Характеристика детского травматизма. Меры профилактики

Основные понятия:травмы, травматизм и профилактика детского травматизма.

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика детского травматизма.

2. Классификация детского травматизма в зависимости от поведения человека.

3. Классификация детского травматизма по типовым ситуациям.

4. Производственный травматизм и вопросы охраны труда на промышленных предприятиях.

5. Травматизм в походе.

6. Травматизм на транспорте.

7. Меры профилактики травматизма.

Задания

1. Перечислите основные причины травматизма у детей.

2. Изучите опорную схему «Первая медицинская помощь при травмах».

Характеристика детского травматизма. Меры профилактики - student2.ru

3. Решите следующие ситуационные задачи.

а) Во время тренировки в спортивном зале ребенок упал на скамейку и травмировал область запястья, возникло необильное кровотечение и рана, по характеру рваная.

Вопрос: Каков порядок оказания неотложной помощи?

б) Группа подростков, катаясь на роликовых коньках, сбила впереди идущую девушку, что вызвало травмирование коньком области локтевого сустава; образовалась глубокая рана и кровотечение.

Вопрос: Ваши действия по оказанию неотложной помощи?

в) Мальчик, качаясь на качелях, упал на землю и сильно ударил плечевой сустав; возникла ушибленная рана с невыраженным кровотечением.

Вопрос: Каковы порядок и способы оказания неотложной помощи?

г) Ветром были порваны электрические провода около школы. Школьник десяти лет взялся за конец провода, упал и потерял сознание.

Вопросы: Каков диагноз полученной школьником травмы? Ваши действия по оказанию неотложной помощи?

д) В школе на перемене ребенок в столовой торопился пообедать; не прожевав кусочек мяса, глубоко вдохнул, и его дыхание стало затрудненным, а затем он потерял сознание.

Вопрос: Ваши действия по оказанию неотложной помощи?

е) Ребёнок девяти лет, не умеющий плавать, купался в реке, течением его снесло на глубину, и он стал тонуть. Вы оказались на берегу и бросились в реку спасать ребенка. На берегу у пострадавшего отсутствовало дыхание, и не прощупывался пульс на сонной артерии.

Вопрос: Ваши действия по оказанию неотложной помощи?

Литература

Основная:

1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: учебное пособие для студ. пед. вузов / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с. - (gaudeamus).

2. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни : учебник для студентов пед. вузов и ин-тов физич. культуры / В. И. Дубровский. - М.: Флинта: RETORIKA-A, 1999. - 560 с.: ил.

3. Морозов, М.А. Первая медицинская помощь при травмах / М.А.Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 1999. - 256 с. - (В помощь студенту).

4. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214 с.- (Университетская серия)

5. Соковня-Семенова, И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: учеб. пособие для средн. пед. заведений. - М.: Академия, 1999. - 144 с. - (Педагогическое образование).

Дополнительная:

1. Волокитина, Т.В.Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. - М.: Академия, 2008. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

2. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов и др. - 2-е изд., перераб. - М.: Астрель : АСТ, 2001. - 384 с.: ил.

3. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. Ю. Л. Воробьева. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 366 с.: ил.

4. Основы медицинских знаний учащихся: проб. учебник для сред. учеб. заведений / М. И. Гоголев, Б. А. Гайко, В. А. Шкуратов ; под ред. М. И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.: ил.

5. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учеб.пособие / Е. Е. Тен. - М.: Академия, 2002. - 256 с. - (Среднее профессиональное образование).

Семинарское занятие № 6.

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема

Основные понятия:ЗОЖ, самоконтроль, закаливание, рациональное, сбалансированное питание, режим дня.

Вопросы для обсуждения

  1. Здоровый образ жизни и его составляющие.
  2. Проблемы в формировании здорового образа жизни.
  3. Двигательная активность и здоровье.
  4. Самоконтроль в процессе занятий физкультурой и спортом, его значение.
  5. Закаливание. Виды, значение, правила организации и проведения закаливания.
  6. Питание и здоровье. Понятие о рациональном, сбалансированном питании.
  7. Режим дня и здоровье.

Задания

1. Заполните таблицу и докажите существование ритмических изменений в деятельности систем терморегуляции, кровообращения, дыхания в течение суток. Измерения показателей проводить в течение всего дня от подъёма до отхода ко сну через каждые 2, 3 или 4 часа.

Время измерения Температура тела, °С ЧСС, уд./мин САД, мм рт. ст. Частота дыхания за 1 мин
         
         
         
         
         
         
         
         

Примечание. Все показатели измерять сидя в спокойном состоянии, частоту пульса и частоту дыхания измерять по 60 с.

Постройте графики и сделайте вывод об изменениях изученных функций в течение суток.

2. Составьте оптимальный для себя режим дня.

3. Известно, что человек в течение достаточно длительного времени может обходиться без пищи, сохраняя физическую и психическую активность. Способность организма обходиться без поступления извне энергетического материала издавна привлекала к себе внимание физиологов. Какие приспособительные реакции происходят в это время в организме?

4. В каком случае употребление витаминов становится опасным для организма? Почему наибольшую опасность представляю жирорастворимые витамины?

5. На чистой коже человека за 10 минут гибнет 85% болезнетворных бактерий, а на грязной – только 5%. Какова причина гибели бактерий? Какой гигиенический вывод вытекает из этого?

6. После употребления спиртного в организме ощущается тепло. Почему в состоянии алкогольного опьянения замерзание человека на морозе происходит гораздо быстрее, чем человека, находящегося в трезвом состоянии?

7. Наивысшая температура тела, которую выдерживает организм человека равна 42°С, наименьшая – 24°С. Какие изменения произойдут в организме, если температура повысится или понизится относительно указанных границ? В каких случаях в медицине специально понижают температуру тела?

8. Неоднократный анализ крови больного показал, что содержание сахара в ней превышает норму. С чем связано увеличение сахара в крови?

Литература

Основная:

1. Волокитина, Т.В.Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. - М.: Академия, 2008. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

2. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214 с.- (Университетская серия)

3. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни : учебник для студентов пед. вузов и ин-тов физич. культуры / В. И. Дубровский. - М.: Флинта: RETORIKA-A, 1999. - 560 с.: ил.

4. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию : учебное пособие для вузов / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Учебное пособие для вузов).

5. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи : учеб. пособие для студ. вузов / З. В. Коробкина, В. А. Попов. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 192 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

6. Косованова, Л.В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях : учебно-метод. пособие для студ. пед. и мед. вузов / Л. В .Косованова, М. М. Мельникова, Р. И. Айзман. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2003. - 240 с.: ил.

7. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

8. Чумаков, Б.Н. Валеология : курс лекций : учебное пособие / Б. Н. Чумаков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.

Дополнительная:

1. Березина, В. Организация качественного питания школьников - один из основных факторов сохранения здоровья подрастающего поколения / В. Березина // Воспитание школьников. - 2006. - N 8. - С. 9-12.

2. Володин, В.С. Основы медицинской сексологии: курс лекций: учеб. пособие / В.С.Володин. - М.: Логос, 2003. - 240 с.

3. Горбенко, П. Валеология и здоровый образ жизни / П. Горбенко, Г. Зайцев // Учитель. - 2005. - N 5. - С. 67-70.

4. Зарецкая, С.К. Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу / С.К. Зарецкая // Профильная школа. - 2008. - N 4. - С. 3-7.

5. Захаров, Н. А началось все с сухомятки / Н. Захаров, А. Горбовец // Воспитание школьников. - 2006. - N 7. - С. 64-65.

6. Звездина, И.В. Современные тенденции распространенности поведенческих факторов риска среди подростков / И. В. Звездина // Вестник образования России. - 2006. - N 1. - С. 68-73.

7. Коркоценко, М.Н. Диагностика влияния социального пространства на психологическое здоровье ребенка / М.Н. Коркоценко, Д.С. Ткач // Педагогическая диагностика. - 2007. - N 2. - С. 58-65.

8. Куинджи, Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников : метод. пособие / Н. Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

9. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студентов мед. вузов / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: Академия, 2004. - 528 с. - (Высшее профессиональное образование).

10. Соковня-Семенова, И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: учеб. пособие для средн. пед. заведений. - М.: Академия, 1999. - 144 с. - (Педагогическое образование).

11. Федеральное агентство по образованию. Проблемы здоровья, медицинского обслуживания, пропаганды здорового образа жизни и профилактики асоциальных проявлений в студенческой среде: информация подготовлена к Всероссийской конференции, состоявшейся в Интеллектуальном центре - фундаментальной библиотеке МГУ им. М. В. Ломоносова 29 мая 2009 г. // Официальные документы в образовании. - 2009. - N 17. - С. 82-84.

Семинарское занятие № 7.

Наши рекомендации