И негативных факторов природного и техногенного
(АНТРОПОГЕННОГО) ПРОИСХОЖДЕНИЯ
В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям приоритет должен быть отдан комплексу мероприятий, направленных на снижение риска возникновения ЧС и смягчение их последствий. Он основан на управлении рисками ЧС, которое не возможно без информационной поддержки для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для управления риском осуществляется мониторинг состояния природной среды и объектов техносферы, анализ риска и прогнозирование ЧС.
Термин «мониторинг» впервые появился в 1971 году в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (Научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО, а в 1972 году были разработаны первые предложения по глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде).
Мониторинг окружающей среды –наблюдение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях. Его основными задачами являются
- наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
- наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
- наблюдение за состоянием окружающей среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
- оценка фактического состояния среды;
- прогноз опасных изменений природной среды под влиянием негативных факторов воздействия и оценка прогнозируемого состояния.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 года № 177 утверждено «Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды» в соответствии с которым информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при прогнозировании ЧС и проведении мероприятий по их предупреждению.
Информационная стратегия государства и каждого производственного объекта по укреплению здоровья и профилактики болезней населения должна включать:
- регулярную информацию об опасностях для среды обитания;
- регулярную информацию о токсичных выбросах в окружающую среду;
- регулярную информацию для работающих о негативных факторах производства и их влиянии на здоровье;
- информацию о состоянии здоровья населения региона и профессиональных заболеваниях;
- информацию о средствах и методах защиты от опасностей;
- информацию об ответственности руководителей предприятий и служб безопасности за допущенные нарушения в сфере охраны здоровья, безопасное состояние среды обитания.
Вообще, под мониторингом [от лат. Monitor – предостерегающий] понимается определенная система наблюдения ( а также оценки и прогноза) состояния и развития природных, техногенных, социальных процессов и явлений. Он заключается в слежении за состоянием определенных структур, объектов, явлений и процессов, а его результаты используются для предупреждения о создающихся опасностях, угрозах и критических ситуациях и обеспечения органов управления информационной поддержкой для подготовки и принятия управленческих решений по изменению в нужном направлении состояния и развития системы, процесса или явления.
Данные мониторинга и информация о различных процессах и явлениях служат основой для анализа риска и прогнозирования. Целью прогнозирования чрезвычайной ситуации является выявление времени ее возникновения, возможного места, масштаба и последствий для населения и окружающей среды.
Существует большое число видов мониторинга, различающихся по учитываемым источникам и факторам антропогенных воздействий, откликам компонентов биосферы на эти воздействия, методам наблюдений и т.д. В литературе наиболее часто встречается классификация видов мониторинга по следующим признакам:
- пространственному охвату;
- объекту наблюдения (атмосферный воздух, воды суши и морей, почвы, геологическая среда, растительный и животный мир, человек);
- физическим факторам воздействия (ионизирующее излучение, электромагнитное излучение, тепловое излучение, шумы, вибрация);
- методам (прямое инструментальное измерение, дистанционная съёмка, косвенная индикация, опросы, дневниковые наблюдения);
- степени отношения эффекта и процесса, за которыми ведутся наблюдения;
- типу воздействия (геофизическое, биологическое, медико-географическое, социально-экономическое, общественное);
- целям (определение современного состояния среды, исследование явлений, краткосрочный прогноз, долгосрочные выводы, оптимизация и повышение экономической эффективности исследований и прогнозов, контроль за воздействием на среду и т.д.).
В соответствии с типами загрязнений мониторинг подразделяют на глобальный, региональный, импактный и базовый.
Глобальный мониторинг осуществляет слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере и осуществление прогноза возможных изменений.
Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы, в пределах которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся по природному характеру или антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов.
Импактный мониторинг обеспечивает наблюдения в особо опасных зонах и местах непосредственно примыкающих к источникам загрязнения.
Базовый мониторинг осуществляет слежение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются региональные антропогенные воздействия. Для осуществления базового мониторинга используют удаленные от промышленных регионов территории.
При мониторинге качественно и количественно характеризуется состояние воздуха, поверхностных вод, климатические изменения, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира. К каждому из перечисленных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа.
Основные цели мониторинга состоят в обеспечении своевременной и достоверной информации позволяющей:
- оценить показатели состояния экосистемы и среды обитания человека;
- выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений;
- определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;
- создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
В нашей стране в законодательном порядке установлена система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.
В природоохранное законодательство входят закон РФ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т.д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т.д. Нормативы качества – предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности.
Нормирование качества окружающей природной среды – это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания. Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые размеры воздействия человека на окружающую среду. Предельно допустимые нормы – это своего рода вынужденный компромисс, который позволяет развивать хозяйство, охранять жизнь и благополучие человека.
В соответствии с Законом к содержанию нормативов предъявляют следующие требования:
- экологическая безопасность населения;
- сохранение генетического фонда;
- обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
- устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Нормативы качества оценивают по трем показателям:
· Медицинским (устанавливают пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе).
· Технологическим (оценивают уровень установленных пределов техногенного воздействия на человека и среду обитания).
· Научно-техническим (оценивают возможность научных и технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем характеристикам).
Нормативы качества не обладают юридической силой до момента утверждения его компетентным органом. Такими органами являются Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при Правительстве РФ (Госкомсанэпиднадзор), Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология)
Госкомсанэпиднадзор России осуществляет мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения. Министерство природных ресурсов осуществляет мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса сточных вод. В задачи Госкомэкологии входит:
- координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды;
- организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия;
- организация мониторинга животного и растительного мира;
- обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем;
- ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.
При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:
- источники поступления загрязняющих веществ;
- переносы загрязняющих веществ (процессы атмосферного переноса и переноса в водной среде);
- данные о состоянии антропогенных источников эмиссии.
На территории Российской Федерации функционирует ряд систем мониторинга загрязнения природной среды и состояния природных ресурсов. В государственной системе управления природоохранной деятельностью в России важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
ЕГСЭМ включает в себя:
- мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
- мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей среды;
- мониторинг биотического компонента окружающей среды;
- социально-гигиенический мониторинг;
- обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.
Все экологическое нормирование и стандартизация опирается на нормы:
ПДК – предельно-допустимые концентрации;
ПДД – предельно-допустимые дозы;
ПДУ – предельно-допустимые уровни вредных агентов;
ПДВ – предельно-допустимые выбросы (в атмосферу);
ПДС – предельно-допустимые сбросы (в водоемы).
ПДК – наибольшая концентрация веществ в среде и источниках биологического потребления (воздухе, воде, почве, пище), которая при более или менее длительном воздействии на организм – контакте, вдыхании, приеме внутрь – не оказывает влияния на здоровье и не вызывает отсроченных эффектов. Поскольку эффект вредного воздействия зависит от многих факторов (длительности действия, особенностей обстановки, чувствительности реципиентов) различают ПДК:
ПДКсс – среднесуточные ПДК;
ПДКмр – максимально-разовые ПДК;
ПДКрз – рабочей зоны.
Средства контроля подразделяются на:
- контактные;
- неконтактные (дистанционные);
- биологические.
Контролируемые показатели:
- функциональные (продуктивность, оценка круговорота веществ и др.);
- структурные (абсолютные или относительные значения физических, химических или биологических параметров).
Контактные методы контроля состояния окружающей среды представлены как классическими методами химического анализа, так и современными методами инструментального анализа.
Контактные методы контроля подразделяются на химические, физико-химические и физические.
Наиболее применяемые – спектральные, электрохимические и хроматографические методы анализа объектов окружающей среды.
Общая схема контроля включает этапы:
1) отбор пробы;
2) обработка пробы с целью консервации измеряемого параметра и её транспортировка;
3) хранение и подготовка пробы к анализу;
4) измерение контролируемого параметра;
5) обработка и хранение результатов.
Неконтактные (дистанционные) методы, основаны на использовании двух свойств зондирующих полей (электромагнитных, акустических, гравитационных): осуществление взаимодействия с контролируемым объектом и перенос полученной информации к датчику – это аэрокосмический и геофизический контроль.
Биологический контроль проводится с целью разносторонней оценки качества среды обитания и дает интегральную характеристику её состояния. Биологические методы наблюдения – биоиндикация и биотестирование.
Согласно классификации опасных и вредных производственных факторов, наиболее часто контролируются:
- уровень шума;
- уровень ионизирующих излучений;
- уровень электромагнитных излучений;
- содержание опасных химических веществ в воздухе, воде, продуктах питания;
- наличие патогенных микроорганизмов (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продуктов их жизнедеятельности.
При этом используются различные модификации шумомеров (Testo 815 и др.), дозиметров и радиометров (ДКГ-РМ1621, ИМД-7, МКС-07Н, ИД-1 и др.), измерители параметров электрических и магнитных полей (ВЕ-МЕТР-АТ-002, П3-31, РАДЭКС ЭМИ 50 и др.), универсальные газоанализаторы на различные аварийно-опасные химические вещества (УГ-2, ГСА-3М, ИГС-98 "Бином-В" и др.) и т.д.
В чрезвычайных ситуациях одной из главных опасностей, которую можно контролировать, является поражение людей радиоактивными или отравляющими (ОВ) и аварийно-опасными химическими веществами (АОХВ), что требует быстрого выявления и оценки радиационной и химической обстановки в условиях заражения. Организация радиационного и химического наблюдения призвана обеспечить предупреждение населения об опасности заражения. За состоянием атмосферы постоянно ведут наблюдение посты метеорологической службы, которые следят за радиационным и химическим заражением.
При ядерном взрыве, авариях на АЭС и других ядерных превращениях образуется большое количество радиоактивных веществ (РВ). Радиоактивными называются вещества, ядра атомов которых способны самопроизвольно распадаться и превращаться в ядра атомов других элементов и испускать при этом ионизирующие излучения. Они заражают местность и находящихся на ней людей, объекты, имущество и различные предметы.
Наряду с ионизирующим излучением большую опасность для людей и всей окружающей среды представляют ОВ при применении химического оружия, а также АОХВ при авариях на производствах.
Поражение людей может быть вызвано при непосредственном попадании ОВ и АОХВ на них, в результате соприкосновения людей с зараженной почвой и предметами, употребления зараженных продуктов и воды, а также при вдыхании зараженного воздуха.
В целях своевременного оповещения населения о возможном радиационном и химическом заражении, службы радиационной и химической разведки гражданской обороны располагают соответствующими приборами, которыми можно контролировать состояние окружающей среды.
Дозиметрические приборы предназначены для определения уровней радиации на местности, степени заражения одежды, кожных покровов человека, продуктов питания, воды, фуража, транспорта и других различных предметов и объектов, а также для измерения доз радиоактивного облучения людей при их нахождении на объектах и участках, зараженных радиоактивными веществами.
В соответствии с их назначением дозиметрические приборы можно подразделить на приборы радиационной разведки местности, для контроля степени заражения и для контроля облучения.
В группу приборов для радиационной разведки местности входят индикаторы радиоактивности и рентгенометры; в группу приборов для контроля степени заражения входят радиометры, а в группу приборов для контроля облучения – дозиметры.
Обнаружение и определение степени заражения ОВ и АОХВ, местности, сооружений, оборудования, транспорта, средств индивидуальной защиты, одежды, продовольствия, воды, фуража и других объектов производится с помощью приборов химической разведки или путем взятия проб и последующего анализа их в химических лабораториях.
Принцип обнаружения и определения ОВ приборами химической разведки основан на изменении окраски индикаторов при взаимодействии их с ОВ. В зависимости от того, какой был взят индикатор и как он изменил окраску, определяют тип ОВ, а сравнение интенсивности полученной окраски с цветным эталоном позволяет судить о приблизительной концентрации ОВ в воздухе или о плотности заражения.