Тема: « простые методы оценки физической
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Здоровый образ жизни»
для специальности 060101 – Лечебное дело(очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 6
ТЕМА: « ПРОСТЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ. ГИПОДИНАМИЯ-ФАКТОР
РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
РАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»
Утверждены на кафедральном заседании № протокола____«___»_________ 2012 г.
Заведующий кафедрой
доктор медицинских наук, профессор _______________________ Петрова М.М.
Составитель:
кандидат медицинских наук, доцент_________________________ Грушкина О.С.
Красноярск
1.Тема занятия:« Простые методы оценки физической работоспособности. Оценки физической работоспособности и повседневной активности.
Гиподинамия-фактор риска заболеваний. Недостаточная двигательная активность»
2. Значение темы. Низкая физическая активность, наряду с курением, избыточной массой тела, повышенным содержанием холестерина в крови и повышенным артериальным давлением, является независимым, самостоятельным фактором риска развития заболеваний. Низкая ФА на 15-20% увеличивает риск развития ишемической болезни сердца, сахарного диабета II типа, рака толстого кишечника, рака молочной железы, переломов шейки бедра у пожилых людей. Избежать заболеваний, обусловленных гиподинамией, можно, если вести здоровый образ жизни.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающиеся должны
знать
- критерии выявления гиподинамии и недостаточной двигательной
активности;
- современные простые методы оценки физической
работоспособности, применяемые в общеврачебной практике
уметь
- провести оценку физической работоспособности пациента на
практике
владеть
- методиками оценки физической работоспособности
овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями
4. План изучения темы:
4.1. Контроль исходного уровня знаний (тесты).
4.2. Самостоятельная работа по теме:
- заполнение опросников;
- расшифровка опросников
- выявление типичных ошибок
- измерение ЧСС и АД
4.3. Итоговый контроль знаний:
- решение ситуационных задач, тесты по теме;
- подведение итогов.
Основные понятия и положения темы.
Гиподинами́я (пониженная подвижность, от греч. ) — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Распространённость гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации. В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 – 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 – 60%. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.
Избежать заболеваний, обусловленных гиподинамией, можно, если вести здоровый образ жизни. Разумный двигательный режим должен сочетаться с рациональным питанием и отказом от вредных привычек.
Физическая активность (ФА)– это любые движения тела при помощи мышечной силы, сопровождающиеся расходом энергии (выражающейся в килокалориях). Она включает физическую активность на работе, в свободное время, а также обычные виды ежедневной физической деятельности
Для оценки интенсивности ФА используется понятие метаболический эквивалент (МЕТ) в минуту. Расход энергии 1 МЕТ/мин и менее направлен на поддержание основного обмена и означает полное отсутствие физической активности, (например, лежа смотреть телевизор или просто лежать в постели).
Три уровня физической активности
n Низкая ФА
n Умеренная ФА
n Интенсивная ФА
Низкая физическая активность
n Соответствует состоянию покоя, например, когда человек спит или лежа читает или смотрит телепередачи. При этомэнергетические затраты составляют от 1,1 до 2,9 МЕТ/мин.
Умеренная физическая активность
n Это такой уровень физической активности, который несколько повышает частоту сердечных сокращений и оставляет у вас ощущение тепла и легкой одышки, например, усилия, затрачиваемые здоровым человеком при быстрой ходьбе, плавании, езде на велосипеде по ровной поверхности, танцах. Эта нагрузка сопровождается сжиганием энергии от 3 до 5,9 МЕТ/мин.
Интенсивная физическая активность
n Это такой уровень физической активности, который значительно повышает частоту сердечных сокращений и вызывает появление пота и сильной одышки («не хватает дыхания»), например усилия, затрачиваемые здоровым человеком при беге, рубке дров, занятиях аэробикой, плавании на дистанцию, быстрой езде на велосипеде, подъеме в гору. При этом энергетические затраты равны шести метаболическим эквивалентам (6 МЕТ/мин) и более
Если скорость упражнений позволяет участникам комфортно беседовать, то такая нагрузка является умеренной. Соревновательный вид физической активности обычно рассматривается как уровень интенсивной нагрузки.
Опросник для оценки риска
• Помогает выявить лиц, которых необходимо обследовать до того, как дать им рекомендации по физической активности
• Выявляет потенциальные проблемы здоровья, которые не были известны врачу.
-Говорил ли Вам когда-либо врач, что у Вас имеется заболевание сердца и рекомендовал Вам заниматься физической активностью только под наблюдением врача?
-Возникали ли у Вас боли в области грудной клетки за последний месяц?
-Бывает ли у Вас боль в грудной клетке, появляющаяся при физической нагрузке?
-Имеется ли у Вас склонность к обморокам или падениям от головокружения?
-Имеются ли у Вас заболевания костей или суставов, которые могут усугубиться при занятиях физической активностью?
-Рекомендовал ли Вам когда-либо врач лекарства от повышенного кровяного давления или заболевания сердца?
-Имеются ли у Вас какие-либо причины, основанные на собственном опыте или совете врача, не заниматься физической активностью без медицинского наблюдения?
Примечание: Если у Вас имеется острое заболевание, такое как общая простуда или не очень хорошее самочувствие в настоящее время - отложите заполнение опросника.
Рекомендации для начинающих заниматься физической активностью
-Начинать медленно и постепенно
- Наиболее подходящий уровень - умеренная ФА
- Постепенно наращивать длительность занятий, добавляя несколько минут в день, до тех пор, пока не будет достигнут рекомендуемый минимум ФА (сжигание 150 ккал в день)
-Когда этот уровень достигнут и становится привычным, постепенно наращивать длительность занятий или их интенсивность или то и другое
Время
• Цель - 20-60 минут на одно занятие
• Для начинающих 5-10 минут на одно занятие
• Для снижения веса - занятия низкой интенсивности не менее 30 минут
Параметры физической активности и потребления кислорода у больных с различными ФК ХСН (по NYHA)
ФК ХСН (по NYHA) | Дистанция 6-минутной ходьбы, м | Потребление кислорода, (VO2max) мл х кг-1 х мин-1 |
>551 | >22,1 | |
426-550 | 18,1-22,0 | |
301-425 | 14,1-18,0 | |
151-300 | 10,1-14,0 | |
<150 | <10 |
Ситуационные задачи по теме
Задача № 1
Мужчина 46 лет, программист, обратился в «Центр здоровья» для обследования с профилактической целью. Жалоб нет. Рост 176 см. Вес 76 кг. АД 134/ 82 мм.рт.ст. На ЭКГ –патологии нет. В связи с низкой физической активностью были рекомендованы умеренные физические нагрузки.
1. Оцените уровень АД
2. Определите и оцените индекс массы тела (ИМТ)
3. Определите максимально допустимый пульс при физических
нагрузках (напишите формулу расчета)
4. Какой процент от максимальной ЧСС должен быть достигнут при
умеренных физических нагрузках
5. Рассчитайте для пациента пульс при умеренной нагрузке
4. Рассчитайте ЧСС при выполнении умеренных физических нагрузок
5. Рассчитайте пульс при интенсивных физических нагрузках
Задача № 2
Мужчина 58 лет, экономист, обратился в «Центр здоровья» для обследования с профилактической целью. Жалоб нет. Рост 178 см. Вес 92 кг. АД 148/ 96 мм.рт.ст. На ЭКГ –патологии нет. В связи с низкой физической активностью были рекомендованы умеренные физические нагрузки.
1. Оцените уровень АД
2. Определите и оцените индекс массы тела (ИМТ)
3. Определите максимально допустимый пульс (МЧСС) при
физических нагрузках (напишите формулу расчета)
4. Какой процент от максимальной ЧСС должен быть достигнут при
умеренных физических нагрузках?
5. Рассчитайте для данного пациента пульс при умеренной
физической нагрузке.
Задача № 3
Студент 22 лет, обратился в «Центр здоровья» для обследования с профилактической целью и получения рекомендаций по физическим нагрузкам. Не курит. Жалоб нет. Рост 172 см. Вес 76 кг. АД 124/ 84 мм.рт.ст. На ЭКГ –патологии нет.
1. Определите и оцените индекс массы тела (ИМТ)
2. Определите максимально допустимый пульс (МЧСС) при
физических нагрузках (напишите формулу расчета)
3. Какой процент от максимальной ЧСС должен быть достигнут при
интенсивных физических нагрузках
4. Рассчитайте для данного пациента пульс при интенсивных
физических нагрузках.
5. Какая продолжительность одного занятия?
6. С какой частотой в неделю должны выполняться физические
нагрузки?
Задача № 4
Женщина 32 лет, обратился к врачу ОВП для получения рекомендаций по физическим нагрузкам. Не курит. Жалоб нет. Рост 166 см. Вес 78 кг. АД 124/ 84 мм.рт.ст. На ЭКГ –патологии нет.
1. Определите и оцените индекс массы тела (ИМТ)
2. Определите максимально допустимый пульс (МЧСС) при
физических нагрузках (напишите формулу расчета)
3. Рассчитайте пульс при умеренных и интенсивных физических
нагрузках.
4. С какой частотой в неделю должны выполняться физические
нагрузки?
5. Какая продолжительность одного занятия?
6. Примерная структура занятия
Задача № 5
Женщина 44 лет, обратился к врачу ОВП для получения рекомендаций по физическим нагрузкам. Не курит. Жалоб нет. Рост 158 см. Вес 78 кг. АД 124/ 84 мм.рт.ст. На ЭКГ –патологии нет.
1. Перечислите категории индекса массы тела (ИМТ). Определите и
оцените ИМТ у обратившейся.
2. С какой частотой в неделю должны выполняться физические
нагрузки?
3. Какая продолжительность одного занятия?
4. Как долго надо танцевать в быстром танце для сжигания 150 ккал?
5. Как долго надо мыть окна или играть в волейбол для сжигания 150
ккал?
7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:
А. С помощью 6-минутного теста определить функциональный класс (ФК) хронической сердечной недостаточности у больных с ИБС в зависимости от функционального класса стенокардии напряжения.
- У больных со стенокардией напряжения 1 ФК
-У больных со стенокардией напряжения 11 ФК
-У больных со стенокардией напряжения 111 ФК
- У больных со стенокардией напряжения 1V ФК
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
Основная литература
№ п/п | Наименование, вид издания | Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы) | Место издания, издательство, год | Кол-во экземпляров | |
в библиотеке | на кафедре | ||||
1. | Руководство по медицинской профилактике | ред. Оганова Р. Г. , Хальдина Р. А. | М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007 |
Дополнительная литература
№ п/п | Наименование, вид издания | Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы) | Место издания, издательство, год | Кол-во экземпляров | |
в библиотеке | на кафедре | ||||
1. | Основы здорового человека и общества | Брындин Е. Г., Брындина И. Е. | Томск : ТЛУ, 2009 | ||
3. | Профилактика зависимостей : опыт создания системы первичной профилактики. | Лозовой В. В., Кремлева О. В., Лозовая Т. В. | М. : б/и., 2011 | ||
4. | Оказание медицинской помощи в отказе от курения табака : учебно-методическое пособие | Аристов А. И. [и др.]. | Красноярск : тип. КрасГМУ, 2011 | ||
5. | Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, педагогические, экологические аспекты | Щедрина А. Г. | Новосибирск : Альфа – Виета, 2007 | ||
6. | Здоровье молодежи | Абросимова М. Ю., Альбицкий В. Ю., Галямовч Ю. А. [и др.]. | Казань : Медицина, 2007 |
Электронные ресурсы:
1. БД Медицина
2. БД МедАрт
3. Ресурсы Интернет
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Здоровый образ жизни»
для специальности 060101 – Лечебное дело(очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 6
ТЕМА: « ПРОСТЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ