Классификация микробов и вызываемые ими болезни.

Болезнетворные микробы – это мельчайшие живые существа, не видимые невооруженным глазом, не имеющие запаха и специфической окраски, длительное время сохраняющиеся во внешней среде, особенно в холодное время, способные вызывать тяжелые заболевания людей и животных, поражать растения.

В зависимости от размеров, строения и биологических свойств возбудители инфекционных болезней человека и животных подразделяются на бактерии, вирусы, риккетсии, грибки, спирохеты и простейшие.

Бактерии – микроскопические организмы растительного происхождения, преимущественно одноклеточные, разнообразные по форме. Размеры их от 0,5 до 8-10 мкм. Попадая в благоприятные условия, они через каждые 20-30 мин размножаются простым делением. Бактерии погибают через несколько минут при воздействии солнечных лучей, дезинфицирующих растворов и при кипячении, но некоторые из них, например микробы сибирской язвы, способны превращаться в особые формы – споры. Микроб в споровой форме обладает очень высокой устойчивостью к высыханию, действию высоких и низких температур и дезинфицирующих средств.

Бактерии являются возбудителями таких опасных болезней, как чума, сибирская язва, ботулизм, столбняк, холера, сап и др.

Вирусымельчайшие живые организмы. По своим размерам в сотни и тысячи раз меньше бактерий (от 0,2 до 0,4 мкм). В отличие от бактерий развиваются только в живых тканях, т.е. являются внутриклеточными паразитами. Вирусы обладают высокой устойчивостью к низким температурам и высушиванию. Солнечный свет, особенно ультрафиолетовые лучи, а также температура выше 60оС и дезинфицирующие средства (формалин, хлорамин и др.) действуют на них губительно. Вирусы являются причиной более 75 заболеваний человека, среди которых такие особо опасные, как натуральная оспа, желтая лихорадка.

Риккетсии по размерам (0,4-1 мкм) и форме приближаются к некоторым бактериям, но живут только в тканях поражаемых ими органов. Они вызывают заболевания сыпным тифом, пятнистой лихорадкой Скалистых гор и др.

Грибки – одно- или многоклеточные микроорганизмы растительного происхождения размером 3-50 мкм и более. Могут образовывать споры, обладающие высокой устойчивостью к воздействию физико-химических факторов: хорошо переносят замораживание, высушивание, воздействие солнечных лучей и дезинфицирующих средств. Грибки вызывают заболевания кандидозы.

Некоторые микробы, например микробы ботулизма, столбняка, дифтерии, вырабатывают сильнодействующие яды – токсины. В жидком состоянии токсины быстро разрушаются, но в высушенном виде сохраняют свою токсичность в течение длительного времени. Разрушаются они при длительном кипячении и при воздействии дезинфицирующих средств. Токсины возбудителей ботулизма, столбняка, дифтерии чрезвычайно ядовиты и вызывают тяжелые отравления у людей.

Существуют микробы, вызывающие заболевания животных. Это возбудители ящура, чумы крупного рогатого скота, сапа, сибирской язвы, оспы овец и др. Сельскохозяйственные растения могут быть поражены возбудителями стеблевой ржавчины злаковых культур, фитофторозы картофеля и др.

человека или животного к здоровому, называются инфекционными Инфекционные болезни имеют особенность быстро распространяться среди людей Если инфекционным заболеваниям охватываемых большие группы людей, связанного связаны между собой звеном заражения и конкретной территорией, говорят оо эпидемии

Составными компонентами эпидемического процесса является источник инфекции, механизм передачи инфекции и благоприятное к данному заболеванию населения Такие болезни передаются человеку через поврежденную кожу и слизистые оболочки

(ящур, сибирская язва), при укусах больными животными (бешенство), через комаров, клещей, блох (малярия, энцефалит, желтая лихорадка, чума, тиф)

Способствуют возникновению инфекционных заболеваний такие факторы как недоедание, неполноценное питание, недстача витаминов, белков в пище, переутомление, перегревание, переохлаждение

В механизме передачи инфекции выделяют три фазы: выделение возбудителя из инфицированного организма; нахождения возбудителей в окружающей среде или в организме животного, которая переносит возбудителей; проникновения возбудителя в восприимчивый организ

Путем прямого контакта передаются венерические заболевания, СПИД, зуд, некоторые грибковые заболевания кожи, лептоспироз, ящур и т.д. Довольно часто возбудители инфекционных заболеваний передаются через руки больного человека, а, касаясь тех или иных предметов, оставляет на них микробы Чаще всего таким контактно-бытовым путем передаются кишечные инфекции (брюшной тиф, дизентерия)

Возбудители гриппа, кори, ветрянки, оспы, дифтерии, коклюша передаются с капельками слюны, слизи, при форсированном разговоре, кашле, чихании (воздушно-капельный путь) Попадая в воздух, возбудители болезней оседают на пылинки и разносятся с движением воздуха на все стороны. Водно-пищевой путь распространения инфекции заключается в передаче возбудителя с пищевыми продуктами или водой Трансмиссивный способ передачи возбудителей болезней осуществляется через живых носителей - членистоногих, грызунов, домашние их животных, насекомых (клещевой и комариный энцефалиты, тиф и т.д.)

Защита организма от повреждающих раздражителей, которые несут на себе генетически стороннюю информацию, называется иммунитетом Основой противоинфекционной иммунитета является неблагоприятное (устойчивость) к определенным микр роорганизмив и продуктов их жизнедеятельности (токсинов) Иммунитет связан с наследственными и приобретенными механизмами, предотвращающими проникновение в организм и размножению в нем возбудителей заболеваний Ви н возможен благодаря наличию иммунной системы - лимфоузлы, селезенка, костный мозг, вилочковая железза

Для профилактики инфекционных заболеваний используют прежде всего государственные санитарные мероприятия Ими предусматривается улучшение условий труда и быта населения с целью предупреждения любых заболеваний, строительство различных сооружений с урахув ем санитарных и противоэпидемических требований На борьбу с инфекционными болезнями также направлены такие меры, как благоустройство городов и сел, строительство водоводов и канализационных мереж

Вторая группа мер - это медицинские мероприятия Они проводятся целенаправленно с учетом всех трех звеньев эпидемического процесса: источника инфекции, механизма ее передачи и наличия восприимчивой части населения Зараженную человека как источник инфекции изолируют от окружающих людей и лечат; инфицированных животных, как правило, уничтожають .

В целях предупреждения распространения инфекции за пределы эпидемического очага вводяткарантин - комплекс административных и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на выявление больных и лиц, подлежащих изоляции или надзора Для устранения путей передачи инфекции проводят дезинфекцию, д дезинсекцию и дератизаци

Дезинфекция - это уничтожение возбудителей болезней в помещениях, где обнаружены больные

Дезинсекция - уничтожение насекомых, которые могут передавать инфекцию

Дератизация - уничтожение грызунов - переносчиков болезней, например, чумы

Для формирования иммунитета у людей к инфекционным заболеваниям проводят вакцинацию (рис 1 35), для повышения неспецифической физиологической реактивности - гигиенические мероприятия (закалка, двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены и т.п.)

Третья группа мероприятий по профилактике заболеваний связана с повышением уровня санитарной культуры населения С этой целью широко используются различные мероприятия информационной направленности: беседы, лекции, радио-и телепередачи тощ

С целью профилактики инфекционных заболеваний в учебных заведениях перед началом учебного года проводят ежегодные профилактические медицинские осмотры, постоянно ведут наблюдение за поведением школьников, системы стематично занимаются санитарно-гигиеническим воспитанием и обучением школьников и их родителей, следят за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима

  ОПД.Ф.10 Безопасность жизнедеятельности Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Окружающий мир. Опасности, возникающие в повседневной жизни и безопасное поведение. Транспорт и его опасности. Экстремальные ситуации в природных и городских условиях. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Гражданская оборона и ее задача. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрический контроль. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Средства и способы защиты.

Наши рекомендации