Роль школы в формировании здоровья и профилактике заболеваний учащихся
Основные понятия:здоровый образ жизни учащихся; здоровьесберегающая деятельность; мотивация; профилактика заболеваний; неврозы.
Вопросы для обсуждения
1. Формы и методы здоровьесберегающей деятельности, используемые в образовательных учреждениях.
2. Практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательных учреждениях.
3. Методология и методические подходы к анализу здоровьесберегающей деятельности школы.
4. Роль учителя в организации первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний.
5. Нервно-психические расстройства в детском возрасте и их профилактика.
6. Формирование здорового образа жизни учащихся.
Задания
- Составьте опорную схему-коллаж (или интеллект-карту) «Здоровый образ жизни».
- Составьте опорную схему «Нервно-психические расстройства в детском возрасте и их профилактика».
Литература
Основная:
1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков : пути преодоления : учеб. пособие для студ. вузов : пер. с англ. ; рекомендовано УМО по классическому ун-кому образованию по направлению подготовки бакалавров и магистров 030300 "Психология" и спец. 030301 "Психология", 030302 "Клиническая психология" / под ред. Э. Ф. Вагнера, Х. Б. Уолдрон. - М.: Академия, 2006. - 476 с.
2. Волокитина, Т.В.Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. - М.: Академия, 2008. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
3. Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л. Б. Дыхан, В. С. Кукушин, А. Г. Трушкин. - М.: ИКЦ"МарТ" ; Ростов н/Д. : Издательский центр "МарТ", 2005. - 528 с. - (Педагогическое образование).
4. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи : учеб. пособие для студ. вузов / З. В. Коробкина, В. А. Попов. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 192 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
5. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214 с.- (Университетская серия)
6. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
7. Чумаков, Б.Н. Валеология : курс лекций : учебное пособие / Б. Н. Чумаков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.
Дополнительная:
1. Андриади, И.П. Здоровьесбережение и современные подходы к внедрению здоровьесберегающих моделей в образовательное пространство высшей школы / И. П. Андриади, Л.С. Елькова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - N 2. - С. 13-22.
2. Володин, В.С. Основы медицинской сексологии : курс лекций: учеб. пособие / В.С.Володин. - М.: Логос, 2003. - 240 с.
3. Димова, А.Л. Влияние информационных и коммуникационных технологий на здоровье пользователей в процессе учебной деятельности / А. Л. Димова // Информатика и образование. - 2008. - N 12. - С. 119-120.
4. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.: ил.
5. Жаркова, Л.Г. К здоровью ученика через здоровье учителя / Л. Г. Жаркова // Учитель в школе. - 2009. - N 2. - С. 102-105.
6. Зайцев, А.Г. Педагогика счастья (Валеология семьи) / А. Г. Зайцев, Г. К. Зайцев. - СПб.: Союз, 2002. - 320 с.
7. Косованова, Л.В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях : учебно-метод. пособие для студ. пед. и мед. вузов / Л. В .Косованова, М. М. Мельникова, Р. И. Айзман. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2003. - 240 с.: ил.
8. Косованова, Л.В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях : учебно-метод. пособие для студ. пед. и мед. вузов / Л.В. Косованова, М.М. Мельникова, Р.И. Айзман. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2003. - 240 с.: ил.
9. Маликова, Е. Здоровье обучающихся: тревожные факты / Е. Маликова // Учитель. - 2008. - N 4. - С. 84.
10. Малярчук, Н.Н. Здоровьесозидающая деятельность педагогов / Н. Н. Малярчук // Педагогика. - 2009. - N 1. - С. 55-59.
11. Науменко, Ю.В. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы / Ю. В. Науменко // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - N 3. - С. 20-26.
12. Носова, Е. Репродуктивное здоровье подростков / Е. Носова // Воспитание школьников. - 2007. - N 4. - С. 54-58.
13. Резер, Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности / Т.М. Резер // Педагогика. - 2006. - N 5. - С. 29-37.
14. Соловьев, Г.М. Здоровьесберегающие технологии в обеспечении качества образования студенческой молодежи / Г.М.Соловьёв // Педагогическое образование и наука. - 2003.-№ 3.-С.22-27.
15. Чурсин, А.А. Медицинская подготовка учащихся: использование современных технологий // Народное образование. - 2003. - N9.-С.243-246. - табл.
16. Шорина, М.В. На переднем крае здоровья ребенка / М. В. Шорина // Учитель в школе. - 2009. - N 1. - С. 106-110. - ил.