Раздел ii. практика сказкотерапии
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ
ЗАВИСИМОСТЕЙ....................................................
Глава 1. Поддержка клиента ........................................
Глава 2. Усугубление проблемы ....................................
Глава 3. Переосмысление жизненного опыта ..................
Глава 4. Актуализация и поддержание
личностного ресурса .......................................
Глава 5. Формирование конструктивного созидательного альтруизма .............................................................
Глава 6. Профилактика срыва.......................................
Глава 7. Формирование созидательной жизненной
программы...........................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................
Рекомендуемая литература...........................................
ПРИЛОЖЕНИЕ ..........................................................
Билль о личных правах................................................
РАЗДЕЛ I. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ»
Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.
Абуль-Фарадж
ГЛАВА 1. ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА
Сказкотерапия зависимостей... Какое странное словосочетание... Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей.
В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.
В США с начала сороковых годов оформилась система, содействующая формированию среди алкоголиков и наркоманов мировоззрения трезвости. В дальнейшем она распространилась в Европе и России. Речь идет о психотерапевтической Программе «Двенадцать шагов».
Содержание Программы «Двенадцати шагов* Первый шаг: «Мы признаемсвое бессилие перед алкоголем, признались в том, что потеряли контрольнад своей жизнью».
Этот шаг - начало всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. Осознание зависимости и бессилия перед ней мотивирует алкоголика обратиться за помощью.
Второй шаг: «Мы пришли к убеждению, что только Сила более могучая, чем наша собственная, может вернуть нам здоровье».
Этот шаг подразумевает определенное умаление собственного «Я» зависимого человека, и признание существования Бога или иной Высшей Силы. Как говорится в Программе: «Второй шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства "центра мироздания" и связанных с ним гнетущих обязательств».
Третий шаг: «Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем».
Согласно Программе это «шаг начала действий, ибо он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные минуты используется молитва Марка Аврелия:
Боже, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить, Мужество изменить то, что могу, И Мудрость отличить одно от другого».
Четвертый шаг: «Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».
На этом шаге зависимый человек учится смотреть на себя честно, без обмана, отмечая свои недостатки и достоинства. В этот период клиент осознает причины происшедшего. «Добросовестный и честный анализ с нравственной точки зрения дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направленные на достижение желаемых изменений».
Пятый шаг: «Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений».Этот шаг понимается как исповедь, освобождающая человека от чувства одиночества и позволяющая надеяться на прощение со стороны ближнего. Предполагается, что таким образом зависимый человек может простить самого себя и приобрести
чувство покоя.
Шестой шаг: «Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Богизбавил насот всех наших недостатков».
Этот шаг предполагает формирование внутренней готовности к самосовершенствованию.
Восьмой шаг: «Мы составили список тех, кому причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними». Девятый шаг: «Мы лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».
«Составление списка людей, кому было причинено зло, и возмещение им причиненного ущерба конкретными делами позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями совершенной ранее несправедливости». Этот шаг позволяет человеку упорядочить свои взаимоотношения с людьми.
Десятый шаг: «Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу их признавали».
Этот шаг учит человека самоанализу и объективной оценке событий. Важно «ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признавать ошибки, исправляя их "на ходу". Это предохраняет от возврата к старым представлениям и образу поведения, которые могут затормозить процесс выздоровления и спровоцировать возвращение к употреблению алкоголя».
Одиннадцатый шаг: «Стремясь путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам следует исполнить, и о даровании силы для этого».
Двенадцатый шаг: «После духовного пробуждения мы постараемся донести смысл наших идей до других зависимых людей и применять эти принципы во всех наших делах».
Для предупреждения рецидива необходимо делиться своим опытом с другими. Таким образом поддерживается чувство самоуважения и распространяется мировоззрение трезвости.
Как видно, основной акцент этой программы - признание Бога, или иной Высшей силы. Вот что пишет об этом польский нарколог Богдан Воронович: «Первое знакомство с содержанием "Двенадцати шагов" может вызвать подозрение, что тебя пытаются заманить в какую-то организацию или секту. Так могут рассуждать только те, кто не знаком близко с Программой и потому не знает, что от членов Сообщества Анонимных Алкоголиков никто не требует одной-единственной концепции Бога. При более близком знакомстве с содержанием "12 шагов" легко можно заметить, что любой член Сообщества может сам определить свою "Высшую силу", то есть Бога, "как я его понимаю", и никто из остальных членов не вправе что-либо диктовать».
Один из основателей Сообщества Анонимных Алкоголиков -Бил В. писал: «Пусть вместо Бога признают какую-либо разумную правду. Самое важное, чтобы все они поверили, что существует какая-то сила, более великая, нежели чем они сами».
Программа «Двенадцати шагов» не имеет сектантского характера. Мы видим, что она основана на нравственных общечеловеческих ценностях. Если развивать эту мысль далее, можно сказать, что человеку, не имеющему явно выраженной зависимости, также будет полезно осознание идей программы и выражение их в своей жизни.
Другими словами, традиционная психотерапия химических зависимостей связана, прежде всего, с формированием нравственной зрелости и «здоровых» ценностных ориентации.
Вот что пишут своим пациентам специалисты американского Дотоксикационного Центра: «Годы питья и потребления наркотиков вызывают у людей уход от себя и прекращение личностного роста. Вместо распознавания чувств и работы с ними, вы бежите от них. Исследования показывают, что наиболее частой причиной рецидива у лечившихся по поводу алкоголизма и наркомании являются трудности, связанные с неприятными
чувствами. <...> Многие люди в начале программы чувствуют себя очень плохо. Выражая свои чувства, изучая себя и свои ограничения, позволяйте другим узнать вас лучше, у вас есть шанс приобрести новое чувство самоуважения и более достойный способ общения с другими. Алкоголь и наркотики способствуют потере былых ценностей и приоритетов. Во время программы вы можете начать открывать то, что важно для вас в жизни. Помните, трезвость должна быть первым преимуществом, все остальное зависит от этого. <...> Большинство людей с химической зависимостью чувствительны к критике и отвержению и стремятся скрывать свои чувства от других. Учитесь выражать себя. Учитесь просить без агрессии и пренебрежения. Учитесь просить о помощи и не зависеть от другого человека. <...> Важная часть программы - научение способам совладания со стрессорами без прибегания к алкоголю и наркотикам. <...> Трезвость дает Вам возможность создать новую жизнь, а для этого необходимо много над собой работать».
Изучая литературу по зависимостям, можно найти подробные описания наркотических веществ, способы их применения и вызываемые ощущения. Нередко появляется ощущение, что держишь в руках пособие по формированию зависимости. Возникает вопрос, если мы, специалисты, так много знаем, почему так часто разводим руками перед реальной проблемой, перед реальной человеческой бедой? Сейчас все чаще говорят о том, что излечить от наркомании и алкоголизма практически невозможно, но необходимо помещать «зависимых» в специальные реабилитационные центры для того, чтобы они не «втягивали» в порок новых людей. Парадоксально, но чем чаще поднимается проблема наркомании, алкоголизма, чем больше выделяется средств на ее решение, тем больше появляется зависимых людей. Сейчас появились новые формы зависимостей: от карточных и других азартных игр, от Интернета, от виртуальных игр, от музыки, от...
Налицо проблема нравственной деградации, выраженная в Различного рода зависимостях. Потеря человеком духовных ориентиров, лучших созидательных качеств своей души, превращает его в Разрушителя себя и окружающего мира. Решать эту проблему можно только путем возвращения к простым вечным ценностям, дорога к которым проложена в сказках и притчах. Ставя во главу угла «живое слово», мы подразумеваем его сочетание с грамотным медицинским воздействием.
РАЗДЕЛ II.
ГЛАВА 1. ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА
Основными задачами первой стадии терапевтического консультирования являются:
• стабилизация психоэмоционального состояния близких клиента;
• снижение уровня тревоги по поводу предстоящего лечения (если консультирование проводится в реабилитационном центре);
• указание положительных перспектив;
• формирование позитивной мотивации к лечению.
Если основная цель - профилактика зависимостей, то основное внимание можно уделить анализу жизненных ценностей, передаваемых через сказки и притчи.
Принципы подбора сказок для первой стадии сказкотерапии зависимостей
1. Наличие «проблемного» героя. Герой находится в сложном состоянии из-за трудно разрешаемой проблемы. Любые его попытки разрешить проблему известными ему способами не приводят к успеху и даже могут усугублять ситуацию.
2. Наличие в сказке доброго совета, подсказанного более мудрым персонажем. Герой встречает доброго советчика, но не может сразу принять его совет из-за внутренней неготовности к его осуществлению.
3. Доверие к происходящему. Только доверие героя естественной динамике собственного процесса и добрым намерениям тех, кто его окружает и желает помочь, приводят его к решению проблемы.
4. Чудесная трансформация героя. Внутренние изменения героя меняют его внешность и мировоззрение. Он осознает цен-
5. Вера окружающих в созидательное начало героя. Окружающие героя персонажи большей частью доброжелательны и стремятся ему помочь, кто словом, кто делом, кто верой.
Таким образом, для этой стадии сказкотерапии подбираются сказки и притчи только с однозначно хорошим концом (то есть благоприятность конца должна быть понятна всем, независимо от уровня их развития, образования, мировоззрения и вероисповедания).
Начальное напряжение главного героя символизирует сложное психоэмоциональное состояние клиента и его близких, находящихся перед лицом практически неразрешимой проблемы. Появление в сказке доброго советчика символизирует психолога, который видит решение в дальней перспективе. Сомнение главного героя в состоятельности доброго совета символизирует внутреннюю неготовность клиента к предстоящей работе и сомнения его близких. Усугубление тяжелого состояния героя, чувство безысходности отражают актуальное психоэмоциональное состояние клиента. Изменения в мировосприятии и мировоззрении героя указывают на перспективы терапии.
На первой стадии сказкотерапии важна идея трансформации клиента, которая станет возможной в результате его работы над собой. Подбираемые сказки не рисуют радужные картины, они предупреждают о сложностях, испытаниях и неприятностях. В контексте обсуждения сказок эти темы обязательно проговариваются с клиентом.
Алгоритм работы со сказкой
1. Обсуждение мыслей и чувств клиента, возникших в ответ на сказку.
2. Ответы на вопросы для размышления и обсуждения (приведены в конце каждой сказки).
3. Интерпретация «сказочных уроков». Каждая сказочная ситуация несет в себе один или несколько жизненных уроков. В совместной работе с клиентом происходит их «расшифровка» и интерпретация с позиции вопросов, значимых для клиента.
4. Выполнение некоторого практического задания, навеянного сказкой и ее обсуждением/Таким заданием может быть игра. Этот завершающий встречу шаг необходим для символического «закрепления» сказкотерапевтического воздействия.
Начать процесс сказкотерапии можно со сказки «Зеленый кувшин», приведенной в первом разделе книги. Обсудив мысли и чувства клиента, возникшие в ответ на сказку, можно рассказать ему о стадиях терапевтического консультирования. Это, с одной стороны, позволит сформировать у клиента представление о том, что с ним будет происходить. С другой стороны, поднимет авторитет сказки как носительницы основной информации.
Для второй встречи можно использовать сказку «Околдованный Черт».
Околдованный Черт (сказка Скайдрите Калдупе)
Когда сентябрь зажег багрянцем листья голубики и они стали похожи на яркие цветы, у болотного Черта зашлось тоской сердце. Вечера пришли долгие. тягучие, окутанные сизой мглой. От скуки Черт громко зевал. Бывало, услышит его человек в лесу и ничуть не пугается, а подумает: это птица осенняя кличет жалобно.
Как-то лежа в своей моховой землянке, зевнул Черт по второму разу и повернулся на другой бок. Сон нейдет, хоть ты плачь! Сорвал болотный владыка кустик-голубики и дунул на него - и тотчас в трубку Черта влетел быстрый яркий огонек. И вот уже над болотом вьется дым. будто серая кошка, помахивая пушистым хвостом, пробирается по вершинам кривых болотных сосенок. Когда клуб дыма чуть было не зацепился за край вечерней тучи. Черт увидел, что с ее платья свисает блестящая пуговица на конце почти невидимой нитки. Пуговица подпрыгивала и приплясывала так потешно, что Черт не удержался и прыснул со смеху.
- Смейся, смейся. - обиделась пуговица. - Вскоре увидим, до смеху ли будет.
- Ишь ты! - удивился Черт. - И у пуговки своя гордость!
-Я -Вечерняя звезда! -услыхал он гневный возглас, и в глаза его вонзились иглы ее лучей. - Я ведь далеко вижу, я зоркая! Недолго тебе смеяться осталось. Конец твоей власти придет, конец твоей славе!
Ну прямо заклятье цыганки-ворожеи! От хохота Черт козлом заблеял, а из трубки его целый рой искр выпорхнул. Тотчас захихикала, зашуршала даже кучка припаленной палой листвы.
Но в ту ночь Черта мучили дурные сны. Чуть смежит веки - пуговица тут как тут, свое твердит: «Я далеко вижу, я зоркая... недолго тебе смеяться...». И так ночь за ночью. Измучился Черт от бессонницы и решил поговорить с Вечерней звездой спокойно и разумно.
- Что же ты видишь? - спросил он ее. - Коли мнишь себя умнее черта,выкладывай все начистоту.
- Вижу - владения твои вес уменьшаются. Посмотри: болото день ото дня сужается. Исчезают болота, вырастают леса. Исчезают болота - множатся пашни.
- Знаю... - буркнул Черт и давай трубку раскуривать.Ничего нового звезда ему не открыла. А вес же, когда кто-то со стороны тебе горькуюистину повторит. она горше рябиновой ягоды покажется.
Той зимой не было у Черта ни покоя, ни радости. Даже расхотелось ему сорок путать или варежки лесорубам подменивать, чтобы жены весь вечер бранились... разве что под Новый год вспомнил он старую проказу: дважды кукушкиным голосом прокуковал, и тогда влюбленные парочки еще до масленицы подались в лес цветок папоротника искать. Так и промаялся бедняга всю зиму, будто хворый. Не к чему руки приложить, нечему сердце отдать.
Наступила весенняя оттепель, над верхушками болотных сосен опять засверкала эта негодница, эта балаболка Вечерняя звезда. А когда первые стебли мяты влюбились в апрельский ветер и отчаянно Заблагоухали, Черт встал и подался к реке. «Пойду-ка сам погляжу, докуда те синие леса продвинулись. Сам погляжу...»Вот и поглядел... От злости сам себя кулаками в грудь замолотил. Потом весь лень под бугром провалялся, с кустиками брусники переругивался. А вечером разжег свою трубку и сердитый, удрученный отправился искать Волшебника.
Волшебник жил в самой чаще леса, в старом, заброшенном шалаше смолокура. А ведь иные глупцы думали, что шалаш пустой. По Черт знал: пустых шалашей не бывает. В каждом хоть кто-нибудь да живет. Хотя бы воспоминания, что прячутся в засохших венках, забытых там после праздника. А издали взглянуть -вроде короб темнеет, грибниками оставленный, зимним ветром истрепанный, потемневший под весенней капелью. Но приглядишься - из стенки короба седая борода торчит, как метелки, и карие глазки поблескивают да так и сверлят тебя. так и сверлят!
- Гляжу, глазам своим не верю! Сам болотный владыка ко мне в ГОСТИпожаловал!
-А ты глазам верь. Посоветоваться к тебе пришел. Говорят, один ум хорошо, а два лучше. - сказал Черт и, усмехнувшись, присел возле Волшебника.
Волшебник этот не любил лишних слов. Нечего, дескать, лясы точить. Черту это издавна было известно, а потому он и выпалил единым духомвсе. что на сердце наболело. Так, мол, и так, не может ли Волшебник хоть небольшую часть леса в болото превратить? А то вон как разросся. Вскорости от болота жалкий ошметок останется. Постыдишься болотным владыкой называться.
Волшебник слушал-слушал и вдруг закашлялся. Будто хвоинка в горле застряла. Ну кому, кроме черта, болотная хлябь по душе?
А Черт не вытерпел, заскулил жалобно, как псе из лома выгнанный:
- Дай волю - он и для кустиков голубики места не оставит. Где же бедному Черту трубку раскуривать?
Но и это Волшебник оставил без внимания, а сказал коротко и ясно: могу. говорит, заколдовать людей, зверей и птиц. И даже Черту лошадиное копыто в человечью ногу переделать. А вот лес заколдовать не могу никак, потому как сам у леса волшебству обучался. Зря. что ли, в чаще жилье себе подыскал? Лес околдовать нельзя. Лес - великий волшебник, он сам кого хочешь околдует.
- Не-ет, так не-ет... - проблеял Черт по-козлиному и подался в обратный путь. Пробирается бедолага темными лесными тропами, потихоньку похрюкивает, кабанов передразнивает, а то и по-сорочьи застрекочет.
Идет от лесной земли душистый с горчинкой запах. Наверное, слышала земля разговор Черта с Волшебником. А с верхушки ели Вечерняя звезда, хитрунья. все подмаргивает, длинными ресницами над самой головой Черта взмахивает. «Погоди уменя, бродяжка. - думает Черт, - будешь у меня знать, как на самого Черта сверху вниз поглядывать!» Но тут белка, будто с издевкой, метнула Черту под ноги большущую шишку. В лесу не было у Черта друзей. Горбясь, сжимая r кулаке свою старую треснувшую трубку, ковылял Черт дальше. Время от времени он останавливался и лихо топал ногой, обутой в серый лапоть: не заколышется ли, не зачавкает ли земля, не откроется ли окно в бывшем мшарнике? Нет. Твердые корни деревьев лишь посмеиваются втихомолку.
Ночью привиделось Черту во сне, будто его землянка, белым лишайником крытая, вширь раздается, моховые стенки исчезают, и вместо них ярко-зеленые стены папоротника поднимаются. И вдруг землянка, как на крыльях, взлетает ввысь и мчит прочь с болота, и вскоре будто дикая уточка опускается на тот бугор, с которого девять лесов в девяти далях видно.
Проснулся Черт, в сердцах топнул лошадиным копытом, сердито заржал, как конь, и от злости давай трепать папоротник на краю болота. Уж он рвал его и крушил. Крушил его и рвал. Чтобы сон свой несуразный в клочья изодрать. И от великой злости пришла к нему в голову путная мысль: ведь можно же самому своими руками немалый участок леса извести. А ямы из-под выкорчеванных деревьев и кустов залить водой из реки. Глядите, люди добрые, как в лесу новые болота растут.
Хвать! Хвать! В одну сторону кусты барбариса мечет, в другую - ежевики. Поднял Черт тяжелый ком дерна, метит - куда бы его подальше закинуть. Глянул на него - вот так чудо! Из плотного, усыпанного рыжими листьями дерна синяя звездочка выскочила, за ней желтая, а третья - белым-бела.
- Вы. небось, тоже вечерние звезды? - спросил Черт, струхнув не на шутку. -Я -подснежник.
- А я - цветок мать-и-мачехи!
- А я - заячья капуста.
- Как это вы надумали расцвести у меня е руках? - удивился Черт, и по ладоням его разлилось ласковое тепло, какого он еще никогда не знал. И Черт смущенноспрятал под кустик черники свое лошадиное копыто.
-Не только у тебя в руках... - отвечала желтая звездочка. -Вчера тут человек побывал, прилег на лесную землю и крепко к ней грудью прижался, оттого что сердце свое лесу отдал. И теперь мы расцветаем в руках у каждого, кто нас с этой землей подымет.
-Так-так-так... - пробормотал Черт и тихонько заржал, как конь, которого только что приласкали. - Гм. должно быть, чудное сердце было у этого человека, раз он им так распорядился. А я вот ковыляю по белу свету и ведать не ведаю, чему свое сердце отдать, к чему руки приложить.
Заулыбались цветы один другого приветливей, и вдруг проклюнулись рядом с ними три сосновых ростка.
Долгостоял старый болотный Черт, держа в теплых руках ком цветущей лесной земли. На болоте руки его и сердце всегда стыли от холода. Осторожно, как бы не повредить цветы и сосновые росточки. Черт отдал лесу то, что у него взял.
Да как же он до сих пор не знал, к чему руки приложить, чему сердце отдать? И побежал Черт во всю прыть обратно к Волшебнику, и давай ему взахлеб рассказывать про все, что с ним только что приключилось. А под конец, пряча глаза от смущения, умильно попросил:
- Преврати ты мое копыто в обыкновенную человечью ногу, чтобы можно было на нее обувать сапог лесника. Я. наверное, теперь в лесу жить буду.
И опять, в который раз повторил, что в руках у него расцвели три цветка: синий, желтый и белый.
Тут Волшебник сорвал листок подорожника, утер им слезу радости и спросил:
- Послушай, все и вправду так было? Не рассказываешь ты мне сказки? -Вправду, вправду. Чему суждено было случиться, то и случилось.
- Видишь, я же говорил: лес - великий волшебник. Он превратил тебя в сказочного черта. Ну, теперь ты станешь богатым.
- Верно, - весело подхватил Черт.
И впрямь все так и произошло. Болотный Черт превратился в сказочного Лесного Черта. И был у него огромный лесной дом. Стены из зеленых хвойных веток, подоконники из белой бересты, порог в расписных узорах сосновых корней. На болоте Черту и не снились такие хоромы.
Черт больше не раскуривал трубку в зарослях голубики. Он подходил к кострам в лесу, сам грелся и людей согревал своими рассказами.
-Я теперь у костра трубку раскуриваю, людям сладкий сон навеваю, -сказал он Вечерней звезде, и та добродушно ему подмигнула. Только издали казалось, будто она на дубовом суку качается. На самом-то деле она мерцала у лесного Черта на плече.
А Волшебник так и жил в старом шалаше, а некоторые люди думали, что там пусто.
- Пусто?! Пусто лишь сердце человеческое, если не знает любви, - говорил волшебник. и весь лес внимал его слова".
Вопросы для размышления и обсуждения
1. О чем эта сказка?
2. Чему бы нас могла научить эта история?
3. Мог бы Черт жить спокойно, если бы не увидел Вечернюю звезду?
4. Почему Черта так угнетала Вечерняя звезда?
5. Почему Волшебник не помог Черту так, как он того хотел?
6. Что стало причиной изменения Черта?
Интерпретация «сказочных уроков»
В каждой сказке заложено множество жизненных уроков. Сказку можно представить в виде слоеного пирога жизненно сажных смыслов. На первой стадии сказкотерапии зависимостей мы будем выбирать тот слой, который соответствует нашим ектуальным задачам.
Для того чтобы вывести первый «сказочный урок», постараемся ответить на вопрос: что же так угнетало Черта, что лишало его сна и покоя?
На поверхности лежит простой ответ: катастрофически уменьшались владения Черта - болота, ибо на них «наступал» лес. Потеря собственности - вот причина беспокойства болотного владыки. Однако это только на поверхности. Об истинной причине своих бед Черт говорит так: «А я вот ковыляю по белу свету и ведать не ведаю, чему свое сердце отдать, к чему руки приложить».
Действительно, истинной причиной многих человеческих Фоблем является непонимание своей пользы, значимости, своего дела, области применения своих способностей в созидательных целях. От этого непонимания внутри образуется пустота. И в скором времени ее заполняют беспокойство, ощущение бессмысленности происходящего, чувство бесперспективности. Чтобы избавиться от внутреннего напряжения, многие люди используют наиболее доступные, но порочные, разрушающие личность средства: алкоголь, наркотики, азартные игры. И действительно, на некоторое время напряжение уходит, уступая место приятным ощущениям. Проходит совсем немного време-
ни, и человек становится-привязанным к тем средствам, с помощью которых лишь ненадолго можно преодолеть внутренний дискомфорт. Так появляется зависимость.
В чем же здесь «сказочный урок»? Сказка предупреждает о том, что незнание и непонимание своих способностей, сферы созидательного их применения, того, что называют ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ, ведет к внутреннему кризису, к большому внутреннему напряжению, снять которое, не зная истинной причины, можно лишь разрушающим личность путем.
Но как же Черт осознал истинную причину своих бед? Для этого он прошел долгий путь. Конечно, он винил в своих проблемах других: Вечернюю звезду, лес и, быть может, даже Волшебника, который не захотел ему помочь. Сказка предупреждает нас о склонности человека в своих ошибках и злоключениях винить других, ибо истинная причина открывается не сразу, и подчас неожиданно.
Вспомним, что произошло с Чертом. Осознав, что никто ему не поможет вернуть болота и сами они, только по одному его желанию, не вернутся снова, он впадает в гнев. «Проснулся Черт, в сердцах топнул лошадиным копытом, сердито заржал, как конь, и от злости давай трепать папоротник на краю болота. Уж он рвал его и крушил. Крушил его и рвал. Чтобы сое свой несуразный в клочья изодрать». Черт переходит от депрессивного состояния к аффективному. Такая динамика часто наблюдается в подобных состояниях. Подобное течение внутренних процессов естественным образом приведет человека к положительным изменениям. Вот что об этом говорится в сказке; «И от великой злости пришла к нему в голову путная мысль: ведь можно же самому своими руками немалый участок леса извести. А ямы из-под выкорчеванных деревьев и кустов залить водой из реки. Глядите, люди добрые, как в лесу новыэ болота растут!». Благодаря энергии гнева, у Черта появились силы для самостоятельных действий. В этой ситуации мы имеем удивительный случай «запаздывания» осознанной созидательной мотивации. С одной стороны, сознательная мотивация Черта была разрушительна для окружающего мира: ведь он хотел вернуть болота. Но, с другой стороны, его мотивы были созидательны, - ведь он боролся за возвращение прежнего ком-
фортного состояния для себя. Однако прошлое благополучие, в том виде, в котором оно было ранее, вернуться не может. Изменилась ситуация - все леса он не «изведет», да и он сам изменился, пережив кризис. Однако благодаря тому, что он начал действовать самостоятельно, активировался его созидательный личностный ресурс, что и привело героя к осознаниюистинной причины собственных затруднений.
Но для того чтобы это произошло, понадобилось еще одно, ставшее «последней каплей» событие. Прямо в руках Черта расцвели цветы, благодаря тому, что некий человек «сердце свое лесу отдал».
В чем же здесь «сказочный урок»? Сказка рисует нам динамику внутреннего процесса человека, находящегося в кризисном состоянии. От депрессии - к гневу. От гнева - к разрушительному действию. И на этом этапе психологу или близкому человеку важно показать альтернативу: иной, созидательный пример самореализации, создать условия для того, чтобы он задумался о своем жизненном пути. Захотел задать себе вопрос: «Чему свое сердце отдать, к чему руки приложить?». Важно отметить, что сказка не «морализирует» о неправедном образе жизни. Чудесный лес-волшебник «не включается в игру» Черта, а живет своей жизнью, постоянно предлагая герою альтернативы.
По-видимому, еще один «сказочный урок» предназначен для близких зависимого человека. Не нужно делать борьбу с зависимостью жизненной целью. Если бы лес или Волшебник, вместо того чтобы жить по собственному созидательному плану, начали бы учить Черта тому, как плохо жить на болоте, что бы произошло? Вероятно, Волшебник забыл бы о своих волшебных способностях, а лес в скором времени превратился бы в болото. В результате победа оказалась бы на стороне разрушительной ипостаси Черта.
Однако возражения близких клиента относительно того, как можно жить собственной жизнью, когда в дом пришла беда, вполне обоснованы. Но не будем сейчас спорить, ведь сказка только намекает, но не предписывает...
Важная особенность этой сказки в том, что в ней нет выраженных драматических событий, явного противоборства сил добра и зла. Весь окружающий Черта мир эмоционально не вов-
лекается в его проблему, живет своей жизнью. И Черт, волей-неволей вынужден подстроиться под изменяющиеся условия, найти свое место в процессе созидания.
Наверное, главный урок сказки в том, что у нее чудесный конец. «Пусто лишь сердце человеческое, если не знает любви», - говорил Волшебник, и весь лес внимал его словам. Любовь - это то, что позволяет преодолеть внутреннюю пустоту и осознать свое предназначение. Любовь - это то, что позволяет сохранять спокойствие не поддаваясь панике. Любовь - это то, что поддерживает веру в благоприятный исход-Безусловно, дорогие читатели, вы заметили еще одну сказочную рекомендацию, которую можно было бы обозначить так: «Лес лечит»...
Практическое задание к сказке
Для того чтобы положительно измениться, Черту потребовалось совершить самостоятельное действие.
Любое проблемное, кризисное состояние человека подобно «болоту». Оно засасывает даже того, кто в нем «барахтается». Получается, что бы ты ни делал, - все равно засосет. Что же можно противопоставить засилью болот? В сказке Вечерняя звезда говорит: «Исчезают болота- вырастают леса. Исчезают болота - появляются пашни». Похожа, для того чтобы болото стало меньше, необязательно его изучать. Необходимо противопоставить ему новую жизнь. В сказке носителем идеи новой жизни является лес. Но из чего состоит лес? Из деревьев, хвойных и лиственных. Откуда появляются деревья? Из семени, из саженца.
Если мы хотим противопоставить болоту новую жизнь, новую созидательную идею, нам необходимо посадить семя или саженец.
Из наших рассуждений, проводимых совместно с клиентом и его близкими, явствует, что для завершения встречи нам потребуется ящик с землей, кувшин с водой и семя (или саженец). Можно использовать семена цветов. Бели есть возможность впоследствии высадить деревце в сад, хорошо использовать саженцы деревьев.
Инструкция для клиента и его близких: «Перед вами земля, дающая жизнь. У вас в руках - новая жизнь. Не торопитесь сажать семя. Подумайте, представьте, какой бы вы хотели видеть свою жизнь, какие чувства хотели бы испытывать. Что хотели бы видеть и брать от окружающих, а что хотели бы отдавать взамен. Если вы, размышляя об этом, испытали боль", тревогу, обиду, сомнение или вас посетили не очень хорошие мысли - не сажайте семя. Подождите. Присядьте в кресло и постарайтесь расслабиться. Вспомните счастливый конец сказки. Сказочные истории лишь отражение нашей жизни, не более того. Поверьте, сила вашей мысли может многое. Вспомните лучшие мгновения вашей жизни, оживите те чувства... А теперь с верой в благополучие посадите семя в землю... Полейте его водой».
Во время этого процесса можно поставить музыку для релаксации. После того как семя посажено, лучше больше ничего не обсуждать с клиентом и его близкими, чтобы «не расплескать» сформированное состояние.
Для третьей встречи можно использовать притчу об императоре Акбаре и его советнике Вирбале. Однако с этой притчи можно начать процесс консультирования, если для состояния клиента и его близких ее идеи наиболее актуальны.
Трудолюбие или судьба? (восточная притча)
Однажды во время государственного совета падишах Акбар спросил у своих советников:
- Что важнее в жизни: судьба или трудолюбие? Все в один голос ответили:
- Владыка мира! Конечно, трудолюбие важнее.
Один только первый министр Бирбал думал по-другому и не побоялся возразить:
- Махаражда! По-моему, главное - судьба. Если судьба не пошлет удачи, то и трудолюбие не поможет.
- Но что может судьба, если человек сам не действует, не старается? Ну, скажем, будет ли он сыт, если понадеется на судьбу и станет сидеть сложа руки? -урезонил падишах Бирбала.
- Как ни старайся, а вопреки воле судьбы ничего не получишь - не судьба, значит. Такое часто видеть приходится. Потому-то я и думаю, что главное - судьба.
Тут в разговор вмешался один из советников:
- Владыка мира! Пусть Ьирбал на деле докажет, что главное - это судьба.
- Да-да. Бирбал, докажи, что главное - это судьба. - подхватил падишах.
- Владыка мира! Не такое простое это дело. Доказательства в узелке не носят, чтобы вдруг развязать да выложить. Но раз вы так хотите, то я вам в скором времени это докажу.
Через несколько дней, в погожий вечер падишах с придворными поехали кататься на лодке по реке Ямуне. Выплыла лодка на середину реки, и тут падишаху вспомнился недавний спор.
- Ну что, Бирбал, уразумел ты, наконец, что к чему? Признаешь, что трудолюбие важнее судьбы? Говори! - приказал падишах.
Но Бирбал ответил так же. как и в прошлый раз.
Разгневался падишах, сорвал с пальца перстень, бросил его в воду и сказал:
- Ладно же. Бирбал! Пусть теперь твоя"судьба тебе поможет! Принеси мне перстень через месяц, а то не сносить тебе головы.
Все в лодке притихли. Ведь река Ямуна в этом месте была очень глубока и достать со дна перстень не было никакой возможности. Пропал Бирбал, нет ему теперь спасения! Но Бирбал ничего не ответил, промолчал.
Лодка пристала к берегу. Падишах вернулся во дворец и приказал поставить у реки стражу, чтобы она день и ночь караулила и Бирбала к воде не подпускала. Раз он надеется на судьбу, пусть она его теперь и выручает.
А Бирбал положился на судьбу и помалкивал. Прошло двадцать семь дней.
- Ну что. Бирбал. где мой перс