I. Учебная (ознакомительная) практика

I. Учебная (ознакомительная) практика

В сложившейся системе педагогического образования педагогическая практика начинается с учебной (ознакомительной) практики.

Учебная (ознакомительная) практика организуется и проводится в соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в государственном образовательном стандарте.

Учебная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и выступает логическим завершением изучения теоретических общепрофессиональных дисциплин.

Учебная практика студентов ЛГУ имени А.С. Пушкина является одним из важнейших этапов учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию профессиональных умений и навыков специалистов-педагогов.

Цели и задачи учебной практики

Основной целью учебной (ознакомительной) практики является ознакомление с работой органов и учреждений, получение сведений о специфике избранной специальности, а также овладение первичными профессиональными навыками и умениями.

Задачи практики:

- закрепление студентом теоретических знаний по общепрофессиональным дисциплинам;

- формирование практических навыков по реализации в своей деятельности;

- освоение функциональных обязанности по профилю будущей работы в объеме индивидуального задания;

- сбор эмпирического материала, необходимого для подготовки курсовой работы и др.

Места практики и распределение времени

Учебная (ознакомительная) практика проводится в 1-м семестре в предусмотренные соответствующим учебном планом сроки.

Продолжительность практики – 2 недели.

Места прохождения практик определяются деканатом факультета с учетом возможностей и пожеланий студентов.

Практика в организациях осуществляется на основе договоров, в соответствии с которыми указанные организации обязаны предоставить места для прохождения практики студентов.

Прохождение практики в местах, не предусмотренных программой, допускается только при наличии личного заявления студента и письма-ходатайства от организации, которая предоставляет возможность студенту выполнить программу практики.

Организационная работа

На установочной конференции в университете, которая проводится перед выходом студентов на практику, студенты получают групповые и индивидуальные задания от руководителя практики, оформляют направление на практику установленного образца, составляют индивидуальный план – график работы на весь период практики.

Второй этап педагогической практики проходит на базе общеобразовательного учебного заведения.

Он заключается в собеседовании с руководителем школы о конкретных целях практики, в постоянном взаимодействии с учителями начальных классов, с психологом и медицинскими работниками.

На данном этапе педагогической практики студенты оформляют и ведут дневник практики, который должен отразить содержание и анализ результатов за каждый день практики.

Завершающим этапом учебной практики является сдача документации преподавателю – руководителю практики, подготовка и выступление по итогам практики на заключительной конференции в университете.

Методические указания студенту по прохождению практики.

До начала практики студент обязан:

- принять участие в организационных мероприятиях по вопросам прохождения практики;

- ознакомиться с методическими материалами по практике и пройти собеседование у руководителя практики, назначенного кафедрой;

- при содействии деканата определить место прохождения практики;

- получить в деканате направление на практику;

Во время прохождения практики студент обязан:

- максимально использовать отведенное для практики время, полно и с высоким качеством выполнять все задания, предусмотренные программой и индивидуальным заданием;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности работников соответствующей организации;

- согласовывать с руководителем практики от организации индивидуальные планы работы на неделю (с конкретизацией по дням) в соответствии с программой;

- лично, выполнять задания в соответствии с утвержденным индивидуальным планом и программой, а также выполнять указания руководителя практики;

- вести дневник практики, в котором ежедневно кратко записывать конкретные сведения о проделанной работе в течение дня, заверяемые подписью руководителя практики;

- перед окончанием практики получить по месту прохождения практики характеристику, подписанную руководителем практики от организации и заверенную печатью.

- по окончании практики составить отчет о ее прохождении, приложив к отчету документы, указанные в программе практики.

В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

- знакомятся с учебно-материальной базой школы и документацией, основными направлениями учебно-воспитательной работы в школе;

- наблюдают за работой педагогического коллектива, системой работы классного руководителя, руководителя кружка или секции;

- изучают психолого-педагогические особенности развития учащихся различного возраста;

- оказывают помощь педагогам в проведении внеучебной воспитательной работы со школьниками;

- самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, спортивно-оздоровительные мероприятия и др.);

- принимают участие в подготовке и проведении общешкольных дел: спортивных и других праздников, КВНов, конференций и др.

В процессе практики студенты должны овладеть

следующими умениями:

· наблюдать, анализировать и планировать учебно-воспитательную работу;

· определять конкретные учебные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

· организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач;

· проводить отдельные виды учебно-воспитательной работы с учащимися.

Требования к отчетной документации

По окончании практики студент обязан представить на кафедру следующие документы:

а) характеристику с места практики, заверенную руководителем организации;

б) дневник практики;

в) письменный отчет о прохождении практики.

Дневник практики – это рабочий документ студента. В нем отражается педагогическая деятельность студента, раскрывается методическая сущность проводимых дел, анализируется каждый день в школе и отдельные педагогические ситуации, делаются выводы, обобщения, намечаются педагогические перспективы.

Дневник практики предназначен также для накопления современных методических материалов, используемых в работе школы, где студент проходит практику.

К дневнику практики должны быть приложены проекты документов, составленные студентом по материалам и делам, с которыми он знакомился во время прохождения практики.

Дневник педагогической практики является обязательным документом. Он проверяется руководителем практики, его состояние учитывается при выставлении оценки за педагогическую практику.

Письменный отчет о прохождении практики оформляется таким образом, чтобы раскрыть сущность деятельности практиканта, этапы его работы, анализ результатов работы.

Письменный отчет включает в себя:

- титульный лист, куда вносятся: фамилия, имя, отчество студента, курс, группа, название практики, фамилия, имя, отчество руководителя практики, сроки ее проведения, адрес и номер школы;

- введение, отражающее изложение и краткую характеристику условий работы студента в школе, перечисление проведенных им видов работ;

- основная часть, включающая в себя анализ проведенной работы в ходе прохождения практики;

- выводы и педагогические рекомендации.

После регистрации вышеуказанные материалы практики передаются преподавателю - руководителю практики для рецензирования и оценки ее результатов.

При положительной рецензии студент допускается к защите отчета по практике.

Критериями оценки результатов прохождения практики студентом являются:

- мнение руководителя практики от организации об уровне подготовленности студента, инициативности в работе и дисциплинированности, излагаемые в характеристике;

- степень выполнения программы практики и индивидуального задания;

- качество представленных студентом отчетных материалов;

- уровень знаний, показанный при защите отчета о прохождении учебной (ознакомительной) практики.

Примерная схема конспекта внеклассного воспитательного занятия

1. Тема внеклассного учебно-воспитательного занятия.

2. Воспитательно-образовательные задачи данного вида занятий с учащимися.

3. План проведения мероприятия.

4. Конспект занятия.

5. Используемая наглядность и Т СО.

6. Список используемой литературы.

7. Примерная схема психолого-педагогического анализа учебно-воспитательного дела

1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеклассного занятия.

2. Педагогическое обоснование темы.

3. Цели и задачи проводимой работы.

4. Организация подготовки учащихся к данному занятию.

5. Содержание и методика проведения занятия:

а) соответствие содержания занятия поставленной цели;

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

в) эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;

г) приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;

д) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды;

6. Особенности личности учителя, проводящего занятие.

7. Педагогическая ценность проводимого занятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных учеников для совершенствования отношений в коллективе.

I. Учебная (ознакомительная) практика

В сложившейся системе педагогического образования педагогическая практика начинается с учебной (ознакомительной) практики.

Учебная (ознакомительная) практика организуется и проводится в соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в государственном образовательном стандарте.

Учебная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и выступает логическим завершением изучения теоретических общепрофессиональных дисциплин.

Учебная практика студентов ЛГУ имени А.С. Пушкина является одним из важнейших этапов учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию профессиональных умений и навыков специалистов-педагогов.

Наши рекомендации