Глава 1. Здоровье как социально-психологическая категория

О здоровье общества мы можем судить по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости, продолжительность жизни. Если рождаемость высокая, смертность низкая, члены общества редко болеют и долго живут, можно говорить, что общество здорово.

Рождение человека вызывает радость, смерть — печаль. В первом случае эмоция положительная, во втором отрицательная. Однако и то и другое явление для общества необходимы или неизбежны. Но рождение и смерть — это крайние точки. Как раз здоровье человека, существование его тела и души лежит в пространстве между ними. Душа по-гречески «психэ». Древние говорили: «В здоровом теле здоровый дух». С этим трудно спорить. Когда у человека боль в любой точке тела, настроение у него не из лучших, и наоборот, физическое здоровье, ощущение бодрости и силы в большинстве случаев вызывают состояние, которое коротко определяется в двух словах «душа поет». Однако бывает, что соматическое, т. е. телесное, состояние превосходно, а вот душевное, психическое, оставляет желать лучшего, так как нечто в окружающем мире не соответствует потребности личности. Например, девушка в отличной физической форме, но поссорилась с интересующим ее молодым человеком. Ну, на день-два это еще допустимо, это даже в ряде случаев полезно, но если ссора затянулась и страдания в одиночестве лишают девушку аппетита, желания учиться, потребности общаться с друзьями, — это уже прямая угроза здоровью, потому, что при вышеперечисленных показателях мы можем говорить о третьей стадии стресса.

Стресс — это термин, который обозначает состояния человека, возникающие как ответ на разнообразные экстремальные воздействия. В переводе с латинского стресс означает давление, напряжение.

Экстремальные — значит крайние, чрезвычайные, заканчивающие собой границу допустимого. Например, человек может прожить без воздуха пять минут. Ситуация лишения воздуха для человека экстремальная. В течение этих минут, отделяющих жизнь от смерти, особенно бурно проявляются три последовательные реакции организма на стресс-фактор. Их называют стадии адаптации, приспособления или стадии стресса. Стадии стресса описал Ганс Селье, и они одинаковы для любых экстремальных ситуаций.

Первая стадия — стадия тревоги — наступает сразу, как только человек сталкивается с угрожающей ситуацией. Допустим, на человека напали и набросили на голову пластиковый мешок. Личность инстинктивно готовится к сражению: по сигналу мозга ускоряется передача нервных импульсов, гипофиз выбрасывает в кровь гормоны, мышцы напрягаются, учащается сердцебиение, увеличивается объем крови, повышается кровяное давление, селезенка выбрасывает в кровяное русло свежие эритроциты, все готово к бою.

Вторая стадия — стадия сопротивления или приспособления. В условиях нашего примера, когда времени крайне мало, многое зависит от способности брать себя в руки и принимать неординарные, необычные решения — например, прокусить мешок. На этой стадии помимо всего повышаются защитные силы организма, перестраивается иммунная система. Вот почему иногда у человека, пережившего стресс, заживает старая, хроническая рана, однако именно на почве стресса может обостриться какое-то старое заболевание. Например, язва желудка.

Третья стадия стресса — стадия истощения, или дистресса. Здесь организм терпит поражение. Проявляется она отрешенностью, нарушением ориентации в пространстве, подавленным настроением — депрессией, болями в теле.

Обратимся снова к нашему первому примеру — стрессу, вызванному ссорой с любимым человеком.

На протяжении жизни человек постоянно подвергается различным стрессам. Способность преодолевать их воздействие зависит от внутренних возможностей организма и условий окружающей среды.

Человек родится с определенным информационным наследственным набором. В пределах этого набора он может формировать свои взаимоотношения с окружающим миром.

Например, если у человека есть генетические предпосылки к обладанию музыкальными способностями, то их можно в течение жизни развивать и стать профессиональным музыкантом, можно просто чутко относиться к звуку, а можно утратить в результате какой-то болезни, например, воспаления слухового нерва. Однако, не имея генетической предрасположенности к тонкому восприятию звуков, нельзя стать музыкантом даже под руководством консерваторского профессора.

Обучение тогда бывает наиболее успешным и минимально травматичным для психики ребенка, когда строго координируется с возрастными физиологическими и психологическими возможностями, когда педагог учитывает наследственный потенциал юной личности. Обучение должно быть сориентировано на способность организма противостоять стрессам, а эта способность есть не что иное, как здоровье.

Здоровье человека — это его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.

Сенсорная информация — это информация, воспринимаемая с помощью органов чувств, — зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная.

Структурная информация воспринимается на клеточном уровне. Например, когда клетки крови фагоциты набрасываются и уничтожают попавшую в организм гноеродную бактерию, мы можем говорить о структурной защитной реакции здорового организма. Боль и температура, сопровождающие процесс, это вторая стадия стрессовой адаптации. И чем опаснее инородный агент, попавший в организм здорового человека, тем мощнее структурная система защиты. На ней, в частности, основана невосприимчивость к некоторым инфекциям после болезни или вакцинации. В тело человека поступает структурная информация в виде вируса оспы. Организм вырабатывает специальные антитела, которые могут разрушить этот вирус, вырабатывает их в количестве большем, чем нужно для борьбы с имеющимся количеством возбудителей, и оставляет антитела про запас. Это называется иммунитет, невосприимчивость к определенным заболеваниям.

Итак, природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше все будет зависеть от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того, в каких условиях мы будем им распоряжаться, от нашего ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Образ Жизни, по-латыни «модус вивенди», — это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Факторы внешней среды бывают: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).

Эмпирическим, опытным путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость, заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом. Но о мотивациях речь пойдет дальше, а пока для окончательного осознания того, что здоровье — это социально-психологическая категория.

Контрольные вопросы:

1. Какие четыре основных показателя характеризуют здоровье как социальную категорию?

2. Кто такой Ганс Селье и чем он знаменит?

3. Дайте свое понимание слова «стресс».

4. Приведите пять примеров экстремальных ситуаций.

5. Охарактеризуйте каждую стадию стрессовой адаптации.

6. Дайте определение здоровья.

7. Как связаны между собой сенсорная и структурная информация?

8. Какие категории факторов внешней среды вам известны? Приведите примеры каждой категории.


Наши рекомендации