Тема 3 Геологические опасные явления
Цель: изучить опасности геофизического происхождения, их причины, последствия и действия населения при землетрясениях и извержениях вулкана.
Для работы необходимо: таблицы «…».
Вопросы для семинара:
1. Природные опасности и стихийные бедствия.
2. Общие закономерности, которым подчиняются стихийные бедствия.
3. Классификация ЧС природного характера.
4. Землетрясения и их причины. Сейсмические волны. Последствия землетрясений.
6. Сейсмические шкалы интенсивности землетрясений (шкала Рихтера, Европейская макросейсмическая шкала, шкала Японского метеорологического агентства, модифицированная шкала Меркалли).
7. Глобальная сеть по прогнозированию землетрясений. Приборы для регистрации сейсмических волн
8. Последствия землетрясений и действия населения до, во время и после землетрясений
9. Оползни. Причины, последствия и действия населения при оползнях.
10. Обвалы. Причины, последствия и действия населения при оползнях.
11. Вулканизм. Типы вулканов. Причины и последствия извержения вулкана.
12. Действия населения до, во время и после извержения вулкана.
Ход работы
1. Дополните схему примерами.
3. Впишите нужное понятие, подходящее к определению.
3. Заполните таблицу.
Виды землетрясений
Виды землетрясений | Причины их возникновения |
Тектонические | |
Вулканические | |
Обвальные | |
Наведённые | |
Связанные с ударами космических тел о Землю |
4. Дополните схему.
Последствия землетрясений
5. Реши ситуационную задачу, дополнив пропущенные слова в отрывке из произведения Ж.Верна «Золотой вулкан».
«Канадцы… долго стояли неподвижно… с тревогой глядя на вулкан без малейших предвестников, раздался ужасный . Кусок горы отвалился и упал в море. Вслед за ним поднялась огромная . Камни, куски отвердевшей лавы, шлаки, пепел, пламя и дым, вертясь вихрем, с треском и шумом забили ключом и вынеслись выше кратера на воздух больше чем на
метров. С этого момента взрывы следовали за взрывами. Вулкан, потрясаемый новой яростью, брызгал в небо тысячами раскаленных камней. Вдруг почва затрепетала, и в недрах земли раздались ужасные глухие раскаты. Затем произошло нечто необычайное. Вся равнина, насколько можно было окинуть взором по направлению к югу, казалось, заходила волнами; поднялась темная пыль, которая совершенно затмила блестящий диск солнца…
Почва дрожала, как бы готовая разверзнуться. Стенания, рев пламени, свист паров заставляли все пространство вибрировать. Верхушка конуса исчезла за занавесом раскаленного дыма и удушающих газов. Некоторые раскаленные тела, носясь в воздухе, разрывались с треском, как, и рассыпались золотой пылью.
Какое чудное зрелище представляло собой страшное в ночной темноте!
6. Заполни таблицу «Поражающие факторы вулкана»
Поражающий фактор | Поражающее действие фактора |
Пепел | |
Взрывы, ударная волна | |
Вулканические бомбы | |
Вулканические газы | |
Лава | |
Пожары |
7. Заполните таблицу «Действия населения при землетрясении и извержении вулкана».
Действия населения при землетрясении | Действия населения в период извержения вулкана |
8. Выполните тестовое задание, отметив верны или не верны утверждения.
Утверждения | Верно | Не верно |
Находясь в завале нужно зажечь спичку или зажигалку, чтобы осмотреться | ||
После стихийного бедствия жертв, как правило, немного | ||
Все природные опасности можно предотвратить | ||
Одна из закономерностей природных опасностей заключается в том, что их нельзя ликвидировать полностью | ||
На необитаемом острове возможно возникновение стихийного бедствия | ||
Об угрозе возникновения стихийного бедствия население должно оповещаться в обязательном порядке | ||
К геофизическим опасным явлениям относятся землетрясение и извержение вулкана | ||
Подводные землетрясения не являются причиной цунами | ||
Сейсмографом измеряют силу извержения вулкана | ||
Иногда землетрясения может иметь техногенное происхождение | ||
Основное правило во время любого стихийного бедствия – это сохранять спокойствие и избегать паники | ||
Жерло- это выводной канал подъёма лавы к поверхности вулкана | ||
Во время землетрясение можно воспользоваться лифтом, чтобы избежать удара от падающих предметов | ||
После землетрясения возможны повторные толчки | ||
В пределах очага землетрясения происходит высвобождение энергии | ||
Вулканы представляют собой гидрологические образования | ||
Углубление на поверхности конуса вулкана называется кратер | ||
Лава имеет температуру до 1000°С | ||
Извержение вулкана не влечёт за собой такого последствия – как землетрясение | ||
При извержении вулкана запрещают вылет пассажирских самолётов, траектория полёта которых находится вблизи вулкана | ||
В уснувших вулканах не происходит никакой вулканической деятельности | ||
Активные мероприятия, предупреждающие оползневые процессы - это строительство заградительных сооружений | ||
Обвал чаще всего происходит на равнине |
9. Сформулируйте вывод