Приемы, ускоряющие обучение.
Это различные виды подкрепления, используемые в процессе обучения.
1) Отрицательное подкрепление. Должно быть соразмерно вине. При этом необходимо учитывать личность. Но постоянное применение не прогрессивно.
2) Положительное подкрепление. При частом использовании вырабатывается завышенная самооценка.
Лучше использовать оба этих приема.
Факторы,влияющие на эффективность обучения.
1) Свойства нервной системы, скорость образования связей долговременной памяти.
2) Быстрообучающиеся должны иметь более высокий темп обучения.
3) Характер подкрепления будет эффективен, если выбран с учетом и индивидуальных особенностей личности.
2) Функциональная характеристика моторного отдела двигательной системы.
I зона – в передней центральной извилине.
II зона – в межполушарной щели.
Структурно – функциональная организация МЗК.
1) Соматотопическая организация – каждая область тела имеет свою область представительства в ПЦИ.
2) Моторный гомункулюс площадь представительства периферических отделов в ПВИ зависит от выполняемой функции. Чем разнообразнее и точнее движения выполняет группа мышц, тем больше ее представительство в ПЦИ.
3) Наличие функциональных колонок.
Функциональное объединение вертикально расположенных нейронов.
Действуют одновременно, активизируют все мышцы, приводящие сустав в определенное положение.
Нейронная организация МЗК.
I Большие пирамидные клетки иннервируют разные мотонейроны.
Малые – тонические.
II Большие α МН
Малые γ МН
Эфферентные связи коры.
1) Пирамидный путь → кортико – спинальный.
↓
Кортико – бульбарный.
Быстрое включение дыхательной системы, произвольная регуляция тонуса и движений.
2) Экстрапирамидный – коррекция двигательных программ в ходе их выполнения:
а) кортикоталамический – коррекция позы и движений
б) кортикоретикулярный → Продолговатый мозг → Спинной мозг – α МН сгибателей.
↓
Варолиев мост → Спинной мозг – γ МН разгибателей
в) к базальным ганглиям → Спинной мозг – стереотипные движения.
г) к мозжечку (через ядра моста) – коррекция движений.
д) кортикорубральные → Спинной мозг повышает тонус сгибателей, координация тонуса разных групп мышц.
е) к нижней оливе → вестибулоспинальный путь – повышает тонус разгибателей.
3)Рассмотрим обмен нейтральных жиров – триацилглицеридах.
Их структурным компонентом являются жирные кислоты.
Нейтральные жиры используются главным образом как энергетические вещества. Однако
функции липидов многогранны.
Значение для организма.
1) Энергетическая функция.
1г жира при сгорании выделяет 9г ккал. Суточная потребность в жирах 60г, что обеспечивает 540 ккал.
Наличие депо нейтрального жира позволяет обходиться без пищи в течение недель.
Адипоциты (жировая ткань) является в основном хранилищем биологической энергии. Но
жиры используются только при нехватке углеводов.
2) Пластическая функция:
а) нейтральные жиры – подушка для органов;
б) фосфолипиды – компоненты мембран, предшественники многих БАВ (ферментов, гормонов),
переносчики.
в) холестерин – предшественник стероидных гормонов, желчных кислот, обеспечивают
текучесть мембран.
Регуляция обмена липидов.
Обмен липидов заключается в накоплении их в адипоцитах и освобождении с включением
в обмен жирных кислот. Адипоциты размножаются в первые годы жизни (нельзя ребенка
перекармливать). Адипоциты превращают в жиры углеводы, белки и даже фрагменты различных
молекул.
Гормональная регуляция.
1) Гипофиз:
соматотропный гормонобладает жиромобилизующим действием: стимулирует окисление нейтральных жиров.
2) Щитовидная железа –тироксин – действие такое же, как и у соматотропного гормона, но в скелетной мускулатуре.
3) Надпочечник –глюкокортикоиды – тормозят окисление жиров.
Поджелудочная железа –инсулин:
а) увеличивает переход глюкозы в жиры;
б) стимулирует поглощение свободных жирных кислот в адипоцитах;
в) ингибирует распад триацилглицеролов в адипоцитах.
Нервная регуляцияосуществляется автономной нервной системой:
ЭТО→сегментарный отдел симпатической системы → адренорецепторы адипоцита
(гипоталамус)↓
увеличение выхода свободных жирных кислот ← усиление окисления жиров
Парасимпатическая система способствует накоплению жиров в адиппоцитах.
Поведение – определяет количество потребления, качественный состав пищи и уровень активности организма.
4) Функциональные пробы с задержкой дыхания.
Для работы необходимо: секундомер.
Методика работы. Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге).
Перед началом пробы сделать три дыхательных движения на ¾ глубины полного вдоха. Затем сделать максимально глубокий вдох и задержать дыхание как можно дольше, зажав нос пальцами. Время задержки отметить по секундомеру. Пробу повторить три раза и вычислить среднее арифметическое.
Задержка дыхания на выдохе (проба Генча).
Проводится также как проба Штанге, только после максимально глубокого выдоха.
Результаты.Занести в паспорт здоровья и протокол.
Вывод. Все исследованные показатели сравнить с нормой. Норма для пробы Штанге – 40-50 с, пробы Генча – 20-30 с.
БИЛ 43
1) Условный рефлекс — этио сложная реакция организма, приобретенная в течение индивидуальной жизни, осуществляемая с участием высших отделов ЦНС и возникающая в ответ на действие разнообразных раздражителей, имеющих сигнальный характер.
В настоящее время имеется несколько классификаций условных рефлексов.
В зависимости от раздражителявыделяют следующие рефлексы: натуральные (возникают на раздражители, имеющие связь с безусловным подкреплением) и искусственные (раздражитель не связан с безусловным рефлексом).
По месту возникновенияусловные рефлексы классифицируют на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.
Механизм образования условных рефлексов первым попытался объяснить И. П. Павлов. Он вырабатывал у собак слюноотделительный рефлекс на включение света. При включении лампочки у животных сначала появляется ориентировочный рефлекс, т.е. возникает очаг возбуждения в центре зрительного анализатора. Затем собаке дают еду — возникает возбуждение в пищевом центре. Пища (безусловный раздражитель) для голодного животного является более сильным раздражителем, чем свет лампочки, поэтому возбуждение в пищевом центре становится доминирующим. Этот центр будет притягивать возбуждение из зрительного центра, таким образом между ними устанавливается временная связь. Вначале эта связь непрочная, но по мере повторения сочетаний данных раздражителей она становится более устойчивой. И далее одно только включение лампочки будет вызывать саливацию, т. е. образуется условный рефлекс. Считается, что главными клеточными элементами формирования условного рефлекса являются вставочные (ассоциативные) нейроны.
В настоящее время полагают, что процесс формирования классического условного рефлекса проходит три основные стадии', преге-нерализации, генерализации и специализации.
1. На стадии прегенерализации происходит изменение фоновой активности электрических потенциалов различных областей мозга. Поведенческие реакции отсутствуют.
2. На стадии генерализации возбуждение распространяется диф-
фузно. В коре и подкорковых структурах возникают биоэлектрические сдвиги. Условные реакции возникают как на сигнальные, так и на другие раздражители. Происходит как бы первичная сенсорная генерализация, обобщение признаков условных сигналов.
3. Стадия специализации характеризуется изменением биотоков в ограниченных участках, приуроченных к действию условного стимула. Все остальные сходные по качеству раздражители становятся неэффективными. Этот процесс обеспечивает дифференцировку (тонкое различение стимулов) и упрочнение условно-рефлекторного навыка. Скорость наступления данной стадии и степень специализации зависят от сенсорного и эфферентного звеньев условного рефлекса, а также временных соотношений их активации. Стадия специализации условного рефлекса обычно совпадает с началом его автоматизации.
Необычайной легкостью образования условных рефлексов у человека на самые различные раздражители (масса, цвет, размер предметов и т. д.) характеризуется период до трех лет. Словесные сигналы в это время не являются ведущими.
В образовании условных рефлексов принимают участие многие структуры мозга. Это было доказано экспериментально. Так, на представленной схеме условного рефлекса, предложенной Э. А. Асратя-пом (рис. 2), видно, что в формировании временных связей принимают участие как корковые, так и подкорковые структуры.
Немаловажное значение для понимания механизма формирования условного рефлекса имеют последние экспериментальные данные, полученные при исследовании процессов, лежащих в основе обучения и памяти. На интегральной схеме (рис. 3), предложенной Эл-коном, отражено одно из современных представлений о формировании условного рефлекса [цит. по: Гладких, 2002]. Здесь представлена выработка условного мигательного рефлекса у кролика в ответ на звуковой раздражитель. Показано, как сигналы от слуховых рецепторов и от рецепторов глаза идут по нервным путям к пирамидальным нейронам СА1 гиппокампа. Посредником в передаче возбуждения является медиатор — глутамат. Возникающее общее возбуждение животного, имеющее значение для успешного обучения, приводит также к активации нейронов СА1 гиппокампа, но только при помощи другого нейромедиатора — ацетилхолина. Эти клетки в свою очередь посылают импульсы в другие участки коры.
Следует отметить, что немаловажная роль в формировании условно-рефлекторной деятельности принадлежит нейронам коры больших полушарий. При их гибели, например при длительном оживлении организма после клинической смерти, у человека теряются все выработанные ранее навыки и новые условные рефлексы формируются с трудом.
Таким образом, различные уровни ЦНС принимают участие в образовании долговременных и кратковременных ассоциативных связей при обучении и формировании условного рефлекса.
При выработке любого условного рефлекса необходимо соблюдать ряд определенных правил. Во-первых, необходимо, чтобы ин-
дифферентный условный раздражитель предшествовал действию безусловного раздражителя. Во-вторых, безусловный сигнал должен быть сильнее, чем условный. В-третьих, необходима нормальная возбудимость заинтересованных нервных центров. В-четвертых, следует обеспечить многократное воздействие условного и безусловного раздражителей.
Рассматривая условные рефлексы, можно выделить ряд их общих признаков. Во-первых, данные рефлексы носят приспособительный характер, что делает поведение наиболее соответствующим конкретным условиям среды. Во-вторых, любые условные рефлексы требуют для своего формирования участия высших отделов головного мозга. В-третьих, они приобретаются и отменяются в индивидуальной жизни каждой конкретной особи. В-четвертых, они имеют сигнальный характер, т. е. подготавливают организм к возникновению безусловного рефлекса.
2)Регуляция слюноотделения.
1) Сложно – рефлекторный: →безусловнорефлекторный (пища во рту раздражает
↓механо и хеморецепторы → центр слюноотделения
условный 9 (на вид, запах, разговор) продолговатого мозга).
Парасимпатические нервы (в составе лицевого и языкоглоточного) усиливают секрецию. Симпатические (из II – IV грудных сегментов) уменьшают секрецию (мало густой слюны).
2) Гуморальный механизм: под влиянием АХ, выделяющегося из парасимпатических нервов, активируется калликреин, он активирует брадикинин → расширение сосудов ↑ Q → увеличивается образование слюны.
Атропин снижает слюноотделение, блокирует М – ХР., снимает парасимпатическое влияние.
Приспособительный характер слюноотделения:
а) на сухие продукты;
б) на влажные продукты;
в) на крахмалистую пищу;
г) торможение секреции.
3)Значение углеводов.
а) Энергетическая функция.
Резерв углеводов представлен гликогеном но топливным веществом является глюкоза.
Окисление – 1г. глюкозы приводит к выделению 4 ккал. тепла. При суточном потреблении углеводов 500г. выделяется 2000 ккал.
Запасы гликогена:
в печени – 500гр.;
в скелетных мышцах – 200гр.;
в сердце – 90гр.
Мобильные заносы гликогена находятся в скелетных мышцах. Они используются для энергообеспечения кратковременной работы в экстремальных ситуациях.
Пластическая функция.
Углеводы являются компонентами мембран, межклеточных контактов соединительной ткани, различных молекулярных и межмолекулярных связей, в том числе и ответственных за иммунитет.