Основы организации медицинского обеспечения, силы и средства привлекаемые при ликвидации последствий чрез- вычайных ситуаций природного характера.
Оказание медицинской помощипострадавшему от стихийных бедствий населению в ходе ликвидации медико-санитарных пос- ледствий ЧС организуется и материально обеспечивается госу-дарством.
В зависимости от обстановки могут привлекаться силы и сред- ства местного, территориального, регионального и федерального уровней, в том числе и полевые многопрофильные госпитали .
Непосредственно в очаге стихийного бедствия организуется оказание пораженным первой медицинской и первой врачебной помощи, а в расположенных за пределами очага лечебных учреж- дениях оказывается квалифицированная и специализированная медицинская помощь.
Первая медицинская помощь оказывается на месте поражения в порядке само- и взаимопомощи самими пострадавшими, при- бывающими командами спасателей примерно по следующей схе- ме:
· прекратить действие поражающего фактора (пламя, газ, во- да, электрический ток, сдавливание обломками зданий и т.д.);
· придание физиологически выгодного положения поражен- ному;
· временная остановка наружного кровотечения всеми дос- тупными методами (давящей повязкой, пальцевым прижа- тием сосуда на протяжении, наложением жгута и т.п.);
· восстановление проходимости верхних дыхательных путей, искусственная вентиляция легких методом «изо рта в рот» или «изо рта в нос» и др.;
· непрямой, закрытый массаж сердца при необходимости;
· наложение герметической (окклюзионной) повязки при от- крытом пневмотораксе;
· наложение повязки на рану;
· иммобилизация конечностей при переломах, вывихах, обширных повреждениях мягких тканей и ожогах;
· фиксация туловища к доске или щиту при травмах позво- ночника;
· при наличии судорог необходимо вложить между зубами прокладку;
· защитить пораженного от перегревания или переохлаж- дения;
· обильное теплое питье (при отсутствии рвоты и данных, указывающих на травму органов брюшной полости) с добавлением 1/2 чайной ложки соды и соли на 1 литр жидкости, алкоголя.
Медицинская помощь населению, пострадавшему при ката- строфическом наводнении, организуется как на затопляемой, так и на прилегающей к ней территории.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в зоне затопления после извлечения их из воды проводится непосред- ственно на плавсредствах спасателями, и только после этого они доставляются на берег.
Для них на берегу организуются временные пункты сбора, (на территории которых размещаются временные медицинские пунк- ты), развертываемые на прилегающих к зоне затопления комму- никациях или в близлежащих населенных пунктах.
Основным содержанием работы временных медицинских пунктов в этих условиях будет оказание доврачебной - и первой врачебной помощи с последующей эвакуацией в ближайшие к району затопления лечебно-профилактические учреждения.
Лица, не нуждающиеся в медицинской помощи, из временного пункта сбора направляются на сортировочно-эвакуационные пункты, развертываемые, как правило, совместно с подвижными пунктами питания, вещевого снабжения и подразделением подво- за воды. Здесь пострадавшее население обогревается, переоде- вается в сухую одежду, получает питание и подготавливается к эвакуации в места расселения.
Среди лиц, пострадавших от наводнения, подавляющее боль- шинство будут составлять пораженные терапевтического профи- ля, поскольку наиболее частым последствием пребывания людей в воде (особенно в холодное время года) является развитие пневмоний, ОРЗ, общее переохлаждение организма.
При проведении эвакоспасательных и лечебно-эвакуационных мероприятий в зонах затопления, следует иметь в виду, что из-за большой теплоемкости и теплопроводности воды время пребыва- ния человека в холодной воде крайне ограничено (при темпера- туре воздуха 2-3°С составляет 10-15 мин, при -2°С - не более 5-8 мин). Это вынуждает при организации спасательных и лечебно-эвакуационных работ на воде ориентироваться на вертолеты и быстроходные плавающие средства.
До нескольких часов могут продержаться люди в зоне затоплений, располагаясь на незатопленных возвышенных участ- ках местности, крышах домов и других построек, на деревьях.
Персонал, привлекаемый для спасательных работ при навод- нениях, должен быть обучен правилам поведения на воде и прие- мам спасения людей из полузатопленных зданий, сооружений и других строений, а также приемам спасения утопающих и оказа- ния им первой медицинской помощи.
Эвакуация легкопораженных может быть организована пешим порядком (при отсутствии транспорта), а пораженные, находя- щиеся в тяжелом и средней тяжести состоянии, эвакуируются на имеющемся санитарном транспорте или транспорте общего наз- начения.
Ответственность за эвакуацию пораженных из очага несут ру- ководители сводных отрядов спасателей, руководители объектов или представители местной администрации района, которые ру- ководят спасательными работами.
В госпитале (отряде), развертываемом при массовых пораже- ниях населения в районе бедствия, организуется прием и меди- цинская сортировка поступающих пораженных, оказание им первой врачебной (если она не была оказана ранее) и неотложной квалифицированной медицинской помощи, временная госпитали- зация пораженных и изоляция инфекционных больных и лиц с нарушением психики, подготовка пораженных к эвакуации в стационарные лечебные учреждения.
Обстановка в районах природных ЧС может осложняться резким ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки и связанной с этим опасностью возникновения и распространения инфекционных, главным образом желудочно-кишечных, заболе- ваний. Поэтому наряду с оказанием медицинской помощи в районе стихийного бедствия важное значение в период ликвида- ции медико-санитарных последствий приобретают санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, организуе- мые и проводимые санитарно-эпидемиологической службой.
В целом медико-санитарное обеспечение в ЧС природного характера, как и при других видах ЧС, является одним из наибо- лее трудоемких видов деятельности здравоохранения. Успешное решение этой задачи в значительной степени зависит от готов- ности ВСМК, учета особенностей ЧС и прогноза развития ситуации в ходе ликвидации медико-санитарных последствий.
Здесь нельзя руководствоваться каким-то одним типовым вариантом условий. Наряду с неясностью исходной обстановки, в ходе медико-санитарного обеспечения могут возникать неожи- данные осложнения, которые способны оказать существенное влияние на исход ситуации (нарушение целостности дорог, возникновение вторичных очагов поражения, гибель медицин- ских кадров и др.).
Все это создает дополнительные трудности для СМК, к преодо- лению которых она должна быть готова.