Дезинфекция. Виды, методы, средств
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по ПМ.04, ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК.04.01. Безопасная среда для пациента и персонала.
Специальности: 31.02.01.Лечебное дело
34.02.02. Сестринское дело
Владимир
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Владимирской области
«Владимирский базовый медицинский колледж»
ОДОБРЕНО ЦМК (наименование) Председатель ЦМК ___________________ ФИО (подпись) | УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебной работе ГБОУСПОВО «Владимирский базовый медицинский колледж _____________________________ Т.Б. Зайчикова «_____» ___________ 2014 год |
Составила: ___Петрова Н.В.________________________________________
(ФИО)
Рецензия:
Рецензент: __________________________________________________________________
(ФИО, должность, место работы)
«___» __________2014 год
___________________
Подпись (расшифровка подписи)
Рецензент:__________________________________________________________________
(ФИО, должность, место работы)
«___» __________2014 год
___________________
Подпись (расшифровка подписи)
Владимир
Содержание
1. Тема 1.1 Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима в ЛПУ………3
2. 1.1.10. Инфекционная безопасность.
3. Дезинфекция, предстерилизационная очистка,
стерилизация…………………………………………………………………………5
Дезинфекция. Виды, методы, средств
Дезинфекции. Использование дезинфицирующих
средств, меры предосторожности………………………………………5
Предстерилизационная очистка инструментов,
подлежащих стерилизации. Этапы ПО…………………………………8
Стерилизация. Виды, методы, цели, задачи.
ЦСО. Устройство, функции………………………………………………11
7. 1.1.11. Санитарно-эпидемиологический режим
процедурного кабинета……………………………………………………………15
8. Профилактика передачи вирусов парентеральных гепатитов
и ВИЧ-инфекции в ЛПУ……………………………………………………………17
9. Требования к личной гигиене и медицинской
одежде персонала. Уровни и техника мытья рук…………………………19
10. Дезинфекция и утилизация медицинских изделий
одноразового назначения……………………………………………………….22
11. 1.2.2. Прием пациента в стационар. Лечебное отделение.
Дезинфекция предметов ухода………………………………………………25
12. Тема 1.3.2. Биомеханика в сестринской практике………………………………..32
13. Список литературы……………………………………………………………………..36
Тема 1.1 Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима в ЛПУ.
Инфекционная безопасность. Дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация.
Внимательно изучите предложенный теоретический материал и дайте ответы на следующие вопросы.
1. Понятие внутрибольничной инфекции.
2. Виды ВБИ.
3. Структура ВБИ.
4. Структура ВБИ крупных стационаров.
5. Причины ВБИ.
6. Профилактика ВБИ.
7. Профилактика внутрибольничных инфекций у медицинского персонала в стационарах (отделениях) хирургического профиля.
8. Механизмы передачи ВБИ.
9. Периоды болезни.
Выполните следующие тестовые задания.
1. ВБИ поражает больного в результате
А. ____________________________________________________________
Б. ____________________________________________________________
В. ____________________________________________________________
2. Виды ВБИ
А.____________________________________________________________
Б.____________________________________________________________
В.____________________________________________________________
3. На первом месте в структуре ВБИ стоят
А. Гнойно-септические заболевания
Б. Кишечные инфекции
В. Гемоконтактные вирусные гепатиты В,С,Д
4. На втором месте в структуре ВБИ стоят
А. Гнойно-септические заболевания
Б. Кишечные инфекции
В. Гемоконтактные вирусные гепатиты В,С,Д
5. К причинам ВБИ относят
А.______________________________________________________________
Б.______________________________________________________________
В.______________________________________________________________
Г.______________________________________________________________
Д.______________________________________________________________
6. Укажите три важнейших требования, необходимых для профилактики ВБИ
А._____________________________________________________________
Б._____________________________________________________________
В._____________________________________________________________
7. Для профилактики ВБИ период дооперационного пребывания пациента в стационаре
А. Сокращают
Б. Удлиняют
В. Не изменяют
8. С эпидемиологических позиций ранняя выписка пациентов.
А. Оправдана
Б. Не оправдана
9. Гигиеническая обработка рук персоналом проводится (когда)
А.______________________________________________________________
Б.______________________________________________________________
В.______________________________________________________________
10. При проведении манипуляций/операций, сопровождающихся образованием брызг крови, секретов, экскретов, персонал надевает
А.______________________________________________________________
Б.______________________________________________________________
11. На использованные иглы защитный колпачок
А. Одевается
Б. Не одевается
12. Контейнеры для дезинфекции острых предметов должны быть
А. Полиэтиленовыми
Б. Резиновыми
В. Пластмассовыми
13. Рентгенологическое исследование грудной клетки у мед.персонала проводится
А. 1 раз в год
Б. 2 раза в год
В. 3 раза в год
14.
15. Флюорография грудной клетки медицинского персонала проводится с целью
А. Выявления бронхита
Б. Выявления туберкулеза
В. Выявления пневмонии
16. Исследование крови на гепатит В у медицинского персонала проводится
А. 1 раз в год
Б. 2 раза в год
В. 3 раза в год
17. Для хронических болезней характерно:
А. _________________________________________
Б. _________________________________________
18. Установите соответствие
1. Ремиссия А. Возврат симптомов болезни
2. Рецидив Б. Кажущееся улучшение состояния
.
19. Для полного выздоровления характерно формирование _________________________
20. Первые признаки болезни появляются в период
А. Латентный
Б. Продромальный
В. Разгара
Г. Исхода болезней
21. Синдромы болезни появляются в период
А. Латентный
Б. Продромальный
В. Разгара
Г. Исхода
Решите ситуационные задачи
1. В инфекционное отделение стационара доставлен пациент с подозрением на гепатит В. Объективно: пациент истощен, склеры и слизистые иктеричны. На левой руке видны следы инъекций. Установите возможные пути заражения данного пациента.
2. В травмпункт обратился пациент с жалобой на сильную боль в месте укуса. Со слов пациента, был укушен собакой два дня назад. Объективно: в области голени - рваная рана, гиперемия, отечность, видны следы от сдавления.
Какое заболевание может стать следствием укуса? Установите возможный механизм заражения данным заболеванием.
3. Пациент предъявляет жалобы на слабость, лихорадку, тошноту, однократную рвоту, жидкий стул, боли в животе неясного генеза. Со слов состояние ухудшилось после 12.00.
Объективно: пациент бледный, субфебрильная температура, язык обложен, живот мягкий, при пальпации безболезненный, стул жидкий со слизью.
В каком периоде болезни находится данный пациент? Почему? Установите возможный механизм передачи инфекции.
Решите ситуационные задачи.
№ 1
После выписки пациента из стационара в дезинфекционных камерах были обеззаражены: постельные принадлежности, нательное белье и вещи больного, выдаваемые ему перед выпиской.
Установите вид проведенной дезинфекции. Когда и с какой целью она проводится?
№ 2
При проведении генеральной уборки процедурного кабинета хлорсодержащими дез.средств медицинская сестра одела дополнительный халат, шапочку, очки, резиновые перчатки. К концу рабочего дня она почувствовала себя плохо. Появилась головная боль, боль в животе, тошнота, однократная рвота.
Укажите причину ухудшения состояния медицинского работника. В результате чего произошло ухудшение состояния медицинской сестры?
№ 3
Во время операции на органах грудной клетки медицинская сестра помещала многоразовый медицинский инструмент в раствор Сайдекса для дезинфекции. После проведения дезинфекции изделия были промыты проточной водой и подвергнуты предстерилизационной очистке. Пробы на остатки скрытой крови оказались положительными.
Укажите возможные причины появления остатков крови на изделиях?
№ 4
Приготовьте раствор хлорамина, применяемый для дезинфекции при туберкулезе.
№ 5
Приготовьте 10 литров 6% перекиси водорода. В каких ситуациях применяется данный раствор перекиси?.
№ 6
Приготовьте раствор хлорамина, применяемый для дезинфекции при вирусных гепатитах.
№ 7
Приготовить 5 литров 1% хлорамина.
Решите ситуационные задачи
1. После проведения азопирамовой пробы, через 1,5 минуты произошло изменение цвета на бурый. Как интерпретировать полученный результат? Ответ мотивируйте.
2. В ЦСО была проведена предстерилизационная очистка 50 изделий разных наименований. Для проведения качества ПО сестра взяла 5 изделий. Правильно ли она поступила? Ответ мотивируйте. Какие документы регламентируют ПО?
3. Для приготовления реактива азопирам сестра смешала 5 мл 3% перекиси водорода и 10 мл спиртового раствора азопирама. Правильно ли она поступила? Ответ мотивируйте.
4. Для проверки пригодности азопирама медицинская сестра нанесла 3 капли реактива на пятно крови. Правильно ли она поступила? Что должно произойти при пригодности реактива? Как поведет себя реактив, если он непригоден для использования?
5. Что произойдет с изделием во время стерилизации, если его не ополоснуть дистиллированной водой при проведении ПО?
Решите ситуационные задачи.
1. М/с проводит стерилизацию стоматологического инструментария в сухожаровом шкафу в открытой емкости (лотках). Режим стерилизации: 160° - 60 мин. Правильно ли проводится стерилизация? Ответ обоснуйте.
2. В ЦСО проводится стерилизация медицинского инструментария в автоклаве при температуре 132° - 2,2 атм. – 20 мин. без контроля качества стерилизации. Укажите индикатор стерильности. Какие материалы стерилизуют при данном режиме?
3. Укажите возможные режимы стерилизации стекла. Назовите индикаторы стерильности.
Решите ситуационные задачи.
1. Во время уборки процедурного кабинета медицинская сестра залила его дез.средством, затем сразу же вытерла помещение насухо стерильной ветошью. Какой вид уборки производила медицинская сестра? Какие ошибки она допустила?
2. Приготовьте 3 литра 6% перекиси водорода с 0,5% моющим средством. Для каких целей используется перекись водорода такой концентрации?
3. Медицинский персонал проводит генеральную уборку процедурного кабинета. Как часто меняется одежда для уборки? Перед каким этапом уборки надо произвести смену одежды?
Решите ситуационные задачи.
№ 1
Работая с пациентом, имеющим в анамнезе гепатит В, медицинская сестра уколола палец постъинъекционной иглой.
Какие мероприятий должна провести медицинская сестра для экстренной профилактики гепатита В?
№ 2
При сборе биологического материала на исследование, содержимое пробирки пролилось на руки медицинской сестры.
Каким образом необходимо обработать кожные покровы для профилактики инфицирования гепатитом В?
№ 3
У работника лаборатории произошел контакт с материалом потенциально инфицированным гепатитом В.
В течение какого срока необходимо ввести специфический иммуноглобулин после предполагаемого заражения? По какой схеме проводится вакционопрофилактика в данном случае?
№ 4
После сдачи крови на анти Нвs антиген титр антител составил 10 МЕ/литре. Необходима ли ревакцинация в данном случае? В каком случае ревакцинацию проводить не надо?
№ 5
При поступлении на работу в стационар медицинской сестре необходимо провести вакцинацию от гепатита В. По какой схеме должна быть проведена данная вакцинация для формирования устойчивого иммунитета? Через какое время необходимо провести ревакцинацию?
Заполните таблицу:
Перечень медикаментов, входящих в аварийную аптечку для оказания первой медицинской помощи | С какой целью применяется | Место применения |
70% спирт | ||
5% спиртовой раствор йода | ||
1% раствор борной кислоты | ||
1% раствор протаргола | ||
азидотимидин (АЗТ) | ||
иммуноглобулин |
Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала. Уровни и техника мытья рук
Внимательно изучите предложенный теоретический материал и дайте ответы на следующие вопросы.
1. Правила обработки рук медицинского персонала и кожных покровов пациентов.
2. Гигиеническая обработка рук. Когда проводится гигиеническая обработка рук. Способы обработки.
3. Техника мытья рук.
4. Хирургическая обработка рук. Этапы обработки рук. Классические методы обработки рук хирурга.
5. Использование перчаток медицинским персоналом.
6. Смена рабочей одежды в стационаре.
7. Обеззараживание кожных покровов пациентов
Выполните следующие тестовые задания.
1. После контакта с секретами или экскретами организма, слизистыми оболочками,
повязками и перед выполнением различных манипуляций по уходу за пациентом производят
А. Гигиеническую обработку рук
Б. Хирургическую обработку рук
В. Социальную обработку рук
2. Установите последовательность гигиенической обработки рук
1 2 3
4 5 6
3. Необходимым условием эффективного обеззараживания рук является:
А. Обязательная обработка до средней трети предплечья
Б.Поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.
В. Обязательная обработка всей поверхности предплечья
4. Укажите способы гигиенической обработки рук.
А._______________________________________________________
Б. _______________________________________________________
5. Требования, предъявляемые к кожным антисептикам для гигиенической обработки рук
А. Должны быть легко доступны на всех этапах лечебно-диагностического процесса
Б. Должны быть спиртсодержащими
В. Должны содержать моющее средство в своем составе
6. Как называется дозатор для жидкого мыла?
________________________________________
7. Установите этапы хирургической обработки рук
№ этапа______название_________________________________________________________
№ этапа______ название_______________________________________________________
8. Установите этапы дезинфекции и утилизации перчаток в ЛПУ после проведения обработки инфицированной раны пациента медицинской сестрой
А. Снять перчатки
Б. Убрать видимые загрязнения с поверхности перчаток тампоном с 70% этиловым спиртом
В. Утилизировать перчатки
Г. Погрузить перчатки в раствор дезинфицирующего средства
Д. Обработать руки спиртсодержащим антисептиком
9. Антисептик, содержащий краситель используется для обработки
А. Инъекционного поля пациента
Б. Операционного поля пациента
В. Гигиенической обработки пациента
10. Укажите время работы большого стерильного стола:
А. 60 минут
Б. 6 часов
В. 24 часа
Решите ситуационные задачи.
№ 1
При проведении инъекции у постели пациента медицинская сестра использовала одну и ту же пару перчаток для всех лежащих в палате пациентов, предварительно обработав их антисептиком.
Какой документ, регламентирующий СЭР, был нарушен медицинской сестрой? К каким последствиям могут привести подобные действия медицинской сестры?
№ 2
Медицинская сестра проводит плановую уборку процедурного кабинета. Она оросила все вертикальные поверхности 6% перекисью водорода, стерильной ветошью удалила дезинфицирующее средство, прокварцевала кабинет в течение 60 минут и приступила к работе.
Какие этапы плановой уборки кабинета были нарушены медицинской сестрой?
Решите ситуационные задачи.
№ 1
Вы - процедурная сестра микологического отделения стационара. Каким образом Вы будете обрабатывать одноразовый инструмент после использования? Вкакого цвета упаковку вы его поместите? Какая маркировка будет нанесена на эти емкости?
№ 2
Оформите этикетку для маркировки пакетов, в которые помещены после шприцы инъекционные многоразового использования после дезинфекции.
______________________________________________ |
№3
Какой закон РСФСР регламентирует меры безопасности при работе с отходами разных классов ЛПУ? Вспомните технику безопасности при работе с отходами разных классов ЛПУ.
№ 4
Заполните таблицу
Класс отхо- дов | Класс А | Класс Б | Класс В | Класс Г | Класс Д |
Категорияопасности | |||||
Характеристика морфологического состава | |||||
Цвет упаковки |
Решите ситуационные задачи.
1. У пациента хирургического отделения стационара имеется гнойное отделяемое из раны. Где необходимо осуществлять перевязку у данного пациента? Дайте 3 варианта ответа.
2. У пациента инфекция, вызванная энтерококком. Какие правила должен соблюдать медицинский персонал при работе с данным пациентом? Какая дезинфекция проводится после выписки данного пациента? Когда можно будет заполнять палату после выписки данного пациента?
3. На лечение в стационар доставлен пациент с ожогами. В какую палату должен быть помещен данный пациент? Каков принцип организации данной палаты?
4. Пациента выписывают из стационара. Какой дезинфекции необходимо подвергнуть помещение палаты? Как обрабатываются матрацы, подушки, одеяла после выписки пациента?
5. У пациентки терапевтического отделения стационара в анамнезе аллергия на химические средства, в связи с чем, невозможно провести обработку на педикулез волосистой части головы. Какой способ уничтожения насекомых и гнид возможно применить в данной ситуации?
6. Для чего применяются средства, представленные на рисунках? К какой группе средств они относятся?
7. У пациента приемного отделения выявлен педикулез. Оформите необходимую медицинскую документацию:
Решите ситуационные задачи.
1. При поднятии груза с пола, медицинская сестра развернулась плечами к предмету. Какую ошибку она совершила? К чему могут привести подобные действия?
2. Какие положения пациента в постели, удобнее выбрать для профилактики пролежней пациент:
– в ночное время;
– в дневное время.
Список литературы
1. Основы сестринского дела: учебник для студентов среднего профессионального образования учебных заведений/ (С.И.Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасева и др.): под ред. С.И. Двойникова – М.: Издательский центр Академия, 2008.
2. Основы сестринского дела: «Алгоритмы манипуляций: учебное пособие, Н.В. Широкова и др. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010 .
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по ПМ.04, ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК.04.01. Безопасная среда для пациента и персонала.
Специальности: 31.02.01.Лечебное дело
34.02.02. Сестринское дело
Владимир
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Владимирской области
«Владимирский базовый медицинский колледж»
ОДОБРЕНО ЦМК (наименование) Председатель ЦМК ___________________ ФИО (подпись) | УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебной работе ГБОУСПОВО «Владимирский базовый медицинский колледж _____________________________ Т.Б. Зайчикова «_____» ___________ 2014 год |
Составила: ___Петрова Н.В.________________________________________
(ФИО)
Рецензия:
Рецензент: __________________________________________________________________
(ФИО, должность, место работы)
«___» __________2014 год
___________________
Подпись (расшифровка подписи)
Рецензент:__________________________________________________________________
(ФИО, должность, место работы)
«___» __________2014 год
___________________
Подпись (расшифровка подписи)
Владимир
Содержание
1. Тема 1.1 Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима в ЛПУ………3
2. 1.1.10. Инфекционная безопасность.
3. Дезинфекция, предстерилизационная очистка,
стерилизация…………………………………………………………………………5
Дезинфекция. Виды, методы, средств