Тема № 10. Рубежный контроль по гигиене питания, гигиене ЛПО и гигиене детей и подростков. - 1 час
Цель: Освоение теоретических знаний по гигиене питания, гигиене ЛПО, гигиене детей и подростков.
Задачи обучения:
- Формирование знаний по основным разделам гигиены питания, гигиены ЛПО, гигиены детей и подростков;
- формирование навыков самостоятельной работы с нормативно-правовой документацией.
Форма проведения:устный опрос
Раздаточный материал:не имеется
Контроль ( устный опрос - компетенция – знания):
1. Предмет и задачи гигиены питания.
2. Энергетический баланс, виды.
3. Суточные энергозатраты (регулируемые, нерегулируемые).
4. Рациональное питание, основные принципы.
5. Методы оценки полноценности индивидуального и коллективного питания
6. Алиментарные заболевания, классификация.
7. Работа санитарного врача в организации питания и контроле за обеспечением его гиенической и эпидемической безопасности.
8. Санитарная экспертиза пищевых продуктов, цель, задачи, методы, порядок проведения.
9. Категории качества пищевых продуктов.
10. Оценка доброкачественности молока (органолептические и физико-химические исследования молока, показатели цельности, свежести и фальсификации молока).
11. Эпидемиологическая роль молока. Профилактика заболеваний, передаваемых через молоко и молочные продукты.
12. Методика санитарной экспертизы мяса (органолептические исследования, физико-химические пробы, бактериологические, гельминтологические исследования).
13. Эпидемиологическая опасность консервов. Методы органолептического исследования консервов. Истинный и ложный бомбаж. Оценка качества посуды.
14. Пищевые отравления, понятие, классификация.
15. Пищевые отравления бактериальной этиологии - источники, механизмы и факторы передачи возбудителей, симптоматика, меры профилактики.
16. Пищевые микотоксикозы - этиология, симптоматика, профилактика.
17. Пищевые отравления немикробной природы:
- отравления ядовитыми растениями и тканями животных и их профилактика;
- пищевые отравления продуктами, ядовитыми при определенных условиях и их профилактика;
- отравления примесями химических веществ в продуктах.
18. Профилактика пищевых инфекций и гельминтозов. Тактика работы санитарного врача в контроле за обеспечением эпидемической безопасности продуктов питания.
19. Основные принципы планировки, строительства больниц.
20. Гигиенические требования к размещению на территории населенного пункта общесоматических, специализированных больниц. Выбор земельного участка.
21. Ситуационный план больницы и его значение для оценки правильности размещения больницы на территории населенного пункта.
22. Системы строительства больниц, их преимущества и недостатки.
23. Зонирование участка больницы гигиеническое значение.
24. Основные структурные подразделения ЛПО, гигиенические требования к планировке, составу помещений и размещению.
25. Гигиенические требования к размещению, внутренней планировке, оборудованию и инвентарю пищеблоков.
26. Принципы планировки и размещения хирургических отделений.
27. Принципы планировки и размещения инфекционных отделений и больниц. Приемно-смотровые боксы, устройство и оборудование.
28. Принципы планировки акушерских отделений и родильных домов.
29. Принципы планировки и размещения детских отделений.
30. Особенности размещения и планировки поликлинических отделений.
31. Тактика работы санитарного врача в профилактике внутрибольничных инфекций. Мероприятия по профилактике ВБИ: неспецифические (архитектурно-планировочные, санитарно-технические,санитарно-противоэпидемические, дезинфекционно-стерили-зационные) и специфические (плановые и экстренные).
32. Цель и задачи гигиены детей и подростков, тактика работы санитарного врача.
33. Определение «здоровья». Показатели, используемые для оценки состояния здоровья.
34. Группы здоровья детей и подростков.
35. Физическое развитие как один из основных показателей здоровья. Основные закономерности роста и развития детей, их гигиеническое значение.
36. Показатели физического развития детей и подростков, методы их определения.
37. Методы оценки физического развития детей и подростков.
38. Комплексный метод оценки физического развития. Показатели биологического развития.
39. Физическое воспитание детей и подростков, группы физ. воспитания.
40. Закаливание, принципы, средства и формы закаливания.
41. Физиологические основы режима дня, основные компоненты.
42. Гигиенические принципы организации обучения детей в школах. Динамика работоспособности учащихся, как основа построения учебного процесса.
43. Гигиенические требования к организации учебного процесса при применении ТСО и работе с компьютерами
44. Гигиенические требования к выбору земельного участка для детских учреждений и школ.
45. Принципы размещения и планировки детских дошкольных и общеобразовательных учреждений
46. Зонирование участка ДДУ и школ.
47. Гигиенические требования к размещению, планировке, тепловому, световому и воздушному режиму учебных и вспомогательных помещений.
48. Гигиенические требования к школьной мебели.
Литература
Основная:
2. Гигиена /Под ред акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.: ГЭОТАР Медицина,2000.- С.458-461.
3. Гурова А.И. ,Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. – М.: Изд-во Университета Дружбы народов,1991.-С.128-137.
4. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э. ,Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене.- М.: Медицина, 1983.- С.210-222.
Дополнительная:
1. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. - М.:Медицина,1985. – С.346-350.
2. Гигиена детей и подростков / Под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской, М., Медицина: 1989. –С. 36-68.
3. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков»/ Под ред. В.Н. Кардашенко.- М. : Медицина, 1983. – С. 142-149, 169-185.
4. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина,2001. – С.288-343.
5. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д : «Феникс».2002.- С.475-491.
6. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.251-490.