Квалификационные характеристики спасателей.

Развитие общей физической работоспособности и специальных физических качеств у спасателей

Специфические особенности трудовой деятельности спасателей при ликвидации последствий ЧС предъявляют повышенные требования к уровню их физической подготовки. Для развития и поддержания высокой степени общей физической работоспособности (ОФР) и физических качеств (сила, ловкость, быстрота, вестибулярная устойчивость) целесообразно использовать специальную методику, которая обеспечивает возможность проведения занятий даже при отсутствии спортивного зала и спортивного инвентаря. Занятия по развитию ОФР и физических качеств проводятся в ПСФ по 2 ч ежедневно. Поставленные задачи решаются с помощью следующих основных упражнений:

- общеразвивающих;

- прыжков;

- метаний;

- подтягиваний;

- отжиманий;

- спортивных игр.

Пояснительная записка

Занятия по общефизической подготовке (ОФП) первого месяца обучения направлены на изучение упражнений, их правильное выполнение, адаптацию организма занимающихся к физическим нагрузкам скоростного и скоростно-силового характера.

Упражнения выполняются:

- кроссовый бег

- в равномерном темпе, на начальном этапе по самочувствию

- в медленном темпе.

В случае необходимости возможен переход на ходьбу на отдельных отрезках дистанции;

- общеразвивающие упражнения

- из рекомендуемых исходных положений. Круговые движения, наклоны

- с максимальной амплитудой;

- бег на отрезках 20-30 м - с максимальной скоростью, с предварительным разбегом 25-30 м;

- бег с низкого старта - предусматривает очень быстрое начало движения с максимальной частотой и постепенным увеличением длины шагов (сохраняя наклон туловища);

- прыжки в длину - на дальность полета с приземлением на обе ноги;

- метание веса (камней, ядра) - движение начинается с активного выпрямления предварительно согнутых ног;

- упражнение на перекладине - без раскачивания туловища. При дозировке "до отказа" - с проявлением больших волевых усилий.

Годовой план занятий предусматривает постепенное (от недели к неделе, от месяца к месяцу) увеличение объема и интенсивности рекомендуемых упражнений. В предлагаемом плане увеличение дозировки выглядит следующим образом:

- медленный бег - 600-700-800-900 м (первая неделя - 600 м, вторая -700 м, третья - 800 м, четвертая - 900 м);

- подтягивание на перекладине - 3 х 5-6-7-8 раз через одну минуту отдыха; в этом случае упражнение выполняется на первой неделе в трех подходах по 5 раз с отдыхом 1 мин между подходами, на второй неделе - 3 подхода по 6 раз в подходе и т.д.

Недельный цикл рассчитан на 5 занятий по 2 часа. В четверг (день отдыха) рекомендуются баня, плавание, самомассаж. В всоскресенье желателен активный отдых (прогулки по лесу, работа на даче, огороде, охота, рыбалка и т.д.).

Первые дни каждого месяца отводятся для проведения контрольных испытаний по разработанным тестам.

Примерный комплекс общеразвивающих упражнений (первый месяц занятий)

Годовой план-график занятий по общефизической подготовке (первый год занятий)

Упражнения Ед. изм Месяцы Итого за год
Общеразвивающие (гимнастические) упражнения ч
Медленный бег, спортивная ходьба км
Кроссовый бег в равномерном темпе км
Бег с ходу 20-30 км км 1,0 1,0 1,2 1,25 1,3 1,3 1,3 1,35 1,35 1,35 1,4 1,4 15,2
Ускорение с низкого старта раз
Прыжок в длину с места раз
Тройной прыжок с места раз
Прыжок в длину после спрыгивания раз
Метание веса (ядра, камней) 10-15 кг: снизу-вперед через спину-назад из-за головы раз 120 120 120 130 130 130 140 140 140 150 150 150 150 150 155 155 155 155 155 155 160 160 160 160 160 160 160 160 160 170 170 170 170 170 170 1820 1820 1820
Подтягивание на перекладине раз
Отжимание от пола раз
Поднимание ног в висе раз
Приседание с партнером на плечах раз
Выпрыгивание вверх из глубокого седа раз
Футбол, баскетбол ч


Критерии оценки практических умений и навыков

(динамическая работа ручными рычажными механизмами)

тест уровень мастерства ошибки оценка
Выполнение работы на высоте 0,5 м высокий средний низкий 0 1 2 и более отл. хор. удовл.
Выполнение работы на высоте 5 м высокий средний низкий 0-1 2 3 и более отл. хор. удовл.
Выполнение работы на высоте 5 м высокий средний низкий 0-1 2 3 и более отл. хор. удовл.

Критерии оценки практических умений и навыков (технические навыки )

Глазомер

Глазомер спасателей определяется путем нахождения ими середины палки длиной 1,5 м с расстояния 3 м, установленной на высоте 1,7 м от уровня пола. Отклонение от середины палки является показателем глазомера.

Уровень мастерства Глазомер, см Оценка
возраст
19-28 лет 29 и старше
наивысший 0,4 и менее 0,5 и менее отл.
высокий 0,5 - 0,7 0,6 - 0,8 хор.
средний 0,8 - 1,2 0,9 - 1,3 удовл.
недостаточный 1,3 - 1,9 1,4 - 1,9 неудовл.
низкий 2 и более 2 и более плохо

Показатели частоты сердечных сокращений при выполнении динамической работы в чрезвычайных ситуациях

Тест Уровень мастерства Частота сердечных сокращений, уд./мин Оценка
Перемещение обычной ходьбой на высоте 0,5 м высокий средний низкий 95 и менее 96 - 102 103 и более отл. хор. удовл.
Перемещение обычной ходьбой на высоте 5 м высокий средний низкий 105 и менее 106 - 116 117 и более отл. хор. удовл.
Перемещение обычной ходьбой на высоте 10 м высокий средний низкий 114 и менее 115 - 123 124 и более отл. хор. удовл.
Работа ручными рычажными механизмами высокий средний низкий 124 и менее 125 - 135 136 и более отл. хор. удовл.
Сборка фланцевого соединения высокий средний низкий 113 и менее 114 - 123 124 и более отл. хор. удовл.
Работа электрошлифовальной машиной высокий средний низкий 108 и менее 109 - 120 121 и более отл. хор. удовл.

Критерии оценки уровня психологической подготовки спасателей

В качестве основных критериев оценки психологической подготовки используются показатели эмоциональной лабильности, возбудимости и реактивности спасателей. Эти показатели определяются по внешним эмоционально-волевым проявлениям после воздействия раздражителя. Уровень профессиональной подготовки спасателей оценивается по трехбалльной системе (высокий, средний, низкий), которому соответствует определенная оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

Спасатели с низким уровнем психологической подготовки не могут быть допущены к работе в экстремальных условиях.

Мимика

Высокий уровень - обычное выражение лица, заметных изменений не наблюдается.

Средний уровень - незначительные движения губ, подергивание щек, сморщивание кожи на лбу.

Низкий уровень - частое моргание, подергивание головой, сильное раскрывание рта и глаз, выражение испуга на лице.

Пантомимика

Высокий уровень - дыхание ровное, дрожание рук отсутствует, нет лишних движений тела.

Средний уровень - периодически дергает руками или производит лишние движения, дыхание несколько учащенное или замедленное, неестественные движения плечами, стремление занять неудобную позу.

Низкий уровень - постоянно дергает и размахивает руками, дыхание резко учащено или наблюдаются длительные его задержки, постоянно присутствуют посторонние движения.

Вегетативно-сосудистые реакции

Высокий уровень - окраска слизистых и видимых частей тела обычная, температура и влажность тела в норме, дрожание пальцев отсутствует.

Средний уровень - заметное покраснение или побледнение лица, лоб и пальцы ладоней вспотевшие, веки подергиваются.

Низкий уровень - сильно выраженное дрожание пальцев и век, выраженная бледность или покраснение кожного покрова, в отдельных случаях - крапивница (сыпь и зуд), сухость кожи.

Изменение голоса и речи

Высокий уровень - разговаривает обычным и спокойным голосом.

Средний уровень - разговаривает громче или тише обычного, наблюдаются запинание и заикание. Характерно длительное молчание или "поток" слов, повторение одного и того же, дрожание голоса.

Низкий уровень - отдельные выкрики или переход на шепот, неразборчивость речи, сквернословие.

Напряженность

Высокий уровень - внешне спокоен, тонус мышц соответствует ситуации и адекватен выполняемой задаче.

Средний уровень - чувствуется и видна напряженность мышц, ответственных за выполнение задания; напряженность значительно уменьшается по ходу выполнения задания.

Низкий уровень - сильно напряжены практически все мышцы тела, задание выполняется с большим трудом.

Критерии оценки специальной подготовки спасателей

Квалификационные характеристики спасателей.

Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий.

Уровень профессиональной подготовленности спасателей обуславливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ.

Спасатель международного класса

- должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; - отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; - иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей;

- участвовать в спасательных работах за рубежом или в команде, занявшей первое-третье места на международных соревнованиях спасателей;

- владеть на уровне разговорного одним из западноевропейских языков.

Спасатель первого класса

- должен работать спасателем второго класса не менее двух лет;

- обладать навыками командирской или инструкторской подготовки;

- отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса;

- иметь среднее специальное техническое или медицинское образование;

- многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.

Для получения квалификации спасатель первого класса должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:

- специальная командирская курсовая подготовка или любая из подготовок на жетон "Спасательный отряд";

- инструктор-методист по альпинизму;

- инструктор-методист по туризму;

- инструктор по подводному спорту;

- инструктор авиапожарной команды;

- инструктор парашютно-пожарной группы, инструктор-парашютист, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, выпускающий;

- инструктор легководолазного дела;

- мастер аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических и других спасательных работ;

- спортсмен-разрядник по прикладным видам спорта (не ниже второго разряда);

- альпинист, турист, спелеолог, парашютист, скалолаз, стрелок и др.

Спасатель второго класса должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Для получения квалификации спасатель второго и третьего класса должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:

- пожарный-десантник, пожарный-парашютист;

- пожарный (респираторщик);

- газоспасатель;

- врач, фельдшер;

- кинолог;

- спасатель воздушного транспорта;

- начальник спасательного отряда альпинистской базы;

- инженер (техник) по аварийно-спасательным работам;

- водитель автомобиля, водитель самоходных механизмов,

- механик-водитель;

- взрывник, пиротехник;

- машинист землеройной или строительной техники;

- аквалангист, водолаз;

- стропальщик, такелажник;

- газорезчик, газосварщик;

- монтажник-высотник;

- радиотелеграфист, радиооператор, электромеханик связи;

- медсестра;

- повар;

- матрос, судоводитель;

- оператор насосных станций;

- горнопроходчик;

- планшетист;

- электромонтер;

- машинист грузоподъемной техники.

Спасатель третьего класса должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории "В" и одной из специальностей спасателя.

Для организации и проведения профессионального обучения спасателей и поддержания постоянного высокого уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера в МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и непрерывное.

Наши рекомендации