Что необходимо сделать до обращения
К неврологу?
Понаблюдать за ребёнком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он так же, как сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
Обратить внимание хорошо ли ребёнок понимает обращённую к нему речь. Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
Выяснить, достаточно ли хороший у ребёнка слух. Иногда факт, что малыш не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
В каких случаях следует обратиться к врачу?
v Ребёнок в 1 год не говорит лепетных слов или не понимает простых вопросов («Где папа?», «Где ляля?»), не выполняет простых инструкций («Принеси то-то», «Дай ручку», «Нельзя»).
v Ребёнок в 2 года не говорит, или использует только лепетные слова, не использует словосочетаний, не выполняет простых инструкций, не показывает по просьбе части тела, часто называемые предметы.
v Ребёнку 3 года, но его речь неразборчива и непонятна для окружающих.
v Ребёнок более старшего возраста, но его речь отличается от речи сверстников (использует мало слов, делает много грамматических ошибок, переставляет слоги, не произносит многие звуки и т.д.).
v Ребёнок испытывает трудности при обучении чтению, письму.
Причины нарушения речевого развития достаточно многообразны, зачастую присутствуют сочетания различных факторов. Это внутриутробная патология (тяжёлый токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору); патология во время родов (родовая травма, асфиксия); наследственные и социальные факторы; тяжёлые заболевания впервые годы жизни.
Варианты нарушения речевого развития
Наиболее простой и распространённый вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков, называется дислалия. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно «научить» мышцы языка и губ определённым комбинациям для произнесения определенного звука.
При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (языка, нёбо, губы) возникает дизартрия. При этом страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Это достаточно тяжёлое состояние, при котором наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжёлые неврологические заболевания – ДЦП, органическое поражение мозга.
Нередко диагностируется стёртая псевдобульбарная дизартрия. Исправить звукопроизношение в таком случае намного труднее, желательна совместная работа логопеда и невролога.
При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины нёба и т.д.) также наблюдается искажённое произнесение всех звуков. Речь невнятная, монотонная. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога.
Полное или частичное отсутствие речи у детей, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, называется алалией. Это тяжёлое состояние.
Моторная алалия – это недоразвитие активной речи. У таких детей выявляются выраженные затруднения при накоплении словарного запаса, фразу они строят с трудом, неправильно, в словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены звуков. Иногда у них имеется «свой» язык, которого окружающие не понимают. Дети значительно отстают в речевом развитии. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз.
Гораздо реже речь ребёнка не развивается из-за того, что он не понимает обращённую к нему речь. Он её слышит, но не может уловить смысл, как будто это иностранный язык. Такое состояние – сенсорная алалия – возникает при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучить стишки и предложения, но зачастую не вникают в смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличить от умственной отсталости, снижения слуха и др. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психологом.
В настоящее время, согласно международной классификации МКБ-10, выделяется понятие специфического расстройства развития речи. Это состояние первично и не является следствием органического поражения, травмы, инфекции, задержки психического развития, аутизма и проч. Дети с данной патологией испытывают трудности при понимании и произношении речи, несмотря на соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью. К этой группе относятся дети с нарушениями артикуляции, активной речи и/или понимания речи.
Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться неправильно. Состояние, когда до определённого возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесённого заболевания или травмы возникли нарушения, называется афазия. У детей это встречается редко, но в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи всегда требуются экстренные диагностика и лечение.
В детском возрасте также встречается реактивный мутизм – немота, возникшая у владеющего речью ребёнка как невротическое проявление (но похожим образом могут начинаться психические заболевания).
Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. Чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Требуется обязательная консультация невролога.
Кроме того, нарушение развития речи встречается при задержки психического развития, нарушении слуха, аутизма, эпилепсии, психических заболеваниях. В каждом конкретном случае речь имеет свои особенности и характерные черты.
10
Что делать?
Выбор лечения при нарушении речевого развития определяется тяжестью речевого расстройства и сопутствующей патологией. В лёгких случаях достаточно своевременной логопедической коррекции. Чаще требуется комплексный подход к терапии. Занятие с логопедом, а при необходимости с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше. Они должны быть регулярными. Родителям необходимо принимать активное участие в формировании речи у ребёнка: выполнять с ним «домашние задания», обеспечивать достаточный объём коммуникаций, оказывать психологическую поддержку.
Учитывая повышенный уровень тревоги, заниженную самооценку, социально-эмоциональные нарушения, которые присущи данной категории детей, они часто нуждаются в помощи психолога.
Медикаментозная коррекция заключается в назначении препаратов, улучшающих функциональную активность клеток мозга, что способствует улучшению памяти, внимания, усвоению речевых навыков.
Хорошей альтернативой медикаментозному лечению является метод транскраниальной микрополяризации (ТКМП), в основе которого лежит лечебное воздействие постоянного тока малой интенсивности на ткани головного мозга. Эффективность ТКМП подтверждена в ряде научных исследований.
Расположение активного электрода над проекцией речевых зон позволяет активизировать их функциональные резервы. Оказываемое воздействие является физиологичным и мягким, не имеет побочных эффектов. Данная методика активно используется в Институте мозга человека Российской академии наук для лечения не только речевых расстройств, но и нарушений внимания, гиперактивности, негрубых отставаний в психическом развитии.
Своевременная диагностика и коррекция позволяют избежать речевых нарушений или значительно облегчить их последствия. Но нельзя забывать, что в лечении ребёнка с нарушением развития речи чрезвычайно большую роль играют родители. Результат во многом зависит от их терпения, пунктуальности и точности выполнения рекомендаций специалистов.
А.М. Ливинская, кандидат медицинских наук, Институт мозга человека Российской академии наук
Лямблиоз: Мифы и реальность
С лямблиозом у детей связано множество мифов. Нередко лямблиям приписывают магические свойства, связывая с ними любые отклонения в состоянии здоровья ребёнка, вплоть до тяжёлой неврологической патологии.
Часто родители считают, что лямблии – это гельминт, которого они невооружённым взглядом могут обнаружить в фекалиях, в то время как это простейшее размерами 10-15мкм. Большинство людей слышали о сложностях диагностики лимблиоза и считают, что лямблии быстро погибают при попадании во внешнюю среду.
Возбудитель
Возбудителем лямблиоза (синонимы: гардизиас, жиардиаз) являются простейшее Giardia lamblia (Lamblia intestinalis), имеющая две стадии развития – вегетативную и цистную.
Вегетативные формы лямблий предназначены для паразитирования в организме человека. Они очень подвижны. В передней закруглённой части тела лямблии находится присасывательный диск, которым она прикрепляется к клеткам кишечного эпителия.
При комнатной температуре вегетативные формы лямблий быстро погибают.
Цисты – это неподвижные формы лямблий, приспособленные для существования во внешней среде. Они отличаются выраженной кислотоустойчивостью, способны сохраняться в лажной среде при температуре 18 – 22ºC в течение 60 дней, в увлажнённых фекалиях – до 3 недель, в водопроводной воде – до 3 месяцев, а при высушивании погибают за несколько минут. Цисты относительно устойчивы к хлору (обычная его концентрация, используемая для обеззараживания воды, не убивает их); при кипячении, под воздействием 2% раствора лизола или фенола погибают через 30 – 60 мин.
Лямблиоз распространён повсеместно, заболеваемость колеблется в пределах 0,5 – 18%. Среди детей частота заболевания составляет 27 – 70%. В России лямблиоз является самым распространённым протозоозом.
Источник инфекции
Источником является только больной или носитель лямблий, то есть заразиться при общении с домашними животными невозможно. От больного человека во внешнюю среду выделяется огромное количество цист лямблий: 1,0г фекалий ребёнка может содержать 214800 цист, 1,0г фекалий взрослого человека – до 12млн цист. Для заражения достаточно от 10 до 100 цист.
Восприимчивость к лямблиозу высокая, особенно среди ослабленных детей и лиц с иммунодефицитами.
12
Механизм передачи
Основной механизм передачи – фекально-оральный. Обычно он реализуется в первую очередь водным (употребление некачественной питьевой воды, купание в открытых водоёмах) и контактно-бытовым (посуда, предметы обихода, игрушки) путям меньшее значение имеет пищевой путь (инфицированные продукты). Передача инфекции контактно-бытовым путём (игрушки, фломастеры, карандаши, которые дети тянут в рот, и т.д.) широко распространён в детских учреждениях и «закрытых» коллективах, где поражённость (инвазированность) лямблиями достигает 20 – 40%.
Инкубационный период
С момента попадания лямблий в организм до развития заболевания проходит от 1 до 3 недель. После попадания лямблий в организм человека у 35 – 70% инфицированных не происходит колонизация слизистой оболочки тонкой кишки, то есть паразит проходит организм «транзитом». У 5 – 15% возникает бессимптомное носительство паразита – человек остаётся здоровым, и только в остальных развивается клиническая картина заболевания.