Кафедра биологии, экологии и медицинской генетики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А. ВАГНЕРА
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
Кафедра биологии, экологии и медицинской генетики
Рабочая тетрадь
для практических занятий студентов 1 курса
По дисциплине: Биология с экологией
Раздел Генетика
Пермь 2011
Пояснительная записка.
Формирование объективной системы контроля качества знаний студентов медиков является одной из актуальных задач медицинских вузов. Знание основных классических положений общей генетики и основ современной медицинской генетики имеет практическое значение в организации проблемного обучения студентов медицинских специальностей на первом курсе.
Рабочая тетрадь для студентов первого курса мед. академии включает шесть разделов соответствующих темам практических занятий по программе биология с экологией. Каждая тема включает примеры решения задач, в которых разбираются механизмы того или иного процесса наследования признаков, знание которых необходимо для понимания сути явления и подбора метода решения задач. В каждом разделе имеются тексты задач, которые студент должен решить в рабочей тетради самостоятельно. Студенту предлагается разобрать вопросы для подготовки, которые позволят ему оценить уровень своих теоретических знаний.
В конце тетради прилагается список литературы по общей и медицинской генетике.
ТЕМА 1. Молекулярные и цитологические основы наследственности.
Вопросы для подготовки:
1. Какое строение имеют ДНК и РНК? Что такое нуклеотид и какие нуклеотиды входят в состав ДНК и РНК?
2. Что такое комплементарность?
3. Что такое ген и генетический код? Каковы их свойства?
4. Объяснить основную формулу биологии.
5. Объяснить правила пользования словарем генетического кода.
6. Охарактеризуйте реакции матричного синтеза ( репликация, транскрипция, трансляция)?
7. Что такое клеточный цикл? Какие периоды существуют в интерфазе?
8. Каковы основные этапы реализации наследственной информации?
9. Репликация и репарация ДНК.
10. Назовите этапы синтеза белка: транскрипция, трансляция, процессинг белка.
Работа 1. Решение задач на молекулярный синтез.
Задача 1.Участок кодирующей цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: АТГАЦЦГАГААА. Построить комплементарную цепь ДНК, молекулу и-РНК и полипептидную цепочку.
Пример решения: ДНКкодирующая цепь:АТГ-АЦЦ-ГАГ-ААА
иРНК:УАЦ-УГГ-ЦУЦ-УУУ
аминокислотная последовательность в белке :тир-три-лей-фен.
Работа 2. Генетический код.
первая | Вторая буква кодона | третья | |||
буква | у | Ц | А | Г | буква |
У | УУУ-фен УУЦ-фен УУА-лей УУГ-лей | УЦУ-сер УЦЦ-сер УЦА-сер УЦГ-сер | УАУ-тир УАЦ-тир УАА-стоп УАГ-стоп | УГУ-цис УГЦ-цис УГА-стоп УГГ- три | У Ц А Г |
Ц | ЦУУ-лей ЦУЦ-лей ЦУА-лей ЦУГ-лей | ЦЦУ-про ЦЦЦ-про ЦЦА-про ЦЦГ-про | ЦАУ-гис ЦАЦ-гис ЦАА-глн ЦАГ-глн | ЦГУ-арг ЦГЦ –арг ЦГА-арг ЦГГ-арг | У Ц А Г |
А | АУУ-илей АУЦ-илей АУА-илей АУГ-мет | АЦУ-тре АЦЦ-тре АЦА-тре АЦГ-тре | ААУ-аспн ААЦ-аспн ААА-лиз ААГ-лиз | АГУ-сер АГЦ-сер АГА-арг АГГ-арг | У Ц А Г |
Г | ГУУ-вал ГУЦ-вал ГУА-вал ГУГ-вал | ГЦУ-ала ГЦЦ-ала ГЦА-ала ГЦГ-ала | ГАУ-асп ГАЦ-асп ГАА-глу ГАГ-глу | ГГУ-гли ГГЦ-гли ГГА-гли ГГГ-гли | У Ц А Г |
Рис. 1. Словарь генетического кода.
Название | Сокращение | Название | Сокращение |
Аланин Аргинин Аспарагин.к-та Аспарагин Вали Гистидин Глицин Глутамин Изолейцин Глутаминовая кислота | Ала Арг Асп Аспн Вал Гис Гли Глн Илей Глу | Лейцин Лизин Метионин Пролин Серин Тирозин Треонин Триптофан Цистеин Фенилаланин | Лей Лиз Мет Про Сер Тир Тре Три Цис Фен |
Рис. 2 Аминокислоты и их обозначения.
Задача 2.Участок кодирующей цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов АТАГААТТТЦЦАТГА. Определить последовательность нуклеотидов в антикодирующей цепи.
ДНК
Задача 3.Постройте репликативную вилку на участке ДНК, где кодирующая цепь имеет такую последовательность нуклеотидов: АГГЦАТГЦГЦААТГЦ.
ДНК
Задача 4.Кодирующая цепь ДНК в одном из своих участков имеет следующую последовательность оснований: ТАЦГЦГЦААТТГ, какая молекула и-РНК возникнет на основе транскрипции, и какая полипептидная цепь будет построена в результате трансляции?
ДНК
иРНК
Белок
Задача 5.Во время транскрипции в последовательности нуклеотидов, указанных в задаче 4, произлошла смена рамки считывания. Транскрипция началась со второго нуклеотида. Как изменится результат транскрипции и трансляции?
ДНК
иРНК
Белок
Задача 6.Какое изменение молекулы ДНК сильнее повлияет на строение белка: выпадение одного нуклеотида из триплета или целого триплета.
Ответ:
Задача 7.Какие изменения произойдут в полипептидной цепи, если в структуре и-РНК: УАЦ-УГУ-ГАГ-АУА второй кодон заменить на АГУ?
I иРНК
Белок
II
Задача 8.Определите аминокислотный состав полипептида, который кодируется и-РНК следующего состава: АУГ – ЦГА – ГАА – АГУ – ЦАУ. Для одной аминокислоты часто существует несколько кодонов. Узнаются эти кодоны одной тРНК или разными?
иРНК
Белок
Ответ:
Задача 9.Полипептид состоит из следующих аминокислот: аланин - глицин- лизин – триптофан - валин – серин. Определить структуру участка ДНК, кодирующую данный полипептид.
ДНК
иРНК
Белок
Задача 10.У человека больного цистинурией(содержание цистеина в моче больше, чем в норме), с мочой выделяются аминокислоты, которым соответствуют триплеты и-РНК: УЦУ, УГУ, ГЦУ, ГГУ, ЦГУ, ААА. У здорового человека в моче обнаруживаются: аланин, серин, глицин, глутаминовая кислота. Запишите аминокислоты, выделяющиеся у больных и триплеты и-РНК у здоровых.
I у здорового
иРНК
Белок
II у больного
иРНК
Белок
Ответ:
ТЕМА 2. Законы независимого наследования признаков, открытые Грегором Менделем.
Вопросы для подготовки:
1. Дать понятия: ген, генотип, фенотип, доминантные, рецессивные гены, аллельные гены, гомологичные хромосомы, гомозигота, гетерозигота.
2. Охарактеризовать гибридологический метод изучения наследственности.
3. Моногибридное скрещивание. Первый закон Г.Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения.
4. Второй закон Г.Менделя - закон расщепления признаков во втором поколении.
5.Закон "чистоты" гамет Г.Менделя, его цитологические основы.
6. Возвратное и анализирующее скрещивание, их практическое значение.
7. Ди- и полигибридное скрещивание.
8. Третий закон Г.Менделя - закон независимого расщепления каждой пары признаков.
11. Неполное доминирование.
12. Дать характеристику групп крови человека по системе АВО.
13. Дать понятие резус-фактора и резус-несовместимости.
Работа 2. Эпистаз.
Задача 3.У овса цвет зерен определяется двумя парам несцепленных между собой генов. Один доминантный ген обусловливает черный цвет А, другой – серый В. Ген черного цвета подавляет ген серого цвета. Оба рецессивных аллеля обусловливают белую окраску аавв.
а) При скрещивании чернозерного овса в потомстве оказалось расщепление на 12 чернозерных, 3 серозерных и I с белыми зернами. Определите генотипы скрещиваемых особей и их потомство.
P
G
F1
Ответ:
б) При скрещивании белозерного овса с чернозерным получилось половина растений с черными зернами, половина - с серыми. Определите генотипы, скрещиваемых особей.
Р
G
F1
Ответ:
Задача 4. У человека имеется несколько форм наследственной близорукости. Умеренная форма (от –2,0 до –4,0) и высокая (выше –5,0) передаются как аутосомные доминантные несцепленные между собой признаки. В семье, где мать была близорукой, а отец имел нормальное зрение, родилось двое детей: дочь и сын. У дочери умеренная доминантные несцепленные между собой признаки. В семье где мать была близорукой, а отец, а у сына высокая форма близорукости.
Какова вероятность рождения следующего ребенка в семье без аномалий, если известно, что у матери близорукостью страдал только один из родителей? Следует иметь в виду, что у людей, имеющих гены обоих форм близорукости, проявляется только одна – высокая.
P
G
F1
Ответ:
Задача 5.При скрещивании желтоплодной тыквы с белой все потомство имело белые плоды. При скрещивании полученных особей между собой получилось: 204 растений с белыми плодами, 53 – с желтыми, 17 – зелеными. Определить генотипы родителей и потомков.
P
G
F1
Ответ:
Задача 6.Красная окраска луковицы лука определяется доминантным геном А,желтая – его рецессивным ааллелем. Однако проявление гена окраски возможно лишь при наличии другого, несцепленного с ним доминантного гена, рецессивный аллель которого подавляет окраску, и луковицы оказываются белыми. Краснолуковичное растение было скрещено с желтолуковичным. В потомстве F1 оказались растения с красными, желтыми и белыми луковицами.
P
G
F1
Ответ:
Задача 7. Так называемый, бомбейский феномен состоит в том, что в семье, где отец имел 1-ю группу крови, а мать 3-ю, родилась девочка с 1-й группой крови. От брака ее с мужчиной, имеющего 2-ю группу крови, родились две девочки: одна с 4-й, а другая - с 1-й группой крови. Появление в третьем поколении девочки с 4-й группой крови от матери с 1-й группой вызвало недоумение. Однако, в литературе было описано еще несколько подобных случаев. По сообщению В.Маккюсика (1967), некоторые генетики склонны объяснить это явление редким рецессивным эпистатическим геном, способным подавлять действие генов, определяющих группу крови А и В.
Принимая эту гипотезу, определить:
а) вероятные генотипы всех трех поколений, описанных в бомбейском феномене;
P
G
F1
Ответ:
б) вероятность рождения детей с 1-й группой крови в семье первой дочери из третьего поколения, если она выйдет замуж за такого же по генотипу мужчину;
P
G
F1
Ответ:
в) вероятные группы крови у детей в семье второй дочери из третьего поколения, если она выйдет замуж за мужчину с 4-й группой крови, но гетерозиготного по редкому эпистатическому гену.
Р
G
F1
Ответ:
Работа 3. Полимерия.
Пример.Наследование цвета кожи исследовал на острове Ямайка Деверкорт. Он установил, что цвет кожи определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Гены А1 и A2 обусловливают черный цвет, а1 и a2 - белый. При браке черного с белым - рождаются мулаты.
Р: А1А1A2A2 Х a1a1a2a2
Черный Белый
F1: А1a1A2a2
Мулат
При браке мулатов возможны различные цветовые вариации кожи (черные, темные, мулаты, светлые, белые). Чем больше в генотипе доминантных генов, тем цвет кожи темнее.
Задача 8. Наследование цвета зерен у пшеницы связано с двумя парами генов. Красная окраска зависит от доминантных генов A1иА2, белая от рецессивных a1иа2. Какую окраску зерен будут иметь потомки F1и F2 от скрещивания чистолинейных растений с красной и белой окраской зерен? Как называется такой тип наследования?
Р
G
F1
F2
Ответ:
Задача 9.Рост человека контролируется несколькими парами несцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Если пренебречь факторами среды и условно ограничиться лишь тремя парами генов (Ш.Ауэрбах, 1969), то можно допустить, что в какой-то популяции самые низкорослые люди имеют все рецессивные гены и рост 150 см., самые высокие - все доминантные гены и рост 180 см.
а) Определить рост людей, гетерозиготных по всем трем парам генов роста.
б) Низкорослая женщина вышла замуж за мужчину среднего роста. У них было четверо детей, которые имели рост 165 см, 160 см, 155 см и 150 см. Определите генотипы родителей и их рост.
Р
G
F1
Ответ:
Краткая запись условия
А – высокий рост
а – карликовое
В – шаровидная форма плода
в – грушевидная
Гаметы полученные от матери в генотипе записывают вверху, от отца внизу. Гомологичные хромосомы достались от матери (вверху), достались от отца (внизу).
Гены роста стебля и формы плодов находятся в одной хромосоме, что отражается в форме записи А В. Из условия задачи следует, что первый родитель должен образовывать 2 типа гамет в равных количествах АВ и аb, второй – один тип гамет аb. Однако, в условиях задачи сказано, что расстояние между генами 20 морганид, из этого следует, что кроме некроссоверных гамет (без обмена генами) образуется 20% гамет кроссоверных (с обменявшиеся участками хромосом).
Краткая запись задачи:
Р АВ ав ♂
х
ав ав
Гаметы: АВ ав ав
F1 АВ ав Ав аВ
ав ав ав ав
Ответ:
40%- высок.шаров.; 40%- карлик.грушев.;10%-высок.грушев.;10%-карлик.шаров.
Работа 2. Примеры групп сцепления у человека.
Задача 1.Катаракта Kи полидактилия Pу человека обусловлены доминантными аутосомными тесносцепленными генами. Однако, сцепленными могут быть не только гены указанных аномалий, но и ген катаракты с геном нормального строения кистей, и наоборот.
a) Женщина унаследовала катаракту от своей матери, а полидактилию - от отца. Ее муж здоров в отношении обоих признаков. Чего скорее можно ожидать у их детей; одновременного проявления катаракты и полидактилии, отсутствие этих аномалий или наличие только одной из них.
P
G
F1
Ответ:
б) Какое потомство можно ожидать в семье, где муж здоров, а жена гетерозиготна по обоим признакам, если известно, что мать жены также страдала обоими аномалиями, а отец здоров.
P
G
F1
Ответ:
в) Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных по обоим признакам супругов, если известно, что матери страдали только катарактой, а отцы – полидактилие.
P
G
F1
Ответ:
Задача 2.Синдром дефекта ногтей и коленной чашечки D определяется полностью доминантным аутосомным геном. На расстоянии 10 морганид от него (К. Штерн, 1965) находится локус групп крови по системе АВО.
Один из супругов имеет II группу крови и страдает дефектом ногтей и коленной чашечки. У его отца I группа крови и нет этих аномалий, а у матери IV группа крови и оба дефекта. Другой супруг имеет III группу крови, здоров в отношении гена дефекта, ногтей и коленной чашечки и гомозиготен по обеим парам анализируемых генов. Определить вероятность рождения в этой семье детей с дефектом ногтей и коленной чашечке и возможные группы крови их.
P
G
F1
Ответ:
Задача 3.У человека резус-фактор сцеплен с локусом, определяющим форму эритроцитов, и находится от него на расстояния 3 морганид (К.Штерн, 1965). Резус-положительность и эллиптоцитоз (эритроциты эллиптической формы) определяются доминантными аутосомными генами
Один из супругов гетерозиготен по обоим признакам. Резус-положительность он унаследовал от одного родителя, эллиптоцитоз -от другого. Второй супруг резус-отрицателен и имеет нормальные эритроциты.
Определить процентные соотношения вероятных генотипов и фенотипов детей в этой семье.
P
G
F1
Ответ:
Задача 4.Классическая гемофилия и дальтонизм наследуются как рецессивные признаки, сцепленные с Х- хромосомой. Расстояние между генами определено в 9,8 морганиды.
а) Девушка, отец которой страдает одновременно гемофилией и дальтонизмом, а мать здорова и происходит из благополучной по этим заболеваниям семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака.
P
G
F1
Ответ:
б) Женщина, мать которой страдала дальтонизмом,а отец – гемофилией, вступает в брак с мужчиной, страдающим обоими заболеваниями. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака.
P
G
F1
Ответ:
Рис.4
Получившая наибольшее распространение система обозначения родословных человека была предложена Г.Юстоном в 1931 году.
Работа 2. Решить следующие задачи:
Задача 1. Проведите анализ и определите характер наследования признака по родословной.
Задача 2. Проведите анализ и определите характер наследования признака по родословной.
Задача 3.Мужчина гетерозиготен по очень редкому рецессивного гену, который в гомозиготном состоянии вызывает смерть в детском возрасте. Женился на своей сводной сестре дочери своего отца от другой матери. Имеет двухдетей - больного и здорового.
а) нарисовать родословную и записать генотипы всех ее
членов.
б) рассчитать при данных генотипах родителей вероятность, того чтобы оба ребенка были здоровы.
Составить родословную:
P
G
Ответ:
Задача 4.Пробанд здоровая женщина. Ее сестра здорова, а оба брата страдают дальтонизмом. Мать и отец пробанда здоровы, известно, что дедушка со стороны матери страдал дальтонизмом. Со стороны отца пробанда больных дальтонизмом не отмечено. Определить вероятность рождения больного ребенка в семье пробанда, если она выйдет замуж за здорового мужчину?
Составить родословную:
P
G
Ответ:
Задача 5.Пробанд здоров, его жена страдает брахидактилией. У их дочери нормальное строение конечностей. У брата и сестры жены заболевание отсутствует. Брахидактелия отмечалась у отца и деда жены пробанда. Определите вероятность рождения у пробанда ребенка с брахидактелией?
Составить родословную:
P
G
Ответ:
Задача 6.Пробанд - здоровая женщина, имеет пять сестер, две из которых однояйцевые и две двуяйцевые близнецы. У всех сестер по шесть пальцев на руке. Мать пробанда и все предки ее здоровы. Отец шестипалый, два его брата и две сестры пятипалые. Бабка по линии отца шестипалая, две ее сестры шестипалые и одна пятипалая. Дед и все его родственника нормально пятипалые.
Определить вероятность рождения в семье пробанда шестипалых детей при условии, если она выйдет замуж за здорового в отношении этого признака мужчину.
Составить родословную:
P
G
Ответ:
Задача 7. Пробанд страдает легкой формой серповидно-клеточной анемии, его супруга здорова. Уих дочери также легкая форма анемии. Мать и бабка пробанда страдали этой же формой серповидно-клеточной анемии, остальные сибсы матери и ее отец здоровые. Сестра жены пробанда больна легкой формой анемии, вторая сестра умерла от анемии. Мать и отец жены пробанда страдали анемией, у двух братьев и сестры отца также легкая форма анемии. В семье сестры отца двое детей умерли от этого заболевания.
Определите вероятность рождения детей с тяжелой формой анемии в семье дочери пробанда, если она выйдет замуж за мужчину с такой же наследственностью, как у ее отца.
Составить родословную:
P
G
Ответ:
Задача 8. Пробанд имеет нормальные по окраске зубы. У его сестры зубы коричневые, у матери пробанда зубы коричневые, у отца - нормальной окраски. Семь сестер матери пробанда с коричневыми зубами, а четыре брата - с нормальными. Одна тетка пробанда по линии матери, имеющая коричневые зубы, замужем за мужчиной с нормальными зубами. Уних трое детей: дочь и сын с коричневыми зубами и дочь с нормальными. Два дяди пробанда по линии матери женаты на женщинах без аномалий в окраске зубов. Уодного из них два сына и дочь, у другого - две дочери и сын. Все они с нормальными зубами. Коричневые зубы имел дед пробанда по линии матери, а бабка по линии матери имела нормальные зубы. Два брата деда по линии матери с нормальной окраской зубов. Прабабушка (мать деда по линии матери) и прапрабабушка (мать этой прабабушки), имели коричневые зубы, а их мужья были с нормальной окраской зубов.
Определите, какие дети могут быть у пробанда, если он вступит в брак сженщиной гетерозиготной по этому признаку.
Составить родословную:
P
G
Ответ:
Задача 8.
1. Чем отличаются кариотипы на фотографиях «а» и «б»?___________________________
2. На какой из фотографий представлен аномальный кариотип?______________________
3. Назовите данный синдром, напишите кариотип._________________________________
4. Опишите основные признаки данного заболевания.______________________________
5. Какие еще заболевания из этой группы вы знаете?_______________________________
Содержание
ТЕМА 1. Молекулярные и цитологические основы наследственности. 3
ТЕМА 2. Законы независимого наследования признаков, открытые Грегором Менделем. 6
ТЕМА 3. Взаимодействие генов. 12
ТЕМА 4. Наследование признаков, сцепленных с полом, определяемых полом. 17
ТЕМА 5. Сцепленное наследование признаков. 19
ТЕМА 6. Методы изучения наследственности человека. Медико-генетическое консультирование. 21
Основная литература:
- Биология с основами медицинской генетики /Акуленко Л.В., Угаров И.В. п/ред. ЯнушевичаО.О., Арутюнова С.Д. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.
- Биология / Чебышев Н.В. и др. – М.: ВУНМЦ, 2000. – 358 с.
- Биология/Мамонтов С.Г., учебник для ВУЗов, М. Академия, 2008г.
- Биология/Васильева В.И., Волков И.Н., Синельникова В.В., Ярыгин В.Н. М. Высшая школа, 2008 – т. 1,2
- Медицинская и клиническая генетика для стоматологов/Янушевич О.О., ГЭОТАР – Медиа, 2008 – 398 с.
- Общая биология/Сыч В.Ф. М, Академический проект, 2007 – 331 с.
- Руководство к практическим занятиям по биологии. п/р Н.В.Чебышева. – М. :Из.ц. «Академия», 2004
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А. ВАГНЕРА
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
Кафедра биологии, экологии и медицинской генетики
Рабочая тетрадь
для практических занятий студентов 1 курса
По дисциплине: Биология с экологией
Раздел Генетика
Пермь 2011
Пояснительная записка.
Формирование объективной системы контроля качества знаний студентов медиков является одной из актуальных задач медицинских вузов. Знание основных классических положений общей генетики и основ современной медицинской генетики имеет практическое значение в организации проблемного обучения студентов медицинских специальностей на первом курсе.
Рабочая тетрадь для студентов первого курса мед. академии включает шесть разделов соответствующих темам практических занятий по программе биология с экологией. Каждая тема включает примеры решения задач, в которых разбираются механизмы того или иного процесса наследования признаков, знание которых необходимо для понимания сути явления и подбора метода решения задач. В каждом разделе имеются тексты задач, которые студент должен решить в рабочей тетради самостоятельно. Студенту предлагается разобрать вопросы для подготовки, которые позволят ему оценить уровень своих теоретических знаний.
В конце тетради прилагается список литературы по общей и медицинской генетике.