Тема 6.7. Терморегуляция организма.
Основные понятия и термины по теме:
Терморегуляция. Гипертермия. Закаливание
План изучения темы:
1.Терморегуляция организма
2.Возрастные особенности терморегуляции.
3.Закаливание
Краткое изложение теоретических вопросов:
Терморегуляция организма человека – это процессы регулирования выделений тепла, способствующие поддержанию постоянной температуры тела, которая близка к 36,5 градусам. Условия, которые нарушают нормальный тепловой режим человека, называются дискомфортными. Условия, при которых обмен веществ в организме нормален, не возникает напряженной обстановки с теплообменом, называются комфортными. Они, также, являются оптимальными. Зона, полностью отводящая тепло, выделяемое организмом, в которой не происходит напряжение системы терморегуляции, является зоной комфорта.
Существует три способа, с помощью которых осуществляется терморегуляция организма:
-Биохимический способ.
-Изменение интенсивности кровообращения.
-Интенсивность потовыделения.
При первом способе, биохимическом, изменяется интенсивность происходящих в организме процессов. Например, при понижении температуры окружающей среды возникает мышечная дрожь, которая повышает выделение теплоты. Подобная терморегуляция организма человека называется химической.
При втором способе, организм самостоятельно регулирует подачу крови, которая, в данном случае, рассматривается как носитель тепла. Она транспортирует тепло от внутренних органов к поверхности организма. При этом происходит необходимое сужение, либо расширение сосудов. При высокой температуре вокруг – сосуды расширяются, приток крови от внутренних органов усиливается, при низкой температуре происходит обратный процесс. Сосуды сужаются, уменьшается приток крови, наружу поступает меньше тепла.
При уменьшении температуры воздуха происходит снижение теплоотдачи, потоотделения, влажности поверхности кожи, следовательно, за счет уменьшения испарения снижается теплоотдача организма. Большие потери влаги могут быть опасны для человека.
Во втором и третьем случае происходит физическая терморегуляция организма человека.
Микроклимат существенно влияет на состояние человека, его работоспособность. На комфортность условий жизни и деятельности оказывает влияние газовый состав воздуха, оптимальные метеоусловия. Параметры микроклимата обеспечивают теплообмен организма с окружающей средой. Это и есть терморегуляция человека.
В условиях естественных эти параметры колеблются в значительных пределах. При их изменении становится не таким, как раньше и самочувствие человека. К примеру, переносимость окружающего воздуха зависит не только от температуры, но и от влажности, скорости воздуха. Доказано, что при температуре окружающей среды, превышающей 25 градусов, работоспособность снижается. А чем больше влажность воздуха, тем быстрее наступает перегрев организма, потому что меньше пота испаряется. Выделение его изнуряет организм. При этом он теряет много витаминов, микроэлементов, минералов.
При длительном воздействии на организм высокой температуры в сочетании с повышенной влажностью температура тела может подниматься до 39 градусов. Это состояние называется гипертермией. Оно может быть опасным для жизни.
Пониженные температуры воздуха являются также быть опасными. Они не менее опасны, чем высокие. Возникает охлаждение и переохлаждение, называемое гипотермией. И, как результат – холодовые травмы.
Терморегуляция организма человека происходит всеми способами сразу. Но периодически какой-то из них бывает задействован меньше, а какой-то гораздо больше.Способность поддерживать температуру на постоянном уровне обеспечивается за счет взаимосвязанных процессов – теплообразования и выделения тепла из организма во внешнюю среду. Если теплообразование равно теплоотдаче, то температура тела остается постоянной. Процесс образования тепла в организме получил название химической терморегуляции, процесс, обеспечивающий удаление тепла из организма, - физической терморегуляции.
Возрастные особенности терморегуляции. У детей первого года жизни наблюдается несовершенство механизмов. Вследствие этого при понижении температуры окружающей среды ниже 15° С возникает переохлаждение детского организма. На первом году жизни происходит уменьшение отдачи тепла посредством теплопроводности и теплоизлучения и увеличение теплопродукции. Однако до 2 лет дети остаются термолабильными (повышается температура тела после еды, при высокой температуре окружающей среды). У детей от 3 до 10 лет совершенствуются механизмы терморегуляции, но их неустойчивость продолжает сохраняться.
В препубертатном возрасте и в период полового созревания (пубертатный период), когда происходят усиленный рост организма и перестройка нейрогуморальной регуляции функций, усиливается неустойчивость терморегуляционных механизмов.
В пожилом возрасте наблюдается снижение образования тепла в организме по сравнению со зрелым возрастом.
Проблема закаливания организма. Во все периоды жизни необходимо закаливать организм. Под закаливанием понимают повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и в первую очередь к охлаждению. Закаливание достигается путем использования естественных факторов природы — солнца, воздуха и воды. Они действуют на нервные окончания и сосуды кожи человека, повышают активность нервной системы и способствуют усилению обменных процессов. При постоянном воздействии природных факторов происходит привыкание к ним организма. Закаливание организма эффективно при соблюдении следующих основных условий: а) систематическое и постоянное применение естественных факторов; б) постепенное и систематическое увеличение длительности и силы их воздействия (закаливание начинать с использования теплой воды, постепенно снижать ее температуру и увеличивать время проведения водных процедур); в) закаливание с применением контрастных по температуре раздражителей (теплая — холодная вода); г) индивидуальный подход к закаливанию.
Применение природных факторов закаливания необходимо сочетать с занятиями физической культурой и спортом. Хорошо способствует закаливанию утренняя гимнастика на свежем воздухе или в комнате при открытой форточке с обязательным обнажением значительной части тела и последующими водными процедурами (обливание, душ). Закаливание является наиболее доступным средством оздоровления людей.
Лабораторные работы –«не предусмотрено»
Практические занятия:
1.Возрастные особенности терморегуляции
2.Вегетативная нервная система.
3. Режим закаливания.
4. Оценка логического мышления.
Задания для самостоятельного выполнения:
Создание презентации о формах закаливания детей
Форма контроля самостоятельной работы:
Оценка презентации на практических занятиях
Вопросы для самоконтроля по теме:
1.Как осуществляется терморегуляция организма?
2.Какие знаете возрастные особенности терморегуляции?
3.Закаливание. Виды и их значение.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль
Перечень точек рубежного контроля | Охват тем | Форма контроля |
Лабораторные работы: Изучение строения животной клетки под микроскопом. Исследования артериального давления и частоты пульса. | Тема 1.1. Тема 6.2. | Оценка деятельности студента на лабораторных занятиях. |
Практические работы: Морфофункциональная организация коры больших полушарий. Оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул. Строение сетчатки. Составление схем режима дня детей Определение правильной осанки Дыхательные упражнения | Тема 2.1. Тема 2.2. Тема 3.4. Тема 4.3. Тема 5.4. Тема 6.3 | Оценка деятельности студента на практических занятиях |
Задания для самостоятельного выполнения: Составление сравнительной характеристики тканей Определение биологического возраста Подбор информации и подготовка сообщений «Что делать при глазных травмах» Составление схемы восприятия звука Составление схемы занятий по профилактике близорукости Изучение безусловных рефлексов Подбор информации и подготовка сообщений «Изгибы позвоночника и их образование». Разработка упражнений для профилактики плоскостопия детей. Подбор информации и подготовка сообщений «Причины нарушений осанки детей» Расчет и подбор мебели для детей. Составить схему совместимости крови разных групп. Подбор информации и подготовка памятки «Гигиена полости рта» Разработка схемы всасывания питательных веществ в ЖКТ Выполнение самостоятельной работы «Нарушение свойств белков при действии на них алкоголя». Создание презентации о формах закаливания детей | Тема 1.1. Тема 1.3. Тема 3.2. Тема 3.3. Тема 3.4. Тема 4.1. Тема 5.2 Тема 5.3 Тема 5.4. Тема 5.5. Тема 6.1. Тема 6.4. Тема 6.4. Тема 6.5. Тема 6.7. | Оценка деятельности студента при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ. Оценка деятельности студента при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ. Оценка деятельности студента при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ Оценка информации и анализ сообщений «Изгибы позвоночника и их образование». Оценка упражнений для профилактики плоскостопия детей. Оценка информации и анализ сообщений «Причины нарушений осанки детей». Оценка расчета и подбор мебели для детей. Оценка деятельности студента при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ Оценка памятки «Гигиена полости рта» и анализ информации. Оценка схемы всасывания питательных веществ в ЖКТ. Оценка отчета о выполнении самостоятельной работы «Нарушение свойств белков при действии на них алкоголя». Оценка презентации на практических занятиях |
Выполнение тестовых заданий | Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 5 Раздел 6 | Оценка качества знаний |
Итоговый контроль по дисциплине
Задания к дифференцированному зачёту
Условие: выполнить задание с выбором одного правильного ответа
1. Сколько основных типов тканей выделяют в организме человека:
А. 2
Б. 4
В. 8
2. Слизистые оболочки внутренних органов образованы:
A. Эпителиальной тканью
Б. Мышечной тканью
B. Соединительной тканью
3. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:
А. Витамины
Б. Минеральные соли
В. Гормоны
4. Способность к регенерации наиболее выражена у клеток:
A. Мышечной ткани
Б. Нервной ткани
B. Эпителиальной ткани
5. Промежутки между органами заполнены:
A. Мышечной тканью
Б. Рыхлой волокнистой тканью
B. Жировой тканью
6. Транспортную функцию в организме выполняет:
А. Кровь
Б. Жировая ткань
В. Хрящевая ткань
7. Способностью к длительным, активным произвольным сокращениям обладают клетки:
A. Гладкой мышечной ткани
Б. Поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани
B. Поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани
8. Стенки сосудов и внутренних органов образованы клетками:
A. Гладкой мышечной ткани
Б. Поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани
B. Поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани
9. Почки являются основным органом:
A. Эндокринной системы
Б. Мочевыделительной системы
B. Половой системы
10. Нервные импульсы от тела нейрона передаются по:
А. Клеткам нейроглии
Б. Дендритам
В. Аксону
11. Преобразование внешних раздражителей в нервные импульсы происходит в:
А. Головном мозге
Б. Рецепторах
В. Спинном мозге
12. Количество спинномозговых нервов составляет:
А. 21 пара
Б. 40 пар
В. 31 пара
13. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам, называются:
A. Чувствительные
Б. Вставочные
B. Двигательные
14. Скопление тел нейронов за пределами ЦНС называется:
А. Нервные узлы
Б. Нервы
В. Рецепторы
15. Часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и кожу, называется:
А. Автономная
Б. Соматическая
В. Центральная
16. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется:
А. Вегетативная
Б. Соматическая
В. Центральная
17. Мигание, чихание, кашель – это примеры:
A. Условных рефлексов
Б. Приобретенных рефлексов
B. Безусловных рефлексов
18. Нейроны, которые расположены в пределах ЦНС, и участвуют в осуществлении рефлекса, называются:
A. Чувствительные
Б. Вставочные
B. Эффекторные
19. Отдел головного мозга, ответственный за координацию движений
A. Большие полушария
Б. Продолговатый мозг
В. Мозжечок
20. В центральной части спинного мозга расположено:
A. Серое вещество
Б. Белое вещество
B. Нервные волокна
21. Наружная оболочка глазного яблока называется:
А. Сосудистая
Б. Фиброзная
В. Сетчатая
22. Непрозрачная часть фиброзной оболочки:
А. Склера
Б. Радужка
В. Зрачок
23. Пигментированная часть сосудистой оболочки называется:
А. Роговица
Б. Сетчатка
В. Радужка
24. Количество света, поступающего в глазное яблоко, рефлекторно регулируется с помощью:
А. Роговицы
Б. Зрачка
В. Сетчатки
25. Изображение видимых предметов формируется на:
А. Роговице
Б. Радужке
В. Сетчатке
26. Фокусировку изображения обеспечивает:
A. Хрусталик
Б. Зрачок
B. Стекловидное тело
27. Цветовое зрение обеспечивают:
A. Палочки
Б. Колбочки
B. Клетки радужной оболочки
28. Максимальное количество рецепторных клеток на сетчатке расположено в области:
А. Склеры
Б. Слепого пятна
В. Желтого пятна
29. Анализ зрительных раздражителей происходит:
A. В затылочной доле коры
Б. В височной доле коры
B. В лобной доле коры
30. Расплывчатое изображение близкорасположенных предметов является признаком:
А. Близорукости
Б. Дальнозоркости
В. Катаракты
31. Ушная раковина входит в состав:
A. Среднего уха
Б. Наружного уха
B. Внутреннего уха
32. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в:
A. Механические
Б. Электрические
B. Электромагнитные
33. Слуховые косточки расположены в полости:
A. Наружного уха
Б. Среднего уха
B. Внутреннего уха
34. Молоточек, наковальня и стремя:
A. Уравнивают атмосферное давление и давление в слуховой трубе
Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки
B. Усиливают колебания барабанной перепонки
35. Улитка является органом:
A. Слуха
Б. Равновесия
B. Звуковоспроизведения
36. Слуховые рецепторы возбуждаются под влиянием колебаний:
A. Барабанной перепонки
Б. Слуховых косточек
B. Жидкости в улитке
37. Анализ звуковых раздражителей происходит:
A. В лобной доле коры
Б. В височной доле коры
B. В затылочной доле коры
38. Функцию вестибулярного аппарата выполняют:
A. Улитка
Б. Барабанная перепонка
B. Полукружные каналы
39. Равновесие тела контролируется:
A. Мозжечком
Б. Продолговатым мозгом
B. Промежуточным мозгом
40. Мозг получает информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата от рецепторов, расположенных:
A. В коже
Б. В мышцах
B. Во внутренних органах
41. Механическое воздействие на кожу воспринимается с помощью:
A. Болевых рецепторов
Б. Осязательных рецепторов
B. Терморецепторов
42. В мышцах, надкостнице, внутренних органах расположены:
A. Болевые рецепторы
Б. Механорецепторы
B. Терморецепторы
43. В слизистой оболочке носовой полости находятся:
A. Вкусовые рецепторы
Б. Осязательные рецепторы
B. Обонятельные рецепторы
44. Ощущение вкуса пищи обеспечивают:
A. Вкусовые рецепторы
Б. Обонятельные рецепторы
B. Взаимодействие вкусовых, обонятельных, температурных и осязательных рецепторов
45. 70 % сухого вещества кости составляют:
A. Вода
Б. Минеральные вещества
B. Органические вещества
46. Органические вещества придают костям:
А. Эластичность
Б. Прочность
В. Хрупкость
47. В пожилом возрасте в костях увеличивается содержание:
A. Воды
Б. Органических веществ
B. Минеральных веществ
48. Единственной подвижной костью черепа является:
A. Верхняя челюсть
Б. Нижняя челюсть
B. Носовые кости
49. Самой крупной костью мозгового отдела черепа, непосредственно связанной с лицевым отделом, является:
А. Лобная
Б. Теменная
В. Затылочная
50. Шейный отдел позвоночника состоит из:
А. 10 позвонков
Б. 7 позвонков
В. 12 позвонков
51. Количество пар ребер, составляющих грудную клетку, составляет:
А. 10
Б. 12
В. 13
52. Лопатки и ключицы относятся:
A. К поясу нижних конечностей
Б. К свободной верхней конечности
B. К поясу верхних конечностей
53. Таранная кость входит в состав:
A. Предплюсны
Б. Плюсны
B. Фаланг пальцев стопы
54. Позвоночник человека состоит из …… позвонков
А. 20-22
Б 32-34
В 46-48
55. Пояс нижних конечностей представлен:
А. Тазовыми костями
Б. Копчиком
В. Крестцом
56. Лейкоциты образуются:
A. В красном костном мозге
Б. В желтом костном мозге
B. В лимфатических узлах
57. В свертывании крови участвуют:
А. Эритроциты
Б. Тромбоциты
В. Лимфоциты
58. Нерастворимый белок плазмы, образующий тромб:
А. Фибриноген
Б. Протромбин
В. Фибрин
59. Иммунитет, возникший после перенесения заболевания, является:
A. Врожденным
Б. Искусственным
B. Приобретенным
60. Сыворотка, вводимая в организм больного для борьбы с инфекцией, содержит:
A. Активных возбудителей
Б. Антитела против инфекции
B. Ослабленных возбудителей
61. Вакцина представляет собой:
A. Активных возбудителей
Б. Готовые антитела
B.Ослабленных возбудителей
62. Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются:
А. Артерии
Б. Вены
В. Капилляры
63.Частота сердечных сокращений с возрастом
А. Вначале уменьшается, потом увеличивается
Б. Не изменяется
В. Увеличивается
64. Самая крупная артерия называется:
A. Легочная артерия
Б. Сонная артерия
B. Аорта
65. Прочными и упругими стенками обладают:
А. Артерии
Б. Вены
В. Капилляры
66. Наиболее развитой мышечной стенкой обладает:
A. Левое предсердие
Б. Левый желудочек
B. Правый желудочек
67. Давление крови на стенки сосудов создаётся силой сокращений
А. желудочков сердца
Б. предсердий
В. створчатых клапанов
68. Движение крови из предсердия в желудочек регулируют:
A. Полулунные клапаны
Б. Створчатые клапаны
B. Карманные клапаны
69. Большой круг кровообращения начинается:
A. В правом желудочке
Б. В левом предсердии
B. В левом желудочке
70. В малом круге кровообращения кровь насыщается:
A. Кислородом
Б. Углекислым газом
B. Азотом
71. Продолжительность паузы в работе сердца составляет:
А. 0,1с
Б. 0,4 с
В. 0,3 с
72. Голосовые связки у человека расположены:
А. В трахее
Б. В гортани
В. В носоглотке
73. Голосовые связки раскрыты наиболее широко, когда человек:
А. Молчит
Б. Говорит шепотом
В. Говорит громко
74. Закрывает вход в гортань при глотании пищи:
A. Щитовидный хрящ
Б. Зерновидный хрящ
B. Надгортанник
75. Ткань легких состоит из:
А. Альвеол
Б. Бронхиол
В. Легочной плевры
76. Содержание кислорода во вдыхаемом воздухе составляет:
А. 10%
Б. 30%
В. 21%
77. Жизненная емкость легких – это:
A. Максимальный объем воздуха, выдыхаемый после спокойного вдоха
Б. Объем воздуха, выдыхаемый после спокойного вдоха
B. Максимальный объем воздуха, выдыхаемый после сильного вдоха
78. Начальный этап пищеварения заключается:
A. В химической обработке пищи
Б. В механической обработке пищи
B. В энергетических превращениях
79. Пищеварительные соки человека содержат:
А. Ферменты
Б. Витамины
В. Гормоны
80. В ротовой полости под воздействием слюны начинается расщепление:
А. Белков
Б. Жиров
В. Углеводов
81. Количество зубов у человека составляет:
А. 28
Б. 32
В. 34
82. Поверхность зубов покрыта:
А. Дентином
Б. Эмалью
В. Цементом
83. Жевание и слюноотделение можно отнести:
A. К безусловным рефлексам
Б. К условным рефлексам
B. К приобретенным рефлексам
84. Основную роль в определении качества и вкуса пищи играют:
А. Губы
Б. Зубы
В. Язык
85. Вместимость желудка человека составляет:
А. 1,0–1,5 л
Б. 2,0–3,0 л
В. 3,0–4,0 л
86. Основным ферментом желудочного сока является:
A. Пепсин
Б. Трипсин
B. Соляная кислота
87. Что предохраняет внутреннюю оболочку желудка от самопереваривания:
A. Соляная кислота
Б. Слизь
B. Ферменты
Задания на установление соответствия
88. Установите соответствие
1) Придают кости упругость а) губчатое строение
2) Придают кости твердость б) органические вещества
3) Придают кости легкость в) неорганические вещества
89. Установите соответствие
1) К органу слуха относитсяа) полукружные каналы
2) К органу зрения относитсяб) улитка
3) К органу равновесия относится в) хрусталик
90. Установите соответствие