Дата и время выписки Проведено койко – дней
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ТЕМА№1. «МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТА: СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ»
Время: 270 минут
Тип занятия: доклиническая практика
Дата: _______________
В соответствии с Государственным образовательным стандартом и рабочей программой студент должен знать:
· источники информации;
· основные методы обследования – субъективное, объективное;
· особенности сестринского обследования;
· цель сестринского обследования;
· структуру «медицинской карты стационарного больного»
уметь:
· расспрос пациента
· осмотр
· аускультацию легких
· аускультацию сердца
· поверхностную пальпацию живота
· исследовать пульс
· измерить частоту дыхания
· измерить температуру
Хронокарта
№ | Этапы занятия | Время |
1. | Организационный момент | 2 мин |
2. | Мотивация учебной деятельности | 2 мин |
3. | Входной контроль | 30 мин |
4. | Самостоятельная работа студентов | 220 мин |
5. | Выходной контроль | 30 мин |
6. | Подведение итогов занятия | 5 мин |
7. | Задание на дом | 1 мин |
ЗАДАНИЕ №1.Перечислите известные Вам методы исследования пациента:
Субъективные Объективные
_____________________________________ ______________________________________
_____________________________________ ______________________________________
_____________________________________ ______________________________________
_____________________________________ ______________________________________
ЗАДАНИЕ №2.Изучите предложенные преподавателем образцы медицинских карт стационарного больного. Заполните титульный лист и оформите температурный лист, который Вы будете регулярно заполнять на практических занятиях, отрабатывая практические умения, используйте при этом направление на стационарное лечение.
МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА № _______
СТАЦИОНАРНОГО БОЛЬНОГО
Дата и время поступления_________ _______
Дата и время выписки Проведено койко – дней
Отделение_______________палата №_____
Переведен в отделение
Вид оплаты: ОМС, ДМС, платные услуги
Страховой полис: серия______№_____________выдан _____________
Виды транспортировки: на каталке, на кресле, может идти(подчеркнуть)
Группа крови_____Резус – принадлежность__________
Побочное действие лекарств (непереносимость) ___________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________
1. Фамилия, имя, отчество______________________________________________________________________
2. Пол____________3. Возраст_____________
4. Паспорт: серия_____№____________выдан___________________________________________________
5. Постоянное место жительства: город, село (подчеркнуть)________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
6. Место работы, профессия или должность_______________________________________________________
7. Категория льготности__________________________ 8. Группа инвалидности_________
9. Кем направлен больной_____________________________________________________________________
10. Доставлен в стационар по экстренным показаниям: да, нет, через часов после начала заболевания, получения травмы, госпитализирован в плановом порядке(подчеркнуть).
11. Диагноз направляющего учреждения_________________________________________________________
12. Диагноз при поступлении____________________________________________________________________
13. Диагноз клинический Дата установления________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Температурный лист к истории болезни № _____________
Наименование леч.учреждения ______________ Отделение _____________________ Палата №____
Фамилия, Имя, Отчество больного _____________________________________________________ Возраст ______
Диагноз _______________________________________________________ Дата поступления _____________
20__ г. Дата | ||||||||||||||||||||||
День болезни | ||||||||||||||||||||||
День преб. В ст. | ||||||||||||||||||||||
АД | пульс | Т | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в |
410 | ||||||||||||||||||||||
400 | ||||||||||||||||||||||
390 | ||||||||||||||||||||||
380 | ||||||||||||||||||||||
370 | ||||||||||||||||||||||
360 | ||||||||||||||||||||||
350 | ||||||||||||||||||||||
Вес (кг) | ||||||||||||||||||||||
Стол № | ||||||||||||||||||||||
Стул (+; -) | ||||||||||||||||||||||
Ванна (+) | ||||||||||||||||||||||
Смена белья (+) |
«Учись видеть, учись слышать, учись чувствовать,
Учись обонять и знай, что только через практику
Ты можешь стать специалистом»
Сэр У. Ослер
ЗАДАНИЕ №3. Деловая игра: «сбор информации – опрос и осмотр пациента».
Работа в парах «медсестра» - «пациент»:
1) определитесь, с кем Вы будете работать в паре на практических занятиях;
2) поочерёдно Вы должны играть роль медсестры и пациента;
3) «медсестра» использует пособие «Сестринский процесс. Работа с пациентом», бланк «лист первичного осмотра» (фрагмент) и, ведя опрос, заполняет его;
4) «пациент», отвечая на вопросы «медсестры», должен показать знания, позволяющие заподозрить конкретный диагноз (Вы можете выбрать любое хорошо известное Вам заболевание, желательно то, чем Вы болели сами или Ваши близкие).
Задача № 1
Медицинскую сестру ночью вызвали в палату к пациентке, находящейся на лечении по поводу бронхиальной астмы. Пациентку беспокоит чувство нехватки воздуха, удушье, непродуктивный кашель. Объективно: состояние тяжелое, пациентка сидит на кровати, наклонившись вперед и опираясь на руки. Выражение лица страдальческое, кожные покровы бледные. Дыхание затруднено на выдохе (“выдавливает” из себя воздух), сухие свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД 26 в минуту, пульс 90 в минуту, АД 140/90 мм рт. ст. Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента. _____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Поставьте диагноз неотложного состояния и запишите, какие признаки говорят об этом)
2. Составьте алгоритм действий м/с. ______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 2
Вас позвала соседка к пациенту 42 лет, страдающему бронхиальной астмой, он предъявляет жалобы на внезапный приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о край кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД 40 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы. Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента. _____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Поставьте диагноз неотложного состояния и запишите, какие признаки говорят об этом)
2. Составьте алгоритм действий м/с. ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) набрать в лоток лекарственные средства для оказания неотложной помощи и записать в тетрадь:
· из чемоданчика по оказанию неотложной помощи на дому __________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· -из «домашней аптечки» _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) отработать умение вводить лекарственные средства при приступе бронхиальной астмы:
· Изучить особенности введения препаратов, заполнить таблицу с помощью аннотаций к лекарственным средствам
№ | Наименование препарата / показания | Форма выпуска | Особенности введения / дозы | Побочные действия |
Эуфиллин (Аминофиллин. Диафилин) · При отсутствии небулайзера или настойчивой просьбе больного | · | |||
Преднизолон · При среднетяжёлом и тяжёлом приступе | · | |||
метилпреднизолона натрия сукцинат (метипред, преднол-Л, солу-медрол) · острые состояния, при которых требуется быстрый гормональный эффект максимальной интенсивности · При среднетяжёлом и тяжёлом приступе | · | · |
· Ввести эуфиллин в/в 240 мг, 120 мг, соблюдая правила введения препарата и общение с пациентом. Рекомендуется работать в парах «медсестра» - «пациент».
Число выполненных инъекций _______
ЗАДАНИЕ №3.Отработать умение обучать пациента ингаляционному введению лекарственных средств, использованию пикфлуометра. Работа в парах: «медсестра – пациент»:
1) Рассказать «пациенту», какие виды ингаляторов бывают. Подпишите изображения, указав вид ингалятора
______________________ _____________________ ___________________ ________________
Инструкция по применению спинхалера:
1. Расположить спинхалер вертикально, ротовым концом вниз.
2. Развинтить спинхалер.
3. Вложить капсулу интала в специальную чашечку цветным концом вниз.
4. Завинтить спинхалер.
5. Вдвинуть одну часть в другую по направлениям стрелок (эту операцию можно повторить).
6. Немного запрокинуть голову, обхватить губами ротовой конец и резко глубоко вдохнуть.
7. Задержать дыхание на 1020 сек., затем медленно выдохнуть.
8. Повторять вдохи до тех пор, пока весь порошок не будет использован.
Инструкция по применению турбухалера:
Турбухалер - многодозовый ингалятор, позволяющий дозировать и вдыхать препарат в очень маленьких дозах. При вдохе порошок из турбухалера доставляется в легкие, поэтому важно, чтобы пациент сильно и глубоко вдохнул через мундштук.
Перед первым использованием турбухалер необходимо подготовить к работе:
1. Отвинтить и снять колпачок.
2. Держать ингалятор вертикально красным дозатором вниз. Не держать ингалятор за мундштук во время поворота дозатора. Повернуть дозатор до упора в одном направлении, а затем также до упора - в противоположном направлении. Выполнить описанную процедуру дважды.
Теперь ингалятор готов к использованию, повторять данную процедуру подготовки турбухалера к работе перед каждым использованием не требуется.
Для приема одной дозы пациент должен выполнить следующую процедуру:
1. Отвинтить и снять колпачок.
2. Держать ингалятор вертикально красным дозатором вниз. Не держать ингалятор за мундштук во время поворота дозатора. Для того, чтобы отмерить дозу, повернуть дозатор до упора в одном направлении, а затем также до упора - в противоположном направлении.
3. Выдохнуть. Не выдыхать через мундштук.
4. Осторожно поместите мундштук между зубами, сожмите губы и вдохните сильно и глубоко через рот. Мундштук не жевать и не сжимать зубами.
5. Перед тем как выдохнуть, выньте ингалятор изо рта.
6. Если требуется ингаляция более чем одной дозы, следует повторить пп. 2-5.
7. Закрыть ингалятор колпачком, проверить, чтобы колпачок ингалятора был тщательно завинчен.
8. Прополоскать рот водой, не глотая.
Нельзя снимать мундштук, т.к. он закреплен на ингаляторе и не снимается. Мундштук турбухалера вращается, но не следует поворачивать его без необходимости.
ОЦЕНКА ИНТЕНСИВНОСТИ БОЛИ
Условия выполнения простой медицинской услуги:амбулаторно-поликлинические, стационарные, транспортировка в условиях "скорой медицинской помощи".
Пациент должен быть информирован о предстоящем исследовании. Информация об оценке интенсивности боли, сообщаемая ему медицинским работником, включает сведения о цели и ходе данного исследования. Письменного подтверждения согласия пациента или его родственников (доверенных лиц) на оценку интенсивности боли не требуется, так как данный диагностический метод не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента.
I. Подготовка к процедуре
1. Убедиться, что пациент находится в сознании.
1.1. При диагностировании сознания, отличного от ясного использовать шкалу комы Глазго (Glasgow Coma Score) для диагностики уровня угнетения сознания.
2. Убедиться в возможности речевого контакта с пациентом, учитывая тяжесть состояния, возраст, уровень сознания, нарушения речи, наличие/отсутствие языкового барьера.
2.1.При невозможности речевого контакта с пациентом, диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли).
3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
II. Выполнение процедуры.
4. При наличии ясного сознания и возможности речевого контакта провести оценку уровня боли на диагностическом уровне:
4.1. Спросить у пациента о наличии боли.
4.2. При подтверждении пациентом наличия болевого синдрома:
4.2.1. Предложить пациенту оценить интенсивность боли по 5-бальной шкале.
0 - нет боли
1 – слабая
2 - умеренная
3 - сильная
4 - сильнейшая
5 - непереносимая
4.2.2. Выяснить локализацию боли
4.2.3. Выяснить иррадиацию боли
4.2.4. Выяснить продолжительность боли
4.2.5. Выяснить характер боли
4.2.6. Полученные результаты документировать. Зоны боли описать в терминах топографической анатомии или отметить на схематическом изображении человеческого тела.
Образец схематического изображения мужского тела для графического обозначения зон болевого синдрома
Образец схематического изображения женского тела для графического обозначения зон болевого синдрома
4.3. При отрицании пациентом наличия болевого синдрома, документировать в медицинской документации факт отсутствия боли в момент осмотра.
5. При проведении повторного исследования уровня боли (динамический мониторинг уровня боли), провести оценку уровня боли на уровне динамической оценки
5.1. Предложить пациенту отметить текущий уровень боли на 10-бальной шкале визуально-аналогового контроля.
5.2. Попросить пациента отметить на той же шкале уровень боли на момент предыдущего осмотра.
5.3. Оценить положительную/отрицательную динамику субъективной оценки болевого синдрома в абсолютных и/ или относительных показателях.
5.4. Полученные результаты документировать.
III. Окончание процедуры.
6. Ознакомить пациента с полученными результатами.
7. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
8. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.
При отказе пациента от проведения оценки, а также при наличии подозрений в истинности предоставляемых данных (симуляция, аггравация, диссимуляция) диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли)
Невербальные признаки боли (маркеры боли):
- Влажная кожа.
- Тахикардия и тахипноэ, не связанные с заболеванием.
- Слезы, влажные глаза.
- Расширение зрачков.
- Вынужденная поза.
- Характерная мимика - сжатые зубы, напряжение мимической мускулатуры лица (нахмуренный лоб, поджатые губы).
- Прижатие рукой места локализации боли, поглаживание и растирание его.
- Нарушение глазного контакта (бегающие глаза).
- Изменение речи (темпа, связности, стиля).
- Поведенческие реакции (двигательное беспокойство, постукивание пальцами, непоседливость).
- Эмоциональные реакции: капризность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, вспышки агрессии.
- Нарушения сна.
- Потеря аппетита.
- Стремление к одиночеству.
- Стоны во сне или в те моменты, когда пациент считает, что он один.
- Частые разнообразные жалобы, не связанные с болью.
2) Деловая игра «Определение интенсивности боли у пациента». Работа в парах: «медсестра – пациент»: Смоделируйте общение с пациентом, страдающим болевым синдромом. Определите интенсивность боли, задокументируйте Ваши действия.
Ф.И.О. пациента _________________________________ Возраст ___________
Диагноз ___________________________________________________________________________
Интенсивность боли по 5-бальной шкале. ( отметить)
0 - нет боли
1 – слабая
2 - умеренная
3 - сильная
4 - сильнейшая
5 - непереносимая
· локализация боли (отметьте на соответствующей схеме и опишите _______________________
______________________________________________________________________________________
· иррадиация боли _____________________________________________________________________
· продолжительность боли ______________________________________________________________
· характер боли ________________________________________________________________________
Предложить пациенту отметить текущий уровень боли на 10-бальной шкале визуально-аналогового контроля. Попросить пациента отметить на той же шкале уровень боли на момент предыдущего осмотра.
Оценить положительную/отрицательную динамику субъективной оценки болевого синдрома в абсолютных и/ или относительных показателях. Сделать вывод об эффективности анальгезирующей терапии ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Решить задачу:Пациент выписан из онкологического диспансера с диагнозом «периферический рак лёгкого, 4 стадия». Предъявляет жалобы на сильнейшие боли в грудной клетке справа. Получает трамал по 1 таблетке 3 раза в день, промедол 1 раз на ночь. Оцените интенсивность боли, эффективность анальгезирующей терапии. Ваши действия. Как можно помочь пациенту. Ответ запишите. Используйте статьи медицинских журналов, интернет.
______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №3. Тренинг «Оказание неотложной помощи при кровохарканье и лёгочном кровотечении»
1) Заполните таблицу «Отличия кровохарканья и кровавой рвоты:
Признаки | Кровохарканье | Кровавая рвота |
Наличие в анамнезе заболеваний | Наличие в анамнезе болезней легких. | Наличие в анамнезе болезней печени, желудка с диспепсическим болевым синдромами. |
Предшествующие явления | ||
Условия отделения крови | ||
Цвет крови, реакция (щелочная, кислая, нейтральная) | ||
Продолжительность | ||
Отделение мокроты в последующем | ||
Мелена |
Синусовая тахикардия.
При этой патологии происходит нарушение темпа выработки импульсов в синусовом узле (более 80 в 1 минуту). На ЭКГ устанавливается укорочение интервала RR и Т-Р.
Синусовая брадикардия.
Она проявляется урежением темпа сердечных сокращений с частотой менее 60 в 1 минуту. На ЭКГ отмечается удлинение интервала RR и Т-Р.
Синусовая аритмия.
При этом нарушении ритма импульсы возникают в синусовом узле через разные промежутки времени. Чаше всего эта аритмия связана с дыханием и поэтому называется дыхательной аритмией. На ЭКГ меняется длительность интервалов RR. они короче в фазе вдоха и длиннее на выдохе.
Желудочковая экстрасистола
Желудочковая экстрасистолия: бигеминия
Параксизмальная тахикардия.
Это расстройство сердечной деятельности характеризуется приступами резкого учащения темпа сокращений (до 160-250 в 1 минуту) в результате постоянного функционирования очага повышенной
возбудимости в каком-либо участке проводящей системы. Различают суправентрикулярную и желудочковую формы пароксизмальной тахикардии. На ЭКГ регистрируется значительное укорочение равных расстояний RR.
При суправентрикулярной форме зубец Р отрицательный или положительный, деформированный, наслаивается на QRS или Т и на ЭКГ отдельно не регистрируется.
Желудочковая пароксизмальная тахикардия на ЭКГ проявляется отсутствием зубца Р, деформацией и уширением комплекса QRS и дискордантным направлением начальной и конечной частей желудочкового комплекса (аналогично желудочковым экстрасистолам)
Зачёт по теме:
- Вводный контроль (банк тестов) ________%
- Ведение дневника __________________
- Подсчёт ЧСС по ЭКГ ______________________
- Съёмка ЭКГ
- Измерение продолжительности зубцов и интервалов
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА _______________ подпись преподавателя ___________________
ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
Тема №7: «Сестринский процесс при артериальной гипертензии. СП при ИБС, стенокардии»
1) лекция, учебник
2) повторить по ОСД: оксигенотерапия, подсчёт по ЧДД, ЧСС, размещение тяжелобольного в постели, исследование пульса, в/в и в/м введение ЛС.
Повторить по СД в терапии: техника снятия ЭКГ, особенности питания больных при атеросклерозе
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ТЕМА№1. «МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТА: СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ»
Время: 270 минут
Тип занятия: доклиническая практика
Дата: _______________
В соответствии с Государственным образовательным стандартом и рабочей программой студент должен знать:
· источники информации;
· основные методы обследования – субъективное, объективное;
· особенности сестринского обследования;
· цель сестринского обследования;
· структуру «медицинской карты стационарного больного»
уметь:
· расспрос пациента
· осмотр
· аускультацию легких
· аускультацию сердца
· поверхностную пальпацию живота
· исследовать пульс
· измерить частоту дыхания
· измерить температуру
Хронокарта
№ | Этапы занятия | Время |
1. | Организационный момент | 2 мин |
2. | Мотивация учебной деятельности | 2 мин |
3. | Входной контроль | 30 мин |
4. | Самостоятельная работа студентов | 220 мин |
5. | Выходной контроль | 30 мин |
6. | Подведение итогов занятия | 5 мин |
7. | Задание на дом | 1 мин |
ЗАДАНИЕ №1.Перечислите известные Вам методы исследования пациента:
Субъективные Объективные
_____________________________________ ______________________________________
_____________________________________ ______________________________________
_____________________________________ ______________________________________
_____________________________________ ______________________________________
ЗАДАНИЕ №2.Изучите предложенные преподавателем образцы медицинских карт стационарного больного. Заполните титульный лист и оформите температурный лист, который Вы будете регулярно заполнять на практических занятиях, отрабатывая практические умения, используйте при этом направление на стационарное лечение.
МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА № _______
СТАЦИОНАРНОГО БОЛЬНОГО
Дата и время поступления_________ _______
Дата и время выписки Проведено койко – дней
Отделение_______________палата №_____
Переведен в отделение