Раздел i. сказочно о «несказочном»

Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.

Абуль-Фарадж

ГЛАВА 1. ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА

Сказкотерапия зависимостей... Какое странное словосочета­ние... Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медита­тивных сказок можно снимать напряжение и осуществлять по­зитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение за­висимости, среди прочих причин, связано с определенным нрав­ственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» являет­ся предметом сказкотерапии зависимостей.

В связи с этим использование сказкотерапии, с одной сторо­ны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством ин­дивидуальной и групповой терапии.

В США с начала сороковых годов оформилась система, со­действующая формированию среди алкоголиков и наркоманов мировоззрения трезвости. В дальнейшем она распространилась в Европе и России. Речь идет о психотерапевтической Програм­ме «Двенадцать шагов».

Содержание Программы «Двенадцати шагов* Первый шаг: «Мы признаемсвое бессилие перед алкого­лем, признались в том, что потеряли контрольнад своей жиз­нью».

Этот шаг - начало всех действий, способствующих прекра­щению алкоголизации. Осознание зависимости и бессилия пе­ред ней мотивирует алкоголика обратиться за помощью.

Второй шаг: «Мы пришли к убеждению, что только Сила более могучая, чем наша собственная, может вернуть нам здо­ровье».

Этот шаг подразумевает определенное умаление собственно­го «Я» зависимого человека, и признание существования Бога или иной Высшей Силы. Как говорится в Программе: «Второй шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства "центра ми­роздания" и связанных с ним гнетущих обязательств».

Третий шаг: «Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем».

Согласно Программе это «шаг начала действий, ибо он опи­рается на действия, ограничивающие собственную волю и чув­ство силы. В трудные минуты используется молитва Марка Аврелия:

Боже, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить, Мужество изменить то, что могу, И Мудрость отличить одно от другого».

Четвертый шаг: «Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».

На этом шаге зависимый человек учится смотреть на себя честно, без обмана, отмечая свои недостатки и достоинства. В этот период клиент осознает причины происшедшего. «Добро­совестный и честный анализ с нравственной точки зрения дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет пред­принять меры, направленные на достижение желаемых изме­нений».

Пятый шаг: «Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений».Этот шаг понимается как исповедь, освобождающая челове­ка от чувства одиночества и позволяющая надеяться на прощение со стороны ближнего. Предполагается, что таким образом зависимый человек может простить самого себя и приобрести

чувство покоя.

Шестой шаг: «Мы полностью подготовили себя к тому, что­бы Богизбавил насот всех наших недостатков».

Этот шаг предполагает формирование внутренней готовнос­ти к самосовершенствованию.

Седьмой шаг: «Мы смиренно просили Его исправить все наши недостатки».

Здесь особо подчеркивается необходимость смирения в про­тивовес унижению, и анализируется его применение в жизнен­ной практике. «Многолетний опыт подсказывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая про чув­ство смирения*.

Восьмой шаг: «Мы составили список тех, кому причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними». Девятый шаг: «Мы лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».

«Составление списка людей, кому было причинено зло, и возмещение им причиненного ущерба конкретными делами по­зволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согла­ситься с последствиями совершенной ранее несправедливости». Этот шаг позволяет человеку упорядочить свои взаимоотноше­ния с людьми.

Десятый шаг: «Мы продолжали самоанализ и, когда допус­кали ошибки, сразу их признавали».

Этот шаг учит человека самоанализу и объективной оценке событий. Важно «ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признавать ошибки, исправляя их "на ходу". Это предохраняет от возврата к старым представле­ниям и образу поведения, которые могут затормозить процесс выздоровления и спровоцировать возвращение к употреблению алкоголя».

Одиннадцатый шаг: «Стремясь путем молитвы и размыш­ления углубить соприкосновение с Богом, как мы его понима­ем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам следует ис­полнить, и о даровании силы для этого».

Двенадцатый шаг: «После духовного пробуждения мы по­стараемся донести смысл наших идей до других зависимых людей и применять эти принципы во всех наших делах».

Для предупреждения рецидива необходимо делиться своим опытом с другими. Таким образом поддерживается чувство са­моуважения и распространяется мировоззрение трезвости.

Как видно, основной акцент этой программы - признание Бога, или иной Высшей силы. Вот что пишет об этом польский нарко­лог Богдан Воронович: «Первое знакомство с содержанием "Две­надцати шагов" может вызвать подозрение, что тебя пытаются заманить в какую-то организацию или секту. Так могут рассуж­дать только те, кто не знаком близко с Программой и потому не знает, что от членов Сообщества Анонимных Алкоголиков ник­то не требует одной-единственной концепции Бога. При более близком знакомстве с содержанием "12 шагов" легко можно за­метить, что любой член Сообщества может сам определить свою "Высшую силу", то есть Бога, "как я его понимаю", и никто из остальных членов не вправе что-либо диктовать».

Один из основателей Сообщества Анонимных Алкоголиков -Бил В. писал: «Пусть вместо Бога признают какую-либо разум­ную правду. Самое важное, чтобы все они поверили, что суще­ствует какая-то сила, более великая, нежели чем они сами».

Программа «Двенадцати шагов» не имеет сектантского ха­рактера. Мы видим, что она основана на нравственных общече­ловеческих ценностях. Если развивать эту мысль далее, можно сказать, что человеку, не имеющему явно выраженной зависи­мости, также будет полезно осознание идей программы и выра­жение их в своей жизни.

Другими словами, традиционная психотерапия химических зависимостей связана, прежде всего, с формированием нравствен­ной зрелости и «здоровых» ценностных ориентации.

Вот что пишут своим пациентам специалисты американско­го Дотоксикационного Центра: «Годы питья и потребления нар­котиков вызывают у людей уход от себя и прекращение лично­стного роста. Вместо распознавания чувств и работы с ними, вы бежите от них. Исследования показывают, что наиболее частой причиной рецидива у лечившихся по поводу алкоголизма и наркомании являются трудности, связанные с неприятными

чувствами. <...> Многие люди в начале программы чувствуют себя очень плохо. Выражая свои чувства, изучая себя и свои ограничения, позволяйте другим узнать вас лучше, у вас есть шанс приобрести новое чувство самоуважения и более достой­ный способ общения с другими. Алкоголь и наркотики способ­ствуют потере былых ценностей и приоритетов. Во время про­граммы вы можете начать открывать то, что важно для вас в жизни. Помните, трезвость должна быть первым преимуще­ством, все остальное зависит от этого. <...> Большинство людей с химической зависимостью чувствительны к критике и отвер­жению и стремятся скрывать свои чувства от других. Учитесь выражать себя. Учитесь просить без агрессии и пренебрежения. Учитесь просить о помощи и не зависеть от другого челове­ка. <...> Важная часть программы - научение способам совладания со стрессорами без прибегания к алкоголю и наркоти­кам. <...> Трезвость дает Вам возможность создать новую жизнь, а для этого необходимо много над собой работать».

Изучая литературу по зависимостям, можно найти подроб­ные описания наркотических веществ, способы их применения и вызываемые ощущения. Нередко появляется ощущение, что держишь в руках пособие по формированию зависимости. Воз­никает вопрос, если мы, специалисты, так много знаем, почему так часто разводим руками перед реальной проблемой, перед реальной человеческой бедой? Сейчас все чаще говорят о том, что излечить от наркомании и алкоголизма практически не­возможно, но необходимо помещать «зависимых» в специаль­ные реабилитационные центры для того, чтобы они не «втяги­вали» в порок новых людей. Парадоксально, но чем чаще под­нимается проблема наркомании, алкоголизма, чем больше вы­деляется средств на ее решение, тем больше появляется зависи­мых людей. Сейчас появились новые формы зависимостей: от карточных и других азартных игр, от Интернета, от виртуаль­ных игр, от музыки, от...

Налицо проблема нравственной деградации, выраженная в Различного рода зависимостях. Потеря человеком духовных ориентиров, лучших созидательных качеств своей души, превращает его в Разрушителя себя и окружающего мира. Решать эту проблему можно только путем возвращения к простым вечным ценностям, дорога к которым проложена в сказках и прит­чах. Ставя во главу угла «живое слово», мы подразумеваем его сочетание с грамотным медицинским воздействием.

Наши рекомендации