Работа 1 . Взаимодействие между генами

       
  Работа 1 . Взаимодействие между генами - student2.ru   Работа 1 . Взаимодействие между генами - student2.ru

Из одной пары Из разных аллельных пар:

- неполное доминирование -комплементарное

- доминирование - эпистатическое

- сверхдоминирование - полимерное

- кодоминирование

Работа 2. Комплементарное взаимодействие.

Задача 1. У попугайчиков-неразлучников цвет перьев определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Сочетание двух доминан­тных генов (хотя бы по одному из каждого аллеля АВ) определяет зеле­ный цвет, сочетание доминантного гена из одной пары и рецессивных генов из другой определяет желтый А-вв пли голубой ааВ- цвет, рецессивные особи по обеим парам аавв имеют белый цвет.

а) При скрещивании зеленых попугайчиков-неразлучников меж­ду собой получено потомство из 55 зеленых, 18 желтых, 17 голубых и 6 белых. Определите генотипы родителей и потомства.

Р

G

F1

Ответ:

б) Зоопарк прислал заказ на белых попугайчиков. Однако, скрещивание имеющихся на ферме зеленых и голубых особей не дава­ло белых попугайчиков. Определите генотипы имеющихся на ферме птиц.

Р

G

F1

Ответ:

Задача 2.Ген К детерминирует розовидныйгребень, ген Р- горо­ховидный. При сочетании генов Ки Р развивается ореховидный гре­бень. Птицы, рецессивные по обоим генам (ккрр), имеют простой (листовидный) гребень. Скрещены особи КкРр с ккрр. Установить расщепление в первом поколении.

P

G

F1

Ответ:

Работа 2. Эпистаз.

Задача 3.У овса цвет зерен определяется двумя парам несцепленных между собой генов. Один доминантный ген обусловливает черный цвет А, другой – серый В. Ген черного цвета подавляет ген серого цвета. Оба рецессивных аллеля обусловливают белую окраску аавв.

а) При скрещивании чернозерного овса в потомстве оказалось расщепление на 12 чернозерных, 3 серозерных и I с белыми зернами. Определите генотипы скрещиваемых особей и их потомство.

P

G

F1

Ответ:

б) При скрещивании белозерного овса с чернозерным получилось половина растений с черными зернами, половина - с серыми. Опреде­лите генотипы, скрещиваемых особей.

Р

G

F1

Ответ:

Задача 4. У человека имеется несколько форм наследственной близорукости. Умеренная форма (от –2,0 до –4,0) и высокая (выше –5,0) передаются как аутосомные доминантные несцепленные между собой признаки. В семье, где мать была близорукой, а отец имел нормальное зрение, родилось двое детей: дочь и сын. У дочери умеренная доминантные несцепленные между собой признаки. В семье где мать была близорукой, а отец, а у сына высокая форма близорукости.

Какова вероятность рождения следующего ребенка в семье без аномалий, если известно, что у матери близорукостью страдал только один из родителей? Следует иметь в виду, что у людей, имеющих гены обоих форм близорукости, проявляется только одна – высокая.

P

G

F1

Ответ:

Задача 5.При скрещивании желтоплодной тыквы с белой все потомство имело белые плоды. При скрещивании полученных особей между собой получилось: 204 растений с белыми плодами, 53 – с желтыми, 17 – зелеными. Определить генотипы родителей и потомков.

P

G

F1

Ответ:

Задача 6.Красная окраска луковицы лука определяется доминантным геном А,желтая – его рецессивным ааллелем. Однако проявление гена окраски возможно лишь при наличии другого, несцепленного с ним доминантного гена, рецессивный аллель которого подавляет окраску, и луковицы оказываются белыми. Краснолуковичное растение было скрещено с желтолуковичным. В потомстве F1 оказались растения с красными, желтыми и белыми луковицами.

P

G

F1

Ответ:

Задача 7. Так называемый, бомбейский феномен состоит в том, что в семье, где отец имел 1-ю группу крови, а мать 3-ю, родилась девоч­ка с 1-й группой крови. От брака ее с мужчиной, имеющего 2-ю груп­пу крови, родились две девочки: одна с 4-й, а другая - с 1-й груп­пой крови. Появление в третьем поколении девочки с 4-й группой крови от матери с 1-й группой вызвало недоумение. Однако, в лите­ратуре было описано еще несколько подобных случаев. По сообщению В.Маккюсика (1967), некоторые генетики склонны объяснить это яв­ление редким рецессивным эпистатическим геном, способным подавлять действие генов, определяющих группу крови А и В.

Принимая эту гипотезу, определить:

а) вероятные генотипы всех трех поколений, описанных в бомбейском феномене;

P

G

F1

Ответ:

б) вероятность рождения детей с 1-й группой крови в семье первой дочери из третьего поколения, если она выйдет замуж за та­кого же по генотипу мужчину;

P

G

F1

Ответ:

в) вероятные группы крови у детей в семье второй дочери из третьего поколения, если она выйдет замуж за мужчину с 4-й группой крови, но гетерозиготного по редкому эпистатическому гену.

Р

G

F1

Ответ:

Работа 3. Полимерия.

Пример.Наследование цвета кожи исследовал на острове Ямайка Деверкорт. Он установил, что цвет кожи определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Гены А1 и A2 обусловливают черный цвет, а1 и a2 - белый. При браке черного с белым - рождаются мулаты.

Р: Работа 1 . Взаимодействие между генами - student2.ru А1А1A2A2 Х Работа 1 . Взаимодействие между генами - student2.ru a1a1a2a2

Черный Белый

F1: А1a1A2a2

Мулат

При браке мулатов возможны различные цветовые вариации ко­жи (черные, темные, мулаты, светлые, белые). Чем больше в генотипе доминантных генов, тем цвет кожи темнее.

Задача 8. Наследование цвета зерен у пшеницы связано с двумя пара­ми генов. Красная окраска зависит от доминантных генов A1иА2, белая от рецессивных a1иа2. Какую окраску зерен будут иметь по­томки F1и F2 от скрещивания чистолинейных растений с красной и белой окраской зерен? Как называется такой тип наследования?

Р

G

F1

F2

Ответ:

Задача 9.Рост человека контролируется несколькими парами несцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Если пренебречь факторами среды и условно ограничиться лишь тремя парами генов (Ш.Ауэрбах, 1969), то можно допустить, что в какой-то попу­ляции самые низкорослые люди имеют все рецессивные гены и рост 150 см., самые высокие - все доминантные гены и рост 180 см.

а) Определить рост людей, гетерозиготных по всем трем па­рам генов роста.

б) Низкорослая женщина вышла замуж за мужчину среднего рос­та. У них было четверо детей, которые имели рост 165 см, 160 см, 155 см и 150 см. Определите генотипы родителей и их рост.

Р

G

F1

Ответ:

Наши рекомендации