Тактика медицинского работника
Тактика медицинского работника
Больные, страдающие сильными болями, нуждаются во внимательном и заботливом отношении к их жалобам и просьбам. Боли сильнее изнуряют больного, чем какие-либо другие расстройства.
В настоящее время в арсенале лекарственных средств большое число анальгетиков. Если медицинская сестра не имеет указание врача выдать больному при сильных болях назначенное ему средство, то она должна вызвать дежурного врача и решить с ним вопрос, чем купировать боль.
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие- отражение в сознании человека чувств, предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Искусственное лишение людей восприятия (при так называемой «сенсорной депривации», помещение человека в темную бесшумную комнату, где пол и стенки мягкие и дают минимум тактильных раздражений) приводит к тому, что у них быстро развивается душевные расстройства, прежде всего галлюцинации – обманы восприятия.
Физиологические основы восприятия:
Восприятие возникает как результат одновременно действующих комплексных раздражителей и функционирует как следствие осуществляемой согласованной деятельности нескольких анализаторов.
По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельностью мозга. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез свойств объекта в целостный образ.
В процессе развития человека совершенствование и дифференциация восприятий происходит автоматически.
В силу несовершенства своей ЦНС, новорожденный видит мир перевернутым. Однако с первых же дней своей жизни он начинает этот мир не только обозревать, но и ощупывать. В результате возникают и совершенствуются связи между зрительным, кожным и мышечно-двигательными анализаторами и формируется обычное для человека восприятие окружающего.
Виды восприятий:
· В зависимости от форм отражения : пространства, времени, движения, звуков;
· В зависимости от цели:преднамеренное (в основе лежит цель и волевые усилия человека) и непреднамеренное (не связано с волевыми усилиями человека);
· В зависимости от степени организации:организованное (наблюдение – ведущую роль играет вторая сигнальная система) и неорганизованная.
Свойства восприятия:
1. Избирательность- способность человека воспринимать лишь те объекты, которые представляют для него наибольший интерес. Зависит от интересов и потребностей человека.
2. Предметность -отражает возможность человека реагировать на воздействия конкретных предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг чётко различает предмет, фон и контур их восприятия.
3. Апперцепция – зависимость зрительного восприятия от прежнего опыта человека. Воспринимая предметы, человек выражает личное отношение к ним.
4. Осмысленность –воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный смысл: вредные или полезные, желанные или ненужные.
5. Константность-постоянство в восприятии, при изменении расстояния, ракурса, освещенности.
6. Целостность - образы воспринимаемых предметов воспринимаются целостно, даже если отдельные качества в данный момент отсутствуют или не воспринимаются.
Успешность восприятия зависит от:
Личных качеств субъекта восприятия:
ü Психологической чувствительности - повышенная восприимчивость к психологическим проявлениям своего внутреннего мира и других людей;
ü Знания возможностей, трудностей восприятия другого человека – эмпатия, практика наблюдений;
ü Навыки и умения восприятия и наблюдения;
ü Условий, в которых осуществляется восприятие: расстояние до объекта, длительность восприятия, величина помещения, освещенность, температура в помещении, фон восприятия и пр.
Особенностей проявления механизмов восприятия у его субъектов:
Ø «Вера в первый взгляд»- первое впечатление не всегда верно, так как опирается на наши ожидания и слабости;
Ø «Прислушивание к мнению других людей»- представляем объект, опираясь на чужое субъективное мнение;
Ø Психологическое состояние - в хорошем настроении всё воспринимается в радужных тонах;
Ø Упрощение - мы воспринимаем те объекты, к которым подготовлен наш мозг;
Каждый человек привносит в восприятие нечто свойственное только ему. Индивидуальные особенности восприятия проявляются в быстроте, глубине, точности, степени тонкости отдельных восприятий, их эмоциональной насыщенности и пр.
При органическом выпадении какого-либо анализатора (депривации), например, при слепоте или глухоте, чувствительность других анализаторов резко повышается, особенно если депривация слуховая или зрительная наступила в раннем возрасте и организм должен был адаптироваться к окружающей среде. У слепых, кроме слухового, обонятельного, хорошо развиты вестибулярный и мышечно-суставный анализаторы, что позволяет им не только находить дорогу по практически неуловимым для зрячих признакам, но и чувствовать препятствие, встречающееся на пути.
У глухонемых доминируют зрительный, вестибулярный и мышечно-суставный анализаторы. Глухонемые тонко чувствуют ритмику, воспринимают шумы, создающие еле уловимую вибрацию.
Дифференцировка зрительных восприятий у этих лиц достигает такого уровня, что они при соответствующем обучении легко понимают обращенную к ним речь по движению губ («считывают с губ»).
Формирование сферы ощущений и восприятий у человека при высоком уровне развития его головного мозга проходит под влиянием трудовой деятельности, опыта всей жизни.
У опытного медицинского работниканаиболее развито тактильное ощущение, используемое им при пальпации, производстве различных манипуляций. Развитие восприятия связано с методами наблюдения и изучения.
Теоретический и практический интерес для среднего медицинского работника представляют различные формы «инструментального осязания», например «осязание» через кончик иглы стенки вены при внутривенной инъекции.
Восприятие можно различать по степени активности личности. Такая черта личности, как способность к устойчивому и эффективному, планомерному и целеустремленному восприятию, называется наблюдательность. Для медицинского работника огромное значение имеет постоянное развитие наблюдательности за болезненными проявлениями.
Ощущения тесно связаны с эмоциями. Эмоции могут накладывать отпечаток на восприятие и иногда в какой-то мере извращать образ воспринимаемого, его оценку, впечатление, им оставляемое. Такие извращения могут наблюдаться у любого больного при плохом самочувствии. Это должен учитывать медицинский работник при беседе с больным и выполнении различных манипуляций, предписанных врачом.
Нарушение восприятия.
Расстройства восприятия могут наблюдаться при некоторых экстремальных ситуациях у здоровых людей, а также при душевных и нервных болезнях.
Иллюзии- качественные искажения восприятия реальных предметов и явлений.
Иллюзии могут наблюдаться и у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха, а могут быть началом заболевания и важно не пропустить.
З разновидности иллюзий
Ø иллюзии невнимательности -на фоне усталости «оговорки», «описки»-«соскок внимания».
Ø аффективные иллюзии - связаны со страхом тревоги, напряжения (ребёнок в темной комнате видит чудовище, а это всего лишь одежда на стуле или случаи стрельбы на посту или превышение пределов самообороны, когда блеск от часов воспринимается как блеск от лезвия ножа)
Ø парейдолические иллюзии-человек начинает в предметах видеть какие-то чудовища (в узорах на ковре, в трещине на стене и пр.) Как правило, это не сопровождается страхом и тревогой. Характерно для начала развития делирия. Чем раньше прекратить, тем лучше. Эти иллюзии характерны для интоксикации
Такие расстройства могут наблюдаться при различных органических поражениях головного мозга (увеличились руки, нос стал непропорционально большим и пр.)
Типичны при: энцефалите, эпилепсии, опухолей теменно-затылочных отделов правого полушария.
Бывают также оптические иллюзии(картинки).
Дереализация - чувство неопределенного изменения окружающего («что-то изменилось вовне», «de ja vecu»- уже виденного, «jamais vu»- никогда не виденного).
Галлюцинации - восприятие без объекта. Как и иллюзии. Галлюцинации различаются по органам чувств.
Следует помнить, что галлюцинации могут возникать только на болезненной основе, в основном при психических заболеваниях. При этом у больных одновременно отмечаются изменения в сфере чувств и поведении.
Нарушения сложных познавательных процессов называются агнозиями.Различают зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Они возникают при локальных поражениях коры большого мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях. Например, больные с предметной агнозией (нарушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бумаге кувшин, говорят, что это треугольник или называют какой-нибудь другой предмет. Большие трудности представляет для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями.
У некоторых больных наблюдаются преимущественно нарушения зрительного индивидуализированного восприятия при относительно сохранном обобщенном восприятии предметов: например, нарушается способность узнавать знакомых. При выраженной глубине болезненных расстройств больные плохо различают мимику.
При оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов (расположение улиц в городе, больные не могут найти дверь в палату, в своё отделение, койку в палате и т.д.).
Больные с расстройствами высших форм осязательного восприятия (астереогноз) не могут, ощупывая предмет (ключ, ручку, очки и т.д.) с закрытыми глазами легко и безошибочно узнать предмет.
При слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными и пр.
Органические поражения головного мозга, реже интоксикации и соматические болезни, могут сопровождаться расстройствами восприятия типа дереализации.
Это очень сложное патологическое состояние, в основе которого лежит нарушение восприятия, сочетающееся, по-видимому, со своеобразным нарушением сознания. Больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой». Привычные раздражители окружающей среды утрачивают остроту своего воздействия на органы чувств. Нередко больные заявляют, что они всё воспринимают, как через толстое стекло, которое как бы отделяет их от окружающего. Это болезненное состояние иногда сочетается с патологией самовосприятия - деперсонализацией.
Исследование восприятия.
В психологии восприятие исследуют при помощи таблиц и рисунков. Например, человеку предлагают дать характеристику чувств людей, лица которых схематически изображены на рисунках.
Основное значение имеет не инструментальное исследование или тесты, а беседа с больным. Собирание жалоб и анамнеза. Подробный расспрос о его ощущениях, восприятиях и представлениях. Иногда требуется лишь умение незаметно подвести больного к рассказу о тех или иных расстройствах, направить беседу так, чтобы он сам сообщил об имеющихся у него отклонениях в сфере восприятия.
Если больной не склонен рассказывать о своих ощущениях или, наоборот, пытается их скрыть (диссимулировать), следует использовать метод наблюдения за поведением, мимикой, поступками во время беседы или разговора больного с соседями по палате.
В случае, когда имеются основания предполагать симуляцию расстройств акта восприятия, используется богатый арсенал специальных тестов и приёмов исследования.
ВНИМАНИЕ – избирательная направленность психической деятельности и сознания человека на определенные предметы и явления.
Характеристики внимания
ü Направленность – привлечение внимания к тем объектам, которые имеют для человека первостепенное значение;
ü Сосредоточенность – означает процесс углубления в деятельность и полное отвлечение от всего, что не имеет к этому отношение.
Свойства внимания
§ Концентрация – способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь в данный момент времени от ненужных объектов и информации;
§ Избирательность – сосредоточение на наиболее важных предметах;
§ Распределение – возможность иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять сложную деятельность, состоящую из множества однородных операций;
§ Объём внимания – характеризуется количеством объектов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности;
§ Интенсивность – характеризуются количеством энергии, затраченной на выполнение задания;
§ Устойчивость – способность задерживаться на восприятии данного объекта;
§ Отвлекаемость – следствие отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или к деятельности.
Нарушение внимания
1. Невнимательность — нарушение устойчивости внимания.
1-й вариант: рассеянность (порхающее внимание) — легкая переключаемость слабоконцентрируемого внимания. Этот тип невнимательности встречается при астении - у ослабленных людей с соматическими заболеваниями, у детей с невротическими состояниями, а также на начальных этапах различных психических расстройств.
2-й вариант: слабая концентрация внимания при сниженной переключаемости. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов, наблюдается у больных с церебральным атеросклерозом в пожилом возрасте, при хроническом алкоголизме и наркомании и на поздних стадиях шизофрении.
2. Гиперметаморфоз внимания — повышенная отвлекаемость.
Чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При выполнении корректурной пробы и других заданий больные пропускают отдельные строки в таблице, зачеркивают другие символы, забывают инструкцию. В детской практике данное нарушение выявляется в процессе сюжетно-ролевых игр у детей с психомоторной патологией.
3. Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Встречается при опухолях головного мозга и при невротических расстройствах.
4. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление интенсивности внимания в процессе работы. Выявляется по резкому снижению качества и темпа выполнения задания. Быстрая истощаемость внимания свойственна больным с травмами черепа и другими органическими заболеваниями мозга, а также с реактивными пограничными состояниями и посттравматическими состояниями.
5. Инертность внимания — невозможность своевременной переключаемости или патологическая фиксация внимания.
Наблюдается у больных эпилепсией, при психопатиях с паранойяльным развитием, при психопатоподобной форме шизофрении.
ПАМЯТЬ -психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Процессы памяти:
Ø Запоминание - запечатление в сознании человека полученной информации;
Ø Сохранение – удержание в памяти полученной информации в течении длительного периода времени;
Ø Воспроизведение – восстановление ранее запечатленного в сознании человека материала;
Ø Узнавание – идентификация (опознание)объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними;
Ø Забывание – процесс, обратный сохранению, выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.
Виды памяти:
В зависимости отхарактера запоминаемой информации:
· Наглядно-образная память – на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы.
· Вербальную память – на слова;
· Словесно-логическую память – на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации;
· Двигательную память – на движения;
· Эмоциональная память – на переживания;
· Пространственная память – на расположение предметов в пространстве и ориентацию в пространстве;
· На числа;
· На фамилии, имена;
· Лица.
В зависимости от приемов заучивания:
· Механическую память – запоминание информации в той форме, в которой она заучивается;
· Логическую (смысловую память) – запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.
В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала:
o Кратковременную память – запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 секунд. Объём её ограничен 5-7 объектами.
o Долговременную память – запоминание на длительный срок информации, имеющей большую значимость. На процесс закрепления информации и долговременной памяти существенное влияние оказывает эмоциональный фон, связанный с этой информацией. Лучше запоминаются факты, положительно окрашенные, хуже - отрицательно окрашенные, ещё хуже – не имеющие никакой эмоциональной окраски.
o Оперативная память – избирательное сохранение и активация информации на время выполнения конкретной задачи. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем выполнения задачи.
В зависимости от цели деятельности:
§ Непроизвольная память – вид памяти, когда информация запоминается сама по себе без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией (сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает).
§ Произвольная – вид памяти, когда информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов.
Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и от приёмов заучивания.
В зависимости от развитости процессов и способа запоминания:
o Непосредственная память (механическая) – заучивание материала путём многократного повторения («зубрёжка»);
o Опосредованная память (ассоциативная) – когда человек ищет способы запоминания, осмысливает, анализирует, сравнивает материал.
Количественные характеристики памяти:
1.Скорость;
2.Прочность;
3.Длительность;
4.Точность;
5.Объём запоминания;
Эффекты и законы памяти:
Эффект Зейгарника
Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остаётся неудовлетворенной, если оно не доведено до конца.
Эффект Смирнова
Действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий лучше запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и эти препятствия.
Эффект края
При запоминании ряда однородной информации лучше всего воспроизводятся его начало и конец.
Эффект реминисценции
Улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Отсроченное на 2-3 дня воспроизведение нередко даёт лучшие результаты, чем воспроизведение сразу после его заучивания.
Нарушение памяти
Амнезии – полная утрата памяти на события определенного промежутка времени
Известный исследователь расстройств памяти Т.Рибо отметил 2 закономерности при амнезии:
1) память человека связана с личностью, причём таким образом, что патологические изменения личности, всегда сопровождаются нарушениями памяти;
2) память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти, наоборот, сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем более сложные и недавние.
Гипермнезия - резкое обострение памяти, удержание в памяти и воспроизведении чрезмерно большого объёма информации. Встречается при маниакальных состояниях, как компенсация недостатка интеллекта у олигофренов в степени дебильности.
Прогрессирующая гипомнезия — постепенно нарастающее ослабление памяти или отдельных ее компонентов (при сосудистых заболеваниях головного мозга, главный компонент парциальной деменции).
Снижение памяти идет по закону Рибо: от позднего (недавнего) к раннему (событиям юности), от частного к общему, от эмоционально нейтрального к эмоционально значимому
Парамнезии –искажение воспоминаний в результате нарушения способности к воспроизведению. К ним относятся:
Псевдореминисценции — перенос реально имевших место событий обыденного содержания из прошлого в настоящее.
Конфабуляции (ложные воспоминания) — вымышленные события неправдоподобного, фантастического характера.
Криптомнезии - воспоминания, почерпнутые из книг, рассказы о событиях, случившихся с другими людьми, которые больные приписывают себе.
МЫШЛЕНИЕ -психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира
Операции мышления
1.Анализ - мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий и отношений.
2.Синтез - мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу.
3.Сравнение –установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
4.Абстрагирование –мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
5.Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
На основе обобщения и абстрагирования осуществляются:
Классификация- группировка объектов по существенным признакам.
Конкретизация- познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей. (Возвращение от общего и абстрактного к конкретному).
Процессы мышления
1.Суждение-высказывание, содержащее определенную мысль;
2.Умозаключение-серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание;
Умозаключение может быть индуктивным и дедуктивным.
Индукция и дедукция - способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли;
Индукция- способ мышления, при котором умозаключение идёт от единичных фактов к общему выводу.
Дедукция- умозаключение от общего к частному.
3.Определение понятий - система суждений, о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие признаки.
Виды мышления
По уровню развития
§ Практически – действенное. Вид мышления, для которого характерно оперирование предметами;
§ Наглядно -образное. Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы;
§ Словесно – логическое (абстрактно- логическое). Вид мышления, связанный с использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей.
По характеру решаемых задач
§ Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений;
§ Практическое - мышление, основанное на решении практических задач.
По степени развернутости
§ Дискурсивное – мышление, опосредованное логикой рассуждения, а не восприятия.
§ Интуитивное – мышление на основе собственных чувственных восприятий, является минимально осознанным.
По степени новизны и оригинальности
§ Репродуктивным (воспроизводящим) – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников;
§ Продуктивное (творческое) – мышление на основе творческого воображения. Приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам.
Препятствиями для развития творческого мышления являются: боязнь выделиться (вдруг буду выглядеть глупым или смешным), боязнь осуждения, неуверенность в себе, боязнь критиковать позицию другого человека, стремление быть похожим на других людей (конформизм).
Темп, скорость.
2.Стройность: способность мыслить логически и формулировать свои мысли грамматически правильно.
3.Целенаправленность: способность направлять свою мысль на определенную цель.
4.Продуктивность: способность с помощью мышления прийти к новым знаниям.
Не следует отождествлять понятия«мышление» и «интеллект».Интеллект включает в себя приобретенные знания и опыт, а также способность к их дальнейшему использованию при мыслительной деятельности.
ИНТЕЛЛЕКТ - устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей.
Различныемодели интеллектавключают в себя:вербальное понимание, пространственные представления, счётные способности, память, перцептивную быстроту, речевую беглость.
Основные качества интеллекта:
Ø Пытливость ума –стремление разносторонне познать то или иное явление;
Ø Глубина ума –способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
Ø Логичность мышления –строгая последовательность рассуждений с учётом всех сторон объектов;
Ø Доказательность мышления – способность использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов;
Ø Критичность мышления -умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи;
Ø Широта мышления –способность охватывать вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы.
Негативное качество интеллекта – ригидность мышления – негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонам, стереотипам и оценкам.
Признак развитости ума и широты его интеллекта – способность предвидеть,предупреждать и избегать ненужных конфликтов и сложных ситуаций.
Уровеньотдельных качеств ума индивида определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта.
Роль уровня развития интеллекта в формировании реакции личности на болезнь – огромна. Высокий интеллект предполагает и более адекватную оценку собственной болезни пациентом, без её игнорирования. В то же время обширный объем знаний пациента в большей степени способствует чересчур пристальному вниманию к болезни, сомнениям и колебанию.
Тактика медицинского работника
Больные, страдающие сильными болями, нуждаются во внимательном и заботливом отношении к их жалобам и просьбам. Боли сильнее изнуряют больного, чем какие-либо другие расстройства.
В настоящее время в арсенале лекарственных средств большое число анальгетиков. Если медицинская сестра не имеет указание врача выдать больному при сильных болях назначенное ему средство, то она должна вызвать дежурного врача и решить с ним вопрос, чем купировать боль.
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие- отражение в сознании человека чувств, предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Искусственное лишение людей восприятия (при так называемой «сенсорной депривации», помещение человека в темную бесшумную комнату, где пол и стенки мягкие и дают минимум тактильных раздражений) приводит к тому, что у них быстро развивается душевные расстройства, прежде всего галлюцинации – обманы восприятия.
Физиологические основы восприятия:
Восприятие возникает как результат одновременно действующих комплексных раздражителей и функционирует как следствие осуществляемой согласованной деятельности нескольких анализаторов.
По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельностью мозга. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез свойств объекта в целостный образ.
В процессе развития человека совершенствование и дифференциация восприятий происходит автоматически.
В силу несовершенства своей ЦНС, новорожденный видит мир перевернутым. Однако с первых же дней своей жизни он начинает этот мир не только обозревать, но и ощупывать. В результате возникают и совершенствуются связи между зрительным, кожным и мышечно-двигательными анализаторами и формируется обычное для человека восприятие окружающего.
Виды восприятий:
· В зависимости от форм отражения : пространства, времени, движения, звуков;
· В зависимости от цели:преднамеренное (в основе лежит цель и волевые усилия человека) и непреднамеренное (не связано с волевыми усилиями человека);
· В зависимости от степени организации:организованное (наблюдение – ведущую роль играет вторая сигнальная система) и неорганизованная.
Свойства восприятия:
1. Избирательность- способность человека воспринимать лишь те объекты, которые представляют для него наибольший интерес. Зависит от интересов и потребностей человека.
2. Предметность -отражает возможность человека реагировать на воздействия конкретных предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг чётко различает предмет, фон и контур их восприятия.
3. Апперцепция – зависимость зрительного восприятия от прежнего опыта человека. Воспринимая предметы, человек выражает личное отношение к ним.
4. Осмысленность –воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный смысл: вредные или полезные, желанные или ненужные.
5. Константность-постоянство в восприятии, при изменении расстояния, ракурса, освещенности.
6. Целостность - образы воспринимаемых предметов воспринимаются целостно, даже если отдельные качества в данный момент отсутствуют или не воспринимаются.
Успешность восприятия зависит от:
Личных качеств субъекта восприятия:
ü Психологической чувствительности - повышенная восприимчивость к психологическим проявлениям своего внутреннего мира и других людей;
ü Знания возможностей, трудностей восприятия другого человека – эмпатия, практика наблюдений;
ü Навыки и умения восприятия и наблюдения;
ü Условий, в которых осуществляется восприятие: расстояние до объекта, длительность восприятия, величина помещения, освещенность, температура в помещении, фон восприятия и пр.
Особенностей проявления механизмов восприятия у его субъектов:
Ø «Вера в первый взгляд»- первое впечатление не всегда верно, так как опирается на наши ожидания и слабости;
Ø «Прислушивание к мнению других людей»- представляем объект, опираясь на чужое субъективное мнение;
Ø Психологическое состояние - в хорошем настроении всё воспринимается в радужных тонах;
Ø Упрощение - мы воспринимаем те объекты, к которым подготовлен наш мозг;
Каждый человек привносит в восприятие нечто свойственное только ему. Индивидуальные особенности восприятия проявляются в быстроте, глубине, точности, степени тонкости отдельных восприятий, их эмоциональной насыщенности и пр.
При органическом выпадении какого-либо анализатора (депривации), например, при слепоте или глухоте, чувствительность других анализаторов резко повышается, особенно если депривация слуховая или зрительная наступила в раннем возрасте и организм должен был адаптироваться к окружающей среде. У слепых, кроме слухового, обонятельного, хорошо развиты вестибулярный и мышечно-суставный анализаторы, что позволяет им не только находить д