Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Организация рабочего места
Рис.1.Рекомендуемое положение во время работы за компьютером
-стул-кресло должен иметь возможность индивидуальной регулировки,
-расстояние до экрана - 60-70 см,
-пользователь должен смотреть на экран сверху вниз под углом 10° от горизонтальной линии,
-подставка под ноги.
При оборудовании рабочего места (рис.1) необходимо установить монитор на специальном столике так, чтобы задняя панель была обращена к стене (так как около нее зарегистрирован максимальный уровень напряженности электрического поля), экран не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.
Стол, на котором устанавливается монитор, должен быть достаточной длины, чтобы расстояние до экрана составляло 60-70 (не ближе 50) см, и в то же время можно было работать с клавиатурой в непосредственной близости от пользователя (30-40 см). Конструкция рабочей мебели (столы, кресла, стулья) должна обеспечивать возможность индивидуальной регулировки соответственно росту работающего и создавать удобную позу. Часто используемые предметы труда должны находится в оптимальной рабочей зоне, на одном расстоянии от глаз работающего. На поверхности рабочего стола необходимо разместить подставку для документов, расстояние которой от глаз должно быть аналогичным расстоянию от глаз до клавиатуры. Рабочее кресло должно иметь подлокотники. На рабочем месте необходимо предусмотреть подставку для ног.
Для того чтобы устранить блики на экране, монитор должен быть установлен перпендикулярно столу, а пользователь должен смотреть на экран несколько сверху вниз (10° от горизонтальной линии) (рис.1,2).
Условия освещенности в комнате играют большую роль в сохранении зрительного комфорта. С одной стороны, ничто не должно мешать восприятию информации с экрана, с другой - пользователь должен хорошо видеть клавиатуру, бумажные тексты, которыми приходится пользоваться, а также общую обстановку и людей, с которыми приходится общаться при работе.
Рис.2.Удобное рабочее место с "Г-образным" столом |
Общая освещенность в комнате не должна быть слишком большой, но и не слишком малой, она должна быть в пределах 300-500 люкс. Если помещение светлое, то окна должны иметь шторы или жалюзи. Рабочие места пользователей дисплеев желательно не располагать непосредственно у окон. Во всех случаях экран монитора следует ориентировать так, чтобы он не давал бликов, а именно - под углом к окну, близким к прямому (рис. 3,4,5,6,7). Искусственное освещение не должно быть слишком ярким. Но помимо общих ламп, освещающих комнату, необходима местная яркая (не менее 60 Вт) лампа с хорошим плотным абажуром, освещающая только текст, с которым работает пользователь. Она должна иметь возможность ориентации в разных направлениях и быть оснащена устройством для регулирования яркости. Лампы накаливания предпочтительнее люминесцентных, т.к. последние дают пульсирующий свет, в определенных условиях усиливающий мерцание экрана дисплея.
Рекомендуется | Не рекоменуется | |
Рис.3.Линия взора параллельна окну | Рис.4.Яркий свет в поле зрения |
Не рекомендуется | Не рекоменуется | |
Рис.5.Отражение света лампы от поверхности стола и клавиатуры | Рис.6.Блик от лампы на экране монитора | |
Рис.7.Правильное расположение монитора относительно стены и источника света | ||
Рекомендуется |
Принцип должен быть ясен: как можно меньше света должно падать на экран дисплея.
Перед началом работы с монитором необходимо установить с помощью рукояток наиболее комфортные контрастность и яркость на экране. Они подбираются индивидуально, так как слишком низкая контрастность и высокая яркость могут приводить к быстрому утомлению.
При подборе светового режима на рабочем месте пользователя дисплея необходимо учитывать то, что у лиц после 40 лет возникают возрастные изменения в зрительной системе (сужение зрачка, пожелтение хрусталика, снижение зрительной активности и контрастной чувствительности сетчатки). Все это требует усиления яркости экрана и дополнительной освещенности рабочего места (бумажного текста). Пресбиопические очки для пользователей дисплеев должны быть несколько слабее, чем очки для чтения. Ведь в них надо четко видеть и экран (60-70 см от глаз), и текст (30-35 см от глаз). Если аккомодация совсем отсутствует, что бывает обычно после 60 лет, то иногда целесообразно корригировать один глаз для работы с экраном, а второй - для работы на расстоянии.
У молодых лиц при зрительно-напряженной работе наибольшую нагрузку несет аккомодационная система глаза, которая во время работы находится в постоянном напряжении. Это может приводить к астенопическим явлениям, возникновению нарушений в аккомодационной системе глаза и, в конечном счете, к появлению и росту близорукости. Чтобы избежать этого, работа с экраном монитора должна проводиться с расстояния не менее 60-70 см, при этом напряжение аккомодации минимально.
У взрослых с близорукостью, которые постоянно носят очки, другие очки для работы с компьютером необходимы только в том случае, если в своих очках пользователь с трудом читает газетный шрифт с расстояния 60-70 см (до экрана) и 30-33 см (до печатного текста) от глаз. В случае если с одними и теми же линзами чтение с обоих расстояний невозможно, назначают бифокальные очки.
Компьютер и орган зрения
Упражнения для глаз
1. Выполняется сидя. Перемещайте взгляд из угла в угол дисплея. Движение глаз должны быть частыми и совершаться без усилий.
2. Выполняется сидя. Найдите дальний объект за окном, сосредоточьтесь на нем и рассматривайте его в деталях.
3. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с. Затем открыть глаза на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
4. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
5. Выполняется стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 с, поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз.
6. Выполняется сидя. Закрыть веки, затем массировать круговым движением пальца: верхнее веко - от носа, к наружному краю глаза, нижнее веко - от наружного края к носу, затем наоборот. Продолжительность 1 мин.
7. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую руку в сторону. Медленно передвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем, затем то же - слева направо. Повторить 10-12 раз.
8. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза, спустя 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3--4 раза.
9. Выполняется сидя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 с затем перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Упражнение повторить 6-8 раз.
10. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять полусогнутую правую руку вверх, медленно передвигать палец сверху вниз и следить за ним глазами, затем то же при движении пальца снизу вверх. Повторить 10-12 раз.
11. Выполняется сидя. Голова неподвижна. Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо, производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за концом пальца, то же при движении левой рукой против часовой стрелки. Повторить 3-5 раз.
12. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза вверх, опустить их книзу, повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону. Повторить б-8 раз.
13. Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать круговые движения против часовой стрелки. Повторите 3-5 раз.
14. Выполняется сидя. Глаза закрыты. Голова неподвижна. Поднять глаза, опустить глаза, повернуть глаза вправо, повернуть глаза влево. Повторить 6-8 раз.
Что такое информация?
Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение.
Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.
В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.
В основе впервые появляющейся информации всегда находятся данные.
Данные — сведения о параметрах (свойствах, состоянии) объектов и явлений окружающей среды, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.
Данные могут быть представлены числами, символами и словами, получаемыми в результате прямого наблюдения процесса или объекта, зафиксированы в документах, переданы по средствам связи, сохранены и обработаны на ЭВМ вне зависимости от содержания.
Информация – это не данные, а результат взаимодействия сообщения и его потребителя.
Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.
Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.
Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.
Как передаётся информация?
Информация передаётся в виде данных (сообщений) от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.
Примеры:
- сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника — специалиста-метеоролога посредством канала связи — телевизионной передающей аппаратуры и телевизора;
- живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.
Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.
Информатика как наука
Информатика - научное направление, занимающееся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств, группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ: прикладная математика, программирование, программное обеспечение, искусственный интеллект, архитектура ЭВМ, вычислительные сети.
Основные направления информатики следующие.
Теоретическая информатика — математическая дисциплина, использующая методы математики для построения и изучения моделей обработки, передачи и использования информации, она создает тот теоретический фундамент, на котором строится все здание информатики.
Кибернетика — наука об управлении в живых, неживых и искусственных системах. Кибернетика может рассматриваться как прикладная информатика в области создания и использования автоматических или автоматизированных систем управления разной степени сложности: от управления отдельным объектом (станком, промышленной установкой, автомобилем и т.п.) - до сложнейших систем управления целыми отраслями промышленности, банковскими системами, системами связи и даже сообществами людей. Наиболее активно развивается техническая кибернетика, результаты которой используются для управления в промышленности и науке.
Программирование - сфера деятельности, направленная на создание отдельных программ и пакетов прикладных программ, разработку языков программирования, создание операционных систем, организацию взаимодействия компьютеров с помощью протоколов связи.
Искусственный интеллект, цель работ в области которого направлена в раскрытие тайны творческой деятельности людей, их способности к овладению навыками, знаниями и умениями. Исследования в области искусственного интеллекта необходимы при создании роботов, создании баз знаний и экспертных на основе этих баз знаний систем, применение которых необходимо и в юридической деятельности.
Информационные системы — системы, предназначенная для хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей. В юридической деятельности примером таких систем являются правовые информационные системы "Кодекс", "Гарант", "Консультант", информационные системы для хранения и поиска различных учетов (дактилоскопический, пофамильный, пулегильзотеки, похищенных и обнаруженных вещей и др.). Задача перевода всех учетов в электронную форму и организация доступа к ним через вычислительную сеть в настоящее время весьма актуальна.
Вычислительная техника - самостоятельное направление, в котором часть задач не имеет прямого отношения к информатике (микроэлектроника), однако при разработке, проектировании и производстве ЭВМ наиболее широко используются достижения информатики.
Защита информации — сфера деятельности, направленная на обобщение приемов, разработку методов и средств защиты данных.
Исторически слово информатика происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Information (информация) и Automatique (автоматика). Несмотря на широкое использование термина информатика в ряде стран Восточной Европы, в большинстве стран Западной Европы и США используется другой термин - Computer Science (наука о средствах вычислительной техники).
В качестве источников информатики принято называть две науки: документалистику и кибернетику. Документалистика, предметом которой было изучение рациональных средств и методов повышения эффективности документооборота, сформировалась в конце XIX века в связи с бурным развитием производственных отношений. Ее расцвет пришелся на 20 - 30-е годы XX в.
Наиболее близка к информатике техническая наука кибернетика (kyberneticos) — искусный в управлении, основы которой были заложены в 1948 г. американским математиком Норбертом Винером.
Интересно, что впервые термин кибернетика ввел французский физик Андре Мари Ампер в первой половине XIX веке. Он занимался разработкой единой системы классификации всех наук и обозначил этим термином гипотетическую науку об управлении, которой в то время не существовало, но которая, по его мнению, должна была существовать. |
Предметом кибернетики являются принципы построения и функционирования систем автоматического управления, а основными задачами - методы моделирования процессов принятия решений, связь между психологией человека и математической логикой, связь между информационным процессом отдельного индивидуума и информационными процессами в обществе, разработка принципов и методов искусственного интеллекта. На практике кибернетика во многих случаях опирается на те же программные и аппаратные средства вычислительной техники, что и информатика, а информатика, в свою очередь, заимствует у кибернетики математическую и логическую базу для развития этих средств.
Медицинская информатика
Медицинская информатика - это научная дисциплина, представляющая собой систему знаний об информационных процессах в медицине, здравоохранении и смежных дисциплинах, обосновывающая и определяющая способы и средства рациональной организации и использования информационных ресурсов в целях охраны здоровья населения. (В.Г.Кудрина, 1999).
Медицинская информатика -это научная дисциплина, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники и технологии в медицине и здравоохранении (В.Я.Гельман, 2001).
Предмет медицинской информатики - информационные процессы, сопряженные с медико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами.
Объект изучения медицинской информатики - система охраны здоровья, ведущей частью которой является здравоохранение, и элементы системы по уровням управления и организации:
· государственный (федеральный и региональный);
· территориальный (муниципальный, город, район);
· учрежденческий (ЛПУ, ЦСЭН, НИИ, ВУЗы и ГИДУВы, структуры ОМС, службы лекарственного обеспечения, медтехники и др.).
· индивидуальный.
Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышение качества охраны здоровья населения.
Тесты:
Введение в курс информатики
1. Что не может быть носителем информации
a. Свет
b. Радиоволны
c. Камень
d. Пустота
e. Звук
2. Что не является свойством информации?
a. Достоверность
b. Полнота
c. Понятность
d. Полезность
e. самовоспроиводимость
3. Что изучает медицинская информатика?
a. нейро-лингвистическое программирование
b. телемедицину
c. систему управления и организации здравоохранения
d. физиологию человека
e. медицинскую кибернетику
4. Информация достоверна если:
a. она отражает истинное положение дел
b. своевременна и проверена
c. ее достаточно для принятия решений
d. ценна и кратка
e. все перечисленные варианты
5. Выберите информационные процессы:
a. все перечисленное
b. копирование
c. передача
d. запись
e. обработка
6. Какое свойство информации нарушено, если, придя на занятие, лаборант около часа объясняет, что занятия не будет:
a. Ценность
b. Понятность
c. Краткость
d. Достоверность
e. полнота
7. Выберите средство обработки информации:
a. Компьютер
b. Телефон
c. Магнитофон
d. Телевизор
e. Все перечисленное
8. Назовите отличительную черту информационных ресурсов в отличие от трудовых, энергетических, минеральных и т.д.
a. Чем больше их расходуют, тем быстрее они растут
b. Они не имеют материальную основу
c. Появились раньше, чем трудовые, энергетические и прочие
d. Они быстрее расходуются, чем трудовые, энергетические и прочие
e. Чем больше вкладываешь другие ресурсы в инфорационный ресурс, тем больше получаешь отдачу
9. Получение одних информационных объектов, путем выполнения некоторых алгоритмов – это …
a. Средства обработки информации
b. Программирование
c. Кибернетика
d. Обработка информации
e. понятие информатики как науки
10. Наука об управлении в живых, неживых и искусственных системах – это …
a. Теоретическая информатика
b. Программирование
c. Кибернетика
d. Информатика как наука
e. Информационные ресурсы
11. Основоположником отечественной вычислительной техники является…
a. Кабанов Михаил Всеволодович
b. Сергей Алексеевич Лебедев
c. Михаил Васильевич Ломоносов
d. Пафнутий Львович Чебышев
e. Николай Иванович Лобачевский
12. Первый компьютер был создан:
a. в Китае
b. в СССР
c. в Южной Корее
d. в США
e. в Японии
13. Информация – это:
a. все, что мы запомнили
b. все, что нас окружает
c. все, что мы восприняли
d. все, что мы воспринимаем
e. все, что мы поняли
14. Какая из отечественных ЭВМ была лучшей в мире ЭВМ второго поколения?
a. БЭСМ-6
b. БЭСМ
c. МЭСМ
d. Стрела
e. Минск-22
15. Информация ценна, если:
a. отражает истинное положение дел
b. важная для решения задачи или применения ее в дальнейшем
c. достаточна для принятия решения
d. ®достаточно близкая к реальному состоянию объекта, процесса, явления
e. полученна к нужному моменту
Правильные ответы: 1d, 2e, 3c, 4a, 5a, 6c, 7e, 8a, 9d, 10c 11b, 12d, 13e, 14c 15b.
Контрольные вопросы (гигиена):
1. Чем нормируются допустимые уровни излучения?
2. Перечислите основные рекомендуемые положения во время работы за компьютером
3. Назовите виды деятельности, влияющие на степень утомления?
4. Что рекомендуется делать для профилактики зрительного утомления?
5. Что относится к начальным признакам общего утомления?
6. Источниками какого излучения являются дисплеи, выполненные на электронно-лучевых трубках?
7. Что же вызывает зрительное утомление при работе с компьютером
8. К чему может приводить статичная поза во время работы за компьютером?
9. Какие временные ограничения пользования дисплеем существуют для студентов Вузов?
10. Через какой промежуток времени необходимо делать перерыв при работе с дисплеем?
Контрольные вопросы (введение в информатику):
1. В каком виде существует информация?
2. Что называют информационной деятельностью?
3. Как передается информация?
4. Какими свойствами обладает информация?
5. Что такое обработка информации?
6. Сформулируйте определение информатики как науки
7. Что называется системой счисления? Какие системы бывают?
8. Назовите поколение компьютеров: с момента появления и до наших дней.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.