Оберешин В.И., Панин В.Ф., Кирюшин В.А., Бобырев С.Е.
Оберешин В.И., Панин В.Ф., Кирюшин В.А., Бобырев С.Е.
Медицина катастроф
(организационные вопросы)
Учебное пособие
для студентов медицинских вузов
Рязань 2009
УДК 61:355 (075.8)
ББК 58.9
М 422
Авторы:
Оберешин В.И. преподаватель кафедры «Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях»
Панин В.Ф.заместитель главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области»
Кирюшин В.А.доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой
«Профильных гигиенических дисциплин»
Бобырев С.Е.кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой «Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях»
Рецензенты: Заведующий кафедрой управления и экономики фармации с курсом
фармации ФПДО кандидат фарм. наук доцен Кузнецов Д.А.
И.О. заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, организации сестринского дела с курсом социальной гигиены и ОЗД ФПДО доктор медицинских наук профессор Пономарева Г.А.
М 422 Медицина катастроф: учебное пособие / авт.-сост.: Оберешин В.И. [и др.]; Ряз. гос. мед. ун-т им. акад. И.П. Павлова. - Рязань: РИОГОУ ВПОРяз. ГМУ, 2009. -284с.
Учебное пособие содержит основные понятия и определения медицины катастроф. Освещены основные вопросы организации деятельности службы медицины катастроф, мероприятий медицинской защиты населения, организации лечебно-эвакуационного, санитарно-гигиенического, санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, организации медицинского снабжения формирований и учреждений службы медицины катастроф, деятельности медицинской службы Вооруженных Сил РФ в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Соответствует существующей учебной программе по дисциплине «Медицина катастроф», утвержденной МЗСР РФ в 2007г.. Рассчитано на студентов лечебного, медико-профилактического, фармацевтического и стоматологического факультетов медицинских вузов, обучающихся по программе «Медицина катастроф».
ББК 58.9
УДК 61:355 (075.8)
Таблиц 3; Схем 10
ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, 2009
ВВЕДЕНИЕ
Чрезвычайные ситуации, происшедшие в последние годы в России и за рубежом, сопровождавшиеся человеческими жертвами, заставляют пересмотреть многие, ставшие традицион- ными, подходы к организации и оказанию экстренной медицин- ской помощи.
Ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций включает проведение комплекса лечебно-эвакуацион- ных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероп- риятий. Они обеспечивают устранение непосредственной опас- ности для жизни и здоровья людей, созданию благоприятных условий для их последующего успешного лечения и реабили- тации, а также восстановления жизнедеятельности населения.
Выполнение этих мероприятий является приоритетной задачей Всероссийской служба медицины катастроф, которая была соз- дана Постановлением Правительства РФ № 420 от 3 мая 1994 г.
Проблемы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях требуют углубленной подготовки студентов медицинских ВУЗов. В основу ее положено изучение организации оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Для подготовки студентов по дисциплине «Медицина катастроф» согласно новой учебной программе недостаточно полноценных учебных материалов собранных в одной книге. Этот пробел может восполнить данное учебное пособие.
Авторы учебного пособия на основе собственного опыта преподавания, используя последние руководящие документы и методические материалы по службе медицины катастроф, предприняли попытку оказать помощь студентам в изучении данной учебной дисциплины, с целью формирования системных знаний, практических навыков и умений по организации оказания экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
ТЕМА №1. Задачи и основы организации Единой государ- ственной системы предупреждения и ликвидации чрезвы- чайных ситуаций.
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
Организация единой государственной системы предуп- реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Авиация МЧС РФ.
Авиация МЧС РФ является одной из важнейших состав- ляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобиль- ность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:
· проведение авиационно-спасательных операций:
- поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС;
- наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска;
- десантирование парашютным и посадочным способами спа- сательных групп;
- эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности.
· осуществление специальных авиационных работ:
- тушение пожаров, ведение воздушной, инженерной, радиа-
ционной, химической и пожарной разведки;
- мониторинга местности;
- обработка объектов химическими и биологическими препа- ратами;
- монтажные и демонтажные работы.
· обеспечение управления и связи:
- управление силами и средствами с воздушных пунктов уп- равления;
- ретрансляция связи между наземными пунктами управле- ния и спасательными формированиями;
· осуществление воздушных перевозок:
- доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для прове- дения поисковых, аварийно - спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов;
- эвакуация пострадавшего населения;
- вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бед- ствия;
- доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.
Авиация МЧС РФ включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС РФ.
В настоящее время авиация МЧС РФ располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой:
· транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п;
· пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью;
· командный пункт управления на базе самолета Як-42;
· различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.
Фицированным и эффективным.
Управление- это информационный процесс, который вклю- чает следующие три операции:
· получение (добывание) необходимой информации об объек- тах управления (за которыми ведется наблюдение) и окру- жающей среде;
· переработку полученной (добытой) информации и приня- тие на основе этого соответствующих решений;
· постановку задач объектам управления и контроль за вы- полнением отданных распоряжений.
При выполнении указанных операций образуется замкнутый контур.
Его основными элементами являются:
· орган управления, который получает информацию, перера- батывает ее, принимает решения, ставит задачи объектам управления (подчиненным) и осуществляет контроль;
· объекты управления;
· каналы командной связи, обеспечивающие своевременную и точную передачу командной информации объектам управ- ления;
· каналы обратной связи, по которым идет информация о вы- полнении поставленных задач и состоянии объектов управ- ления.
Содержание управления СМК отражает все многообразие и сложность задач, решаемых службой, и включает три группы мероприятий:
· мероприятия по поддержанию постоянной готовности служ- бы;
· мероприятия по подготовке медико-санитарного обеспече- ния в ЧС;
· мероприятия по руководству силами и средствами СМК в
ходе выполнения поставленных задач.
Последовательность управления включает:
· непрерывный сбор (добывание), изучение, обобщение и анализ данных обстановки;
· принятие (уточнение) решения и планирование;
· доведение задач до подчиненных (уточнение задач подчи- ненным);
· организацию выполнения запланированных мероприятий;
· организацию и поддержание взаимодействия;
· организацию (восстановление) системы управления в том числе связи;
· контроль за выполнением запланированных мероприятий и оказание помощи объектам управления.
Суть управлениясостоит:
· в определении целей, задач деятельности объектов управ- ления, исполнителей и сроков выполнения поставленных задач (что, кто, когда и, по возможности, как должен сде- лать);
· в проведении комплекса мероприятий, способствующих успешному и своевременному их выполнению (выделение необходимых сил и средств, оказание при необходимости помощи и др.).
Задачи и организонная структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благопо- лучия человека в условиях работы в чрезвычайных ситуа- циях.
Организация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в усло- виях работы в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794» в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют следующие функциональные подсистемы, созданные Минздравсоцразвития РФ:
· Всероссийская служба медицины катастроф;
· резервы медицинских ресурсов;
· надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
· социальной защиты населения, пострадавшего от ЧС.
Таким образом, в целях наиболее эффективного использования имеющихся сил и средств, в стране создана система экстренной медицинской помощи в ЧС, включающая санитарно-эпидемио- логические учреждения и формирования различной ведомствен- ной принадлежности.
Для санитарно-противоэпидемического обеспечения постра- давшего населения в зоне бедствия и ликвидации медико- санитарных последствий ЧС привлекаются формирования и учреждения Роспотребнадзора, здравоохранения, санитарно- эпидемиологической и медицинской служб МО, МВД и других министерств и ведомств, а также создаваемые на их базе спе- циализированные санитарно-эпидемиологические формирова- ния.
Основной задачей специализированных формирований явля- ются организация и проведение санитарно-противоэпидемичес- ких мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, поддержка санитарно-эпидемиологи- ческого благополучия в зоне ЧС.
Использование сил и средств Роспотребнадзора осуществля- ется с учетом конкретных условий, сложившихся в районе ката- строф, и их влияния на динамику санитарно-эпидемиологичес- кой обстановки.
Функциональная подсистема надзора за санэпидобстановкой слагается из звеньев на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровне.
На федеральном уровне подсистема объединяет органы и учреждения Роспотребнадзора центрального подчинения и ве- домственных служб. Организационно-методическую функцию выполняет Управление эпидемиологического надзора, санитар- ной охраны территории, надзора на транспорте Роспотребнадзо- ра.
На региональном уровне звеньями функционирования подсис- темы являются научно-исследовательские институты гигиени- ческого и эпидемиологического профиля, центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ, где расположены региональные центры МЧС России и службы медицины катастроф.
На территориальном уровне основой функционирования подсистемы являются центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ. Центры гигиены и эпидемиологии создают силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС на данной территории, координацию деятельности которых осуществляют управления Роспотребнадзора.
На местном уровне функционирование подсистемы обеспечи- вают филиалы центров гигиены и эпидемиологии и территориль- ные отделы управлений Роспотребнадзора.
На объектовом уровне подсистема имеет ведомственный ха- рактер, определяющий ответственность лабораторий и служб за ее функционирование.
Порядок функционирования подсистемы в режиме ЧС опреде- ляется действующим Положением о ведомственной подсистеме.
Профиль, задачи, состав и направление деятельности, принци- пиальная схема взаимодействия органов, учреждений и формиро- ваний Роспотребнадзора в ЧС определяются соответствующими положениями, утвержденными Минздравсоцразвития РФ и другими заинтересованными ведомствами.
В перечень сил постоянной готовности Роспотребнадзора РФ ре- гионального и территориального уровня в соответствии сПриказом МЗСР РФ №627 от 07.10.05«Об утверждении единой номен-клатуры государственных и муниципальных учреждений здраво- охранения»включены:
· Управление Федеральной службы по надзору в сфере защи- ты прав потребителей и благополучия человека (Роспотреб- надзора) на территории субъекта РФ;
· Федеральное государственное учреждение здравоохранения (ФГУЗ) Центр гигиены и эпидемиологии на территории субъекта РФ;
· ФГУЗ Научно-исследовательский противочумный институт;
· ФГУЗ Дезинфекционная станция на территории субъекта РФ.
Задачи и организация специализированных формиро- ваний Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Основными задачами сил и средств Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при возникновении ЧС являются:
· анализ санитарно-гигиенической ситуации, оценка и прог- нозирование ее развития;
· своевременная информация о санитарно-эпидемиологичес- кой обстановке;
· обеспечение готовности к действиям в ЧС;
· организация материально-технического обеспечения, для решения задач в ЧС;
· подготовка специалистов к действиям в ЧС;
· участие в разработке и осуществлении мероприятий по предотвращению возникновения ЧС, связанных с наруше- ниями окружающей среды, и уменьшение ущерба от них.
Специализированные формирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предуп- реждению и ликвидации ЧС.
Специализированные формирования действуют с целью орга- низации и проведения оперативных санитарно-эпидемиологи- ческих мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени.
Специализированные формирования проводят:
· санитарно-эпидемиологическую разведку в зоне возмож- ного очага заражения (загрязнения) патогенными биологи- ческими агентами (ПБА), опасными химическими (ОХВ) и радиоактивными веществами (РВ);
· отбирают пробы объектов окружающей среды (воздух, вода, почва, пищевых продуктов и продовольственного сырья) и проводят их исследования на наличие ПБА, ОХВ и РВ;
· проводят санитарно-эпидемиологическую экспертизу про- довольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды и других объектов окружающей среды с выдачей предвари- тельного заключения о их пригодности;
· устанавливают зоны возможного заражения (загрязнения) территорий и контингенты лиц, подвергшихся неблагопри- ятному воздействию.
Формирования создаются на базе ФГУЗ Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ и на железнодорожном тран- спорте, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потреби- телей и благополучия человека.
Филиалы ФГУЗ Центров гигиены и эпидемиологии в зависимости от штатной численности формируют отдельные санитарно-эпидемиологические, радиологические, санитарно- гигиенические (токсикологические) бригады или группы санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и радиа- ционной разведки.
Основными формированиями, предназначенными для органи- зации санитарно-противоэпидемических мероприятий в районах ЧС и эпидемических очагов, являются:
· санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО), состоящие из санитарно-эпидемиологических бригад (СЭБ) разного профиля;
· санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) – радиоло- гическая, эпидемиологическая, токсикологическая (сани- тарно-гигиеническая);
· специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ);
· группы санитарно-эпидемиологической, санитарно-хими- ческой, радиационной разведки (ГЭР).
Основные направления деятельности этих формирований при различных типах ЧС определяются Положением о специализиро- ванных формированиях Роспотребнадзора.
Специализированные формирования и включенные в них под- разделения функционируют в:
· режиме повседневной деятельности;
· режиме повышенной готовности;
· режиме чрезвычайной ситуации.
Материальное обеспечение специализированных формирова- ний необходимым имуществом (медицинским, санитарно- хозяйственным и специальным), а также автотранспортом прово- дится в соответствии с табелем оснащения, утвержденным Роспотребнадзором.
Табельное имущество комплектуется в укладках для каждого подразделения отдельно. Все формы необходимой документации заготавливаются заранее и хранятся на складах с табельным имуществом. Приборы и лабораторное оборудование, реактивы и средства защиты, не используемые в повседневной деятельности, хранятся в соответствующих складских помещениях и возобнов- ляются в установленном порядке.
Финансирование деятельностиСЭО и создаваемых на его основе отдельных подразделений осуществляется из бюджетных и внебюджетных средств ФГУЗ Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ.
Финансирование деятельности СПЭБ, включая поддержание неснижаемого запаса расходных материалов, осуществляется за счет бюджетных средств, в том числе выделяемых на борьбу с эпидемиями, а также из специальных фондов федерального бюджета.
Деятельность после ликвидации ЧС предусматривает сверты- вание специализированных формирований, возвращение их к нормальной работе и далее осуществляется:
· контроль за проведением дезактивации, дегазации и заклю- чительной дезинфекции помещений и транспорта, а также санитарной обрабоки личного состава, обеззараживанием одежды, обуви, средств индивидуальной защиты;
· возвращение специализированных формирований на базы формирующих их учреждений Росоптребнадзора;
· подведение итогов работы, анализ деятельности отдельных подразделений и конкретных лиц с целью использования полученного опыта, подготовка предложений по устране- нию недостатков, допущенных при ликвидации ЧС;
· ремонт техники, аппаратуры, индивидуальных средств за- щиты.
Служба медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации.
Служба медицины катастроф Министерства обороны РФ (СМК МО РФ) входит в состав ВСМК. Она в основном ориентирована на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС в районах размещения войск и военно-стратегических объектов, но может привлекаться к работе при возникновении ЧС и в других районах.
Организует и руководит ее деятельностью Главное военно-медицинское управление МО РФ. При нем постоянно функцио- нирует и является штатным органом военного управления Всеар- мейский центр медицины катастроф.
СМК МО РФ на федеральном уровне в своем составе имеет:
· медицинский отряд специального назначения центрального подчинения (МОСН);
· нештатные бригады специализированной медицинской по- мощи;
· врачебно-сестринские бригады;
· подвижные группы специалистов лечебно-профилактичес- ких учреждений центрального подчинения, военных учеб- ных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы;
· резервные койки клиник Военно-медицинской академии, Главного и центральных военных клинических госпиталей;
· запасы текущего медицинского имущества центральных ме- дицинских складов;
· воздушные (операционно-реанимационные самолеты и вер- толеты), наземные (санитарно-транспортные средства меди- цинских воинских частей и учреждений центрального подчинения), эвакуационные средства, используемые в интересах службы.
На региональном и территориальном уровнях (на уровне окру- га) служба представлена:
· медицинскими отрядами специального назначения (военных округов) (МОСН);
· отдельными автомобильными санитарными взводами округов;
· нештатными бригадами специализированной медицинской помощи;
· врачебно-сестринскими бригадами;
· подвижными группами специалистов лечебно-профилак- тических, санитарно-эпидемиологических учреждений округов, медицинских военных учебных заведений;
· военными госпиталями округов;
· запасами медицинского имущества округов;
· наземными, воздушными, морскими медицинскими эва- куационными средствами.
На местном уровне (на уровне гарнизона):
· дежурными силами и средствами медицинской службы;
· нештатными бригадами специализированной медицинской помощи;
· подвижными группами специалистов лечебно-профилак- тических, санитарно-эпидемиологических учреждений, военно-учебных заведений медицинской службы;
· запасами медицинского имущества;
· медицинскими эвакуационными средствами имеющимися в гарнизоне.
Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций Министерства путей сообщения Российской Федерации.
В системе Министерства путей сообщения(МПС) РФ в решении общеотраслевых задач по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС важная роль отводится отраслевому (железнодорожному) здравоохранению, силы и средства которого являются составной частью железнодорожной транспортной системы предупреждения и ликвидации ЧС и одновременно функциональной подсистемой ВСМК.
Для медицинской службы МПС РФ приоритетной является организация своевременной медицинской помощи пораженным на месте происшествия.
На каждой железной дороге в особых условиях предусмотрены развертывание и работа в очагах санитарных потерь соответству- ющих формирований, комплектуемых на базе центральных, до- рожных и отделенческих лечебно-профилактических учрежде- ний.
К ним относятся:
· выездные врачебные бригады постоянной готовности (медицинская аварийная, хирургическая, реанимационная) формируются на базе лечебно-профилактических учреж- дений железных дорог. Профиль бригад обусловлен харак- тером и особенностями железнодорожной травмы;
· бригады специализированной медицинской помощи (хирур- гические, травматологические, реанимационные, нейрохи- рургические, токсико-терапевтические, терапевтические, акушерско-гинекологические, урологические) комплек- туются из числа ведущих специалистов центральных и дорожных клинических больниц. Профиль бригад и их количество определяются мощностью и возможностями медицинских учреждений.
На большинстве железных дорог вопросы госпитализации пораженных решаются в порядке взаимодействия с территори- альными учреждениями здравоохранения.
На сети железных дорог созданы и функционируют около 90 подвижных формирований (вагон-амбулатория, вагон-перевязоч- ная, санитарная летучка, блок скорой помощи, вагон-радиоло- гическая лаборатория и т.д.).
Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций Министерства внутрен- них дел Российской Федерации.
В медицинской службе Министерства внутренних дел (МВД) РФ на базе главного клинического госпиталя внутренних войск создан медицинский отряд специального назначения, предназна- ченный для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
В клиническом госпитале ГУВД г. Москвы организовано отде- ление экстренной медицинской помощи.
В лечебных учреждениях системы здравоохранения МВД РФ (в 15 субъектах РФ) развернуты отделения экстренной медицин- ской помощи, которые в случае необходимости могут быть задействованы и включены в общую систему медико-санитарно- го обеспечения населения в ЧС на конкретной территории.
На базе 4 окружных госпиталей внутренних войск орга- низованы и функционируют отделения неотложной медицинской помощи.
Материально-технические возможности отделений медицин- ской помощи, созданных в госпиталях и больницах МВД РФ, ГУВД, УВД, позволяют оказывать первую врачебную и ква- лифицированную медицинскую помощь личному составу орга- нов внутренних дел как непосредственно в пределах территорий субъектов РФ, так и за их пределами.
В г.г. Москва, Санкт-Петербург и административных цент-
рах субъектов РФ предусмотрены мобильные врачебно-сестрин- ские бригады хирургического, терапевтического, педиатричес- кого профиля, для оказания первой врачебной помощи поражен- ным.
Оказание экстренной квалифицированной и специализирован- ной медицинской помощи осуществляется в больнично-поликлинических объединениях и госпиталях МВД РФ, ГУВД, УВД.
Психофармакотерапия.
В зоне ЧС в зависимости от тяжести состояния наряду с психотерапией могут применяться лекарственные средства.
Из препаратов перорального применения могут применяться как препараты психотропного действия, так и плацебо.
Традиционные медицинские средства (таблетки или настойка валерианы, раствор корвалола) также могут быть использованы.
Перспективно применение таблетированных препаратов, относящихся к группе антидепрессантов (коаксил, прозак,), транквилизаторов (феназепам, элениум,), малых нейролептиков (сонапакс).
Из средств нового поколения можно отметить отечественный препарат ноотропного действия интраназального применения - семакс. Перспективно применение этого препарата в сочетании с антидепрессантами, а удобная лекарственная форма делает особо целесообразным его применение в условиях ЧС.
Использование препаратов парентерального применения воз-можно как изолированно, так и в сочетаниях с другими препара- тами. Хорошо зарекомендовал себя коктейль (раствор в готовом виде) из реланиума и седуксена в сочетании с амитрипти- лином, как для пострадавших, так и для их родственников.
Ниже представлены наиболее распространенные схемы тера-пии психических расстройств психотического регистра.
Для купирования психомоторного возбуждения проводят физическое ограничение с помощью медицинского персонала или сопровождающих лиц. Внутримышечно вводится литическая смесь: 2—3 мл 2,5% раствора аминазина, 2 мл 1% раствора димедрола, 1 мл 2% раствора промедола и 5-8 мл 25% раствора сульфата магния. При отравлении холинолитиками аминазин противопоказан.
Больным с психогенным сумеречным расстройством сознания назначается внутрь феназепам (0,001-0,007 г). При затяжных формах психогенного сумеречного состояния больных эвакуируют в профильный стационар.
Больным с реактивным параноидом вводят внутримышечно аминазин 2-3 мл 2,5% раствора с димедролом 3 мл 1% раствора, кордиамином 1-2 мл и магния сульфатом 5 мл 25% раствора 3 раза в день. Затем на этапах эвакуации назначается лечение нейролептиками.
Особенностью оказания психотерапевтической помощи в срав-нении с другими видами специализированной медицинской помощи является необходимость длительного медицинского наб- людения. Для этого из числа городских ЛПУ выделяются учреж- дения, составляющие основу бригады плановой и стациионарной психотерапевтической помощи: стационар психотерапевтичес- кого профиля, дневной стационар и лечебно-консультативные отделения.
ТЕМА №4 Подготовка лечебно-профилактических учрежде- ний к работе в чрезвычайных ситуациях.
1. Мероприятия по повышению устойчивости функциони- рования лечебно-профилактических учреждений в чрезвы- чайных ситуациях.
К объектам здравоохранения относят: больницы, поликлиники, центры Роспотребнадзора, станции переливания крови, аптеки, аптечные склады.
От готовности, степени устойчивости функционирования объектов здравоохранения, организации взаимодействия между ними во многом зависит решение задач по медико-санитарному обеспечению населения в ЧС.
Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) - это учреж- дения здравоохранения занимающиеся профилактикой, диагно- стикой и лечением пациентов.
В связи с этим к ЛПУ предъявляются медико-технические требования:
а) специальные:
· зависящие от природных факторов (сейсмичность, вечная мерзлота, низкие грунтовые воды и т. д.);
· региона застройки (близость АЭС, химически опасных объектов, взрыво- и пожароопасных объектов и т. д.);
· типа учреждения (больница, поликлиника, станция перели- вания крови и т. д).
б)общие - специфичные для учреждений здравоохранения, реализуемые во всех проектах:
· организуется площадка для посадки вертолетов;
· обеспечивается раздельный въезд и выезд прибывающего в ЛПУ автотранспорта;
· оборудуются приспособления для выгрузки и погрузки больных (пораженных);
· при строительстве ЛПУ обязательно учитывается «роза вет- ров» по отношению к опасным объектам.
· требования к электроосвещению и электроснабжению ЛПУ должны предусматривать варианты дополнительного осве-
щения с помощью подвижных электростанций, устанавли- ваемых вне зданий или в защитных сооружениях. Мощность электростанций (30 и более кВт) в первую очередь исполь- зуется для освещения операционных (родовых), перевязоч- ных, реанимационных, палат интенсивной терапии, сте- рилизационных. Особое внимание обращается на техни- ческие устройства подключения к электросетям, способ- ность противостоять резким колебаниям при землетрясении;
· аварийное теплоснабжение обеспечивается созданием запа- сов газа в баллонах, и других видов топлива на период вос- становления основного источника теплоснабжения;
· водоснабжение в ЧС обеспечивается путем создания запасов питьевой воды (2 л в сутки на 1 больного) и технической (10 л в сутки на койку). Аварийные емкости устанавливаются в верхней части здания или в отдельной водонапорной башне;
· канализационная система в ЛПУ, которые по плану преду- смотрены для приема пораженных с территорий, находя- щихся на следе радиактивного облака, должна обеспечивать проведение дезактивации с учетом безопасности для персонала и окружающей среды (специальные отстойники в системе очистных сооружений);
· для защиты зданий ЛПУ от радиактивных и химических веществ, задымленности и т. д. создается максимально возможная герметичность внутренних помещений, система вентиляции должна при необходимости создавать подпор воздуха в ЛПУ и иметь систему фильтров в местах забора воздуха;
· система внутрибольничной безопасности от поражающих факторов (пожаро- и взрывоопасные, ядовитые, радиоак- тивные и др. вещества, патогенные бактерии, грибы и вирусы) должна планироваться и создаваться таким образом, чтобы больные и пораженные не имели контактов с данными факторами. Это достигается рациональным распределением потоков больных и обслуживающего персонала, созданием системы вентиляции и шлюзов, препятствующих распространению вредных факторов;
· для защиты больных в стационарных учреждениях предус- матривается строительство защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий);
· средства связи в больницах должны обеспечивать постоян- ную возможность быстрой передачи сигнала тревоги во все помещения, где находятся больные и персонал, через радиосеть или другую систему громкой связи;
· система экстренной эвакуации больных должна быть допол- нена индивидуальными спасательными устройствами, кото- рые используются при нарушении эвакуации обычным по- рядком (трапы, запасные лестницы и т. д.);
· необходимо иметь автоматизированную систему регистра- ции пораженных и создавать банк данных о них;
· важнейший элемент устойчивости работы ЛПУ - резервы медицинского имущества, создаваемые на случай ЧС. Это лекарственные средства, антидоты, медицинская техника, дезинфекционные средства, средства транспортировки;
· для станций скорой медицинской помощи, станций перели- вания крови, центров Роспотребнадзора обязательно предус- матриваются холодильные камеры для хранения пре- паратов, требующих соблюдения температурного режима.
2. Мероприятия по предупреждению и ликвидации послед- ствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения.
Готовность ЛПУ к работе в ЧС определяется организацией четкого управления в соответствии с имеющимся планами и конкретной обстановкой в ЧС, созданием соответствующих фор- мирований, обученностью персонала, обеспеченностью необхо- димым имуществом.
Общие задачи для всех объектов здравоохранения по предуп- реждению ЧС:
· прогнозирование возможной обстановки и ее оценка во время возникшей ЧС;
· планирование работы объекта в ЧС;
· организация мероприятий по подготовке работы объекта в ЧС;
· организация защиты персонала и материальных средств от воздействия поражающих факторов;
· повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС.
Специфические задачи определяются для каждой группы объектов здравоохранения, исходя из предназначения в системе здравоохранения и возложенных задач в ЧС.
Для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки больницы к работе в ЧС ее руководству выдается задание, в кото- ром кратко излагается возможная обстановка в границах административной территории при возникновении ЧС, а также определяется:
· какие медицинские формирования и с каким сроком го- товности создать;
· порядок обеспечения их медицинским и другим имуществом, транспортом.
С учетом профиля ЛПУ и ее возможностей предписывается:
· какого профиля пораженных и в каком количестве не- обходимо принять;
· срок готовности к приему и время, в течение которого не- обходимо проводить прием;
· порядок дальнейшей эвакуации пораженных.
Главный врач является начальником гражданской обороны (ГО) объекта и отвечает за создание и подготовку органов управления и формирований для работы в ЧС.
Для организации и проведения этих мероприятий в больнице создается объектовая комиссия по ЧС, возглавляемая замести- телем главного врача по лечебной части.
Приказом главного врача создается орган управления -штаб ГО объекта. Начальником штаба является заместитель главного врача по ГО и мобилизационной работе.
Состав штаба определяется в зависимости от структуры больницы, ее возможностей и решаемых задач в ЧС. В его состав включаются основные руководящие работники, которым опре- деляются функциональные обязанности в соответствии с харак- тером выполняемой ими повседневной работы.
Функциональные обязанности отрабатываются каждым дол- жностным лицом штаба ГО объекта под руководством началь- ника штаба, обсуждаются на заседании штаба, подписываются исполнителем и начальником штаба и утверждаются началь- ником ГО объекта. Первый экземпляр документа с указанием функциональных обя