Раздел i. сказочно о «несказочном»
Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.
Абуль-Фарадж
ГЛАВА 1. ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА
Сказкотерапия зависимостей... Какое странное словосочетание... Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей.
В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.
В США с начала сороковых годов оформилась система, содействующая формированию среди алкоголиков и наркоманов мировоззрения трезвости. В дальнейшем она распространилась в Европе и России. Речь идет о психотерапевтической Программе «Двенадцать шагов».
Содержание Программы «Двенадцати шагов* Первый шаг: «Мы признаемсвое бессилие перед алкоголем, признались в том, что потеряли контрольнад своей жизнью».
Этот шаг - начало всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. Осознание зависимости и бессилия перед ней мотивирует алкоголика обратиться за помощью.
Второй шаг: «Мы пришли к убеждению, что только Сила более могучая, чем наша собственная, может вернуть нам здоровье».
Этот шаг подразумевает определенное умаление собственного «Я» зависимого человека, и признание существования Бога или иной Высшей Силы. Как говорится в Программе: «Второй шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства "центра мироздания" и связанных с ним гнетущих обязательств».
Третий шаг: «Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем».
Согласно Программе это «шаг начала действий, ибо он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные минуты используется молитва Марка Аврелия:
Боже, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить, Мужество изменить то, что могу, И Мудрость отличить одно от другого».
Четвертый шаг: «Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».
На этом шаге зависимый человек учится смотреть на себя честно, без обмана, отмечая свои недостатки и достоинства. В этот период клиент осознает причины происшедшего. «Добросовестный и честный анализ с нравственной точки зрения дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направленные на достижение желаемых изменений».
Пятый шаг: «Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений».Этот шаг понимается как исповедь, освобождающая человека от чувства одиночества и позволяющая надеяться на прощение со стороны ближнего. Предполагается, что таким образом зависимый человек может простить самого себя и приобрести
чувство покоя.
Шестой шаг: «Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Богизбавил насот всех наших недостатков».
Этот шаг предполагает формирование внутренней готовности к самосовершенствованию.
Седьмой шаг: «Мы смиренно просили Его исправить все наши недостатки».
Здесь особо подчеркивается необходимость смирения в противовес унижению, и анализируется его применение в жизненной практике. «Многолетний опыт подсказывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая про чувство смирения*.
Восьмой шаг: «Мы составили список тех, кому причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними». Девятый шаг: «Мы лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».
«Составление списка людей, кому было причинено зло, и возмещение им причиненного ущерба конкретными делами позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями совершенной ранее несправедливости». Этот шаг позволяет человеку упорядочить свои взаимоотношения с людьми.
Десятый шаг: «Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу их признавали».
Этот шаг учит человека самоанализу и объективной оценке событий. Важно «ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признавать ошибки, исправляя их "на ходу". Это предохраняет от возврата к старым представлениям и образу поведения, которые могут затормозить процесс выздоровления и спровоцировать возвращение к употреблению алкоголя».
Одиннадцатый шаг: «Стремясь путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам следует исполнить, и о даровании силы для этого».
Двенадцатый шаг: «После духовного пробуждения мы постараемся донести смысл наших идей до других зависимых людей и применять эти принципы во всех наших делах».
Для предупреждения рецидива необходимо делиться своим опытом с другими. Таким образом поддерживается чувство самоуважения и распространяется мировоззрение трезвости.
Как видно, основной акцент этой программы - признание Бога, или иной Высшей силы. Вот что пишет об этом польский нарколог Богдан Воронович: «Первое знакомство с содержанием "Двенадцати шагов" может вызвать подозрение, что тебя пытаются заманить в какую-то организацию или секту. Так могут рассуждать только те, кто не знаком близко с Программой и потому не знает, что от членов Сообщества Анонимных Алкоголиков никто не требует одной-единственной концепции Бога. При более близком знакомстве с содержанием "12 шагов" легко можно заметить, что любой член Сообщества может сам определить свою "Высшую силу", то есть Бога, "как я его понимаю", и никто из остальных членов не вправе что-либо диктовать».
Один из основателей Сообщества Анонимных Алкоголиков -Бил В. писал: «Пусть вместо Бога признают какую-либо разумную правду. Самое важное, чтобы все они поверили, что существует какая-то сила, более великая, нежели чем они сами».
Программа «Двенадцати шагов» не имеет сектантского характера. Мы видим, что она основана на нравственных общечеловеческих ценностях. Если развивать эту мысль далее, можно сказать, что человеку, не имеющему явно выраженной зависимости, также будет полезно осознание идей программы и выражение их в своей жизни.
Другими словами, традиционная психотерапия химических зависимостей связана, прежде всего, с формированием нравственной зрелости и «здоровых» ценностных ориентации.
Вот что пишут своим пациентам специалисты американского Дотоксикационного Центра: «Годы питья и потребления наркотиков вызывают у людей уход от себя и прекращение личностного роста. Вместо распознавания чувств и работы с ними, вы бежите от них. Исследования показывают, что наиболее частой причиной рецидива у лечившихся по поводу алкоголизма и наркомании являются трудности, связанные с неприятными
чувствами. <...> Многие люди в начале программы чувствуют себя очень плохо. Выражая свои чувства, изучая себя и свои ограничения, позволяйте другим узнать вас лучше, у вас есть шанс приобрести новое чувство самоуважения и более достойный способ общения с другими. Алкоголь и наркотики способствуют потере былых ценностей и приоритетов. Во время программы вы можете начать открывать то, что важно для вас в жизни. Помните, трезвость должна быть первым преимуществом, все остальное зависит от этого. <...> Большинство людей с химической зависимостью чувствительны к критике и отвержению и стремятся скрывать свои чувства от других. Учитесь выражать себя. Учитесь просить без агрессии и пренебрежения. Учитесь просить о помощи и не зависеть от другого человека. <...> Важная часть программы - научение способам совладания со стрессорами без прибегания к алкоголю и наркотикам. <...> Трезвость дает Вам возможность создать новую жизнь, а для этого необходимо много над собой работать».
Изучая литературу по зависимостям, можно найти подробные описания наркотических веществ, способы их применения и вызываемые ощущения. Нередко появляется ощущение, что держишь в руках пособие по формированию зависимости. Возникает вопрос, если мы, специалисты, так много знаем, почему так часто разводим руками перед реальной проблемой, перед реальной человеческой бедой? Сейчас все чаще говорят о том, что излечить от наркомании и алкоголизма практически невозможно, но необходимо помещать «зависимых» в специальные реабилитационные центры для того, чтобы они не «втягивали» в порок новых людей. Парадоксально, но чем чаще поднимается проблема наркомании, алкоголизма, чем больше выделяется средств на ее решение, тем больше появляется зависимых людей. Сейчас появились новые формы зависимостей: от карточных и других азартных игр, от Интернета, от виртуальных игр, от музыки, от...
Налицо проблема нравственной деградации, выраженная в Различного рода зависимостях. Потеря человеком духовных ориентиров, лучших созидательных качеств своей души, превращает его в Разрушителя себя и окружающего мира. Решать эту проблему можно только путем возвращения к простым вечным ценностям, дорога к которым проложена в сказках и притчах. Ставя во главу угла «живое слово», мы подразумеваем его сочетание с грамотным медицинским воздействием.