Производные кожи: волосы и ногти.
Почти вся кожа человека покрыта волосами. Количество и расположение волосяного покрова зависит от пола и возраста. В период полового созревания появляются волосы в подмышечной впадине, на лице, на руках и ногах. Волосы могут быть длинные и короткие, щетинистые и пушковые.
Волос имеет корень (луковицу), которая заложена в коже, и выступающую часть – стержень. К сумке волосяного мешочка прикрепляется мышца, которая при сокращении поднимает волос. Цвет волос зависит от пигмента. В пожилом возрасте количество пигмента уменьшается, волосы седеют.
Ногти представляют собой роговую пластинку, лежащую на соединительнотканном ногтевом ложе, ограниченную с боков и у основания ногтевым валиком. Ноготь растет за счет деления рогового слоя эпителия в области корня и движется вперед.
Чувствительность кожи.
Кожная чувствительность (поверхностная) воспринимает прикосновение, давление, боль, температуру. Восприятие раздражений с поверхности кожи обуславливают различные чувствительные клетки, расположенные на разных уровнях. Прикосновение и давление воспринимают 500000 рецепторов. Это механорецепторы. Их особенно много в коже кончиков пальцев рук, в коже ладоней и подошв, губ, половых органов, и значительно меньше в области спины. Для исследования используется реакция кожи на раздражение (дермографизм) и дискриминационное чувство. В коже заложены чувствительные клетки (Фаттер-Пачини), от которых начинается чувствительный нерв. Чувство боли воспринимается свободными нервными окончаниями, которых очень много на поверхности кожи, на слизистых и внутренних органах. Боли могут быть локальными (непосредственно в пораженном участке) и отраженными (в других органах). Наиболее часто встречаемые в практике боли в области сердца за грудиной (локальные) и отраженные – отдает под лопатку, в левую руку. Болевые ощущения имеют значение, как сигнал бедствия, для оказания помощи больному, при этом включаются оборонительно-защитные механизмы: усиливается мышечный тонус, учащается сердцебиение, дыхание, повышается артериальное давление. Рецепторы, воспринимающие температурные воздействия, приспосабливаются к температурным колебаниям окружающей среды (воздух, вода), т.е. адаптируются. Большое значение адаптационные механизмы играют в детском возрасте, для этого используют различные методы: закаливание детей, занятие физкультурой, пребывание на свежем воздухе.
О болевых ощущениях в несуществующей конечности (после ампутации) рассказывают пострадавшие. Эти состояния называют «фантомными» болями. Они обусловлены раздражением поперечника периферического нерва, пострадавшего во время операции. Все раздражения поступают по периферическому нейрону в чувствительную клетку межпозвоночного узла, затем по центральному нейрону попадают в клетки задних рогов спинного мозга. От клеток задних рогов спинного мозга импульс поступает по вставочному нейрону в передние рога спинного мозга. От нервных клеток передних рогов спинного мозга импульс направляется по периферическому двигательному нерву к мышце. Возникает сокращение мышцы и человек отдергивает руку (прикосновение к горячему, холодному, острому и т.д.), что называется безусловным рефлексом. Но импульс не останавливается на уровне спинного мозга. От клеток задних рогов спинного мозга по восходящим путям раздражение направляется к зрительным буграм и зацентральной извилине теменной дли мозга. В клетках коры головного мозга происходит высший анализ и синтез (осмысление создавшейся обстановки) и решение – по ассоциативным путям импульс передается на клетки передней центральной извилины и по нисходящим путям к клеткам передних рогов спинного мозга, от которых начинается периферический двигательный нерв. Импульс, идущий из коры головного мозга, всегда несет собой затормаживающее действие.
Патология кожного покрова.
Потница. Потница часто наблюдается в детском возрасте и представляет собой мелкоточечную сыпь красного цвета на туловище, шее и внутренних поверхностях конечностей. Появляется потница в связи с перегреванием ребенка, как в летнее, так и в зимнее время (несоответствие типа одежды и температуры окружающей среды). Элементы сыпи могут инфицироваться.
Опрелости. Опрелости чаще возникают в области гениталия, ягодиц, а также в кожных складках. Возникновение опрелостей связано с недостаточным уходом за ребенком – редкие гигиенические ванны и подмывание, повторное использование нестиранных пеленок и белья. У детей с экссудативно-катаральным диатезом или при инфицировании грибковой флорой наблюдается склонность к быстро возникающим и упорным опрелостям.
Вопросы для повторения и самоподготовки.
1. Расскажите о строении вкусовых сосочков.
2. Покажите на таблице локализацию различных вкусовых рецепторов.
3. Зарисуйте строение вкусовых рецепторов, укажите их представительство в мозгу.
4. Назовите структуры полости носа, имеющие отношение к обонянию.
5. Покажите на таблице строение обонятельного нерва и пути его прохождения.
6. Расскажите о подкорковых центра обоняния, их расположении и значении.
7. Объясните значение восприятия обоняния и вкуса у человека и животных.
8. Назовите слои кожи. Какое значение выполняет эпидермис и дерма, подкожножировая клетчатка?
9. Какие слои кожи выполняют рисунок? Где используется анализ кожного рисунка?
10. Расскажите о производных кожи и их значение.
11. Назовите особенности строения потовых и грудных желез, возрастной аспект включения.
12. Какие виды чувствительности кожи вы знаете?
13. Назовите причины заболевания кожи и их проявления.
.
ПРОГРАММА
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
1.Цели и задачи дисциплины
Для подготовки специалистов педагогов дефектологов необходимы общие знания по анатомии и физиологии ребенка в возрастном аспекте. Эта необходимость обусловлена как изучением других дисциплин медико-биологического профиля, так и дальнейшей работой в специальных дошкольных учреждениях.
Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающие виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующей основной задаче:
-- подготовка студентов в теоретическом и практическом плане к изучению строения и функций всех органов и тканей организма в разные возрастные сроки, рассматривая при этом деятельность организма как единое целое.
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Студент, изучающий дисциплину, должен:
-- знать особенности развития детского возраста;
--.представлять себе взаимосвязь и взаимозависимость функций органов и тканей;
-- основы заболеваний детей в коллективе: причины возникновения и течения болезни, карантины, вакцинацию, гигиенические условия в дошкольном образовательном учреждении;
-- знать о необходимости организации режима дня и питания, биоритма жизни;
-- знать влияние окружающей среды на развитие ребенка.
3. Содержание разделов дисциплины
1. Введение.
1.1 Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Основные задачи данного курса. Предмет возрастной анатомии и физиологии среди других дисциплин медико-биологического блока. Значение возрастной анатомии и физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания.
1.2 .Краткие исторические сведения о развитии этой науки.
Связь с педиатрией и дошкольной гигиеной. Значение курса для психоневрологии и дефектологии.
2. Организм человека как единое целое.
2.1 Общая характеристика систем, органов и тканей.
Организация структур организма. Дифференциация клеток по функциональной и морфологической общности. Свойства ткани. Ткани и органы. Органы и функциональные системы.
2.2 Учение о нервизме.
Учение И.П. Павлова о «нервизме» как главенствующей, объединяющей, регулирующей системе организма, поддерживающей связь с внешней средой. Нервная система и нервная деятельность.
2.3. Учение о гомеостазе.
Организм как саморегулирующая система.
Значение обмена веществ в организме. Ассимиляция и диссимиляция как основа обмена веществ в организме. Понятие «внутренняя среда организма». Учение о гомеостазе. Гуморальная и нейрогенная регуляция функций в организме, их взаимосвязь и взаимозависимость.
3. Основные факторы, обуславливающие развитие ребенка.
3.1.Понятие о развитии ребенка.
Компоненты развития: рост, дифференциация органов и тканей, изменение внешних и внутренних форм. Количественные и качественные изменения в организме в период развития. Рост как количественное накопление массы тела. Неравномерность роста. Возрастные этапы. Рост и среда. Регуляция роста гипоталамо-эндокринной системой.
3.2. Учение о системогенезе и гетерохронии.
Сложность структур функциональных систем. Системогенез как общая закономерность развития ребенка в эмбриональном и постнатальном развитии. Влияние наследственности и внешней среды на развитие ребенка.
3.3. Основы периодизации детского возраста.
Значение биологических особенностей растущего организма. Возрастной аспект развития. Критерии возрастных этапов развития. Различные классификации периодизаций детского возраста: периодизация И.П. Гундобина; международного симпозиума по возрастной периодизации; современная классификация. Характеристика возрастных периодов.
Особенности периодов новорожденности, младенческого, раннего и дошкольного возраста.
3.3.1. Период новорожденности.
Переход от пренатального развития к постнатальному. Изменение условий внешней среды. Особенности дыхания, сердцебиения, питания, выделения, обмена веществ (терморегуляция) ребенка первого месяца жизни. Санитарно-гигиенические условия пребывания ребенка дома. Значение естественного и искусственного вскармливания. Потеря веса в первые дни жизни. Формирование биоритма. Режим кормления и сна, значение прогулки на свежем воздухе.
Уход за новорожденным ребенком: туалет глаз, носа, рта, ушей, кожных покровов, гигиенические процедуры. Обработка пупка. Купание. Массаж, Одежда новорожденного.
Болезни новорожденных: гемолитическая желтуха новорожденных, причины возникновения и последствия; последствия родовой черепно-мозговой травмы новорожденных, наблюдения и уход за ребенком; пупочный сепсис, причины возникновения и последствия; плохое сосание, срыгивание, их причины; плохой, беспокойный сон, судороги, причины возникновения, помощь детям.
3.3.2. Младенческий возраст (до 1 года)
Закономерности увеличения роста и веса тела ребенка. Ежемесячная прибавка роста и веса (таблица). Естественное вскармливание, прикорм. Режим питания, калорийность и витаминизация пищи. Соблюдение режимных моментов и их значение для развития ребенка. Этапы психомоторного развития ребенка первого года жизни: держать голову, сидеть, ползать, Развитие речи ребенка.
Особенности состояния кожных покровов, строения опорно-двигательного аппарата, внутренних органов. Организация санитарно-гигиенических условий для правильного развития ребенка. Значение туалета, массажа, гимнастики, закаливания для здоровья ребенка.
Воспитание детей первого года жизни, режим питания, чередование бодрствования и сна, прогулки на свежем воздухе, одежда детей.
Необходимость общения для ребенка первого года жизни. Значение слуха и зрения для развития речи. Значение игровой деятельности для развития интеллекта ребенка.
Болезни детей первого года жизни: нарушение функции дыхания. Частые ОРЗ и отиты. Их влияние на состояние слуха ребенка. Профилактика отитов. Нарушение функции желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы (пороки сердца),выделительной системы. Выявление детей с отклонениями в развитии: энцефалопатия, речевые нарушения, задержки психического развития, судороги, нарушение формулы сна, двигательное беспокойство.
3.3.3. Преддошкольный (ранний) возраст (от 1 года до 3 лет).
Особенности темпа роста и веса ребенка раннего возраста. Состояние опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов чувств. Психомоторное и речевое развитие детей 2 – 3 летнего возраста. Режим питания, количество разнообразных продуктов, витаминизация пищи. Санитарно-гигиенические условия жизни и воспитания ребенка. Одежда ребенка, пребывание на воздухе. Закаливание. Физкультура.
Расширение контактов и знакомство с окружающим миром, как основа психического развития ребенка. Контакты и информация, профилактика инфекционных заболеваний, Вакцинация.
Болезни детей раннего возраста: инфекционные и неинфекционные заболевания.
3.3.4. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Диспансеризация. Выявление различных заболеваний и необходимость санации. Знакомство родителей с режимом дня дошкольного учреждения. Продолжительность пребывания в дошкольном учреждении. Значение периода адаптации.
Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Особенности развития детского организма. Изменение пропорций тела, прибавка в весе и росте. Неравномерность развития органов и тканей. Особенности развития опорно-двигательного аппарата, координации движений, состояние общей и мелкой моторики, значение возраста ребенка (3 – 5 лет и 5 – 7 лет). Возможность ходить по лестнице, по брусу, держать в руке карандаш, лепить из пластилина, играть на музыкальном инструменте и т.д. Значение моторных навыков ребенка для планирования занятий по физкультуре, музыкальной ритмике и педагогических занятий в группе и на прогулке. Психическое и речевое развитие ребенка. Интерес к занятиям и трудовой деятельности.
Организация питания в детском учреждении, режимные моменты, калорийность пищи, санитарно-гигиенические условия пищеблока, столовой. Гигиена рук, игрового материала. Закаливание ребенка. Одежда в помещении и на воздухе. Воспитательные беседы с детьми и родителями о режиме дня и поведении детей. Выработка стойких навыков и привычек.
Возможные заболевания детей дошкольного возраста: острые и хронические заболевания дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и другие. Профилактика инфекционных заболеваний: соблюдение карантина, выявление ранних признаков заболевания. Значение закаливания, занятий физкультурой, смены игровой и трудовой деятельности для сохранения здоровья.
Значение медицинского персонала в дошкольных учреждениях: систематические осмотры детей и выявление заболевших, оказание медицинской помощи при травмах, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учреждения.
Организация специализированных дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Специализированная медицинская и педагогическая помощь детям, режим питания и лечения, сон на свежем воздухе.
4. Строение органов и тканей.
4.1. Понятия «ткани», «органы», «системы».
Общая характеристика строения организма. Взаимосвязь органов с выполняемой функцией.
4.2. Учение о клетке.
Клетка как элементарная структурная, функциональная и генетическая единица многоклеточного организма. Специализация клеток. Строение клетки. Функциональное значение отдельных структур клетки. Ядро: форма и значение. Цитоплазма. Лизосомы и рибосомы, их значение. Митохондрии, их форма, количество, значение. Образование АТФ (аденозинтрифосфорная кислота), ее значение в аккумуляции энергии в клетке. Аппарат Гольджи и его значение. Белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли в клетке. Обмен веществ в клетке.
4.3. Наследственный аппарат клетки.
Значение нуклеопротеидов в клетке. Молекула ДНК и ее строение. ДНК и хромосомы. ДНК и РНК. Информационная РНК. Реализация наследственной информации в структуре белка. Число хромосом в клетке. Лечение клетки и хромосом.
5.. Половые клетки, особенности строения и развития.
5.1. Место зарождения и этапы
развития половых клеток.
Строение мужских и женских половых органов, их расположение, особенности. Возрастные периоды созревания. Половые железы, их гормоны, влияние на развитие ребенка и подростка. Половой цикл.
5.2. Особенности строения половых клеток.
Количество хромосом в половых клетках. Различия в строении мужских и женских половых клеток. Процесс оплодотворения. Основные этапы оплодотворения: слияние клеток и слияние ядер. Особенности строения оплодотворенной клетки (зиготы).
5.3. Эмбриогенез и онтогенез.
Развитие оплодотворенной клетки. Эмбриогенез. Пуповина. Образование плаценты. Развитие плода в матке. Появление нервной пластинки, желобка, нервной трубки, первых мозговых пузырей. Формирование спинного и головного мозга. Рождение ребенка. Функция половых желез в послеродовом периоде. Лактация. Здоровье родителей как основной фактор рождения здорового ребенка. Наследственность и среда. Профилактика патологии наследственности.
6. Анатомия и физиология нервной системы.
6.1. Общие принципы строения нервной системы.
Центральная (спинной и головной мозг), периферическая (нервы, отходящие от головного и спинного мозга) и вегетативная нервная система. Значение и строение нейрона. Аксон и дендриты. Строение нервного волокна. Серое и белое вещество, расположение, значение миелина. Возрастные изменения морфофункциональной организации нейрона. Структура нерва. Центробежные и центростремительные нервы. Свойства нервного волокна и клетки: раздражимость, возбудимость, проводимость. Биоэлектрические явления в клетке. Проведение возбуждения. Передача возбуждения в синапсах. Значение медиатора для передачи импульса химическим путем.
6.2. Возрастные особенности развития нервной системы.
Начало формирования нервной системы в период внутриутробного развития. Первая и вторая половина беременности. Созревание спинного мозга к началу второго периода внутриутробного развития. Готовность головного мозга к моменту рождения. Поэтапное созревание структур головного мозга. Миелинизация пирамидного и экстрапирамидного пути. Ядерные зоны анализаторов.
6.3. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.
Характеристика основных этапов развития ребенка. Адаптация к окружающей среде. Преобладание подкорки в ранние возрастные периоды. Значение структурно-функционального созревания коры больших полушарий в приобретении главенствующих функций в корково-подкорковых отношениях. Значение ориентировочной реакции у ребенка. Типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка. Значение работ Н.И. Красногорского по изучению высшей нервной деятельности у детей. Пластичность как одна из отличительных черт типов высшей нервной деятельности ребенка, обеспечивающая адаптацию к условиям изменений внешней среды. Пластичность типов как важнейшая особенность, лежащая в основе воспитания, тренировки и перевоспитания характера человека.
6.4. Основные законы деятельности нервной системы.
Принцип структурности, принцип детерминизма, принцип анализа и синтеза раздражений в коре головного мозга. Высший анализ всех раздражений, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды. Значение образований временных связей в коре головного мозга. Формирование сложных рефлекторных цепей. Динамический стереотип. Учение о доминанте.
6.5. Значение биоритмов.
Чередование труда и отдыха. Значение режима дня для ребенка. Утомление клетки нервной системы. Сон и бодрствование. Современное представление о формах сна. Сторожевые пункты в коре головного мозга Режим дня в детских дошкольных учреждениях.
7 Строение и функции опорно-двигательного аппарата.
7.1. Значение опорно-двигательного аппарата.
Система органов движения: кости (скелет), связки, суставы и мышцы. Общая характеристика органов движения. Роль скелета в защите органов и тканей; функция опоры и участие в обмене веществ (вводно-солевой обмен).
7.2. Общие сведения о скелете; особенности детского возраста.
Формы и соединения костей. Строение позвоночного столба, особенности его формирования в детском возрасте. Возрастные изменения грудной клетки. Особенности строения верхних и нижних конечностей. Форма стопы. Плоскостопие. Сколиоз. Значение строения опорно-двигательного аппарата в норме и патологии для педиатрии, дошкольной гигиены, дефектологии, лечебной физкультуры.
7.3. Мышечная система.
Особенности развития в детском возрасте. Гетерохрония развития мышечной системы. Гладкие и поперечно-полосатые мышцы. Сократимость как основное свойство мышц. Утомляемость мышц.
7 4 Костно-мышечный анализатор.
Поверхностная и глубокая чувствительность (проприорецепция), место представительства в коре головного мозга. Значение проприорецепции для формирования праксиса. Повторные движения и динамический стереотип. Практика как основа автоматизированных и координированных движений. Биологическое значение тренировки.
7.5. Роль труда и физической культуры в развитии двигательного аппарата у детей.
Роль физического труда и физической культуры в развитии двигательного анализатора у детей. Физическая активность как одно из необходимых условий жизни , имеющее как биологическое, так и социальное значение. Влияние гипокинезии на здоровье. Введение физкультуры и труда в практику дошкольных учреждений.
8 Железы внутренней секреции.
8.1.. Понятие о железах внутренней секреции.
Различие между железами внешней и внутренней секреции. Расположение и значение желез внутренней секреции. Гормоны и адаптация организма к изменениям внешней среды. Гормоны и стресс.
8.2. Роль гипоталамо-гипофизарной системы в развитии ребенка.
Роль гипоталамо-гипофизарной системы в процессах саморегуляции функций эндокринных желез. Доли гипофиза, значение гормонов передней, средней и задней долей гипофиза. Влияние гипофиза на рост и вес ребенка, функции других желез внутренней секреции. Роль гипофиза в обменных процессах.
8.3. Щитовидная и паращитовидные железы, их значение в развитии ребенка.
Щитовидная и паращитовидные железы, их расположение, значение в обменных процессах. Гормоны щитовидной и паращитовидных желез, влияние их на развитие в пре- и постнатальном периоде развитии ребенка. Гипо- и гиперфункция щитовидной железы.
Микседема и кретинизм. Значение паращитовидной железы в калиево-кальциевом обмене. Особенности в детском возрасте.
8.4. Надпочечники и их значение в развитии артериального давления.
Надпочечники и их значение в регуляции артериального давления (АД) и обменных процессах. Расположение надпочечников, их строение и значение. Основные группы гормонов и их значение в обменных процессах. Надпочечники и гипофиз. Значение адреналина в регуляции нервной деятельности.
8.5. Поджелудочная железа и ее значение в белково-углеводном обмене.
Поджелудочная железа и ее значение. Расположение. Двойственность значения железы; внутренняя и внешняя секреция. Значение для пищеварения и усвоения углеводов. Значение инсулина. Гипо- и гипергликемия. Диабет. Значение наследственности и среды в возникновении диабета. Значение рациона питания. Возрастной аспект заболевания.
8.6. Вилочковая железа и ее значение в формировании защитных сил организма.
Вилочковая железа (тимус). Расположение вилочковой железы. Значение в детском возрасте. Гормон вилочковой железы и образование Т-лейкоцитов, обеспечивающих поддержание защитных сил организма Взаимодействие вилочковой железы и половых желез.
8.7. Половые железы, их значение в развитии ребенка.
Половые железы, их расположение у мужчин и женщин. Возрастной аспект включения. Гормоны и половое созревание. Значение гипо- и гиперфункции половых желез. Значение половых желез в процессе роста и развития ребенка.
9. Кровь и органы кроветворения.
9.1. Кровь как компонент внутренней среды организма.
Значение гомеостаза, его регуляция. Значение вегетативной нервной системы, эндокринной системы в регуляции гомеостаза. Взаимодействие всх органов в регуляции гомеостаза. Составная часть крови: плазма, форменные элементы крови Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты).
9.2 Плазма крови, ее состав и значение.
Состав плазмы: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Значение для обмена веществ. Значение витаминов, растворенных в плазме. Поддержание осмотического и артериального давления. Вязкость крови. Значение белков плазмы в свертывании крови.
9.3. Форменные элементы крови.
Эритроциты, место зарождения и значение. Форма и величина эритроцитов. Особенности строения клетки эритроцитов Возрастные особенности количества эритроцитов. Реакция оседания эритроцитов (РОЭ).
Лейкоциты, место зарождения и значение. Различные формы лейкоцитов. Лейкоцитарная формула. Явления фагоцитоза. Значение работ И.И. Мечникова по изучению фагоцитов. Фагоцитоз как защитная функция организма.
Тромбоциты, место зарождения и значение. Форма и количество тромбоцитов. Тромбоциты и свертывание крови.
9.4. Защитные силы организма.
Понятие об иммунитете. Значение иммунитета. Антитела и антигены. Врожденный и приобретенный иммунитет. Восприимчивость и невосприимчивость к заболеваниям. Значение профилактических прививок. Вакцинация и ревакцинация. Возрастной аспект. Показания и противопоказания к вакцинациям. Вакцинация в детском возрасте.
10. Возрастные особенности кровообращения.
10.1. Строение сердечно-сосудистой системы.
Большой и малый круг кровообращения. Крупные и мелкие артерии, артериолы, капилляры, венулы, вены. Строение сердца. Значение левого и правого желудочков и предсердий. Особенности сердечной мышцы. Иннервация сердечной мышцы. Постоянный ритм сердечной деятельности. Особенности кровообращения плода. Изменения кровообращения после рождения ребенка. Возрастные изменения сердца.
10.2. Сердечный цикл и его регуляция.
Понятия «систола» и «диастола». Систола предсердий и желудочка. Систолический и минутный объем крови. Частота сердечных сокращений в разные возрастные сроки. Электрические явления в сердце (ЭКГ). Механизм непрерывного движения крови по сосудам. Гуморальная и неврогенная регуляция кровообращения. Пульс. Кровяное давление. Особенности детского возраста.
11. Возрастные особенности дыхания.
11.1. Значение дыхания.
Газообмен. Значение кислорода для обмена веществ. Тканевое и альвеолярное дыхание. Окислительные процессы в организме. Возрастной аспект дыхания.
11.2. Строение органов дыхания.
Полость носа, ее строение. Обилие кровеносных сосудов под слизистой носа, их значение. Обонятельная и дыхательная области носа и их значение. Обонятельный анализатор, его строение и значение. Глотка, ее расположение и значение. Особенности строения глотки в детском возрасте. Гортань, ее расположение и значение. Хрящи гортани. Голосовая мышца, ее расположение и значение. Лимфоидное (защитное) кольцо глотки. (железы у купола глотки, у корня языка, в складках зева). Особенности его строения и значение в детском возрасте. Строение трахеи, бронхов и легких, их расположение и значение. Плевра. Особенности строения в детском возрасте.
11.3. Механизм дыхания.
Акты вдоха и выдоха. Значение дыхательных мышц в акте дыхания. Иннервация. Типы дыхания. Глубина и частота дыхания. Жизненная емкость легких. Газообмен в легких. Газообмен в тканях. Значение строения капилляров для газообмена. Регуляция дыхания. Место дыхательного центра в нервной системе. Рефлекторная регуляция. Значение первого крика новорожденного. Частота дыхания.
11.4. Обоняние и дыхание.
Особенности возбудимости дыхательного и обонятельного центров. Значение возраста. Индивидуальные степени выраженности обоняния. Снижение обоняния при хронических воспалительных процессах в полости носа.
12. Возрастные особенности пищеварения.
12.1. Значение пищеварения.
Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи и превращение ее в более простые и растворимые соединения для всасывания и переноса током крови по всему организму. Значение ферментов для расщепления продуктов питания. Специфические свойства ферментов.
12.2. Строение органов пищеварения.
Особенности пищеварения в ротовой полости. Вкусовой анализатор, особенности строения и значение, появление у ребенка разного возраста. Измельчение пищи в ротовой полости и смачивание ее слюной. Строение зубов. Молочные и постоянные зубы. Регуляция слюноотделения. Воздействие слюны на пищу в ротовой полости. Пищевод, его строение, расположение, значение. Длина пищевода в детском возрасте.
12.3. Особенности пищеварения.
Особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Длительность переваривания пищи в желудке. Вместительность желудка. Значение желудочного сока для пищеварения. Длина кишечника. Особенности строения. Пищеварение в кишечнике. Значение тонкого и толстого кишечника. Строение и значение печени. Желчевыделительная и дезинтоксикационная функция печени. Участие желчи и сока поджелудочной железы в пищеварении.
12.4. Всасывание продуктов питания.
Особенности всасывания продуктов питания в желудке и кишечнике в детском возрасте. Значение перистальтики. Метеоризм. Рацион питания. Режим питания. Обработка продуктов питания и сохранение витаминов. Значение витаминов для организма человека.
13.Возрастные особенности обмена веществ.
13.1 Значение обмена веществ.
Общие сведения об обмене веществ в организме человека. Обмен веществ и энергия. Значение обмена веществ для жизнедеятельности организма. Химическое превращение пищевых продуктов в пищеварительном тракте. Значение ферментов.
13.2. Обмен веществ в организме.
Обмен белков. Биологическая ценность белковой пищи. Усвояемость белков пищи. Особенности белкового обмена у детей.
Обмен жиров. Значение жира в организме. Локализация жира в организме: внутри клетки, в оболочках отростков клетки, в межклеточном пространстве (подкожно-жировая клетчатка, сальник и др.). Жир и энергия. Взаимосвязь жиров с белками и углеводами. Нейроэндокринная регуляция усвоения жира в организме. Значение возраста при составлении рациона питания с использованием жиров разных продуктов.
Обмен углеводов. Роль углеводов в организме для поддержания жизни и энергии в нервной системе, сердечной мышце и скелетной мускулатуре. Обмен углеводов у детей. Влияние избытка углеводов у детей.
Водный и солевой обмен, их значение для растущего организма. Минеральные соли в построении скелета и зубов. Избыток минеральных солей в организме, отложение их в суставах и полостях. Нарушение обмена веществ.
Витамины и их значение для растущего организма.
13.3. Режим и рацион питания в детских учреждениях.
Возрастные особенности энергетического обмена. Расход энергии для мышечной деятельности. Пополнение энергии. Энергия пищевых продуктов. Нормы и режим питания в зависимости от возраста ребенка. Составление рациона питания в дошкольных учреждениях.
14.Возрастные особенности выделительной системы.
14.1. Значение процесса выделения.
Выделение из организма продуктов жизнедеятельности. Различные пути выделения: легкие (углекислый газ), кишечник (клетчатка и непереваренные продукты питания), потовые железы (вода, соль и органические вещества), почки (вода, соли, аммиак, мочевина и другие продукты обмена веществ), кожные покровы (теплообмен, дыхание, потоотделение). Сохранение гомеостаза, АД, свойств крови и т.д.
14.2 Строение и функции выделительной системы.
Строение и функция почек. Форма и расположение почек. Особенности строения почек. Образование мочи. Первичная и вторичная моча. Состав мочи. Особенности выделительной системы ребенка.
14.3 Механизм испускания и удержания мочи.
Рефлекторный процесс испускания и удержания мочи. Выработка условного рефлекса на удержание мочи. Значение сторожевого рефлекса. Значение возраста для формирования условного рефлекса. Причины ночного недержания мочи. Рекомендации родителям по организации помощи детям , страдающим недержанием мочи.
15. Гигиена отдельных органов и тканей.
15.1 Гигиена нервной системы.
Значение режима дня для жизнедеятельности детского организма. Режим и биоритм организма ребенка. Режим и формирование устойчивых условных связей, дисциплины нормального физического развития. Санитарно-гигиенические условия режима и распорядка дня, чередование сна и бодрствования. Частота приема пищи с раннего детского возраста.
Организация периода бодрствования детей, чередование видов деятельности в зависимости от возраста, состояния здоровья и настроения. Значение освещенности рабочего места и проветривания помещения. Положение ребенка за столом, соотношение высоты стола и стула во время занятий. Осанка. Прогулка на воздухе. Знакомство с окружающей средой, работа в саду. Одежда ребенка для дома и прогулки.
Гигиеническая организация сна. Необходимость дневного и ночного сна для детей раннего возраста. Санитарно-гигиенические условия комнаты для сна. Сон на свежем воздухе. Значение сна для детей с отклонениями в развитии.
15.2.Гигиена зрения.
Условия формирования сохранного зрения. Причины дальнозоркости и близорукости, степень снижения зрения и влияние на характер и поведение ребенка. Профилактика этих состояний. Косоглазие, причины возникновения, раннее выявление и методы медицинского воздействия. Цветоощущение. Причины возникновения расстройств цветоощущения.
Гигиенические требования к освещенности рабочего места, к просмотрам диафильмов, телепередач. Расположение экрана, удаленность от экрана, длительность просмотров.
15.3. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата.
Особенность строения дыхательных путей и голосовых связок у детей. Состояние слизистых. Значение носового дыхания. Воспалительные процессы в носоглотке. Аденоиды и нарушение процесса носового дыхания. Дыхание через рот и его отрицательное значение. Заболевание органов дыхания: ОРЗ, бронхит, трахеит, пневмония. Осложнения: бронхиальная астма, отиты, аденоиды, ангины. Переход воспалительного процесса из носоглотки на голосовой аппарат, нарушение силы и тембра голоса, охриплость.
Профилактика заболеваний дыхательных путей. Закаливание детей с раннего детского возраста. Занятия физкультурой. Одежда для прогулок. Сон на свежем воздухе. Гигиенические условия в дошкольных учреждениях: проветривание помещений, влажная уборка помещений. Раннее выявление заболевших детей и своевременное лечение.
Профилактика голосового аппарата у детей. Значение речевого режима в детских учреждениях. Возрастной аспект использования голосового напряжения у детей. Не допускать длительного крика, в зимнее время не выходить сразу из теплого помещения на улицу, не употреблять на улице холодную воду, мороженое. Педагогические занятия с детьми с учетом соблюдения голосового напряжения. Подбор песен и стихотворений с учетом возрастных групп.
.
15.4 Гигиена органов пищеварения и мочеиспускания.
Гигиена органов пищеварения. Зубы и уход за ними. Своевременное развитие молочных и постоянных зубов. Уход за полостью рта. Неправильное формирование зубо