Закономерности роста и развития организма человека.
Введение
Анатомия человека— это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека, его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия рассматривает строение тела человека, его органов в различные периоды жизни, от внутриутробного периода и до старческого возраста, исследует особенности организма в условиях воздействия внешней среды.
Физиология человека–наука,изучающая функции живого организма, его органов и систем, клеток и клеточных ассоциаций, процессы их жизнедеятельности. Физиология исследует функциональные взаимосвязи в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды.
Патология (от греч. páthos — страдание, болезнь и ...логия) – комплексная наука, изучающая закономерности возникновения, течения и исхода заболеваний и отдельных патологических процессов в организме человека. Выделяют общую и частную патологию.
Патология включает:
1) этиологию – изучение причин болезни и создание общего учения о причинности в патологии, то есть законов, управляющих причинами;2) патогенез – изучение общих механизмов возникновения, развития и прекращения болезней и патологических процессов. Цель дисциплины – создание целостного представления об организме человека как едином целом, о сущности морфологических и физиологических особенностей в деятельности систем организма в норме и патологии, о причинах и условиях возникновения болезней.
Связь с другими дисциплинами и значение для преподавателей-дефектологов.
Знание анатомо-физиологических особенностей организма человека и их патологических изменений должно быть базой для понимания ряда вопросов психологии, педагогики, гигиены, невропатологии, патологии сенсорных систем и других дисциплин. Изучение дисциплины дает более широкую педагогическую ориентацию и поможет правильно организовать учебную и воспитательную работу с детьми. Анализируя особенности строения тела человека и его функции, анатомия и физиология в итоге изучают целостный человеческий организм. Современная анатомия и физиология тщательно исследуют изменения и процессы, происходящие в организме человека в различные возрастные периоды. Раскрывая основные закономерности развития человека в эмбриогенезе, а также детей в различные возрастные периоды, анатомия и физиология дают важный материал для педагогов, психологов, воспитателей и гигиенистов. Так, эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков.
Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание возрастных анатомо-физиологических особенностей необходимо при физическом воспитании, для определения эффективных методов обучения. Знание анатомии и физиологии дает возможность понять течение процессов в организме, взаимосвязи человека с внешней средой, природой и животным миром, объяснить происхождение вариантов телосложения, пороков развития, различных уродств, а также изменений, возникших в результате различных заболеваний. Анатомия и физиология изучают практически здоровых людей, у которых строение и функции не нарушены.
Аномалии— это отклонения от общей закономерности, выходящие за границы нормы (от греч. anomalia — неправильность). Аномалии, имеющие внешние проявления, искажающие внешний облик человека, называют уродствами (недоразвитие конечностей, черепа и др.). Различного рода уродства, их происхождение и строение изучает наука тератология(от греч. teras — урод). Педагоги-дефектологи должны овладеть знаниями вопросов этиологии, патогенеза и исхода болезней, четко представлять характер нарушений умственного и физического развития ребенка, вопросов сущности дефекта, чтобы научно обоснованно определить компенсаторные и коррекционные возможности аномального ребенка.
Таблица – Периодизация онтогенеза
Периоды | Фазы | Возрастной интервал | |
Пренатальный | Начальный (предимплантационный) | 1-я неделя | |
Эмбриональный | 2–8-ая недели | ||
Фетальный | с 9 недели до рождения | ||
Постнатальный | Новорожденный | 1–10 сут | |
Грудной | 11 сут–1 год | ||
Детство | Раннее | 1–3 года | |
Первое | 4–7 лет | ||
Второе | 8–12 лет – мальчики 8–11 лет - девочки | ||
Подростковый | 13–16 лет – мальчики 12–15 лет - девочки | ||
Юношеский | 17 – 21 год – юноши 16 – 20 лет - девушки | ||
Зрелость | Первая | 22 – 35 лет мужчины 21 – 35 лет женщины | |
Вторая | 36 – 60 лет мужчины 35 – 55 лет женщины | ||
Пожилой | 61 –75 лет мужчины 56 – 75 лет женщины | ||
Старческий | 75 – 90 лет оба пола | ||
Долгожительство | 90 лет и более, оба пола |
Пренатальный период продолжается от момента образования зиготы до начала родовой деятельности. Обычно он соответствует продолжительности доношенной беременности и составляет 9 календарных месяцев, или 10 лунных месяцев, или 40 недель, или 280 дней.
Постнатальный период -период от рождения до смерти. У человека постнатальный период условно разделяют на 12 периодов (возрастная периодизация).
Постнатальный онтогенез.
Новорожденный - происходит вскармливание ребенка молозивом (незрелым молоком) в течение 10 дней.На размеры тела новорожденных влияют многие факторы - порядковый номер беременности и родов, возраст и размеры тела родителей, здоровье, питание, условия труда и быта беременных и так далее. Благоприятные социальные условия способствуют более высокому весу при рождении.
Грудной возраст - После 10 дней - переход к питанию зрелым молоком (до 4-6 месяцев). В этот период - наибольшая интенсивность роста по сравнению с периодами внутриутробной жизни: к году длина тела увеличивается почти в *1,5 раза, а вес тела * 3 раза. На 1м году жизни ребенок учится держать голову, поворачиваться на бок, стоять на четвереньках, сидеть, ползать, ходить. С 6 месяцев начинается прорезывание зубов. К году ребенок обычно может ходить без поддержки.
Раннее детство - темпы роста заметно снижаются. На 2-3 году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. Ребенок интенсивно овладевает речевыми и двигательными навыками.
Первое детство - Формируется характерный «детский» тип пропорций: большая голова, крупное цилиндрической формы туловище, относительно небольшие конечности, выступающий живот, не сформировавшиеся еще изгибы позвоночника. от 1 до 7 лет называют периодом нейтрального детства, так как мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. С 6 лет начинается прорезывание постоянные зубов. К 7 годам - критический период в развитии нервной системы (подготовка и начало обучения).
Второе детство (препубертатная стадия). В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается ускоренный рост в длину. К 12-13 годам заканчивается смена зубов (с молочных на постоянные). Усиление секреции половых гормонов вызывает появление вторичных половых признаков (характер оволосения, пропорции тела, распределение жировой ткани). У мальчиков в этот период процесс полового созревания значительно менее выражен, т.к. созревание у девочек начинается в среднем на 1-2 года раньше.
Пубертатная стадия охватывает период от 11 лет у девочек и 13 лет у мальчиков до 18-19 лет. Включает подростковый и отчасти юношеский возраст. Происходит перестройка и созревание всех функциональных систем организма. Повышение чувствительности половых желез к действию гонадотропных гормонов мозга приводит к резкому увеличению секреции половых гормонов. Это вызывает многообразные изменения в организме. Скачкообразное увеличение роста (до 11-12 см в год). Особенно быстро растут мальчики в 13 -14 лет.
Окончательно формируются половые различия в строении и форме тела: у мальчиков происходит быстрое нарастание мышечной массы, развиваются силовые качества, а у девочек увеличивается жироотложение. Под влиянием половых гормонов (тестостерон, эстрогены) подкожный жир – у юношей концентрируется в верхней части тела туловища и плеч, а у девушек – в нижней части туловища и на бедрах. Важный показатель полового созревания – менархе у девочек (около 13 лет) и поллюции у мальчиков (14-15 лет). На данном этапе развития на основе биологических изменений происходят важнейшие процессы психического и интеллектуального созревания.
Юношеский возраст - заканчиваются процессы роста и формирования организма. К 18-20 годам устанавливаются овуляционные циклы у женщин, суточные ритмы секреции тестостерона и выработка половых продуктов у мужчин. Организм готов к выполнению репродуктивной функции.
Зрелый возраст - форма и строение тела изменяются. До 30 лет незначительно продолжает расти позвоночник. функциональная активность организма планомерно снижается. В 30-50 лет длина тела остается постоянной, затем начинает уменьшаться; увеличиваются поперечные размеры тела, нарастает вес тела. Затухает репродуктивная функция (климакс)
Пожилой возраст – ухудшение здоровья, снижение умственных функций, нетрудоспособность. Человек прекращает работать (пенсия).
Старческий возраст - процесс постепенной деградации частей и систем тела. Теории старения - теория мутаций, теория накопления свободных радикалов, митохондриальная теория, генетическая теория и др….
Долгожители – люди в возрасте 90 лет и старше.
Учение о болезнях
МКБ и МКФ: цель, концепция.
МКБ и МКФ – международные классификации, разработанные Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), которые применимы к различным аспектам здоровья. Обеспечены общие правила кодирования информации, связанной со здоровьем (например, диагноз, функционирование и ограничение жизнедеятельности, основание для обращения за медицинской помощью), и используется стандартизованный общий язык, позволяющий общаться по проблемам, связанным со здоровьем и здравоохранением, во всем мире в различных дисциплинах и отраслях науки.
МКБ-10— Международная классификация болезней 10-го пересмотра (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем)
МКБ-10 состоит из 21-го раздела (класса), каждый из которых содержит подразделы с кодами заболеваний и состояний.
Цель МКБ – создание условий для систематизированной регистрации, анализа, интерпретации и сравнения данных о смертности и заболеваемости, полученных в разных странах или регионах и в разное время. МКБ используется для преобразования словесной формулировки диагнозов болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в буквенно-цифровые коды, которые обеспечивают удобство хранения, извлечения и анализа данных.
МКФ – Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья
МКФ является стандартом ВОЗ в области измерения состояния здоровья и инвалидности как на уровне индивида, так и на уровне населения.
МКФ является классификацией здоровья и всех обстоятельств, которые связаны со здоровьем, она используется в таких областях, как страхование, социальная защита, трудоустройство, образование, экономика, социальная политика, законодательство, гигиена. Она принята в ООН как одна из социальных классификаций, на которую ссылаются и в которой реализуются «Стандартные правила по созданию равных возможностей для лиц с ограничениями жизнедеятельности».
Воспаление и опухоли
Стадии воспаления. Нарушение кровообращения и расстройство микроциркуляции при воспалении. Исходы воспаления. Значение воспалительной реакции для организма. Воспаление как причина возникновения дефектов психики, слуха, зрения, речи.
Стадии воспаления. Первый защитный барьер на пути повреждающих факторов – входные ворота. Защита обеспечивается местно за счет структурно-функциональных особенностей ткани, неспецифических факторов защиты, фагоцитоза.
Если этот барьер преодолевается, то возникает процесс повреждения, которое является началом воспаления.
Воспалительные реакции являются вторым защитным барьером.
Последний защитный барьер – иммунный.
Любое воспаление представляет собой комплекс из трех фаз:
1) повреждение;
2) сосудистая реакция;
3) иммунологическая реакция.
В соответствии с этим выделяют следующие стадии воспаления:
1) стадия альтерации(повреждения);а)первичная;б)вторичная.
Альтерация – повреждение структуры клеток, тканей и органов, сопровождающееся нарушением их жизнедеятельности.
2) Стадия экссудации и эмиграции;
Экссудация – выход жидкой части крови из просвета сосудов во внесосудистое пространство.
3) Стадия пролиферации и репарации :а) пролиферации; б) завершение воспаления
Пролиферацию - размножение клеток и восстановление целостности ткани.
Нарушение кровообращения и микроциркуляции при воспалении.
Стадии сосудистой реакции, их причины и проявления:
1) спазм сосудов- это преходящее патологическое сужение просвета артерий, сосудов и капилляров, в результате чего нарушается кровоснабжение органов, нарушается тканевый обмен
2) артериальная гиперемия-это увеличение кровенаполнения органа или ткани вследствие избыточного притока крови по артериальным сосудам.
3) венозная гиперемия-это увеличения кровенаполнения органа или ткани вследствие затрудненного оттока крови по венам.
4) стаз-это остановка тока крови в капиллярах, мелких артериях и венах.
Исход воспаления зависит от его вида и течения, локализации и распространенности. Возможны следующие исходы воспаления:
1. Практически полное восстановление структуры и функции (возврат к нормальному состоянию - restitutio ad integrum). Наблюдается при незначительном повреждении, когда происходит восстановление специфических элементов ткани.
2. Образование рубца (возврат к нормальному состоянию с неполным восстановлением). Наблюдается при значительном дефекте на месте воспаления и замещении его соединительной тканью. Рубец может не отразиться на функциях или же привести к нарушениям функций в результате: а) деформации органа или ткани (например, рубцовые изменения клапанов сердца); б) смещения органов (например, легких в результате образования спаек в грудной полости в исходе плеврита).
3. Гибель органа и всего организма - при некротическом воспалении.
4. Гибель организма при определенной локализации воспаления - например, от удушья вследствие образования дифтеритических пленок на слизистой оболочке гортани. Угрожающей является локализация воспаления в жизненно важных органах.
5. Развитие осложнений воспалительного процесса
6. Переход острого воспаления в хроническое.
В клиническом исходе воспаления большое значение имеет основное заболевание, если возникновение очага (очагов) воспаления связано с ним.
Высшая Нервная Деятельность
Й блок: энергетический
Функция энергетического блока состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций.
Если болезненный процесс станет причиной отказа в нормальной работе 1-го блока, то следствием будет понижение тонуса коры головного мозга. У человека становится неустойчивым внимание, появляется патологически повышенная истощаемость, сонливость. Мышление теряет избирательный, произвольный характер, который оно имеет в норме. Эмоциональная жизнь человека изменяется, он либо становится безразличным, либо патологически встревоженным
2-й блок: приём, переработка, хранение экстероцептивной информации
Блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического. Их корковые зоны расположены в височных, теменных и затылочных долях мозга. Формально сюда можно включить и центральные части вкусовой и обонятельной модальности, однако в коре головного мозга они представлены незначительно по сравнению с основными сенсорными системами.
В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения.
Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений); поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.
Пищеварительная система
Пищеварение в желудке
Желудокслужит для переваривания пищи. В желудке пища перемешивается с пищеварительными соками, в нем происходит химическая переработка (переваривание) пищи с помощью ферментов желудочного сока. В состав желудочного сока входят пепсин, ренин, липаза, соляная кислота и слизь. Желудок выполняет также эндокринную и всасывательную функции (всасываются сахара, спирт, вода, соли). В стенках желудка образуется внутренний так называемый антианемический фактор, который способствует поглощению поступающего с пищей витамина В12. Желудок напоминает удлиненный, изогнутый мешок вместимостью у взрослого человека от 1,5 до 4 л. В желудке выделяют кардиальную (верхнюю) частью, слева от входа в желудок находится его расширенная часть - дно, или свод желудка. Наиболее широкая часть, расположенная книзу от свода желудка, называется телом желудка. У желудка имеется две стенки - передняя и задняя, у которых выделяют четыре слоя: слизистую оболочку, подслизистую основу, мышечную и серозную оболочки.
Желудочный сок – бесцветная жидкость кислой реакции. Желудочный сок содержит пищеварительные ферменты - пепсин, гастриксин, липазу. В желудочном соке много слизи - муцина. Благодаря наличию соляной кислоты желудочный сок обладает высокими бактерицидными (противомикробными) свойствами. Поскольку железы желудка выделяют в течение суток 1,5 - 2,5 л желудочного сока, то пища в желудке превращается в жидкую кашицу. Ферменты пепсин и гастриксин переваривают (расщепляют) белки до – полипептидов. Слизь (муцин) предохраняет слизистую оболочку желудка от самопереваривания. Выделение желудочного сока начинается уже через 5 - 10 мин после начала еды. Секреция желудочных желез продолжается все время, пока пища находится в желудке. Состав желудочного сока и скорость его выделения зависят от количества и качества пищи. Стимуляторами выделения желудочного сока являются гормоны, выделяемые эндокриноцитами, также имеющимися в составе желудочных желез, и всосавшиеся в кровь продукты переваривания пищи. Выделение желудочного сока происходит не только во время еды, но при запахе пищи, ее виде, даже при разговоре о еде. В этих случаях желудочный сок выделяется в результате условно-рефлекторной деятельности организма.
Пищеварение в кишечнике
Тонкая кишкау человека начинается от привратника желудка и заканчивается впадением в слепую (толстую) кишку в области правой подвздошной ямки. У тонкой кишки выделяют двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки. Длина тонкой кишки колеблется от 2,2 до 4,4 м. Слизистая оболочка тонкой кишки образует многочисленные круговые складки и огромное количество ворсинок, благодаря чемуувеличивается всасывательная поверхность ее слизистой оболочки.
Двенадцатиперстная кишкаимеет форму подковы, огибает головку поджелудочной железы. Начальный и конечный отделы двенадцатиперстной кишки покрыты брюшиной почти со всех сторон. К остальным отделам двенадцатиперстной кишки брюшина придлежит лишь спереди. У двенадцатиперстной кишки различают верхнюю, нисходящую, горизонтальную и восходящую части. Слизистая оболочка двенадцатиперстной кишки кроме круговых складок образует хорошо выраженную продольную складку, идущую вдоль заднемедиальной стенки ее
Тощая и подвздошная кишкипокрыты брюшиной со всех сторон, они располагаются интраперитонеально (внутрибрюшинно) и имеют брыжейку. Слизистая оболочка их образует 600 — 700 круговых складок и огромное количество микроскопических выростов - ворсинок (4 - 5 млн). Толстая кишканачинается в правой подвздошной ямке, где расположен ее начальный отдел - слепая кишка, и заканчивается прямой кишкой, открывающейся наружу заднепроходным отверстием. Функциями толстой кишки являются всасывание воды, солей и формирование каловых масс, которые выводятся из организма через задний проход.
В слепую кишку впадает тонкая (подвздошная) кишка. За слепой кишкой следует ободочная кишка, обхватывающая петли тонкой кишки в виде обода. У ободочной кишки выделяют восходящую ободочную кишку, поперечную ободочную и нисходящую ободочную кишку. Заканчивается толстая кишка прямой кишкой, расположенной в полости малого таза. Общая длина толстой кишки составляет 1,5 - 2 м, диаметр кишки равен 5 - 8 см.
Толстая кишка отличается своим строением. Слизистая оболочка толстой кишки ворсинок не образует. В слизистой оболочке много толстокишечных желез и лимфоидных узелков. Циркулярный мышечный слой, расположенный кнутри от продольных лент, у толстой кишки сплошной. Слепая кишка продолжается в восходящую ободочную кишку,переходит в поперечную ободочную кишку. В левой части брюшной полости у нижнего конца селезенки поперечная ободочная кишка резко изгибается вниз (образуя левый, селезеночный изгиб) и переходит в нисходящую ободочную кишку. В левой подвздошной ямке сигмовидная ободочная кишкаизгибается, образует петлю и спускается в малый таз. На уровне мыса крестца сигмовидная ободочная кишка переходит в прямую кишку, которая заканчивается задним проходом.
Кишечное пищеварениеначинается уже в двенадцатиперстной кишке, в ее просвет выделяются не только секреты ее собственных желез, но и желчь, а также панкреатический сок. Секрет желез двенадцатиперстной кишкисодержит муцин, защищающий слизистую оболочку, а также ферменты, расщепляющие белок, и энтерокиназу, превращающую неактивный фермент поджелудочного сока трипсиноген в активный трипсин.
Панкреатический сок(секрет поджелудочной железы) бесцветный, имеет щелочную реакцию (рН 7,3 - 8,7). Он содержит различные пищеварительные ферменты, переваривающие белки, жиры, углеводы. Под воздействием ферментов трипсина и химотрипсина белки перевариваются до аминокислот. Липаза расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот. Амилаза и мальтаза переваривают углеводы до моносахаридов. Секреция сока поджелудочной железы происходит рефлекторно в ответ на сигналы, идущие от рецепторов в слизистой оболочке полости рта, а также на раздражение слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки кислой пищевой кашицей, поступающей из желудка. стимулируют также гормоны секретин и панкреозимин, выделяемые эндокриноцитами двенадцатиперстной кишки в ответ на химические и механические раздражения пищей. В поджелудочную железу эти гормоны поступают с током крови из сосудов двенадцатиперстной кишки.
Желчь,образующаяся в печени в промежутке между приемами пищи, поступает в желчный пузырь в жидком виде, концентрируется там в 7 - 8 раз (вода всасывается в стенки желчного пузыря). Поступающая в двенадцатиперстную кишку желчь выделяется из желчного пузыря. Желчь, имеющая золотисто-желтый цвет, содержит желчные кислоты, желчные пигменты, холестерин и другие вещества. Желчь эмульгирует жиры до мельчайших капель и способствует их всасыванию, активирует пищеварительные ферменты, замедляет гнилостные процессы, усиливает перистальтику тонкой кишки.
Желчеобразование и поступление желчи в двенадцатиперстную кишку стимулируются присутствием пищи в желудке и двенадцатиперстной кишке, а также видом и запахом и регулируется нервным и гуморальным путями.
Из двенадцатиперстной кишки (благодаря ее перистальтике) пищевая кашица продвигается в тощую кишку, а затем в подвздошную кишку. Выделяемый кишечными железами в ответ на механические и химические раздражения кишечный сок(до 2,5 л в сутки) расщепляет пептиды (белки) до аминокислот, сахара (поли- и дисахариды) — до глюкозы и фруктозы. В кишечном соке содержится 22 пищеварительных фермента, в том числе энтерокиназа (активатор трипсиногена поджелудочной железы), пептидаза, липаза, амилаза и фосфатаза, сахараза и др.
Пищеварение происходит как в просвете тонкой кишки (полостное пищеварение), так и на поверхности микроворсинок щеточной каемки кишечного эпителия (пристеночное, или мембранное пищеварение).
Окончательное переваривание пищи и всасывание продуктов переваривания (до аминокислот, моносахаридов, эмульгированных жиров) происходит по мере продвижения пищевых масс в направлении от двенадцатиперстной кишки в подвздошную кишку и далее, в слепую кишку. Движение пищевых масс выполняется в результате сокращения мышечных слоев в стенках кишки (перистальтика).
Эндокринная система
Понятие о железах внутренней секреции. Общая характеристика желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Понятие о гипофункции и гиперфункции желез внутренней секреции. Этиология эндокринных расстройств.
Железы внутренней секреции -органы этой системы, выделяют особые вещества, оказывающие существенное и специализированное влияние на обмен веществ, структуру и функцию органов и тканей. Железы внутренней секреции отличаются от других желез, имеющих выводные протоки, тем что выделяют продуцируемые ими вещества прямо в кровь. Поэтому их называют эндокринными железами.
Эндокринные железы – железы, характеризующиеся отсутствием выводных протоков и выделяющие продуцируемые вещества во внутреннюю среду организма, в межклеточное пространство, откуда они попадают в кровь, лимфу или ликвор.
Эндокринные железы невелики по размерам, имеют небольшую массу (от долей грамма до нескольких граммов), богато снабжены кровеносными сосудами, имеют разветвленную сеть нервных волокон, иннервирующих кровеносные сосуды.
Значение ЖВС:
1. Участие в регуляции обменных процессов и поддержание гомеостаза (вместе с нервной).
2. Обеспечение физиологической адаптации организма (вместе с нервной).
3. Обеспечение полноценного физического, умственного и полового развития.
К эндокринным железам относят:гипофиз; эпифиз; щитовидная; паращитовидные железы; корковое и мозговое вещество надпочечников; яички и яичники (внутрисекреторная часть); островковый аппарат поджелудочной железы; вилочковая или зобная железа (тимус) (относят к центральным органам иммуногенеза).
Гормоны – продукты деятельности эндокринных желез, представляющие собой биологически высокоактивные вещества, оказывающие специфическое действие на обмен веществ, рост и развитие организма.
По химической природе, физико–химическим и биологическимсвойствам гормоны делятся на:
- белковые
- стероидные (или липидные)
- производные аминокислот.
Таблица. Классификация основных гормонов организма человека
Химическая структура | Гормоны | |
Белковые гормоны | пептидные | адренокортикотропный гормон (АКТГ), сомато–тропный (СТГ), меланоцитстимулирующий (МСГ), пролактин, паратгормон, кальцитонин, инсулин, глюкагон |
протеидные | тиротропный гормон (ТТГ), фолликулостимули–рующий гормон (ФСГ), лютеинизирующий гормон (ЛГ), тироглобулин | |
Стероидные гормоны | кортикостерон, кортизол, альдостерон, прогестерон, эстрадиол, эстрон, эстриол, тестостерон | |
Производные аминокислот | адреналин, норадреналин, тироксин, трийодтиронин |
Активность действия гормонов определяется: их синтезом и скоростью выделения железой, концентрацией в крови, скоростью транспорта и наличием свободных форм у тканей и органов–мишеней, скоростью разрушения печенью и другими органами, выведения почками.
Свойства гормонов: высокая биологическая активность; специфичность действия; дистантность действия.
Для поддержания роста, жизнедеятельности и развития организма требуется определенный уровень гормонов в крови.
При недостатке того или иного гормона говорят о гипофункции данной железы.
Если гормон вырабатывается в избытке, то это считают гиперфункцией.
Нарушение функции одной из желез внутренней секреции вызывает нарушение эндокринного баланса всего организма.
При гипо- или гиперфункции желез возникают эндокринные заболевания.
Общие причины и механизмы патологии эндокринной системы: инфекции и интоксикации;
2) острые и хронические воспаления;
3) наследственные дефекты биосинтеза гормонов;
4) опухоли;
5) травмы;
6) недостаточность кровообращения.
В механизмах нарушения функций эндокринной системы выделяют четыре патогенетических пути:
1) нарушение центральных механизмов регуляции;
2) патология самих желез;
3) нарушение активности гормонов на периферии;
4) нарушение принципа обратной связи между гипофизом и периферической железой, между количеством гормонов и выработкой тропных гормонов.
Щитовидная железа, особенности строения и функциональное значение. Гормоны щитовидной железы. Гипофункция и гиперфункция щитовидной железы, влияние ее гормонов на ростовые процессы, половое и психическое развитие.
Щитовидная железа имеет две доли, расположенные по обе стороны от трахеи и соединенные спереди от нее полоской железистой ткани- перешейком.
Строение. Щитовидная железа состоит из большого количества выстланных кубическим эпителием фолликулов, разделенных между собой прослойками соединительной ткани и обильно кровоснабжаемых. Клетки фолликулов секретируют содержащий йод коллоид, активной составляющей частью которого являетсятироксин. Гормоны щитовидной железы попадают в ток крови непосредственно или через лимфатическую систему.
Функции. Секреторную активность щитовидной железы регулирует тиреотропный гормон передней доли гипофиза. Гормоны щитовидной железы регулируют обмен веществ в органах и тканях, стимулируя при этом окислительные процессы, то есть усиливают потребление кислорода и выделение двуокиси углерода.
Гипофункция.Врожденная недостаточность секреции гормонов железы приводит к развитию кретинизма. Это заболевание проявляется задержкой умственного и физического развития. У взрослого человека недостаточность гормонов железы приводит к развитию микседемы, заболевания, характеризующегося снижением основного обмена, увеличением веса, сонливостью, замедленным мышлением и речью.
Гиперфункция. Увеличение железы и повышенная выработка гормонов – гипертиреоз (эндемический зоб) проявляется симптомами, противоположными микседеме. Человек быстро теряет вес, его нервная система становится неустойчивой. Характерным симптомом гипертиреоза является экзофтальм, когда глазные яблоки выпячиваются кнаружи.
Опорно-двигательный аппарат
Скелет
Скелет представляет собой совокупность костей, определенным образом соединенных одна с другой. У взрослого человека скелет состоит примерно из 206 — 208 костей. Выделяют три отдела скелета: скелет туловища, скелет черепа и скелет конечностей. Скелет туловища, служащий опорой для головы и верхних конечностей, а также защитой для спинного мозга и внутренних органов, состоит из позвонков, образующих позвоночник, и костей грудной клетки. Каждый сегмент скелета туловища у человека образован позвонком, а в грудном отделе - также парой ребер и участком грудины. Скелет головы — череп, защищает головной мозг, органы чувств и служит опорой для начальных отделов органов пищеварения и дыхания. Скелет верхних и нижних конечностей делят на скелет свободной части конечности и скелет пояса. Скелет пояса верхних конечностей (плечевого пояса) состоит из двух парных костей - лопатки и ключицы, а скелет свободной части верхней конечности - из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья и костей кисти. Скелет пояса нижних конечностей (тазовый пояс) состоит из парной тазовой кости, а скелет свободной части нижней конечности также подразделяют на три отдела: бедренную кость, кости голени и кости стопы. Скелет верхней конечности служит для захватывания и перемещения предметов в пространстве, а нижних конечностей - для опоры и передвижения. Каждая кость - самостоятельный орган, выполняющий определенную функцию.
Строение костей
Различают трубчатые, губчатые; плоские, смешанные и воздухоносные кости. Кости, за исключением суставных поверхностей, покрыты соединительнотканной оболочкой - надкостницей, которая выполняет костеобразующую и защитную функции. Наружный грубоволокнистый слой надкостницы имеет много кровеносных сосудов и нервных волокон, обеспечивающих жизнедеятельность кости. Внутренний слой надкостницы тонкий, содержит остеогенные клетки, из которых образуются остеобласты — молодые костные клетки. За счет костеобразующей функции надкостницы кость растет в толщину и срастается при переломах. Внутри костей имеются костно-мозговая полость(у трубчатых костей) и ячейки губчатого вещества,в которых находится костный мозг. Прочность костей обеспечивается физико-химическим единством в них органических и неорганических веществ, а также конструкцией костной ткани.
Дыхательная система
Центральная нервная система
Введение
Анатомия человека— это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека, его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия рассматривает строение тела человека, его органов в различные периоды жизни, от внутриутробного периода и до старческого возраста, исследует особенности организма в условиях воздействия внешней среды.
Физиология человека–наука,изучающая функции живого организма, его органов и систем, клеток и клеточных ассоциаций, процессы их жизнедеятельности. Физиология исследует функциональные взаимосвязи в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды.
Патология (от греч. pá