Приспособление глаза к видению при различной степени освещенности называют
Приспособление глаза к получению отчетливых изображений предметов, находящихся на разных расстояниях называют
Явление органа зрения, при котором человек хорошо видит далекостоящие предметы, называют
а) аккомодацией б) дальнозоркость в) адаптацией
91. Установите соответствие свойств нервной системы типу ВНД:
1)Сильный уравновешенный (безудержный) а) меланхолик
2)Сильный уравновешенный подвижный б)флегматик
3)Сильный уравновешенный инертный в) сангвиник
4)Слабый тип г) холерик
92.. Установите соответствие основных пищевых продуктов и их компонентов
1)Белки а) сливочное масло
2)Жиры б) мясо
3)Углеводы в) аскорбиновая кислота
4)Витамины г) крупы
93. Установите соответствие между системами органов и их органами
1) пищеварительнаяа) сердце
2) сердечно-сосудистая б)щитовидная железа
3) дыхательнаяв) желудок
4) эндокриннаяг) легкие
94.Установите соответствие
1) самая большая артерия а) головной мозг
2) клетки крови участвующие в реакции б) эритроциты
свертывания в) аорта
3) отдел центральной нервной системы г) тромбоциты
4) красные клетки крови
95. Установите соответствие:
1) отсутствие свода стопы а) миокард
2) средний слой мышечной стенки сердца б) стекловидное тело
3) большая часть глазного яблока в)плоскостопие
4) гормон поджелудочной железы г) инсулин
96. Установите соответствиеотделов центральной нервной системы их функциям:
1)Гипоталамус а)Координация движений
2)Кора больших полушарий б)Проведение нервных импульсов к головному мозгу
3)Мозжечок в)Высший центр регуляции функций организма
4)Спинной мозг г)Формирование условных рефлексов
97. Установите соответствие
1)Жидкая часть кровиа) лейкоциты
2) Красные безъядерные клетки кровиб) эритроциты
3) Белые ядерные клетки кровив) плазма
98. Установите соответствие
1) Образуют плечевой пояс а) лобковая, подвздошная, седалищная кости
2) Образуют пояс нижней конечности б) кости плеча, предплечья, кисти
3) Образуют скелет свободной верхней конечности в) кости ключицы, лопатки
99. Установите соответствие
1) Передний корешок спинномозгового нерва а) состоит из скоплений тел нейронов
2) Задний корешок спинномозгового нерваб) состоит из отростков чувствительных нейронов
3) Серое веществов) состоит из отростков двигательных нейронов
100.Установите соответствие в цикле сердечной деятельности
1) Систола желудочков длится а) 0,4 сек
2) Общая пауза длится б) 0,1 сек
3) Систола предсердий длится в) 0,3 сек
ГЛОССАРИЙ
Автономная нервная система – часть нервной системы, состоящая из многочисленных нервных узлов (ганглиев), висцеральных и внутриорганных нервных сплетений.
Анализаторы - сложные чувствительные образования нервной системы, воспринимающие раздражения из окружающей среды и ответственные за формирование ощущений.
Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение человеческого тела в связи с его фило- и онтогенетическим развитием, функцией и влиянием условий среды, в том числе и социальной.
Аксон – длинный отросток нейрона, по которому импульс проводится от тела нейрона к другому нейрону, мышечным или железистым клеткам в составе органов.
Аорта – самая большая артерия тела, берущая начало от левого желудочка сердца.
Артерия – кровеносный сосуд, несущий кровь по направлению от сердца к органам.
Ассимиляция — это процесс синтеза необходимых организму веществ и использования их для роста и развития.
Афферентный нейрон – чувствительный (сенсорный) нейрон, передающий нервные импульсы от рецепторов, расположенных в органах и тканях тела, в центральную нервную систему.
Базальные ядра – скопления серого вещества в глубине полушарий головного мозга; участвуют в регуляции сложнокоординированных автоматизированных движений, оказывают влияние на характер двигательных и вегетативных реакций в зависимости от эмоционального состояния человека.
Биологические ритмы (биоритмы), периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов, свойственных живым организмам.
Брюшина – тонкая серозная оболочка, выстилающая брюшную полость.
Вена – кровеносный сосуд, несущий кровь от органов по направлению к сердцу.
Ганглий (нервный узел) – локальное скопление нейронов за пределами ЦНС, представляющее собой периферический нервный центр.
Гипоталамус – часть промежуточного мозга, располагающаяся в его нижней части под гипоталамичсекой бороздой. Содержит большое число ядер (нервных центров), регулирующих вегетативные функции организма и его эмоции.
Гипофиз – эндокринная железа, структурно связанная с гипоталамусом; с помощью гормонов, вырабатываемых в гипофизе, осуществляется регуляция функций других эндокринных желез, а также процессов роста и развития всего организма.
Глотка – мышечный орган с фиброзной основой, соединяющий ротовую полость с пищеводом и носовую с гортанью.
Диссимиляция — процесс распада веществ, их окисление кислородом и выведение из организма.
Извилина (большого мозга) – участок поверхности полушарий, расположенный между соседними бороздами.
Интерорецепторы – рецепторы (нервные окончания), расположенные во внутренних органах и воспринимающие раздражения из внутренней среды организма.
Кора большого мозга – серое вещество на поверхности полушарий большого мозга, образованное многочисленными нейронами, расположенными слоями.
Лимбическая система – комплекс нервных структур конечного, промежуточного и среднего мозга (поясная и парагиппокамповая извилины, гиппокамп, гипоталамус, таламус, миндалевидное тело и другие образования), участвующих в регуляции сна, состояния бодрствования, концентрации внимания, глубины эмоций, в формировании мотивации поведения.
Лимфатическая система – это система, по которой тканевая жидкость оттекает в венозную часть кровеносного русла.
Лимфатические узлы – это скопление лимфоидной ткани, лежащие на пути лимфатических сосудов.
Минутный объем сердца — это количество крови, которое сердце выбрасывает в легочный ствол и аорту за 1 мин.
Миокард – самая мощная оболочка, образованная поперечно-полосатой мышцей, которая, в отличие от скелетной, состоит из клеток – кардиомиоцитов, соединенных в цепочки (волокна).
Морфология человека – наука о форме, строении и развитии организма. Она изучает индивидуальную, возрастную, половую и экологическую изменчивость тела человека.
Мышца – это орган движения, основу которого составляют поперечнополосатые мышечные волокна, связанные соединительной тканью в пучки
Нейрон – нервная клетка. Благодаря ее способности воспринимать и генерировать нервные импульсы, а также передавать их на другую нервную клетку или эффекторный орган нейрон рассматривается как структурно-функциональная единица нервной системы.
Нервная ткань – исторически сложившаяся общность нейронов, обладающих способностью к возбуждению, проведению и передаче нервных импульсов, а также глиоцитов, выполняющих вспомогательные функции.
Нерв – анатомическое образование, состоящее из нервных волокон, сгруппированных в пучки, которые в составе нерва разделены соединительно-тканными оболочками.
Нефрон – структурно-функциональная единица почки.
Орган – это часть тела, которая занимает определенное положение, имеет определенную форму и структуру и выполняет одну или несколько функций.
Органы чувств – высокоспециализированные образования, такие как глаз, ухо, обонятельная часть носа, вкусовые сосочки языка, которые имеют признаки органного строения и обеспечивают, в отличие от контактных рецепторов, дискантное восприятие раздражителей.
Осанка – это поза непринужденно стоящего человека без лишнего напряжения мышц, т.е. привычная поза стоящего человека
Пищеварение - процесс физической и химической обработки пищи и превращения ее в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переноситься кровью, усваиваться организмом.
Рефлекс – ответная реакция организма на любое раздражение, протекающая с участием нервной системы.
Рефлекторная дуга – цепь нейронов, соединяющая рецептор и эффекторный орган и образующих путь, по которому последовательно передается нервное возбуждение от одного нейрона к другому или эффекторному органу.
Самосознание - социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых образований
Сердце – полый мышечный орган, состоящий из правой и левой половин, каждая из которых поперечно разделена на предсердие и желудочек.
Сетчатка – внутренняя чувствительная световоспринимающая оболочка глазного яблока.
Сигмент спинного мозга- это участок серого вещества с соответствующими парами корешков.
Сила тяги – это величина напряжения, которое способна развить мышца при возбуждении.
Симпатические узлы – скопление вегетативных нейронов симпатической части автономной нервной системы, из которых непосредственно осуществляется симпатическая иннервация органов.
Синапс – контактное соединение одного нейрона с другим нейроном, с железистой или мышечной клеткой; в области такого соединения с помощью биоактивных веществ – медиаторов – происходит передача нервного возбуждения.
Скелет (от греч.sсе1еtоп - высохший, высушенный) представляет собой комплекс костей, различных по форме и величине и выполняющих множествр функций: опорную, защитную, локомоторную, формообразующую, преодоление силы тяжести.
Спинномозговая жидкость (ликвор) – жидкость, которую продуцируют сосудистые сплетения в мозговых желудочках; окружая, головной и спинной мозг со всех сторон, она обеспечивает его механическую защиту и питание.
Средостение – комплекс органов, располагающихся между правой и левой плевральными полостями.
Терморегуляция организма человека – это процессы регулирования выделений тепла, способствующие поддержанию постоянной температуры тела, которая близка к 36,5 градусам. Ткань – исторически сложившаяся система одного или нескольких видов клеток и их производных, объединенная общей структурой, функцией и развитием.
Тонус мышц – некоторая степень напряжения, поддерживаемая мышцами даже в состоянии покоя.
Фасции – оболочки из плотной волокнистой соединительной ткани (фиброзной). Они покрывают отдельные мышцы или их группы, а также и некоторые другие органы, например сосудисто-нервные пучки, почки.
Эмоции – субьективные реакции человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды и т.д.
Эпифиз – нейроэндокринная железа, входящая в состав промежуточного мозга (эпиталамус); вырабатывает гормон мелатонин, влияющий на регуляцию суточной активности организма; оказывает тормозное действие на процессы полового созревания.
Язык – подвижный мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой,богато снабженный сосудами и нервами.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные источники:
1. Гайворонский И. В., Гайворонский А. И., Ничипорук Г. И. Анатомия и физиология человека: учебник -М.: Академия, 2012. – 495 с. 2. ГуровецГ.И. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: учебное пособие для вузов и ссузов-М.: Владос, 2013.-432 с. |
3. Назарова Е.И., Жилов Ю.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник -М.: Академия, 2013. – 256 с. |
4. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студентов ССУЗов. – 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 384 с.
5. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: учебник- М.: Феникс, 2012. -510с.
Дополнительные источники:
1. Архангельский В.И. Гигиена. Compendium: учебное пособие. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 386с.[Электронный ресурс]. URL: http://books.google.ru (дата обращения: 2.09.2013)
2. Атлас по анатомии: ОЛМА Медиа Групп [Электронный ресурс]. URL: http://books.google.ru/books?id=3KV3KlUrqvMC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 2.09.2013)
3. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебник/ Н. Ф. Лысова, АйзманР.И.,Завьялова Я. Л. [и др.] - Новосибирск: Сибирское университетское издательство,2010 .-400 с. [Электронный ресурс] URLhttp://books.google.ru (дата обращения: 28.08.2013).
4. Курепина М. М., Ожигова А. П., Никитина А. А. Анатомия человека: атлас – Владивосток: ВЛАДОС, 2013. – 242с.
5. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2007. -324с.
6. Осипова В.Ф. Возрастная физиология и психофизиология: учебник- М.: МГИУ, 2010.-190с. [Электронный ресурс] URLhttp://books.google.ru/books?id=ZA0nwg33EAMC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 28.08.2013).
7. Хрипкова А.Г., Гигиена и здоровье школьника - М., Просвещение, 2005.-123с.
8. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1987.-322с.
9. Шастин И.Р. Принципы питания детей.– М.: Медицина, 2008.-122с.Анатомия и физиология, возрастные особенностистроения и функции организма: - http://www.anatomius.ru/ (дата обращения: 28.08.2013).