Классификация медицинских ИС?
Классфикация Мис по Гаспаряну (2001):
1. технологические информационные медицинские системы (ТИМС);
2. ресурсные информационные медицинские системы (РИМС);
3. статистико-аналитические информационные медицинские системы (САМС);
4. научно-исследовательские информационные медицинские системы (НИМС);
5. образовательные информационные медицинские системы (ОИМС);
6. справочно-информационные медицинские системы (СИМС)
Выделение данных классов по следующим основаниям:
- объектам описания;
- решаемым социальным задачам;
- пользователям;
- степени и направленности агрегации информации на уровне выходных документов.
Уровни медицинских информационных систем(классификация по Гельману (2001)):
1) базовый (клинический) уровень (врачи разного профиля)
2) уровень учреждений (поликлиники, стационары, диспансеры, скорая помощь)
3) территориальный уровень (профильные и специализированные медицинские службы и региональные органы управления)
4) федеральный уровень (федеральные учреждения и органы управления).
Медицинские информационные системы базового уровня:
Представлены системами информационной поддержки технологических процессов (медико-технологические ИС)
Системы этого класса предназначены для информационного обеспечения принятия решений в профессиональной деятельности врачей разных специальностей. Основная их цель - компьютерная поддержка работы врача-клинициста, гигиениста, лаборанта и др. Они позволяют повысить качество профилактической и лечебно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени и квалифицированных специалистов.
По решаемым задачам медико-технологические ИС делятся:
1.Информационно-справочные (для поиска и выдачи мед.информации по запросу. Информационные массивы содержащие медицинские справочеики различного характера)
2.Консультативно-диагностические (диагностика патологических состояний — прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения при заболеваниях различного профиля и для разных категорий больных)
3.Приборно-компьютерные (для информационной поддержки — автоматизации диагностического и лечебного процесса при непосредственном контакте с больными)
4.Автоматизированные рабочие места специалистов (компьютерно-информационная система для автоматизации технологических процессов — АРМ, ИСД, КДС, ПКС вкл.в информационные системы учрежденческогог территориального и федерального уровня, вкл.технологии и мед.сети.)
28. Информационная поддержка лечебно-диагностического процесса?
Существующие системы компьютерного заказа назначений имеют значительный недостаток, выражающийся в том, что требуются специальные усилия для ввода информации о пациентах и их заболеваниях, необходимых для заказа назначений. В случае реализации функций таких систем в составе полнофункциональных клинических информационных систем (ИС)необходимость ввода отпадает, так как все данные попадают в систему при возникновении и легко доступны врачам при назначении медикаментов. Такой подход позволяет избавиться от первой причины неудач внедрения систем CPOE. Еще два недостатка состоят в том, что эти системы неудобны в использовании и замедляют работу врача.
Решение возникающих задач осуществлено в рамках проекта по созданию полнофункциональной клинической ИС нового поколения «ДОКА+», представляющей собой интернет-систему. В основу разработки положены системные и инструментальные средства с открытыми кодами: OC Linux, Web-сервер, Apache, СУБД InterBase, языки программирования PHP и Java-Script. Важная роль в осуществлении проекта вообще и решении рассматриваемой задачи в предлагаемой работе в частности принадлежит принципу динамического многослойного интерфейса (ДМИ), реализация которого, наряду с описанной ранее структурной моделью системы, обеспечила успешное применение ее в больницах разного статуса.
Функции поддержки принятия врачебных решений. Лечебный процесс, связанный с назначением пациентам медикаментов, с позиции системного подхода не ограничивается только работой лечащего врача. Он включает в себя планирование и заказ медикаментов фармацевтической службой больницы, выполнение назначений медицинскими сестрами, контроль назначений со стороны административного персонала и врачей – клинических фармакологов. На каждом из этих этапов информационная поддержка действий персонала больницы дает возможность уменьшений количества допускаемых ошибок. Но принципиально важным является именно этап назначения врачами медикаментов. Использование ДМИ позволяет в удобном режиме без лишних затрат времени выбирать требуемые для назначения пациентам медикаменты. После указания параметров выбранных препаратов происходит инициация функции информационной поддержки.
Каждый случай выбора врачом препарата, взаимодействующего с одним из уже выбранных или назначенных раннее, или указания дозы, превосходящей максимальную разовую или суточную, фиксируется в базе данных системы. Действие врача после предупреждения системы – корректировка такого назначения или его подтверждение – также фиксируется. В отчеты включаются столбцы с количеством корректировок, подтверждений и процентных отношений корректировок к суммарному числу таких действий. Назначение взаимодействующих между собой препаратов, как и превышение максимальных доз, может привести к снижению эффективности лечения и уровня безопасности пациентов.