка микрорайонов. Процент застройки, разрывы между зданиями.

· Гигиеническое значение улиц, направление их в местностях с различными климатическими условиями.

· Озеленение городов.

· Планировочные и технические мероприятия по снижению уровня уличного шума и неблагоприятного воздействия электромагнитных полей.

· Особенности планировки и застройки сельских населенных мест.

· Выбор участка под жилищное строительство.

· Типы жилых зданий и их гигиеническая характеристика.

· Принципы размещения и планировки жилищ.

· Гигиенические требования к планировке и площади жилых помещений, микроклиматическим условиям, воздухообмену, инсоляции, естественному и искусственному освещению, качеству воздушной среды.

· Организация отопления, вентиляции, освещения.

Наши рекомендации