I. Учебная (ознакомительная) практика
I. Учебная (ознакомительная) практика
В сложившейся системе педагогического образования педагогическая практика начинается с учебной (ознакомительной) практики.
Учебная (ознакомительная) практика организуется и проводится в соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в государственном образовательном стандарте.
Учебная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и выступает логическим завершением изучения теоретических общепрофессиональных дисциплин.
Учебная практика студентов ЛГУ имени А.С. Пушкина является одним из важнейших этапов учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию профессиональных умений и навыков специалистов-педагогов.
Цели и задачи учебной практики
Основной целью учебной (ознакомительной) практики является ознакомление с работой органов и учреждений, получение сведений о специфике избранной специальности, а также овладение первичными профессиональными навыками и умениями.
Задачи практики:
- закрепление студентом теоретических знаний по общепрофессиональным дисциплинам;
- формирование практических навыков по реализации в своей деятельности;
- освоение функциональных обязанности по профилю будущей работы в объеме индивидуального задания;
- сбор эмпирического материала, необходимого для подготовки курсовой работы и др.
Места практики и распределение времени
Учебная (ознакомительная) практика проводится в 1-м семестре в предусмотренные соответствующим учебном планом сроки.
Продолжительность практики – 2 недели.
Места прохождения практик определяются деканатом факультета с учетом возможностей и пожеланий студентов.
Практика в организациях осуществляется на основе договоров, в соответствии с которыми указанные организации обязаны предоставить места для прохождения практики студентов.
Прохождение практики в местах, не предусмотренных программой, допускается только при наличии личного заявления студента и письма-ходатайства от организации, которая предоставляет возможность студенту выполнить программу практики.
Организационная работа
На установочной конференции в университете, которая проводится перед выходом студентов на практику, студенты получают групповые и индивидуальные задания от руководителя практики, оформляют направление на практику установленного образца, составляют индивидуальный план – график работы на весь период практики.
Второй этап педагогической практики проходит на базе общеобразовательного учебного заведения.
Он заключается в собеседовании с руководителем школы о конкретных целях практики, в постоянном взаимодействии с учителями начальных классов, с психологом и медицинскими работниками.
На данном этапе педагогической практики студенты оформляют и ведут дневник практики, который должен отразить содержание и анализ результатов за каждый день практики.
Завершающим этапом учебной практики является сдача документации преподавателю – руководителю практики, подготовка и выступление по итогам практики на заключительной конференции в университете.
Методические указания студенту по прохождению практики.
До начала практики студент обязан:
- принять участие в организационных мероприятиях по вопросам прохождения практики;
- ознакомиться с методическими материалами по практике и пройти собеседование у руководителя практики, назначенного кафедрой;
- при содействии деканата определить место прохождения практики;
- получить в деканате направление на практику;
Во время прохождения практики студент обязан:
- максимально использовать отведенное для практики время, полно и с высоким качеством выполнять все задания, предусмотренные программой и индивидуальным заданием;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности работников соответствующей организации;
- согласовывать с руководителем практики от организации индивидуальные планы работы на неделю (с конкретизацией по дням) в соответствии с программой;
- лично, выполнять задания в соответствии с утвержденным индивидуальным планом и программой, а также выполнять указания руководителя практики;
- вести дневник практики, в котором ежедневно кратко записывать конкретные сведения о проделанной работе в течение дня, заверяемые подписью руководителя практики;
- перед окончанием практики получить по месту прохождения практики характеристику, подписанную руководителем практики от организации и заверенную печатью.
- по окончании практики составить отчет о ее прохождении, приложив к отчету документы, указанные в программе практики.
В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
- знакомятся с учебно-материальной базой школы и документацией, основными направлениями учебно-воспитательной работы в школе;
- наблюдают за работой педагогического коллектива, системой работы классного руководителя, руководителя кружка или секции;
- изучают психолого-педагогические особенности развития учащихся различного возраста;
- оказывают помощь педагогам в проведении внеучебной воспитательной работы со школьниками;
- самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, спортивно-оздоровительные мероприятия и др.);
- принимают участие в подготовке и проведении общешкольных дел: спортивных и других праздников, КВНов, конференций и др.
В процессе практики студенты должны овладеть
следующими умениями:
· наблюдать, анализировать и планировать учебно-воспитательную работу;
· определять конкретные учебные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
· организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач;
· проводить отдельные виды учебно-воспитательной работы с учащимися.
Требования к отчетной документации
По окончании практики студент обязан представить на кафедру следующие документы:
а) характеристику с места практики, заверенную руководителем организации;
б) дневник практики;
в) письменный отчет о прохождении практики.
Дневник практики – это рабочий документ студента. В нем отражается педагогическая деятельность студента, раскрывается методическая сущность проводимых дел, анализируется каждый день в школе и отдельные педагогические ситуации, делаются выводы, обобщения, намечаются педагогические перспективы.
Дневник практики предназначен также для накопления современных методических материалов, используемых в работе школы, где студент проходит практику.
К дневнику практики должны быть приложены проекты документов, составленные студентом по материалам и делам, с которыми он знакомился во время прохождения практики.
Дневник педагогической практики является обязательным документом. Он проверяется руководителем практики, его состояние учитывается при выставлении оценки за педагогическую практику.
Письменный отчет о прохождении практики оформляется таким образом, чтобы раскрыть сущность деятельности практиканта, этапы его работы, анализ результатов работы.
Письменный отчет включает в себя:
- титульный лист, куда вносятся: фамилия, имя, отчество студента, курс, группа, название практики, фамилия, имя, отчество руководителя практики, сроки ее проведения, адрес и номер школы;
- введение, отражающее изложение и краткую характеристику условий работы студента в школе, перечисление проведенных им видов работ;
- основная часть, включающая в себя анализ проведенной работы в ходе прохождения практики;
- выводы и педагогические рекомендации.
После регистрации вышеуказанные материалы практики передаются преподавателю - руководителю практики для рецензирования и оценки ее результатов.
При положительной рецензии студент допускается к защите отчета по практике.
Критериями оценки результатов прохождения практики студентом являются:
- мнение руководителя практики от организации об уровне подготовленности студента, инициативности в работе и дисциплинированности, излагаемые в характеристике;
- степень выполнения программы практики и индивидуального задания;
- качество представленных студентом отчетных материалов;
- уровень знаний, показанный при защите отчета о прохождении учебной (ознакомительной) практики.
Примерная схема конспекта внеклассного воспитательного занятия
1. Тема внеклассного учебно-воспитательного занятия.
2. Воспитательно-образовательные задачи данного вида занятий с учащимися.
3. План проведения мероприятия.
4. Конспект занятия.
5. Используемая наглядность и Т СО.
6. Список используемой литературы.
7. Примерная схема психолого-педагогического анализа учебно-воспитательного дела
1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеклассного занятия.
2. Педагогическое обоснование темы.
3. Цели и задачи проводимой работы.
4. Организация подготовки учащихся к данному занятию.
5. Содержание и методика проведения занятия:
а) соответствие содержания занятия поставленной цели;
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
в) эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;
г) приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;
д) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды;
6. Особенности личности учителя, проводящего занятие.
7. Педагогическая ценность проводимого занятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных учеников для совершенствования отношений в коллективе.
I. Учебная (ознакомительная) практика
В сложившейся системе педагогического образования педагогическая практика начинается с учебной (ознакомительной) практики.
Учебная (ознакомительная) практика организуется и проводится в соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в государственном образовательном стандарте.
Учебная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и выступает логическим завершением изучения теоретических общепрофессиональных дисциплин.
Учебная практика студентов ЛГУ имени А.С. Пушкина является одним из важнейших этапов учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию профессиональных умений и навыков специалистов-педагогов.