Квалификационные характеристики спасателей.
Развитие общей физической работоспособности и специальных физических качеств у спасателей
Специфические особенности трудовой деятельности спасателей при ликвидации последствий ЧС предъявляют повышенные требования к уровню их физической подготовки. Для развития и поддержания высокой степени общей физической работоспособности (ОФР) и физических качеств (сила, ловкость, быстрота, вестибулярная устойчивость) целесообразно использовать специальную методику, которая обеспечивает возможность проведения занятий даже при отсутствии спортивного зала и спортивного инвентаря. Занятия по развитию ОФР и физических качеств проводятся в ПСФ по 2 ч ежедневно. Поставленные задачи решаются с помощью следующих основных упражнений:
- общеразвивающих;
- прыжков;
- метаний;
- подтягиваний;
- отжиманий;
- спортивных игр.
Пояснительная записка
Занятия по общефизической подготовке (ОФП) первого месяца обучения направлены на изучение упражнений, их правильное выполнение, адаптацию организма занимающихся к физическим нагрузкам скоростного и скоростно-силового характера.
Упражнения выполняются:
- кроссовый бег
- в равномерном темпе, на начальном этапе по самочувствию
- в медленном темпе.
В случае необходимости возможен переход на ходьбу на отдельных отрезках дистанции;
- общеразвивающие упражнения
- из рекомендуемых исходных положений. Круговые движения, наклоны
- с максимальной амплитудой;
- бег на отрезках 20-30 м - с максимальной скоростью, с предварительным разбегом 25-30 м;
- бег с низкого старта - предусматривает очень быстрое начало движения с максимальной частотой и постепенным увеличением длины шагов (сохраняя наклон туловища);
- прыжки в длину - на дальность полета с приземлением на обе ноги;
- метание веса (камней, ядра) - движение начинается с активного выпрямления предварительно согнутых ног;
- упражнение на перекладине - без раскачивания туловища. При дозировке "до отказа" - с проявлением больших волевых усилий.
Годовой план занятий предусматривает постепенное (от недели к неделе, от месяца к месяцу) увеличение объема и интенсивности рекомендуемых упражнений. В предлагаемом плане увеличение дозировки выглядит следующим образом:
- медленный бег - 600-700-800-900 м (первая неделя - 600 м, вторая -700 м, третья - 800 м, четвертая - 900 м);
- подтягивание на перекладине - 3 х 5-6-7-8 раз через одну минуту отдыха; в этом случае упражнение выполняется на первой неделе в трех подходах по 5 раз с отдыхом 1 мин между подходами, на второй неделе - 3 подхода по 6 раз в подходе и т.д.
Недельный цикл рассчитан на 5 занятий по 2 часа. В четверг (день отдыха) рекомендуются баня, плавание, самомассаж. В всоскресенье желателен активный отдых (прогулки по лесу, работа на даче, огороде, охота, рыбалка и т.д.).
Первые дни каждого месяца отводятся для проведения контрольных испытаний по разработанным тестам.
Примерный комплекс общеразвивающих упражнений (первый месяц занятий)
Годовой план-график занятий по общефизической подготовке (первый год занятий)
Упражнения | Ед. изм | Месяцы | Итого за год | |||||||||||
Общеразвивающие (гимнастические) упражнения | ч | |||||||||||||
Медленный бег, спортивная ходьба | км | |||||||||||||
Кроссовый бег в равномерном темпе | км | |||||||||||||
Бег с ходу 20-30 км | км | 1,0 | 1,0 | 1,2 | 1,25 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,35 | 1,35 | 1,35 | 1,4 | 1,4 | 15,2 |
Ускорение с низкого старта | раз | |||||||||||||
Прыжок в длину с места | раз | |||||||||||||
Тройной прыжок с места | раз | |||||||||||||
Прыжок в длину после спрыгивания | раз | |||||||||||||
Метание веса (ядра, камней) 10-15 кг: снизу-вперед через спину-назад из-за головы | раз | 120 120 120 | 130 130 130 | 140 140 140 | 150 150 | 150 150 150 | 155 155 155 | 155 155 155 | 160 160 160 | 160 160 160 | 160 160 160 | 170 170 170 | 170 170 170 | 1820 1820 1820 |
Подтягивание на перекладине | раз | |||||||||||||
Отжимание от пола | раз | |||||||||||||
Поднимание ног в висе | раз | |||||||||||||
Приседание с партнером на плечах | раз | |||||||||||||
Выпрыгивание вверх из глубокого седа | раз | |||||||||||||
Футбол, баскетбол | ч |
Критерии оценки практических умений и навыков
(динамическая работа ручными рычажными механизмами)
тест | уровень мастерства | ошибки | оценка |
Выполнение работы на высоте 0,5 м | высокий средний низкий | 0 1 2 и более | отл. хор. удовл. |
Выполнение работы на высоте 5 м | высокий средний низкий | 0-1 2 3 и более | отл. хор. удовл. |
Выполнение работы на высоте 5 м | высокий средний низкий | 0-1 2 3 и более | отл. хор. удовл. |
Критерии оценки практических умений и навыков (технические навыки )
Глазомер
Глазомер спасателей определяется путем нахождения ими середины палки длиной 1,5 м с расстояния 3 м, установленной на высоте 1,7 м от уровня пола. Отклонение от середины палки является показателем глазомера.
Уровень мастерства | Глазомер, см | Оценка | |
возраст | |||
19-28 лет | 29 и старше | ||
наивысший | 0,4 и менее | 0,5 и менее | отл. |
высокий | 0,5 - 0,7 | 0,6 - 0,8 | хор. |
средний | 0,8 - 1,2 | 0,9 - 1,3 | удовл. |
недостаточный | 1,3 - 1,9 | 1,4 - 1,9 | неудовл. |
низкий | 2 и более | 2 и более | плохо |
Показатели частоты сердечных сокращений при выполнении динамической работы в чрезвычайных ситуациях
Тест | Уровень мастерства | Частота сердечных сокращений, уд./мин | Оценка |
Перемещение обычной ходьбой на высоте 0,5 м | высокий средний низкий | 95 и менее 96 - 102 103 и более | отл. хор. удовл. |
Перемещение обычной ходьбой на высоте 5 м | высокий средний низкий | 105 и менее 106 - 116 117 и более | отл. хор. удовл. |
Перемещение обычной ходьбой на высоте 10 м | высокий средний низкий | 114 и менее 115 - 123 124 и более | отл. хор. удовл. |
Работа ручными рычажными механизмами | высокий средний низкий | 124 и менее 125 - 135 136 и более | отл. хор. удовл. |
Сборка фланцевого соединения | высокий средний низкий | 113 и менее 114 - 123 124 и более | отл. хор. удовл. |
Работа электрошлифовальной машиной | высокий средний низкий | 108 и менее 109 - 120 121 и более | отл. хор. удовл. |
Критерии оценки уровня психологической подготовки спасателей
В качестве основных критериев оценки психологической подготовки используются показатели эмоциональной лабильности, возбудимости и реактивности спасателей. Эти показатели определяются по внешним эмоционально-волевым проявлениям после воздействия раздражителя. Уровень профессиональной подготовки спасателей оценивается по трехбалльной системе (высокий, средний, низкий), которому соответствует определенная оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
Спасатели с низким уровнем психологической подготовки не могут быть допущены к работе в экстремальных условиях.
Мимика
Высокий уровень - обычное выражение лица, заметных изменений не наблюдается.
Средний уровень - незначительные движения губ, подергивание щек, сморщивание кожи на лбу.
Низкий уровень - частое моргание, подергивание головой, сильное раскрывание рта и глаз, выражение испуга на лице.
Пантомимика
Высокий уровень - дыхание ровное, дрожание рук отсутствует, нет лишних движений тела.
Средний уровень - периодически дергает руками или производит лишние движения, дыхание несколько учащенное или замедленное, неестественные движения плечами, стремление занять неудобную позу.
Низкий уровень - постоянно дергает и размахивает руками, дыхание резко учащено или наблюдаются длительные его задержки, постоянно присутствуют посторонние движения.
Вегетативно-сосудистые реакции
Высокий уровень - окраска слизистых и видимых частей тела обычная, температура и влажность тела в норме, дрожание пальцев отсутствует.
Средний уровень - заметное покраснение или побледнение лица, лоб и пальцы ладоней вспотевшие, веки подергиваются.
Низкий уровень - сильно выраженное дрожание пальцев и век, выраженная бледность или покраснение кожного покрова, в отдельных случаях - крапивница (сыпь и зуд), сухость кожи.
Изменение голоса и речи
Высокий уровень - разговаривает обычным и спокойным голосом.
Средний уровень - разговаривает громче или тише обычного, наблюдаются запинание и заикание. Характерно длительное молчание или "поток" слов, повторение одного и того же, дрожание голоса.
Низкий уровень - отдельные выкрики или переход на шепот, неразборчивость речи, сквернословие.
Напряженность
Высокий уровень - внешне спокоен, тонус мышц соответствует ситуации и адекватен выполняемой задаче.
Средний уровень - чувствуется и видна напряженность мышц, ответственных за выполнение задания; напряженность значительно уменьшается по ходу выполнения задания.
Низкий уровень - сильно напряжены практически все мышцы тела, задание выполняется с большим трудом.
Критерии оценки специальной подготовки спасателей
Квалификационные характеристики спасателей.
Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий.
Уровень профессиональной подготовленности спасателей обуславливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ.
Спасатель международного класса
- должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; - отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; - иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей;
- участвовать в спасательных работах за рубежом или в команде, занявшей первое-третье места на международных соревнованиях спасателей;
- владеть на уровне разговорного одним из западноевропейских языков.
Спасатель первого класса
- должен работать спасателем второго класса не менее двух лет;
- обладать навыками командирской или инструкторской подготовки;
- отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса;
- иметь среднее специальное техническое или медицинское образование;
- многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.
Для получения квалификации спасатель первого класса должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:
- специальная командирская курсовая подготовка или любая из подготовок на жетон "Спасательный отряд";
- инструктор-методист по альпинизму;
- инструктор-методист по туризму;
- инструктор по подводному спорту;
- инструктор авиапожарной команды;
- инструктор парашютно-пожарной группы, инструктор-парашютист, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, выпускающий;
- инструктор легководолазного дела;
- мастер аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических и других спасательных работ;
- спортсмен-разрядник по прикладным видам спорта (не ниже второго разряда);
- альпинист, турист, спелеолог, парашютист, скалолаз, стрелок и др.
Спасатель второго класса должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
Для получения квалификации спасатель второго и третьего класса должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:
- пожарный-десантник, пожарный-парашютист;
- пожарный (респираторщик);
- газоспасатель;
- врач, фельдшер;
- кинолог;
- спасатель воздушного транспорта;
- начальник спасательного отряда альпинистской базы;
- инженер (техник) по аварийно-спасательным работам;
- водитель автомобиля, водитель самоходных механизмов,
- механик-водитель;
- взрывник, пиротехник;
- машинист землеройной или строительной техники;
- аквалангист, водолаз;
- стропальщик, такелажник;
- газорезчик, газосварщик;
- монтажник-высотник;
- радиотелеграфист, радиооператор, электромеханик связи;
- медсестра;
- повар;
- матрос, судоводитель;
- оператор насосных станций;
- горнопроходчик;
- планшетист;
- электромонтер;
- машинист грузоподъемной техники.
Спасатель третьего класса должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории "В" и одной из специальностей спасателя.
Для организации и проведения профессионального обучения спасателей и поддержания постоянного высокого уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера в МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и непрерывное.