Тактика медицинского работника.
Особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий заключается во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда не следует пытаться разубедить больного и спорить с ним. Если такие нарушения возникли впервые, медицинская сестра должна доложить о них лечащему врачу; если они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача. Появление галлюцинаций, как правило, связано с развитием психического заболевания, поэтому о наличии их необходимо срочно доложить врачу и не выпускать больного из поля зрения.
Исследование восприятия.
В психологии восприятие исследуют при помощи таблиц и рисунков. Например, человеку предлагают дать характеристику чувств людей, лица которых схематически изображены на рисунках.
Основное значение имеет не инструментальное исследование или тесты, а беседа с больным. Собирание жалоб и анамнеза. Подробный расспрос о его ощущениях, восприятиях и представлениях. Иногда требуется лишь умение незаметно подвести больного к рассказу о тех или иных расстройствах, направить беседу так, чтобы он сам сообщил об имеющихся у него отклонениях в сфере восприятия.
Если больной не склонен рассказывать о своих ощущениях или, наоборот, пытается их скрыть (диссимулировать), следует использовать метод наблюдения за поведением, мимикой, поступками во время беседы или разговора больного с соседями по палате.
В случае, когда имеются основания предполагать симуляцию расстройств акта восприятия, используется богатый арсенал специальных тестов и приёмов исследования.
ВНИМАНИЕ – избирательная направленность психической деятельности и сознания человека на определенные предметы и явления.
Физиологические основы внимания
Внимание обеспечивает явление доминанты в коре больших полушарий головного мозга очага с повышенной нервной возбудимостью, доминирующего над остальными частями коры головного мозга.
Внимание подразделяется на:
ü Произвольное – возникает под влиянием сознательно поставленных целей. Оно необходимо для любой целенаправленной деятельности.
ü Непроизвольное – когда оно привлекается на неожиданные или непривычные внешние стимулы (резкий гудок автомобиля, вспышки света и пр.)
Характеристики внимания
ü Направленность – привлечение внимания к тем объектам, которые имеют для человека первостепенное значение;
ü Сосредоточенность – означает процесс углубления в деятельность и полное отвлечение от всего, что не имеет к этому отношение.
Свойства внимания
§ Концентрация – способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь в данный момент времени от ненужных объектов и информации;
§ Избирательность – сосредоточение на наиболее важных предметах;
§ Распределение – возможность иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять сложную деятельность, состоящую из множества однородных операций;
§ Объём внимания – характеризуется количеством объектов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности;
§ Интенсивность – характеризуются количеством энергии, затраченной на выполнение задания;
§ Устойчивость – способность задерживаться на восприятии данного объекта;
§ Отвлекаемость – следствие отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или к деятельности.
Нарушение внимания
1. Невнимательность — нарушение устойчивости внимания.
1-й вариант: рассеянность (порхающее внимание) — легкая переключаемость слабоконцентрируемого внимания. Этот тип невнимательности встречается при астении - у ослабленных людей с соматическими заболеваниями, у детей с невротическими состояниями, а также на начальных этапах различных психических расстройств.
2-й вариант: слабая концентрация внимания при сниженной переключаемости. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов, наблюдается у больных с церебральным атеросклерозом в пожилом возрасте, при хроническом алкоголизме и наркомании и на поздних стадиях шизофрении.
2. Гиперметаморфоз внимания — повышенная отвлекаемость.
Чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При выполнении корректурной пробы и других заданий больные пропускают отдельные строки в таблице, зачеркивают другие символы, забывают инструкцию. В детской практике данное нарушение выявляется в процессе сюжетно-ролевых игр у детей с психомоторной патологией.
3. Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Встречается при опухолях головного мозга и при невротических расстройствах.
4. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление интенсивности внимания в процессе работы. Выявляется по резкому снижению качества и темпа выполнения задания. Быстрая истощаемость внимания свойственна больным с травмами черепа и другими органическими заболеваниями мозга, а также с реактивными пограничными состояниями и посттравматическими состояниями.
5. Инертность внимания — невозможность своевременной переключаемости или патологическая фиксация внимания.
Наблюдается у больных эпилепсией, при психопатиях с паранойяльным развитием, при психопатоподобной форме шизофрении.
ПАМЯТЬ -психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Процессы памяти:
Ø Запоминание - запечатление в сознании человека полученной информации;
Ø Сохранение – удержание в памяти полученной информации в течении длительного периода времени;
Ø Воспроизведение – восстановление ранее запечатленного в сознании человека материала;
Ø Узнавание – идентификация (опознание)объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними;
Ø Забывание – процесс, обратный сохранению, выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.
Виды памяти:
В зависимости отхарактера запоминаемой информации:
· Наглядно-образная память – на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы.
· Вербальную память – на слова;
· Словесно-логическую память – на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации;
· Двигательную память – на движения;
· Эмоциональная память – на переживания;
· Пространственная память – на расположение предметов в пространстве и ориентацию в пространстве;
· На числа;
· На фамилии, имена;
· Лица.
В зависимости от приемов заучивания:
· Механическую память – запоминание информации в той форме, в которой она заучивается;
· Логическую (смысловую память) – запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.
В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала:
o Кратковременную память – запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 секунд. Объём её ограничен 5-7 объектами.
o Долговременную память – запоминание на длительный срок информации, имеющей большую значимость. На процесс закрепления информации и долговременной памяти существенное влияние оказывает эмоциональный фон, связанный с этой информацией. Лучше запоминаются факты, положительно окрашенные, хуже - отрицательно окрашенные, ещё хуже – не имеющие никакой эмоциональной окраски.
o Оперативная память – избирательное сохранение и активация информации на время выполнения конкретной задачи. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем выполнения задачи.
В зависимости от цели деятельности:
§ Непроизвольная память – вид памяти, когда информация запоминается сама по себе без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией (сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает).
§ Произвольная – вид памяти, когда информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов.
Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и от приёмов заучивания.
В зависимости от развитости процессов и способа запоминания:
o Непосредственная память (механическая) – заучивание материала путём многократного повторения («зубрёжка»);
o Опосредованная память (ассоциативная) – когда человек ищет способы запоминания, осмысливает, анализирует, сравнивает материал.
Количественные характеристики памяти:
1.Скорость;
2.Прочность;
3.Длительность;
4.Точность;
5.Объём запоминания;
Эффекты и законы памяти:
Эффект Зейгарника
Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остаётся неудовлетворенной, если оно не доведено до конца.
Эффект Смирнова
Действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий лучше запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и эти препятствия.
Эффект края
При запоминании ряда однородной информации лучше всего воспроизводятся его начало и конец.
Эффект реминисценции
Улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Отсроченное на 2-3 дня воспроизведение нередко даёт лучшие результаты, чем воспроизведение сразу после его заучивания.
Нарушение памяти
Амнезии – полная утрата памяти на события определенного промежутка времени
Известный исследователь расстройств памяти Т.Рибо отметил 2 закономерности при амнезии:
1) память человека связана с личностью, причём таким образом, что патологические изменения личности, всегда сопровождаются нарушениями памяти;
2) память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти, наоборот, сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем более сложные и недавние.
Гипермнезия - резкое обострение памяти, удержание в памяти и воспроизведении чрезмерно большого объёма информации. Встречается при маниакальных состояниях, как компенсация недостатка интеллекта у олигофренов в степени дебильности.
Прогрессирующая гипомнезия — постепенно нарастающее ослабление памяти или отдельных ее компонентов (при сосудистых заболеваниях головного мозга, главный компонент парциальной деменции).
Снижение памяти идет по закону Рибо: от позднего (недавнего) к раннему (событиям юности), от частного к общему, от эмоционально нейтрального к эмоционально значимому
Парамнезии –искажение воспоминаний в результате нарушения способности к воспроизведению. К ним относятся:
Псевдореминисценции — перенос реально имевших место событий обыденного содержания из прошлого в настоящее.
Конфабуляции (ложные воспоминания) — вымышленные события неправдоподобного, фантастического характера.
Криптомнезии - воспоминания, почерпнутые из книг, рассказы о событиях, случившихся с другими людьми, которые больные приписывают себе.
МЫШЛЕНИЕ -психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира
Операции мышления
1.Анализ - мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий и отношений.
2.Синтез - мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу.
3.Сравнение –установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
4.Абстрагирование –мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
5.Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
На основе обобщения и абстрагирования осуществляются:
Классификация- группировка объектов по существенным признакам.
Конкретизация- познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей. (Возвращение от общего и абстрактного к конкретному).
Процессы мышления
1.Суждение-высказывание, содержащее определенную мысль;
2.Умозаключение-серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание;
Умозаключение может быть индуктивным и дедуктивным.
Индукция и дедукция - способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли;
Индукция- способ мышления, при котором умозаключение идёт от единичных фактов к общему выводу.
Дедукция- умозаключение от общего к частному.
3.Определение понятий - система суждений, о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие признаки.
Виды мышления
По уровню развития
§ Практически – действенное. Вид мышления, для которого характерно оперирование предметами;
§ Наглядно -образное. Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы;
§ Словесно – логическое (абстрактно- логическое). Вид мышления, связанный с использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей.
По характеру решаемых задач
§ Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений;
§ Практическое - мышление, основанное на решении практических задач.
По степени развернутости
§ Дискурсивное – мышление, опосредованное логикой рассуждения, а не восприятия.
§ Интуитивное – мышление на основе собственных чувственных восприятий, является минимально осознанным.
По степени новизны и оригинальности
§ Репродуктивным (воспроизводящим) – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников;
§ Продуктивное (творческое) – мышление на основе творческого воображения. Приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам.
Препятствиями для развития творческого мышления являются: боязнь выделиться (вдруг буду выглядеть глупым или смешным), боязнь осуждения, неуверенность в себе, боязнь критиковать позицию другого человека, стремление быть похожим на других людей (конформизм).