Тема № 11. Рациональное питание, принципы. Оценка доброкачественности молока, мяса и баночных консервов - 3 часа

Цель: Формирование знаний о гигиенических требованиях к энергетической ценности, качественному составу, сбалансированности рациона питания и режиму питания для различных возрастных групп населения. Формирование знаний о мероприятиях, проводимых для обеспечения безопасности и сохранения пищевой ценности пищевых продуктов,и навыков проведения органолептической оценки мяса, молока и баночных консерв.

Задачи:

- формирование знаний о гигиенических требованиях к энергетической ценности, качественному составу, сбалансированности рациона и режиму питания для различных возрастных групп населения;

- формирование знаний о целях, задачах, методах, порядке проведения санитарной экспертизы продуктов питания;

- формирование знаний о категориях качества пищевых продуктов;

- формирование знаний о методах санитарной экспертизы мяса, молока, баночных консервов;

- формирование навыков гигиенической оценки полноценности рациона питания, сопоставляя расчетные данные с нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии, а также с показателями суточных энергозатрат.

- формирование навыков составления заключения о возможности их использования на основании данных органолептического, физико-химического, гельминтологического и других методов исследования.

Основные вопросы темы:

1. Рациональное питание, принципы.

2. Энергетический баланс, виды.

3. Суточные энергозатраты (регулируемые, нерегулируемые).

4. Методы оценки полноценности индивидуального и коллективного питания

5. Алиментарные заболевания, классификация.

6. Пищевая и биологическая ценность молока, молочных продуктов, мяса и баночных консервов.

7. Эпидемиологическая опасность молока, молочных продуктов, мяса и баночных консервов, заболевания, обусловленные химическим загрязнением.

8. Профилактика заболеваний, связанных с употреблением недоброкачественной пищи. Санитарная экспертиза пищевых продуктов.

9. Экспертиза мяса, молока и баночных консервов.

Методы обучения и преподавания:работа в малых группах - решение ситуационных задач

Литература

Основная:

1. Гигиена/ Под ред. Акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.- С. 221-266.

2. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Жоламанов М.Е., Алимова Н.Е. Гигиена питания: Учебное пособие по общей гигиене для студентов медицинских вузов. – Алматы,2005. – Ч.1. – С.42-137.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 148-207.

4. Гурова А.И., Горлова О.Е.. Практикум по общей гигиене. - М. Изд-во Университета Дружбы народов, 1991.- С. 69-74.

5. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, 3-е изд. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2001.- С.72- 96.

Дополнительная

1. Ванханен В.Д., Лебедева Е.А., - Руководство к практическим занятиям по гигиене питания. М. Медицина, 1987.- С. 26-41.

2.Королев А.А. Гигиена питания: учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Издат. центр «Академия», 2006. – С.22-398.

3. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А.. - Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. М. Медицина, 1983. С. 4-13.

4. Рубина Е.А. Санитария и гигиена питания.- М.:Издат. центр «Академия», 2005. – С.233-246.

5. Румянцев Г.И. , Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена, М. Медицина, 1985- С. 24-41, 47—76.

6. Татарская Л.Л., Бутейкис Н.Г. Детское питание. М. Медицина, 1996.

7. Шарманов Т.Ш., Плешкова С.М. Метаболические аспекты питания с курсом общей биохимии.- Алматы, 1998.

8. Шелстон Х. Правильное сочетание пищевых продуктов/ Пер. с англ.- С. Петербург: ЭКАМ, 1991.- 57 с.

9. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.251-383.

Контроль:

· 1. Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам (компетенция - знания):

1. Предмет и задачи гигиены питания.

2. Энергетический баланс, виды.

3. Суточные энергозатраты (регулируемые, нерегулируемые).

4. Рациональное питание, основные принципы.

5. Методы оценки полноценности индивидуального и коллективного питания

6. Алиментарные заболевания, классификация.

7. Работа санитарного врача в организации питания и контроле за обеспечением его гиенической и эпидемической безопасности.

8. Санитарная экспертиза пищевых продуктов, цель, задачи, методы, порядок проведения.

9. Категории качества пищевых продуктов.

10. Оценка доброкачественности молока (органолептические и физико-химические исследования молока, показатели цельности, свежести и фальсификации молока).

11. Эпидемиологическая роль молока. Профилактика заболеваний, передаваемых через молоко и молочные продукты.

12. Методика санитарной экспертизы мяса (органолептические исследования, физико-химические пробы, бактериологические, гельминтологические исследования).

13. Инфекционные и инвазивные болезни животных, передающиеся человеку через мясо, их профилактика.

14. Эпидемиологическая опасность консервов. Методы органолептического исследования консервов. Истинный и ложный бомбаж. Оценка качества посуды.

· Контроль заключительного уровня знаний по результатам решения ситуационных задач:

Задание 1.Ознакомиться с СанПиН № 755 от 24.09.10 РК «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям хранения и срокам реализации скоропортящихся пищевых продуктов» (компетенция – правовая)

Задание 2.Провести расчет энергетической ценности, качественного состава и сбалансированности рациона питания по меню-раскладке, предложенной в ситуационной задаче. Оценить разнообразие блюд и набора продуктов и правильность режима питания (компетенция - навыки)

Задание 3. Дать оценку адекватности рациона и рекомендации по коррекции выявленных недостатков (компетенция – навыки).

Задание 4.Решить ситуационную задачу по оценке доброкачественности пищевого продукта и возможности его использования, ответив на вопросы к задаче (компетенция - навыки)

Наши рекомендации