Как выглядит на практике начало введения прикорма ребенку на грудном вскармливании?
Малыш сидит у мамы на дальнем колене от стола, и периодически выпрашивает у неё кусочки из тарелки. Мама, как конкурент, ребенка иногда «одаряет», демонстрируя важность и ценность пищи. Как только интерес к еде у малыша потерян, он начал отвлекаться, мама его снимает с колен, даёт ему в руку его кусок, и продолжает свой обед. «Кусок на пол» дается ребенку для того, чтобы, во-первых, он не мешал маме закончить трапезу, а во-вторых, для исследования.
Ближе к году ребенок пересаживается на отдельный стул, или детский стульчик, и начинает «орудовать» за столом самостоятельно. У него появляется своя тарелка, ложка, вилка. В тарелку накладывается небольшое количество еды, с расчетом чуть меньше, чем ребенок сможет съесть. К этому возрасту он уже умеет пить из кружки. Пьет малыш пока мало, основную жидкость получает из материнского молока. При этом он продолжает кушать за общим столом. На время трапезы столешница с детского стульчика снимается, и он пододвигается вплотную к «взрослому» столу. Во время еды на кухне игрушек нет. Ребенка никто за столом не развлекает, и не предлагает «ложечку за маму, за папу…». Все заняты исключительно своей трапезой.
Питание и воспитание.
Подведем итог. Основная задача ребенка до 3-х лет – познакомиться с рационом питания его семьи и научиться вести себя за столом, как «хороший» взрослый. В плане рациона ребенок подстраивается под традиции своей семьи. Все, что делает за столом взрослый, учится делать ребенок. Он учится кушать то, что едят все в его семье, за общим столом. Учится пользоваться ложкой и вилкой, салфетками, говорить «спасибо», просить добавку, убирать за собой посуду… Всему этому он может научиться, глядя на взрослых, и подражая им. Все, что взрослый не делает, не должен делать ребенок. Эти нормы поведения мама задает малышу с первых дней введения прикорма и знакомства с пищей взрослых. По мере формирования мелкой моторики ребенок учится управляться столовыми приборами, и кушать очень аккуратно.
Для решения этих педагогических задач в формировании пищевого поведения ребенка есть несколько простых правил:
* Правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама.
* Мама ест первая, не обремененная заботой о накармливании ребенка.
* Отдельно для ребенка ничего не готовится, еда не перетирается в пюре.
* Еда должна быть разнообразная, богатая белками и углеводами.
* Диета для кормящей мамы и её грудничка может быть только в случае медицинских показаний.
* Нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы.
* Малыш получает твердыми кусочками ту еду, которая приготовлена на всю семью, и которую ест мама.
* Напитки, и вообще жидкость ребенок пробует в небольших порциях.
* Количество съедаемой пищи увеличивается у ребенка только в зависимости от его «запросов», постепенно и очень медленно.
* Ребенок ест за общим столом, вместе со всеми.
* Между основными усаживаниями за стол ребенок кусочничает.
* Взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке.
* Еда на столе должна быть в ограниченном количестве.
* Малыш не должен видеть, что еда выбрасывается.
* Мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать её, кидать, плевать... Еда используется только «по назначению».
* Если ребенок не съел свой кусок, или оставил еду в тарелке, мама молча доедает это сама, демонстрируя ценность пищи.
* Если Ваш грудничок пока не проявляет интерес к еде, наберитесь терпения, и не трогайте дитя!
Педагогический прикорм
Несколько принципов кормления ребенка, у которого уже есть нарушение пищевого интереса (для детей от 9 месяцев до 3 лет на ГВ).
1. Садитесь за стол вместе с ребенком и берите его к себе на колени (после 8-11 месяцев уже можно сажать за отдельное место рядом.) Вы должны поставить порцию еды себе, другим членам семьи, а ребенку пока ничего не предлагать. Просто сидите и все едите, а он смотрит.
2. Как только вы увидели, что ребенок заинтересовался едой, вы из своей тарелки, свою еду даете на кончике ложки и продолжаете есть дальше. И так пока ребенок проявляет интерес к еде. Если он перестал интересоваться содержимым вашей тарелки, то Вы его спускаете на пол, даете какой-нибудь кусок (сушка, морковка, сухарь, яблоко со шкурой) пусть он его грызет, а Вы с семьей продолжаете кушать.
3. Помните, детям интересно есть только то, что ест их мама, а в последствии вся семья. Специальное пюре из баночки никогда ребенок нормально есть не будет. Он вообще скептически относится к тому, что ему подсовывают что-то другое, чего все не едят.
4. Сейчас у ребенка задача научиться переваривать пищу, которую едят в его семье.
5. С молоком матери ребенок получает все необходимые ферменты, которые помогают ему справиться со взрослой пищей. Не отказывайте ребенку в груди до, после и вовремя прикармливания. Ваше молоко ребенку необходимо, чтобы он мог усваивать всю вводимую пищу.
6. Не бывает вредных продуктов, это мифы. Все, что Вы ели будучи беременной и все, что Вы ели все эти месяцы кормления, все это ребенок уже готов принимать и переваривать.
7. Не кормите ребенка насильно. Это приводит к тому, что ребенок начинает
манипулировать взрослыми. Ваши действия в случае, если ребенок есть отказывается такие: взяли его тарелку, забрали и съели все, что в ней было, убрали со стола. Все. Обед закончен, теперь ждем следующего раза.
8. У ребенка не должно быть свободного доступа к еде. Он в руки получает только то, что мама ему выделит. Если ребенок бросил кусок или начал им играть, вы забираете и съедаете, показывая всем своим видом, что едой нельзя баловаться, еду надо только есть.
9. За столом никаких игрушек, только еда. Все, кому есть неинтересно, отправляются играть в комнату.
10. В течении дня нужно обеспечить ребенку 4-6 разовое питание. Причем, как сказано выше, не отдельное от всех, а именно с семьей. Если Вы сами так часто есть не хотите, то идете просто пить чай и перекусывать, главное, чтобы ребенок видел, что это не его лично пошли кормить, а это мама пошла есть и его взяла собой.
11. Если ребенок балуется или начал играть, вы спокойно говорите, что у нас за взрослым столом так не едят и спокойно отправляете его на пол или в комнату. Если он просится опять, то берете, но при первых признаках баловства, опять «выгоняете» и уже третий раз не берете, до следующего приема пищи.
12. На глазах у ребенка пища не должна выбрасываться, все только доедается Вами или делается вид, что доедается. Нужно сформировать у ребенка ощущение, что пища это ценность, и никто не разрешит обращаться с ней ненадлежащим образом.
Помните еще об одной вещи, все что ребенок не попробует до 1,5 лет он либо вообще есть не будет, либо будет плохо усваивать.
* * * *
Неправильно приученного ребенка на протяжении 2-3 дней не кормим совсем! Вообще! Некоторым упрямцам устраивается 2-х недельная голодовка! После чего начинаем питаться по новым правилам.
Поведение ребенка за общим столом:
1. Ребенка категорически нельзя кормить отдельно! Сажая ребенка за отдельный стол и стул, мы превращаем этот процесс в специальную процедуру баловства и развлечения, когда все кругом занимаются только им, типа купания.
2. За общий стол желательно ребенка сажать на такой стул, с которого он может САМ слезть. Как подходящий вариант - подушка на взрослом стуле. А если это все-таки высокий детский стул, то снимите с него специальный стол и придвиньте к вашему, отрегулировав высоту. Научите ребенка самого из него вылезать. Самостоятельно двигающийся ребенок должен иметь возможность слезть со стола за куском, который уронил. Иногда это проще организовать с маминых колен, так как удобных стульев в доме нет, значит продолжаем сидеть на коленях, лет до 1.5, когда сможем сами слезть с любого стула!
Неудобно кормить на коленях только мамам, которые не делали это регулярно и постоянно! Успевайте действовать быстрее ребенка! Наши мамы так кормят и в 1 год и 2 месяца, а некоторые и позже. Просто не позволяйте вертеться! Держите, наказывайте выставлением из-за стола! Если же ребенок на коленях уже ничего не ест, сидеть все равно обязан, если маме нужно! Эти же меры применяются и к стулу. Придется Вам самой тогда снимать ребенка за каждым кусочком и затаскивать его обратно!
3. Стол должен быть накрыт, и на нем все должно стоять так, чтобы маме было удобно. Выставлять блюда по одному можно только при наличии большой семьи, в которой все помогают собирать посуду, менять тарелки и т.п. Для женщины, сидящей с малышом на руках за столом с еще одним – двумя детьми, вставать из-за стола, чтобы что-то отнести–принести больше 2-х раз очень неудобно! Поэтому выставить можно практически все, кроме десерта, но некоторые блюда могут быть пока закрыты крышками или нарыты салфеткой.
4. Ребенка НИКОГДА не кормят за сказки и пляски! Он ДОЛЖЕН ПРОСИТЬ еду! По собственной инициативе мама может предложить 1 микродозу еды (для ребенка обучающегося есть) или 1 чайную ложку (для ребенка уже умеющего). Не съел – быстро съели за него и больше ничего не предлагаем.
5. Ставьте ребенку пустую тарелку. Когда он потянется за едой из Вашей, то своей ложкой кладете ему из своей тарелки чуть-чуть еды. Причем если он и после этого не хочет ее есть, то забираете его тарелку, съедаете и убираете. Дальше пусть сидит и просит, а Вы имеете полное право дать или не дать. На Ваше усмотрение. Главное, чтобы у ребенка в сознании складывалось, что еда это не развлечение, что едой не балуются, что еда просто так не стоит на столе, ее добыть надо, «поохотиться».
6. Ребенка никогда НЕ УГОВАРИВАЮТ сидеть за столом тихо, не капризничать или не мешать – все эти действия пресекаются, причем немедленным выдворением из-за стола. Выдворять можно под стол или в другую комнату. Важно, чтобы ВСЕ, кто при этом присутствуют, отнеслись к этому действу с пониманием. Мама имеет ПРАВО так поступать, никто не вступается, не жалеет, не комментирует и уж тем более не реагирует на скандал, который ребенок возможно закатит.
7. Сисю за столом дать можно, но не отрываясь от своей еды и не обеспечивая ребенку в этом вопросе никаких удобств! Не может - идет своей дорогой, пока мама не освободится! Мама освобождаться должна долго и ни в коем случае не отрываться для такой мелочи от своей тарелки!
Если ребенок не может взять грудь за столом и немедленно успокоиться - он спускается с рук на пол, а мама продолжает спокойно есть! Если он там буйствует, можно взять обратно, но не переставая есть. И пока мама не закончит – из-за стола не выходит!
7. Из-за стола встают, закончив есть, или по совершенно неотложным делам! Желательно с совсем маленьким дитем даже не отбегать к телефону, всем своим видом демонстрируя, что еда – важнее. Поэтому, если ребенок закончил есть раньше мамы или начал баловаться, мама выносит его из-за стола, а сама ВОЗВРАЩАЕТСЯ ОБРАТНО. И доедает! Спокойно и неторопливо. Важность и ценность еды демонстрируется ребенку только таким отношением!
8. У всех детей есть инстинкт самосохранения, поэтому ребятенок НИКОГДА НЕ БУДЕТ ГОЛОДАТЬ! НЕ ЕСТ, ЗНАЧИТ ГОЛОДА НЕТ!!!! Тем, кто сомневается, маленький психологический этюд (из книги В. Леви «Нестандартный ребенок», изложено своими словами). У каждого взрослого есть такие виды еды, которые он не любит! Вам, например, нравится вареный лук в супе? Ну или придумайте еще что-нибудь такое же мерзкое, склизкое и очень противное. А теперь представьте себе, что великан, ростом с 4 Ваших сажает Вас в огромный высокий стул под самый потолок и упорно пихает вам в рот огромную, размером с тарелку, ложку этого самого лука!!!! Представили? Уговаривает, сказки рассказывает и не отстанет, пока не проглотите! Еще и проверит, проглотили ли! Убежать некуда! Мерзко? Думаете, что с мороженным было бы лучше? Хорошо, представьте, что с мороженным, но каждый день, 3-4 раза в день, бадья мороженного, да еще и под потолком, и независимо от от того, хотите или нет! Если воображение у Вас хорошее, Вы больше НИКОГДА не будете заставлять своих детей есть!
9. Кусочничанье - нормальный этап. Потому, что заниматься долго одним делом неподвижно они не могут, плюс - питаются в основном раздельно. Следовательно, посидев за столом и съев одно - максимум 2 блюда, через час мы готовы поесть еще что-нибудь из того, что было на том же столе! При хорошем аппетите - вредной привычкой не является. Кусочничать прекращаем, если ребенок начинает плохо есть! Грубо говоря - нормально позавтракал - можешь кусочничать до обеда. Плохо пообедал - извини, жди ужина. Плюс - достаточная разумность. У детей могут быть и вполне объективные причины не есть.
10. Если в семье мало народу, мама должна почаще устраиваться пить чай, то со сладким, то с соленым, в общем, с чем-нибудь, таким образом тот же набор продуктов будем получать не за 3 большие еды, а за 5-6 маленьких.
11. Теперь про суп. Ребенку дается пара ложек супа для самостоятельного поедания, а тем временем мама спокойно докармливает из своей тарелки.
12. Мама имеет право выгрести у ребенка изо рта все, что там есть! Это МАМИНА еда, она ей РАСПОРЯЖАЕТСЯ, а именно, захотела - дала, захотела - отняла. Мнение ребенка здесь не спрашивают! И это совершенно нормально и естественно, потому что :
Ј не он эту еду добывает;
Ј не может пока оценить степень ее полезности-вредности;
Ј не может понять какие количества еды для него оптимальны.
Для всего этого у ребенка есть МАМА, поэтому если она НИЧЕГО НЕ ОТБИРАЕТ - значит поведение ребенка не контролирует, он предоставлен сам себе. Еда - это не предмет для обсуждения. Ведь мама защищает от того, чтобы подавился, отравился, переел! Ребенок значимость опасности оценить не может! Поэтому забрали кусок и все, с абсолютно уверенным лицом, что вы имеете ПРАВО так делать, тогда ребенок и не подумает вам возражать. Нужно просто очень хорошо понять, что вы не боретесь с ребенком, не давите на него, а делаете то, что НЕОБХОДИМО, ЖИЗНЕННО ВАЖНО! Здесь не время и не место проявлять самостоятельность. А если он подобрал какую-то гадость на улице?!!! Вот уж где мамина реакция нужна! А как это у вас получится, если Вы всегда позволяли тащить в рот все подряд и не отдавать обратно! Нужно именно периодически отнимать, к примеру, большие куски, чтобы ребенок знал, что мама такое право имеет. При этом старайтесь действовать достаточно быстро и решительно, а главное, ЕСЛИ УЖ НАЧАЛИ вытаскивать, обязательно НАСТОИТЕ на своем, возможно, в первый раз даже ценой пальцев.Есть вещи, которые мама должна делать быстро, уверенно и безапеляционно, они не обсуждаются, пока ребенок не подрастет и сам не сможет в этом разбираться.
Ребенок В ПРИНЦИПЕ не может и не умеет контролировать потребление новой еды, с которой его знакомят. Ему ОООчень нравится сам процесс, поэтому контроль ВСЕГДА дело мамы. Мама выделяет порции, мама следит, чтобы не подавился, и мама ПОСТОЯННО отнимает слишком большие куски и помогает не подавиться. Именно поэтому прикорм и осуществляется у мамы на коленях, чтобы она ВСЕГДА успела отреагировать. Все куски твердых продуктов (не мягких, которые мама выделяет микродозами, а твердых, от которых ребенок сам может откусить), даются ребенку ПРЯМО в ручку, и он их ДОЛЖЕН держать САМ!!!! Если уронил-потерял - мама забрала и съела, если роняет постоянно - ЕМУ РАНО ПРИКАРМЛИВАТЬСЯ. Ну а чтобы мама не лезла в рот ребенку каждую минуту, нужно грамотно выбирать продукты для самостоятельного поедания и грамотно отрезать куски! Мини-сушки, кстати, не даем, даем сушки побольше, типа челночок, чтобы в рот не так просто пролезали целиком!
Вопрос
С какого возраста ребёнку можно давать "стягивать" что-то со стола и грызть самостоятельно или давать что-то есть из его собственной тарелки? Недавно у нас на столе рядом с дочкой оказалась тарелка с нарезаным сыром - дочь за полминуты стянула оттуда половину кусочков, частью из них набила ротик, остальные понадкусывала и скинула на пол.
Ответ
А с какого возраста это можно взрослому ребенку? Ответ - ни с какого! Общая тарелка с сыром только для того чтобы куски брались по очереди. Мама это и регулирует, взяла дочка один кусок, не съела, второй брать не разрешаем, в том числе и отодвигая тарелку! А своя тарелка может появиться хоть сейчас - если вы сможете отрегулировать, чтобы она не летела на пол! С тарелки едят, ею не играют, играет - вон из-за стола и до следующей еды!
Еще про педприкорм:
Количество микродоз, а также размер кусочков, увеличивается постепенно по мере того, как ребенок учится жевать и глотать, т.е., это определяет мама. К 9 мес. объем прикорма доводится до 3 ч.ложек каждого блюда на столе (начинали с трех микродоз, довели до трех ч.ложек). Также здесь мы смотрим на стул - если жидкий, увеличение приостанавливаем, если нормальный, сметанообразный или оформленный - увеличиваем. Есть руками с маминой тарелки нельзя. Тарелка - мамина, и ест не ребенок, а мама. Она по своему усмотрению выделяет ему кусочки из своей тарелки, как бы между прочим. Это делается для того, чтобы поддерживать пищевой интерес и уважительное отношение к еде.
Своя ложка (которой ребенок ест) у ребенка появляется ближе к году, когда появляется свое место за столом и своя тарелка. Сейчас Вы можете прикармливать сами, давать ложкой - 2-3 ложки съедаете сами, четвертую, на кончике, даете ребенку. Только сами Вы едите своей ложкой, а
ребенка кормите другой ложкой, которая лежит наготове.
Пустую ложку можно давать, чтобы малыш с ней занимался. Вобщем-то, ложкой мы проверяем, есть ли у ребенка интерес к пище - т.е., садитесь за стол, начинаете кушать, ребенок тянется к столу, Вы даете ему ложку и смотрите, чем он занимается. Если занят ложкой - пусть занимается, если ложка летит на пол - значит кормите, ложка ребенку не интересна, интересна еда.
За столом не играем, а занимаемся серьезным делом - едой. Вы можете отсадить с игрушкой ребенка тогда, когда его уже накормили, а сами еще еду не закончили. Тогда Вы проверяете, не осталось ли кусков за щеками, и отсаживаете - на пол или в стульчик, и там уже с игрушками. Также, если Вы выдали уже все микродозы, можно дать малышу свой кусок, пока Вы доедаете. А как доели - куски забираете, рот проверяете, моетесь-вытираетесь - все, банкет окончен.
Вопрос N545 С чего начинать прикорм? Моему малышу через неделю будет 6 мес....у него уже прорезались 2 зубика...вес при рожд.3500рост 51,сейчас 7500...рост 65.5...гемоглобин 114...скажите с чего нам лучше начать прикорм...находится на ГВ. и если можно примерную схему кормления. | Ответ У Вашего малыша уже наблюдаются некоторые признаки готовности к прикорму. Но самым главным признаком, на который надо ориентироваться, является – активная заинтересованность процессом получения пищи, пищевой интерес со стороны малыша. Начинать лучше всего с тех продуктов, которые присутствуют в Вашем рационе, с ними малыш уже ознакомился, получая мамино молочко, и теперь будет учиться усваивать их самостоятельно. Прикорм вводится параллельно с грудным вскармливанием, не замещая прикладываний к груди. Более подробно, обо всех тонкостях организации прикорма, вы можете посмотреть вот в этих статьях http://www.yamama.ru/breastfeeding/prikorm.htm http://www.breastfeeding.org.ua/how/feed/supplement.html Кроме того, обратите внимание на другие ответы на вопросы в разделе «Прикорм», в частности ответ на вопрос №29 http://www.mother.ru/grudnoe/?m=0&a=4&p=11 (ЕД) |
Вопрос N29 Прикорм в 6 месяцев Ребенку скоро 6 месяцев, кушает только маму. Прорезался первый зуб. Проявляет интерес к еде - тянет руки в тарелку, пытается пить из чашки, сосет яблоко, когда его ему надкусить. Расскажате, пожалуйста, как и какой нужно вводить прикорм. | Ответ Действительно, 6месяцев - это возраст начала активного пищевого интереса у малышей. И это возраст начала знакомства с новой пищей. Мама начинает знакомить малыша с той пищей, к которой он проявляет интерес. И это именно та пища, которую ест мама. Принципы введения прикорма при естественном вскармливании следующие: 1. Начинают знакомство с введения микродоз (микропроб) продуктов. Начинается именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет. Для жидких продуктов - один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко. 2. Ребенок может "за один присест" попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз. 3. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.) 4. Микропробы даются в течение 2-3 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки. 5. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком. 6. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше. 7. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое. 8. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. :-) В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает. 9. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают :-)), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш ест сидя у мамы на руках и из ее тарелки. Мама набирает в ложку еду и вкладывает ребенку в руку и он сам старается нести ее в рот. 10. Если ребенок устал есть, потерял интерес - все, уносим из-за стола. Если ребенок начинает играть с едой - мама должна еду отобрать и съесть. Признаки неправильно введенного прикорма: ребенок ест в течение некоторого времени очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит ребенка перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней 5 брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать, не давать и с аппетитом есть в его присутствии. Вы должны помнить, что Ваша задача не накормить ребенка едой, а познакомить его с новой пищей и поддерживать в ребенке интерес к еде. Если вы хотите, что бы в будущем у вашего малыша был хороший аппетит, никогда не старайтесь накормить ребенка после того, как он потерял интерес к процессу еды. Маме, потратившей полдня на изготовление пюре или открывшей готовую баночку, тяжело смотреть, как ребенок убегает, съев два кусочка. Так и хочется его поймать, отвлечь книжкой, игрушкой или телевизором, лишь бы рот открывал. Не делайте этого! Малыш, имеющий возможность приложиться к маминой груди никогда не будет страдать от голода и жажды ! :-) Все что ребенку нужно, он доберет из Вашей груди. Полноценно усваивать витамины и прочие полезные вещества ребенок из другой пищи начинает только после года. |
Вопрос N70 Почему много не съедает? Моему ребенку 7 с половиной месяцев. Вскармливание грудное, примерно уже месяц я ввожу педагогический прикорм, руководствуясь вашими советами. Пищу для себя стала готовить с учетом, что её будет пробовать ребенок, что он и делает с удовольствием. Но, как вы и советуете, даю ему еду, не чтобы наелся, а чтобы привыкал. Ребенок прибавляет в весе по 500 гр. в месяц. Но под воздействием окружающих стала в последнее время готовить ему всякие кашки, пюре. Так и их он тоже съедает не больше 2-3 ложек, а потом сжимает губки, отворачивается. Другие мамочки в нашем возрасте рассказывают, что дети съедают по 150-200 гр каш и др. прикормов, а я даже не могу представить, что мой ребенок может съесть чего-нибудь 100 гр., даже и 50 гр. ни разу не съедал. Мой вопрос в следующем - правильно ли я делаю, не давая ребенку отдельного детского питания, а только прикармливая кусочками со своего стола? И получает ли ребенок после 7 месяцев необходимые витамины с грудным молоком. | Ответ Правила введения педагогического прикорма не придуманы в лаборатории, на какой-то экспериментальной ситуации. Они образовались из наблюдений за поведением малыша, причем не специалистами нашего центра, а многими поколениями матерей, за сотни тысяч лет. Детское питание, кашки и пюрешки - как раз "лабораторная" попытка улучшения природы и необходимость в условиях искусственного вскармливания. Ребенок в 6-7 месяцев ест мало потому, что он пока не хочет наедаться. Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте. Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, просто умер бы если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты. Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло, так поступить с ребенком: Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся... Ваш ребенок ведет себя естественно, а Вы ведете себя правильно, если не пытаетесь его накормить детским питанием. Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И Вашего малыша можно накормить, если постараться, вот только нужно ли? Есть дети, которые до поры до времени едят эту "детскую пищу" много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали. Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых - до подросткового возраста: Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года - года с небольшим, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно "благополучно" минуют этап детского питания. "Благополучно" я поставила в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро... Выбор способа кормления ребенка - личное дело его родителей. Я, как консультант по естественному вскармливанию, стараюсь предоставлять информацию о естественных процессах, связанных с питанием малыша. Те, кто считают эту информацию приемлемой для использования, могут её использовать. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах, при условии, что его грудное вскармливание правильно организованно, а мама не испытывает недостатка в питательных веществах. |
Вопрос N99 Когда прикорм будет энергетически значимым и заменит кормления Ребенку 8 месяцев с небольшим. В соответствии с Вашими рекомендациями после 6 месяцев вводили педагогический прикорм. Однако, кроме этого еще давали с 6.5 яблочный сок (около 100 мл в день) и пюре (около 3 чайных ложек), от пюре через месяц он стал отказываться, поэтому стали давать просто яблоки и груши, после 7 месяцев стали давать чуть-чуть желтка, последние две недели - кашу гречневую, творог и капусту брокколи. Поскольку ребенок очень подвижный и стало тяжело кормить его на руках, последнюю неделю кормим его в отдельном кресле, но во время нашей еды, кормим его пищей и даем кусочки из своей тарелки. В основном он ест, но бывают периоды, когда он не хочет есть свою еду, а иногда и нашу тоже. Я не заставляю его. Хотелось бы уточнить, как поступать с кормлением в таком возрасте (в вашей таблице написано с, что с 8-11 месяцев можно кормить ребенка отдельно и начинать вводить дополнителтьный, т.е. энергетически значимый прикорм))? Пока мне не очень хочется заменять кормление грудью полностью каким-либо питанием. Когда это лучше сделать? В принципе, когда у ребенка хорошее настроение, он с удовольствием сам ест свою капусту и кашу, а также может довольно много кусочков выпросить со стола. | Ответ Кормления грудью никогда не замещаются прикормом! Дело в том, что с возрастом у ребенка основные по длительности грудные кормления, во время которых он получает относительно большие порции молока, связаны со сном. Это моменты, когда ребенок засыпает и спит, посасывая, это ночные кормления, это сосание при пробуждении. А ест ребенок обычно между своими снами. И часто бывает, что просит грудь после того, как поест или прикладывается во время еды. Энергетически значимым прикорм становится тогда, когда ребенок начинает съедать более-менее большие порции еды. У большинства детей это происходит в районе 10 месяцев - года. Сейчас вам все-таки надо стараться малыша не перекормить, чтобы сохранить у него интерес к еде и желание пробовать. Поэтому не старайтесь, что бы он съел чего-нибудь побольше и, Вы правильно делаете, никогда не настаиваете, если ребенок к еде интерес не проявляет. По поводу яблочного сока в количестве 100мл. Дело в том, что современные диетологи не считают нужным рекомендовать детям соки, прежде всего из-за их сильного раздражающего действия, соки содержат много кислот и для нежного детского кишечника являются довольно грубой и агрессивной пищей. Взрослым соки рекомендуется разводить водой. А детям уж лучше давать компоты, кисели. И, кроме того, для ребенка второго полугодия жизни основной жидкостью для питья является грудное молоко. В одном месте прочитала интересное мнение "Если Ваш педиатр рекомендует начинать прикорм с сока - поменяйте педиатра, он уже несколько лет не читал медицинскую литературу." |
Вопрос N168 9 месяцев - мало сосет, хочет есть Дочке 9.5. Кормлю грудью, спит со мной, не пьём из бутылочки, не сосём пустышку. Когда я ем, дочка очень требовательно просит, и я не могу решить, как много можно ей дать из своей тарелки, а когда, видя, что она явно голодная, я предлагаю ей грудь она отказывается, отдавая предпочтение маминому борщу. И мне стало казаться, что в течение дня дочка очень мало сосёт, т.к. к вечеру практически не писает. Не морю ли я её голодом!? И так же, как я поняла, пищу измельчать вообще не нужно, но как же мясо, твёрдый сыр или яблоко? Их я даю, предварительно измельчив зубами или ложкой, я делаю не верно? И можно ли давать малышке растворимую детскую кашку и запивать чайком, совсем понемногу и не принуждая, когда меня не бывает дома пару часов, и её кормят папа или дедушка? | Ответ Отказывается от груди 9-ти месячный ребенок в пользу прикорма, к сожалению, только при нарушении контакта с мамой. Как раз дети 8-9 месяцев начинают осознано любить сосать грудь и делают это часто и с удовольствием. В 9 месяцев ребенок съедает 3-4 чайных ложки еды. Больше ему давать нет никакой необходимости. Вам надо бы на неделю перестать давать что-либо кроме груди, посадить себе дочку на бок ( имею в виду не спускать ее с рук, а самая удобная поза для ношения ребенка такого возраста - сидя на боку у мамы), с ней не разлучаться, никуда не ходить, давать грудь часто по Вашему требованию и добиться того, чтобы дочка сосала грудь всегда, на любое мамино предложение. Когда она восстановит потребность в маминой груди, вернетесь к прикорму. Мясо - если котлета - из серединки, понемножку, отковыривается, если куски - мама берет и маленький, размяв его передними зубами, дает ребенку. Ребенок сам предлагает маме кусочки для размягчения, обычно мама, не зная, что на самом деле имеется в виду, умиляется и рассказывает, что малыш ее кормит... Сыр - даются маленькие кусочки, яблоко - в руку, большой кусок, пусть грызет, сидя у мамы на коленях, а мама должна следить, чтобы не отгрыз большой кусок, тогда вынимает изо рта. Если мама отсутствует пару часов - нет необходимости кормить большими количествами другой еды. Мамино отсутствие вполне можно переждать на кусочках, запивая при необходимости тем, что приятно... |
Вопрос N240 Играет едой, не ест ложкой, только вилкой Моей дочке 10,5 месяцев, на грудном вскармливании по требованию с педагогическим прикормом (все с общего стола мелкими кусочками и с ложечки). В последнее время практически полностью отказалась от прикорма: кусочками пищи играет, с ложки не ест - отрицательно качает головой. При этом за столом ведет себя "буйно": отбирает у мамы или папы вилку, тянет к себе все тарелки, попавшей в руки пищей, только играет. Все это сопровождается визгом, слезами... В результате вся семья встает из-за стола голодной. Подскажите, пожалуйста, с чем это связано, и как организовать поведение ребенка за столом. | Ответ Если ребенок сидит отдельно, на своем стульчике - пусть делает все что угодно со своей едой, в пределах своей тарелки. Хочет вилкой - пусть вилкой. Только нельзя вилку отбирать у мамы-папы! Ей надо дать такую же. Ложка тоже должна лежать поблизости, на всякий случай. Скорее всего, вы чаще едите вилкой, чем ложкой. Вряд ли малышка будет пытаться есть суп вилкой, видя, что Вы действуете ложкой. Если сидит у Вас на коленях во время еды, то Вы должны ограничивать ее поведение, причем не миндальничая. Прочитайте вопрос-ответ N233, только что размещенный на сайте, описывается похожая ситуация и что нужно делать |
Вопрос N233 Ест не аккуратно Скажите, пожалуйста, как мне лучше поступать. Малышке 11,5 месяцев. Периодически даю ей самостоятельно что-нибудь есть - печенье, яблоко, бананы. Банан она просит, из моих рук есть не хочет, а когда даю ей - начинает его мять в руках и размазывать по столу, попутно отправляя иногда небольшие кусочки в рот. Является ли это игрой с едой? Следует ли банан отобрать? Читала, что нужно позволять детям есть вначале так, как им хочется, не стремиться к чистоте. Когда мы едим, если даю ей ложку, начинается опять размазывание еды, скидывание на пол и т.д., хотя голодная. Пробовала еду прекратить - смотрит голодными глазами. Можно ли пока кормить ее самой, или пора все-таки приучать есть самостоятельно? | Ответ Надо разобраться, чья это еда. С одной стороны размазать банан, который Вы выделили в личное пользование, съев половину - нормально, с другой стороны, надо демонстрировать ребенку, что есть надо аккуратно, и он должен быть чистым. Поэтому, с одной стороны, еды надо выдавать не много (чтобы много не размазалось), пределы размазывания стараться ограничивать тарелкой малыша, периодически вытирать малышу личико, ручки и окрестности, показывая, что должно быть, вообще-то, чисто. Надо показывать, что должно быть чисто, а не ругать за то, что малыш напачкал... Когда малышка ест вместе с Вами, она сидит у Вас на руках и Вы контролируете ее поведение. Вашей едой играть нельзя, сбрасывать еду на пол нельзя. Если ребенок так себя ведет, Вы должны еду сразу же отобрать, съесть, при этом ограничив движения ребенка, держа его ручки, ограничивать его движения нужно примерно минуты две. При этом вы должны продолжать есть. После этого он спускается на пол. Подразумевается следующее: если хочешь есть вместе со мной - ешь, но на пол не бросай, не играй моей едой. Ваше поведение должно быть очень демонстративно. В принципе, после того, как ребенок спускается на пол, он больше в этот раз за стол не сажается. Ваше поведение зависит от того, насколько "злостно" :-) ребенок разбрасывает еду. Может быть достаточно на пару минут ограничить его в движениях, а потом опять продолжить есть вместе с ним. Если Вы спускаете ребенка на пол, то до следующего приема пищи не давайте ему никаких печений-бананов. Можно следующий раз сесть есть раньше. Если Вы сразу, после того, как ребенок сбросил еду спускаете на пол, он может не понять взаимосвязи между действиями, поэтому нужно его сначала ограничивать в движениях, продолжая есть, а потом спустить. Ограничение в движениях в данном случае - наказани Наши рекомендации
|