Рациональная организация режима труда и отдыха
3.5.1 ГРУППЫ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАТЕГОРИИ ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ РАБОТЫ
Психофизиологические исследования офтальмологов показали, что при напряженной работе за компьютером утомление наблюдается в среднем через четыре часа. Однако реальные объективные изменения физиологических показателей появляются уже после двух часов работы.
Специалисты также выяснили, что степень утомления зависит как от индивидуального состояния здоровья человека, так и от характера деятельности (работы) на ПЭВМ. Поэтому режимы труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.
Согласно рекомендациям, приведенным в СанПиН 2.2.2.542-96, виды трудовой деятельности работающих на ПЭВМ разделяются на три группы:
А — считывание информации с экрана с предварительным запросом;
Б — ввод информации;
В — творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.
В каждой из трех групп видов установлены три категории тяжести и напряженности работы (табл. 3.4.)
Таблица 3 4 Характеристика видов трудовой деятельности по группам и категориям
Группа | Категория тяжести и напряженности работы | ||
I | II | III | |
А (по числу считываемых знаков за смену) | До 20 тыс | До 40 тыс | До 60 тыс |
Б (по числу считываемых или вводимых знаков за смену) | До 15 тыс | До 30 тыс | До 40 тыс |
В (по суммарному времени непосредственной работы с ПЭВМ и ВДТ за смену, но не более 4 ч) | До 2 ч | До 4 ч | До 6ч |
Исследования лаборатории офтальмоэргономики МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца показали, что наибольшая нагрузка на орган зрения будет при вводе информации (группа Б), а более сильное общее утомление организма может вызвать работа в режиме диалога (В).
В известной степени к диалоговому режиму (В) можно отнести и работу с компьютерной графикой. Нагрузка на орган зрения при этом будет максимальной, особенно если экран небольшой и плотность изображений на нем высокая. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50 % времени в течение рабочей смены.
Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более четырех часов в день. Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать шесть часов в день.
С учетом различных групп и видов трудовой деятельности оценивают тяжесть и напряженность труда в картах условий труда, а также разрабатывают рекомендации по профилактике зрительно напряженных работ (подробнее см. в разделе 4).
3 5.2. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПЕРЕРЫВОВ
Продолжительность обеденного перерыва определяется действующим законодательством о труде и правилами внутреннего трудового распорядка предприятия (организации, учреждения).
Соотношение времени работы и регламентированных перерывов для различных категорий тяжести (согласно нормам СанПиН 2.2.2.542-96) приведены ниже (табл. 3.5).
Таблица 3.5 Регламентированные перерывы пользователей ПЭВМ
Категория работы с ПЭВМ | Суммарное время регламентирован ных перерывов (в минутах) при дли тельности смены | Распределение перерывов в течение смены | ||
8ч | 12ч | 8ч | 12ч | |
I | Два перерыва по 15 минут че | В первые 8 ча | ||
рез 2 часа после начала смены | сов такие же | |||
и после обеденного перерыва | перерывы, как | |||
II | Через 2 часа после начала сме | и при 8-часо | ||
ны и через 1,5-2 часа после обе | вой смене, а в | |||
денного перерыва по 15 минут | течение осталь | |||
каждый или по 10 минут через | ных 4-х часов | |||
каждый час работы | через каждый | |||
час по 15 минут | ||||
III | Через 1,5-2 часа после начала | (независимо от | ||
смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва перерыв | категории работ) | |||
по 20 минут каждый или по | ||||
15 минут через каждый час |
Если на вашем рабочем месте не соблюдаются санитарные нормы, то время перерывов, указанное в таблице, должно быть увеличено на 30 %.
Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии, предотвращения развития утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений, приведенные в Приложениях 16-18 к СанПиН 2.2.2.542-96. Ряд других простых, но высокоэффективных упражнений см. в Приложении 12 и на рис. 17-19.
Рис. 17. На счет 1 махом развести руки в стороны, слегка прогнуться. На счет 2, расслабляя мышцы плеч, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз
Чтобы уменьшить отрицательное влияние монотонности труда, целесообразно чередовать операции ввода осмысленного текста и числовых данных, редактирования текстов и ввода данных (изменить содержание работы).
При возникновении у работающих с ВДТ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений (несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических и эргономических требований, режима труда и отдыха) следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с ВДТ и ПЭВМ.
Особое внимание на перерывы следует обращать больным хроническими заболеваниями и ослабленным (а их в России не менее 80% населения), женщинам в критические дни, детям и подросткам до 16-17 лет. Для них медики рекомендуют более частые перерывы: через каждые 40-60 минут работы на 10-15 минут. Тогда организм быстрее восстанавливается после работы.
Рис. 18. Ноги врозь, руки в стороны. На счет 1-2 резкий поворот направо, 3-4 налево. Повторить 4-6 раз
Рис. 19. Ноги врозь, руки на поясе. На счет 1-2 прогнуться назад, 3-4 — наклониться вперед. Повторить 4-6 раз
Работающим на ВДТ и ПЭВМ с высоким уровнем напряженности во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).
Для студентов длительность работы и перерывов определяется курсом обучения, характером и сложностью выполняемых заданий (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и др.), а также техническими данными ВДТ или ПЭВМ и их разрешающей способностью. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет один час, для студентов старших курсов — два часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15-20 минут.
Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются: проведение упражнений для глаз через каждые 20-25 минут работы за ВДТ и ПЭВМ (см. раздел 4); устройство перерывов после каждого академического часа занятий (независимо от учебного процесса) длительностью не менее 15 минут.
Наиболее правильным является выполнение таких рекомендаций пп. 9.2.3 СанПиН, как подключение таймера к ВДТ и ПЭВМ или централизованное отключение свечения информации на экранах видеомониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ВДТ или пк; проведение во время перерывов сквозного проветривания помещений с ВДТ или ПЭВМ с обязательным выходом работников; выполнение упражнений во время перерывов; замена комплексов упражнений один раз в две-три недели.