Повышенные психофизиологические нагрузки
1.7.1. СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ПЕРЕГРУЗКИ
Выявлена связь между работой на компьютере и такими недомоганиями, как боли в спине и шее, запястный синдром, стенокардия и стрессы. Из всех недомоганий, обусловленных работой на компьютере, чаще встречаются те, которые связаны с использованием клавиатуры.
Этот набор болезней, к числу которых относятся и тендениты (воспалительные процессы тканей сухожилия), имеет общее название синдром длительных статических нагрузок (СДСН).
Работая на клавиатуре, пользователи компьютеров с высокой скоростью повторяют одни и те же движения. Поскольку каждое нажатие на клавишу сопряжено с сокращением мышц, сухожилия непрерывно скользят вдоль костей и соприкасаются с тканями, вследствие чего могут развиться болезненные воспалительные процессы.
Другой причиной возникновения СДСН может быть длительное пребывание в положении сидя, которое приводит к сильному перенапряжению спины и ног. По одному из опросов до 71 % операторов ПЭВМ и ЭВМ испытывают неприятные ощущения в нижней части спины, возникающие несколько раз в неделю.
Выводы исследователей говорят о том, что для существенного уменьшения боли и неприятных ощущений, возникающих у пользователей компьютеров, необходимы частые перерывы в работе и эргономические усовершенствования, в том числе — оборудование рабочего места так, чтобы исключить неудобные позы и длительные напряжения.
По данным американских исследователей до 75 % работающих за новейшими дисплеями жалуются на боли в шее и спине. Так, по данным анкетирования, проведенного Национальной академией наук США, более чем у половины пользователей ВДТ выявлены жалобы на костно-мышечные боли, быструю утомляемость глаз, головные боли и прочие недомогания. Из 500 операторов справочной службы, работавших на компьютерах, 187 подали иски о возмещении ущерба, связанного с потерей трудоспособности из-за болезней рук и шеи. В отличие от сердечных приступов и приступов головной боли, все виды заболеваний, вызванных травмой повторяющихся нагрузок (ТПН), представляют собой постепенно накапливающиеся недомогания.
В Америке их называют эргономическими недомоганиями. Они становятся быстро растущим видом профессиональных болезней. Причем темпы роста заболеваний этого вида соответствуют темпам роста компьютеризации учреждений США. Очевидно, в настоящее время к решению данной проблемы следует относиться с такой же ответственностью и серьезностью, как, например, к виброболезням. Экономические потери, наносимые частным и государственным компаниям в США, очень велики.
Наиболее часто (по статистике) страдают кисть, запястье и плечо. Широко распространены пять профессиональных заболеваний:
тендовагинит (воспаление и опухание сухожилий);
лучеплечевой бурсит (раздражение сухожилий);
болезнь де Кервена (разновидность тендовагинита в области большого пальца руки);
тендосиновит (воспаление оболочки сухожильного основания кисти и запястья);
синдром канала запястья.
Аналогичные жалобы были отмечены и нами при проведении исследований, так как большинство рабочих мест не соответствовало требованиям норм и не выполнялись несложные, но высокоэффективные профилактические мероприятия (см. п. 1.2).
Длительное пребывание в положении сидя при работе с ВДТ приводит к сильному перенапряжению мышц спины и ног в основном из-за нерациональной высоты рабочей поверхности стола и сидения, отсутствия опорной спинки и подлокотников, неудобного размещения документов, ВДТ, клавиатуры, отсутствия подставки для ног и т.д.
Самые простые рекомендации: не работать на клавиатуре более 30 мин без перерыва; чаще менять характер деятельности в течение дня; проводить физкультминутки, учебу персонала, информировать о возможных болезнях при работе на клавиатуре и о важности их профилактики, одновременно создавая условия для нее.
Более подробно о мерах безопасности и профилактики рассказывается в разделе 3.
1.7.2. ИНФОРМАЦИОННАЯ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАГРУЗКИ
(пропускная способность оператора)
При повышенных нервно-психических нагрузках (особенно при работе на пределе пропускной способности пользователя) в сочетании с другими вредными факторами происходит «выброс» из организма витаминов и минеральных веществ (подробнее см. ниже).
Пропускная способность оператора оценивается количеством информации, воспринимаемой им в единицу времени при разных режимах. Иначе говоря, это время, в течение которого человек постигает смысл воспринимаемой органами чувств информации и определяет предельный объем такой информации.
Пропускная способность человека во многом зависит от его психических особенностей, типа решаемой задачи, степени участия человека в работе системы, а также от технических и эргономических параметров аппаратуры. Для ПЭВМ это экран монитора. Учитывается не только объем выводимой на дисплей информации, но и такие показатели качества экрана дисплея, как яркость символов, контрастность, размеры экрана и символов.
Установлено, что быстродействие оператора и пропускная способность зависят от количества поступающей и перерабатываемой информации.
При работе на ПЭВМ появление любого символа алфавита на экране равновероятно в любой позиции информационного поля. В этом случае информационную емкость или максимальную величину количества информации можно определить из выражения:
H=Nlog,n, (I.I)
где N — количество позиций, занимаемых элементами отображения в пределах информационного поля;
п -~ длина алфавита или число состояний, в которых может находиться каждый элемент.
Параметр N ориентировочно можно определить по следующей формуле:
N=(L,xL,)/(l,xl,), (1.2) где L, и L, — линейные размеры экрана, мм;
1, и 1д — линейные размеры одной из позиций, занимаемой элементом отображения, мм.
Эти размеры должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542-96.
Если известно количество передаваемой (выводимой на экран) информации Н, то для снижения нервно-психических нагрузок на оператора и уменьшения числа вероятных ошибок при работе можно согласовать скорость поступления этой информации от технических средств V^ с пропускной способностью оператора ПЭВМ.
Это необходимо учитывать как при разработке программ, так и при организации труда работающих на ПЭВМ.
Для нормальной работы необходимо, чтобы V^ не превышала V^. Так как Н = V^ x Т, то можно эту задачу решать двумя способами:
1-й способ — не изменяя количество поступаемой информации Н, увеличить время до поступления новой информации (увеличить Т);
2-й способ — если нельзя сократить интервал поступления новой информации Т, то надо снизить ее количество за это время, т.е. снизить Н.
Таким образом, рекомендуется по формулам (1.1) и (1.2) подсчитать количество передаваемой информации Н за время Т, затем подсчитать скорость переработки информации, необходимую для этого, по формуле:
V, = (N log,n)/T, (1.3) где Т — время отображения на экране всей информации за одно поступление, с.
Пример 1.
Пусть пользователь ПЭВМ работает с программой, вся информация которой содержит: 32 буквы русского алфавита, 10 арабских цифр, 5 арифметических знаков, 13 знаков препинания. Длина такого алфавита равна п = 32 + 10 + 5 + 13 = 60. Пусть нам известны L,, L;, 1,, 1;
(в данном примере это размеры экрана и размеры алфавита), а N = 103 — по формуле (1.1). Тогда информационная емкость экрана составит Н = 103 log^O = 5,907 х 103 бит.
Пример 2.
Пусть вся информация отображается на экране дисплея в виде точек; полный растр изображения образует число точек N = 5 х 105. Пусть при этом оператору необходимо различать 8 ступеней яркости изображения таких точек. Тогда Н = 5 х 105 log,8 = 15 х 105 бит.
Умственный аппарат оператора в состоянии теоретически переработать информацию в объеме 5 х 106 бит, но чаще всего в силу различных факторов, в том числе и рассмотренных выше, — в 100 и
более раз меньше.
Многочисленными исследованиями была установлена величина предельной скорости переработки информации V„„ для разных видов работ. В частности:
при опознании букв и цифр — 50-55 бит/с;
при чтении — 30-40 бит/с;
при сложении двух цифр — 12 бит/с.
Наиболее активно перерабатывается информация, если ее количество не превышает 3,2 бит/с. Допустимый объем информации на одно сообщение — 8-16 бит/сигнал.
Пропускная способность оператора по количеству перерабатываемой информации V^ в итоге зависит от характера деятельности оператора и определяется чи"слом единиц информации в 1 секунду (табл. 1.3).
Пример 3.
Покажем, как можно использовать приведенный материал для снижения нервно-эмоционального напряжения операторов. В примере 1 было подсчитано значение Н = 5,907 х 103 бит. Пусть оператор выполняет самые простые действия — только читает текст с экрана и опознает буквы, цифры, знаки препинания.
Пропускная способность оператора при таких операциях будет равна 50 бит/с, тогда время обработки данной информации составит Т = 5,907 х 103: 50 = 120 с, или 2 минуты. Таким образом, следующий кадр должен подаваться на экран не раньше чем через 2 минуты. Это надо учитывать при построении дизайна программы.
Кроме этого следует помнить, что человек — не линейная модель, он во время работы может уставать. Поэтому время подачи следующей информации должно устанавливаться с определенным запасом, особенно если оператор — интроверт.
Врачи установили, что при разработке рационального режима труда и отдыха, а также при выборе методики преподавания и обучения пользователей ПЭВМ следует учитывать их психические особенности. К сожалению, на это в настоящее время практически не обращают внимания ни руководители, ни сами пользователи.
Исследования, проведенные сотрудниками НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина, показали, насколько важно при работе на компьютере учитывать индивидуальные психофизиологические особенности пользователей, особенно учащихся. Было отмечено, что продолжительная работа на ПЭВМ, особенно в диалоговом режиме на дисплее, оказывает глубокое воздействие на организм человека, что может привести к нервно-эмоциональному перенапряжению, нарушению сна, ухудшению зрения. Это связано с разным уровнем возбуждения участков головного мозга разных людей в одной и той же ситуации.
Так, у 50-ти школьников двух московских школ, работающих на компьютерах ДВК и «АГАТ», фиксировали статические характеристики
Таблица 1.3. Зависимость пропускной способности оператора, бит/с, от характера переработки поступающей информации
Характер работы | Примеры | Пропускная способность |
Оператор работает как простой канал передачи информации (канал без памяти), а последовательные сигналы независимы друг от друга | Печатание на машинке, корректорская работа, выполнение арифметических операций, набор текста (ввод данных) и др. Высокая скорость переработки информации, высокий темп работы, низкая потребность в обмене информацией, небольшая частота принятия самостоятельных решений; работы не требуют большого умственного напряжения | 10-70 |
Оператору необходимо запомнить отрезок входной информации (последовательности сигналов), не превышающий объем кратковременной памяти (канал переработки информации с кратковременной памятью) | Наиболее характерный режим работы. Диалоговые виды работ (правка, редактирование, верстка) характеризуются средней скоростью ввода и переработки информации, непостоянной (неритмичной) потребностью в обмене информацией; сопровождаются принятием самостоятельных решений | 2-4 |
Отрезок входной информации и для запоминания материала превышает объем кратковременной памяти; ; необходимо многократное ' повторение | Работа в чрезвычайных условиях с повышенной ответственностью | Меньше 0,8 |
сердечного ритма. Школьники не имели отклонений в состоянии здоровья, а гигиенические характеристики кабинетов информатики соответствовали нормам. Регистрировали ЭКГ перед началом и в процессе работы (ввод и работа с программой), причем до работы школьники были протестированы по шкале интроверсия-экстраверсия.
Установлено, что школьники-интроверты испытывали большую нервно-эмоциональную напряженность, чем экстраверты. Для инт-ровертов не требуется внешняя эмоциональная стимуляция головного мозга, их активность больше направлена на внутренний мир, нет потребности в новых впечатлениях, они более замкнуты.
Во всех случаях наибольшее напряжение было зарегистрировано при получении на экране дисплея неправильного изображения (резко нарушался механизм регуляции сердечной деятельности). Такие же нарушения отмечены более чем у 70 % учащихся и при сбое в работе компьютера.
Сделан вывод: прежде чем приступить к практической реализации работы на ПЭВМ, интровертам следует более углубленно теоретически проработать материал, что сократит наиболее неприятный диалоговый режим работы.
Актуален и вопрос тестирования взрослых пользователей по типу нервной системы, что следует учитывать при обучении и работе, прежде всего для наиболее опасных и ответственных производств. Это очень важная работа для психологов. К сожалению, в нормах этот вопрос не рассмотрен.