Транспортировка животных на боенские предприятия

СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ

Убойных животных в места их перера­ботки на мясо доставляют автомобильным транспортом, перевозят по железной до­роге или водным путем. В отдельных слу­чаях разрешается перегон животных.

Перевозка животных автотранспор­том.Перевозки автотранспортом из года в год получают все большее распростра­нение благодаря удобствам и скорости доставки скота на боенские предприятия. При небольших расстояниях нет необхо­димости брать с собой корм, так как в дороге животных не кормят и не поят. При перевозке скота на автомашинах по­тери живой массы незначительны. Авто­мобильные перевозки более экономичны.

Дальность перевозок животных на боенское предприятие составляет: крупный рогатый скот — до 200км, свиньи — до 150 км, овцы — до 300км. Для перевоз­ки животных автотранспортом использу­ют специальные машины — скотовозы, а также обычные грузовики с надстроенны­ми бортами. Кузов машины должен быть чистым, гладким, без посторонних пред­метов, которые могли бы травмировать животных. При необходимости машины дезинфицируют. Для предохранения жи­вотных от переохлаждения или перегрева кузов машины покрывают брезентом.

Погрузку животных проводят по тра­пам или с платформ. Крупных животных оставляют в кузове на привязи голо­вой вперед или к боковой стенке; осталь­ных животных перевозят без привязи. В одну автомашину грузят животных од­ного вида, пола и возраста. Один ското­воз вмещает до 20 голов крупных живот­ных или же 60 голов свиней и до 100 го­лов овец.

Скорость движения по асфальтирован­ной дороге должна составлять не более 60 км/ч, по щебеночной — до 45 км/ч, по грунтовой — до 25 км/ч. Через каждые 6 часов движения животных необходимо кормить и поить, а через каждые 10-12 часов нужно предоставлять отдых с трехчасовой остановкой.

Сельскохозяйственную птицу перево­зят в специальных клетках или ящиках, установленных в несколько ярусов.

Грузовые машины для перевозки жи­вотных оборудуют высокими бортами и задней стенкой. Рекомендуется устраи­вать тент (временную плоскую крышу), а при перевозках крупных животных, пос­ле погрузки их в машину в продольном направлении, прокладывать между ними брусья. Эти брусья следует укреплять одним концом к задней стенке кузова, а другим — впереди к поперечному брусу, к которому привязывают животных. Ку­зов машины должен быть чистым, про­мытым, без посторонних запахов, стенки его не должны иметь каких-либо острых предметов (гвозди, проволока), которые могут ранить животных.

Лошадей и крупный рогатый скот размещают вдоль кузова головами впе­ред, по 3 животных в автомашину. Овец и коз грузят 15-20 голов, а свиней 6-12 голов.

Для погрузки крупных животных пользуются прицепным мостиком или земляной насыпью, а для мелкого рога­того скота и свиней мостиками со сплош­ными стенками. Чтобы не было в дороге заминания мелкорослых и слабых сви­ней или мелкого рогатого скота, следует грузить в автомашины животных одина­ковой живой массы, упитанности и пола.

Животных, доставленных на мясо­комбинат или бойню автомобильным транспортом, принимают немедленно. Их подвергают предварительному ветеринар­ному осмотру; проверяют сопроводитель­ные документы, бирки животных и соот­ветствие наличия животных.

Автомашины после выгрузки из них животных должны быть тщательно очи­щены, промыты, а в случае необходимос­ти продезинфицированы.

Перевозка животных по железной дороге. Внастоящее время этот вид транс­порта используют довольно редко. При железнодорожных перевозках скота ос­новными задачами являются: сохранение упитанности и живой массы животных за время транспортировки; предупрежде­ние заразных заболеваний среди транс­портируемых животных; предупреждение распространения заразных болезней по пути следования.

Скот перевозят по железной дороге только в сопровождении проводников, один из которых назначается старшим. В проводники подбирают людей, имею­щих опыт работы в животноводстве.

Железнодорожные перевозки исполь­зуют для транспортирования животных на большие расстояния (300 км и более).

Животных, подлежащих отправке по же­лезной дороге, в течение нескольких дней переводят на транспортный режим корм­ления, обычно на кормление сеном.

Животных перевозят в специализи­рованных или обыкновенных товарных вагонах. Перед погрузкой вагоны долж­ны быть очищены, промыты, а в некото­рых случаях и продезинфицированы. Так­же они оборудуются дверными решетка­ми, полками для фуража и кольцами для привязи крупных животных.

Поданные для погрузки вагоны дол­жны быть проверены представителями ветеринарной службы. Крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов привязывают в вагонах головой по ходу поезда или поперек вагона. Всех остальных живот­ных размещают без привязи.

К перевозке по железной дороге до­пускают только здоровых животных, с очищенным от грязи и навоза кожным покровом. Слабые и истощенные живот­ные к транспортировке не допускаются.

Погрузка животных в четырехосные вагоны проводится из следующего рас­чета.

1. Крупный рогатый скот:

■ взрослые — 16-24 гол.;

■ молодняк — 24-28 гол.;

■ телята — 36-50 гол.

2. Овцы и козы — 80-110 гол.

3. Свиньи:

■ массой до 80 кг — 50-60 гол.;

■ массой 81-100 кг — 44-50 гол.;

■ массой 101-150 кг — 28-44 гол.;

■ массой свыше 150 кг — 20-28 гол.

4. Лошади — не более 14 гол.

5. Верблюды — не более 8 гол.

В жаркое время года во избежание теп­ловых ударов загрузку свиней в вагоны уменьшают на 10-15%, а грузить жир­ных свиней в четырехосные вагоны запре­щается. В теплое время животных пере­возят в вагонах при открытых дверях с решетками, а в холодное — люки и двери закрывают, оставляя в дверях щели.

В вагон загружают животных, по возможности, одинаковых разме­ров, пола и возраста. Погрузку живот­ных в вагоны необходимо проводить по трапам, спокойно, без окриков и побоев, используя для понуждения электропого­нялки или кнуты.

Погрузка в один вагон животных раз­ного вида не допускается. Запрещается также грузить в один вагон быков и ко­ров, баранов и овец. При необходимости совместной перевозки баранов отделяют перегородкой из досок или жердей, а бы­ков ставят в отдельные загородки.

Для кормления животных в пути про­водники получают корм из расчета на центнер живой массы, в среднем: сено для крупного рогатого скота — 4,5 кг, для овец и коз — 3,5 кг; концентраты для свиней — 2,5 кг. Для свиней, кроме того, отпускают подстилку из расчета 1,5 кг соломы или подстилочного торфа в день на голову. Летом в качестве под­стилки может служить песок, который в жаркое время смачивают водой. Концен­траты (зерно, мука, отруби) должны быть в мешках, а сено и солома — только в прессованном виде в тюках.

Кормление животных проводят 2 раза в сутки. Сено для крупного рогатого ско­та раскладывают так, чтобы оно не попа­дало под ноги животным; овцам и козам его раскладывают вдоль стенок вагона; свиньям дают концентраты в корытах.

Поят животных на станциях, имею­щих водопойные колонки. Зимой жи­вотных поят 2 раза, желательно перед кормлением, а летом — 3 раза в день. Особенно важно регулярно поить сви­ней. Своевременное поение имеет боль­шое значение для сохранения живой массы скота, так как при таком поении животные меньше утомляются, лучше поедают и усваивают корм.

Очистка вагонов от навоза предусмат­ривается только на станциях, где обычно проводится поение скота. Сваливать на При заболевании, отказе от корма и воды, а также падеже животных стар­ший проводник вызывает ветеринарного врача и выполняет все его требования, вплоть до выгрузки заболевших. Прирез­ка животных в пути запрещается. Трупы из вагонов снимают в присутствии вете­ринарного врача, который составляет акт и делает соответствующую пометку в пу­тевом журнале.

Иногда перевозки скота по желез­ной дороге сопровождаются потерей жи­вой массы и снижением упитанности. Научными исследованиями доказано, что снижение живой массы и упитанности животных за время нахождения в пути происходит из-за неудовлетворительно­го ухода, недостаточного и несвоевремен­ного кормления и поения.

Перегон животных.Перегон убойных животных, преимущественно крупного и мелкого рогатого скота, может быть осу­ществлен на короткие расстояния: к бли­жайшему боенскому предприятию, же­лезнодорожной станции, водной приста­ни. Наряду с этим, в нашей стране в регионах с отгонным животноводством могут быть длительные перегоны живот­ных, которые, как правило, совмещают с нагулом, поставляя в пункт назначения (на мясокомбинат, бойню) животных в состоянии хорошей упитанности.

Гурты крупного рогатого скота комп­лектуют по 150-200 голов, отары овец — по 500-1000голов. Отправляемых жи­вотных подбирают с учетом возраста, пола и упитанности. Подготовленную партию животных взвешивают, биркуют, опреде­ляют их упитанность. Составляют гурто­вую ведомость. Ветеринарный врач (фельд­шер) после ветеринарного осмотра выдает ветеринарное свидетельство (форма № 1) о состоянии здоровья животных и благо­получии местности по заразным заболева­ниям. К перегону допускаются только здоровые животные. Не подлежат отправке гоном на дальние расстояния животные во второй половине беременности, с трав­матическими повреждениями, старые и беззубые.

Кроме гуртовой ведомости и ветери­нарного свидетельства на перегоняемый скот выдается путевой журнал, в кото­ром указывают маршрут перегона, время выгона животных, срок их доставки на мясокомбинат. В пути следования отме­чают пункты отдыха, поения, ветеринар­ного осмотра и прочие сведения.

Дороги, по которым осуществляют перегон животных, называют «скотопро­гонные тракты». Эти дороги должны про­ходить по местности, благополучной по заразным заболеваниям животных и в сто­роне от пастбищ для местных животных. Трассы перегона находятся под постоян­ным ветеринарно-санитарным надзором.

Скорость движения гуртов при хоро­шем травостое не должна быть больше 12-15 км в сутки, а при плохом — 15-20 км. Для овец эти нормы соответствен­но 7-8 и 10-12 км.

Во время перегона животных запре­щается: 1) смешивание различных гур­тов; 2) контактирование гуртов с живот­ными местного населения; 3) перегон животных по путям, где прошел скот, больной ящуром, чесоткой и другими за­разными заболеваниями; 4) перегон жи­вотных в сильный дождь, град, бурю и при температуре ниже -20°С; 5) пастьба животных на сенокосах.

Во избежание заболевания тимпани­ей необходимо следить, чтобы животные на заходили на участки с отавой, клеве­ром, люцерной, покрытые росой, а также на густую сочную траву.

Поят животных через час после оста­новки, летом 2—3 раза, а осенью 2 раза в сутки. Нельзя поить животных водой из канав, болот и ям.

Вынужденный убой больных живот­ных проводится только с разрешения ветеринарного врача (фельдшера) данной местности.

Перевозка животных по водным пу­тям. Этот вид доставки животных на бо-енские предприятия используют очень редко. В основном это речные перевозки. Перевозки речным транспортом живот­ные переносят легко. Будучи погружены на специальные баржи, они не претерпе­вают той тряски и шума, какие бывают в вагонах при движении поезда. Плавное и тихое движение при отсутствии толчков, чистый воздух, особенно на открытых палубах, благоприятно влияют на живот­ных. Следует иметь в виду, что перевоз­ка животных водным транспортом мо­жет быть только в летний навигацион­ный период (5-6 месяцев в году).

При перевозках на баржах и судах для размещения одного животного требуются следующие нормы площади: крупный ро­гатый скот — 2,5-3,0 м2; овцы и козы — 0,75-1,0 м2; свиньи крупные — 2-2,5 м2; свиньи средние — 1,0-1,25 м2; лошади — 2,5-3 м2. Лошадей и крупный рогатый скот перевозят на привязи. Морские перевозки занимают небольшой объем в общей транс­портировке скота. Они усложняются тем, что требуется дополнительный запас пре­сной воды, потребность в которой для по­ения крупного рогатого скота исчисляется не менее 30-35 л, а для мелкого — не ме­нее 6 л на одну голову в сутки.

Погрузка и уход за животными в пути такие же, как и при транспортировке по железной дороге.

Наши рекомендации