Особенности медико-санитарного обеспечения транс- портных, дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций.
Принципы оказания медицинской помощи пораженным на месте любой ЧС едины. В период изоляции, когда пострадавшие в зоне ЧС предоставлены сами себе, основной принцип - оказание само- и взаимопомощи.
Основная роль в организации помощи в зоне ЧС принадлежит местным органам власти и близлежащим лечебно-профилак- тическим учреждениям, фельдшерско-акушерским пунктам, кото- рые осуществляют доврачебную, первую врачебную и, по возмож- ности, остальные виды медицинской помощи.
Наиболее целесообразна следующая организация ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Орган здравоохранения назначает лицо, ответственное за медикосанитарное обеспечение, которое немедленно выезжает в зону ЧС. Установив контакт с руководителем спасательных работ, это ответственное лицо оценивает медико-санитарную обстановку, организует встречу прибывших медицинских сил и средств, ставит им конкретные задачи и руководит работой.
Определяются места организации пунктов сбора пораженных, развертывания пунктов оказания первой врачебной помощи.
Выполняется медицинский контроль за проведением аварийно-спасательных работ. Определяются потребность в транспортных средствах, пути подъезда к пунктам сбора пораженных и пути их эвакуации.
На месте, где получено поражение, или вблизи от него поражен- ным оказывается в большинстве случаев первая медицинская или доврачебная помощь. В случае если сюда прибывают врачебные бригады, могут выполняться отдельные элементы первой врачеб- ной помощи. С места поражения пораженные эвакуируются в большинстве случаев в ближайшие лечебные учреждения, где в зависимости от возможностей оказывается первая врачебная, ква- лифицированная, а в ряде случаев – специализированная медицин- ская помощь.
В повседневной практике здравоохранения сегодня все острее становится проблема оказания медицинской помощи пострадав- шим при дорожно-транспортных происшествиях. Для этого соз- дается система быстрого реагирования во время ДТП, спасения пострадавших и оказания им экстренной высокопрофессиональной медицинской помощи на месте происшествия и в стационаре.
Обязательным элементом данной системы должен быть меди- цинский вертолет.
Гарантированный успех может быть достигнут решением сле- дующих задач:
· точная и своевременная информация о характере происшес-
твия, количестве пострадавших и доступности медицинской помощи;
· быстрое извлечение пострадавших из поврежденных тран- спортных средств спасателями;
· оказание неотложной медицинской помощи на месте про- исшествия и немедленная эвакуация пострадавших;
· заблаговременное определение лечебных учреждений;
· оборудование вертолетных площадок при лечебных учреж- дениях;
· современная передача информации о ДТП, ведении спаса- тельных работ, оказании медицинской помощи и эвакуации пострадавшего в стационар.
При некоторых транспортных ЧС медицинская помощь оказы- вается штатными силами и средствами, входящими в организа- ционную структуру соответствующих министерств или ведомств.
В системе МПС РФ организация медицинской помощи при ЧС на железной дороге регламентирована инструкцией его Главного врачебно-санитарского управления. В случае ЧС на железной дороге первичная информация с определенными медицинскими сведениями доводится до главного врача железнодорожной боль- ницы и до начальника врачебно-санитарной службы железной дороги. При эвакуации пораженных обеспечивается их сопровож- дение врачебно-сестринским составом.
Привлекаемые медицинские силы и средства, порядок их выезда и взаимодействия определяются по коду медицинской инфор- мации. Для ускорения прибытия на место происшествия медицин- ских сил и средств в железнодорожных больницах созданы врачебные бригады, которые направляются в зону катастрофы на транспорте своих учреждений немедленно после получения соот- ветствующей информации.
Для осуществления мероприятий по сохранению жизни пасса- жиров и членов экипажа при авиационных происшествиях в граж- данской авиации созданы специальные формирования: поисково- спасательная служба и аварийно-спасательные команды.
В пределах деятельности территориальной структуры граж- данской авиации медико санитарное обеспечение поисково- спасательных и аварийно-спасательных работ организует началь- ник медицинской службы, а в районе ответственности- начальник медицинского учреждения предприятия или учебного заведения гражданской авиации.
Аварийно-спасательная команда аэропорта формируется из ра- ботников авиационно-технической базы, медсанчасти и охраны аэропорта. В состав аварийно-спасательной команды входит медицинский расчет формируемый из медицинских работников медсанчасти, который выполняет свои профессиональные обязанности.
Задачами этой команды являются:
· спасение людей при авиационном происшествии;
· оказание им медицинской помощи;
· ликвидация пожара на объекте.
В функцию медицинского расчета аварийно-спасательной ко- манды входит оказание медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия, выполнение эвакуационной сортировки и подготовка к эвакуации, а при ее задержке - принятие мер к защите пострадавших от неблагоприятного воздействия окружающей сре-
ды. Кроме того, широко используется скорая медицинская помощь города, вызываемая диспетчерской службой аэропорта.
Оказание первой врачебной медицинской помощи проводится на месте проишествия, в медицинском пункте аэропорта и в машине скорой медицинской помощи по пути следования к ЛПУ.
Катастрофа на воде характеризуется изолированностью людей, в т.ч. и пострадавших, относительной скудостью спасательных сил и средств, возможностью возникновения паники среди людей. При организации первой медицинской помощи пострадавшим особая роль отводится оказанию само- и взаимопомощи, а также помощи медицинского персонала судна. На судне или на берегу организуется пункт сбора пострадавших, где проводится неотложная первая врачебная помощь с использованием основных принципов лечебно-эвакуационного обеспечения.