Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Физика Информатика, Экономика
Геометрия, химия История, МХК, Обществознание
Алгебра Астрономия
Русский язык География, Экология
Литература, иностранный язык ОБЖ, Краеведение
Биология Физическая культура

Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется один подъем — в среду или четверг или два — в среду и пятницу. Школьное расписание оценива­ется как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распре­делении нагрузки в недельном цикле.

Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах - student2.ru

Оптимальная динамика недельной трудности предметов

Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах - student2.ru

Нерациональное распределение трудности предметов в динамике недели

Наиболее значительное падение показателей работоспособ­ности обнаруживается в 3-й четверти — наиболее продолжи­тельной и напряженной. В 4-й четверти показатели работоспособности могут несколько улучшаться, что связано с умень­шением учебной нагрузки и большей продолжительностью пре­бывания учащихся на воздухе в теплое время года. Однако и в конце года обнаруживается снижение полноценности отдель­ных физиологических функций.

Перерывымежду уроками (перемены) должны быть доста­точно продолжительными, чтобы обеспечивались обе фазы отдыха: восстановление «функциональных потенциалов» и уп­рочение восстановленного уровня. Наилучшим отдыхом, приводящим к быстрому восстановлению работоспособности, служат подвиж­ные игры на открытом воздухе, сопровождаемые положитель­ными эмоциями. При поступлении в школу двигательная активность детей уменьшается на 50 %, в связи с чем гигиенисты настаивают на введении в учебный режим ежедневных уроков физического воспитания или ежедневной часовой, так называемой динамической паузы в середине учеб­ного дня.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Правильная организация учебных занятий предусматривает и правильную организацию отдыха между учебными неделя­ми, четвертями. Период отдыха между учебными неделями — выходной день или 2 дня — не всегда реализует возможность восстановления сниженной за учебную неделю умственной работоспособнос­ти учащихся. Это проявляется, в частности, в сравнительно низком уровне работоспособности детей в понедельник.

В последние годы активно используется организация 5-днев­ной работы школы. Однако пятидневка в школе допускается только при сокращении объема общей недельной нагрузки, т.е. продолжительность занятий в оставшиеся дни не должна уве­личиваться. Кроме того, 2-дневный перерыв в занятиях в из­вестной степени нарушает динамический стереотип учащих­ся — удлиняется период врабатывания в начале недели. В свя­зи с этим первый учебный день (понедельник) должен быть облегченным и начинаться с вводной гимнастики, которая спо­собствует сокращению врабатывания и повышению работо­способности учащихся на уроках. Значительное утомление детей в условиях 5-дневной учеб­ной недели связано с тем, что уменьшение учебных часов потребовало значительной интенсификации, высокого темпа прохождения учебного материала, адресованного в основном ко второй сигнальной системе, вызвало дефицит времени, что обусловливает развитие у детей повышенной тревожности и напряженности. Кроме того, снижение числа уроков проводит­ся, как правило, за счет уменьшения в учебном плане часов на предметы эстетического и физического воспитания. Отмечаются повышение невротизации детей на этом фоне, рост числа жалоб на психо­вегетативные расстройства, неспособность сосредоточиться, головные боли, боли в области сердца, желудка, страшные цветные сны.

Специальными исследованиями установлено, что учебные занятия в школе не должны продолжаться непрерывно более 6—7 нед. Установленный в нашей стране календарь школьных каникулне соответствует этому принципу, а главное не учитывает сте­пени нарастания утомления учащихся по мере обучения. Вме­сте с тем нельзя не учитывать, что в первые дни после каж­дого каникулярного отдыха происходит некоторый спад рабо­тоспособности, что связано с потерей рабочей установки. Ре­акции дезадаптации проявляются тем отчетливее, чем длин­нее перерыв в систематической учебной деятельности.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах – 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах – до 3,5 ч.

При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа, необходима организация питания обучающихся.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

• учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

• использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый);

• рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

• для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок;

• обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

• дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Систематическое обучение детей в возрасте 6 лет в школе воз­можно, но эти дети существенно отличаются от 7-летних. Преж­де всего это касается уровня функционального развития коры головного мозга, а следовательно, особенностей восприятия, памяти, соотношения возбуждения и торможения. У 6-летних детей выявлено преобладание активности правого полушария, с деятельностью которого связано образное, конкретное представ­ление о действительности. У них преобладает непроизвольное внимание, наблюдаются малая устойчивость внимания и быст­рое развитие утомления. Для детей этого возраста особенно утомительно статичес­кое напряжение. Расписание занятий в классах для 6-летних детей имеет отличительные особенности.

В начальной школе плотность учебной работы детей на уро­ках по основным предметам недолжна превышать 80 %.С це­лью профилактики утомления, нарушений осанки и зрения учащихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнасти­ка для глаз при обучении письму, чтению, математике.

Введение в ряде школ уже в средних классах дифференци­рованного обучения и организации в процессе уроков инди­видуального подхода с учетом состояния здоровья детей, ди­намики их умственной работоспособности предполагает сни­жение учебной нагрузки и повышение эффективности обуче­ния. При индивидуальной работе каждый школьник получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Темп работы при этом учащемуся не навязывается. Анализ этой си­стемы организации занятий показывает, что с индивидуаль­ным и индивидуально-групповым подходами к организации уроков у школьников возрастает интерес к учению, повыша­ются их активность и успеваемость.

Особенно велика учебная нагрузка у учащихся школ с уг­лубленным изучением некоторых предметов на иностранном языке. В результате у 75 % учащихся уже в 1-й четверти выявляются нарастающие изменения церебральной гемодинамики, прису­щие утомлению, развивающемуся во 2-й четверти. Ночной сон не снимает утомления. Это обусловлено и увеличением нагрузки в часах, и психологическими и нейрофизиологическими трудностями постоянного пребывания школьника в условиях дву­язычия. Эти данные свидетельствуют о необходимости повы­шенного внимания к состоянию нервной системы учащихся других школ.

Установлено, что выполнение уроков дома требует значи­тельно больше времени, чем предусмотрено нормативами. При этом освоение знаний сопровождается большим напряжением ЦНС, систем вегетативного обеспечения и резко выраженным утомлением, нарастанием частоты отклонений в состоянии здоровья на протяжении всего периода обучения.

Для учащихся 5—11-х классов всех видов общеобразователь­ных учреждений с углубленным содержанием обучения не сле­дует вводить 5-дневную учебную неделю.

Наши рекомендации