Защита в складах и хранилищах
Сущность всех мероприятий по подготовке хранилищ складского типа состоит в том, чтобы надежнее изолировать внутренний объем складов от внешней среды и тем самым исключить возможность проникновения в них РВ, ХОВ (ОВ) и БВ.
При строительстве складов, хранилищ и элеваторов следует применять строительные материалы и типы ограждающих конструкций, обеспечивающие высокую прочность и надежную изоляцию от внешней среды.
В период угрозы заражения для герметизации различных хранилищ щели в их потолках и стенах замазывают глиняным (цементным, известковым) раствором. Лишние дверные и оконные проемы необходимо заложить кирпичом и заштукатурить, тщательно пригнать рамы к коробкам, промазать стекла замазкой, поставить уплотнительные прокладки на двери, снабдив натяжными запорами, позволяющими плотно прижимать дверь.
Защита окон склада лучше всего достигается заменой обычного стекла стеклоблоками. Защитить окна можно также ставнями, которые с помощью натяжных болтов могут быть плотно притянуты к оконным проемам. Для большей герметичности между ставнями и оконными проемами укрепляют прокладки из резины. Расположение ставней изнутри склада исключает возможность попадания в продукцию осколков стекла.
Двери ремонтируют, обивают толем, прорезиненным или пленочным материалом. На дверную раму крепят прокладку из упругого материала: резины губчатой, поролона, войлока. С внутренней стороны дверных проемов делают занавеси из плотного материала или соломенных матов, которые посредством планок плотно прижимают к дверной раме. Повседневно используемые двери должны иметь тамбур такой величины, чтобы, входя в него, можно было сначала закрыть за собой первую дверь, а потом открыть следующую. В тамбуре должно быть место для хранения загрязненной одежды, комбинезонов, смены обуви.
Вентиляционные устройства в складах и хранилищах оборудуются специальными задвижками и металлическими колпаками. Такое простое приспособление позволяет надежно изолировать воздуховоды от поступления зараженного воздуха. В вентиляционную трубу ставят фильтры из подручного материала: мешковины или рогожины в несколько слоев. Управление системой вентиляции должно осуществляться только из помещения.
Для защиты от грызунов и птиц на вентиляционные отверстия, подпольные и напольные отдушины, окна, дверные проемы и лазы устанавливают мелкие металлические сетки, нижнюю часть дверей, ворот обивают полосой листового железа шириной 15−30 см.
Для обеззараживания воздуха внутри складов и элеваторов целесообразно устанавливать бактерицидные лампы.
Независимо от степени подготовки складских помещений все запасы продовольствия, пищевого сырья, полуфабрикатов необходимо накрывать брезентом, синтетической пленкой и т. д.
Транспортные галереи тщательной герметизации не поддаются. В них устанавливают перегородки из кирпича, изолирующие склад от галереи. Для герметизации проема, оставляемого в перегородке для прохода транспортной ленты, делают поворотную заслонку.
Простейшая герметизация складских помещений не дает полной гарантии того, что РВ, ХОВ (ОВ) и БВ не будут попадать на продукты и фураж. Поэтому все то, что находится на складах рекомендуется хранить в ларях, закрытых ящиках, бочках, полиэтиленовых или бумажных мешках.
Затаренные продукты (мука, зерно, крупа) целесообразно укладывать на предварительно подготовленные помосты, застланные брезентом. Только после этого ящики и мешки можно укладывать штабелями, которые в свою очередь тоже надо укрыть брезентом, полиэтиленовой пленкой.
Самая надежная защита продуктов обеспечивается при хранении их на складах в металлической и стеклянной таре с герметически закрывающимися крышками и пробками. На предприятиях пищевой промышленности, имеющих большое количество продовольственного сырья, для защиты используют имеющееся технологическое оборудование, например, автоклавы, термосные банки, холодильные камеры и т. п.
Надежно защищены от всех средств поражения законсервированные продукты. Жиры и соления следует хранить в деревянных бочках с плотно пригнанными крышками, а замороженную рыбу, масло, сыпучие продукты − в многослойной таре (картонных коробках, ящиках, выстланных изнутри несколькими слоями полиэтиленовой пленки или плотной бумаги).
Свежее мясо, молоко, фрукты в течение небольшого времени можно хранить в бочках с плотно прилегающими крышками, а также в глиняной посуде. В неохлажденном помещении их разрешается хранить только в консервированном виде.
При отсутствии необходимой тары продукты питания и фураж можно хранить россыпью, накрыв брезентом, толем или другим плотным материалом. Овощи должны иметь доступ воздуха, поэтому их лучше всего накрыть слоем соломы толщиной не менее 15−20 см.
Силос, хранящийся в башнях, надежно защищен практически от всех поражающих факторов. А вот силос в ямах и траншеях целесообразно прикрыть слоем соломы в 5−10 см и затем засыпать землей на 20−40 см.
Защита при перевозках
Для перевозок используют пыленепроницаемую тару, автомобили со специальным и закрытыми кузовами, которые подлежат дополнительному уплотнению, главным образом той части, где расположены загрузочно-разгрузочные дверки.
Муку от мельниц до хлебозаводов перевозят в полностью герметизированных специальных автомобилях-муковозах, защищающих ее от заражения РВ, ХОВ (ОВ) и БВ.
Перевозить молоко и молочные продукты в торговую сеть необходимо расфасованными в герметичную тару на специально оборудованных автомобилях.
Мясо и мясопродукты обеспечиваются использованием герметичных контейнеров или специальных автомобилей-холодильников.
Продукцию предприятий перерабатывающей промышленности (хлебобулочные изделия и мясомолочные продукты), предназначенную для продажи населению, перевозят в жесткой, полужесткой или мягкой упаковке с применением в ней внутренних вкладышей из различных пленочных материалов.
При перевозках продукции и сырья в обычных грузовых автомобилях наиболее надежная защита достигается в металлических кузовах. В этом случае достаточно тщательно укрыть продукт двухслойным брезентом.
В случае перевозки сыпучих продуктов в бортовом автомобиле с деревянным кузовом необходимо уложить брезент на дно кузова и после насыпки продукта края брезента завернуть так, чтобы один край заходил на другой не менее чем на 50 см. Сверху кузов укрывают дополнительно брезентом.