Основные этапы развития человека
Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, обусловленные наследственностью, полученной от родителей, и влиянием внешней среды.
Индивидуальное развитие, или развитие в онтогенезе, происходит во все периоды жизни человека от зачатия до смерти. Наследственные черты обусловлены генетическим кодом, полученным при слиянии материнской и отцовской яйцеклетки в новую клетку, из которой получается зародыш (эмбрион), а в дальнейшем – плод. Первые 8 недель от зарождения называются эмбриональными, когда происходят основные этапы формирования органов, частей тела. С 9-й недели внутриутробного развития, когда начинают обозначаться основные внешние человеческие черты, организм называют плодом, а период – плодным.
а) Особенности эмбрионального развития
После оплодотворения (слияние половых клеток), которое происходит в маточной трубе, появляется одноклеточный зародыш – зигота. В течение последующих 4-5 дней зигота путем простого деления превращается в многоклеточный пузырек, именуемый бластулой. Полость пузырька полая, стенки состоят из крупных и мелких клеток. Крупные клетки образуют скопления – эмбриобласт, из которого в дальнейшем образуется зародыш. На 6-7 сутки внутриутробного развития зародыш из маточной трубы скатывается в матку и внедряется в слизистую матки. Одна из стенок зародышевого листка образует детское место, через которое проходят все питательные вещества и кислород от матери к зародышу. С 15-17 дня внутриутробного развития (3 неделя) происходит дальнейшее деление клеток зародыша: из эктодермы (наружного листка) начинает формироваться нервная пластинка, образуются кровеносные сосуды, соединяющиеся с плацентой. Зародыш начинает получать питательные вещества от матери. К концу первого месяца внутриутробного развития заканчивается закладка основных органов и тканей зародыша, который имеет в длину 6,5 мм. На 5-6 неделе у зародыша появляются зачатки нижних и верхних конечностей, на 6 неделе намечается закладка наружного уха, пальцев рук и ног. На 8 неделе закладка органов заканчивается. Начиная с 3 месяца внутриутробного развития, зародыш принимает вид человека и называется плодом.
В течение всего плодового периода происходит дальнейший рост и развитие уже образовавшихся органов и тканей, начинается дифференциация половых органов. С семимесячного возраста накапливаться подкожно-жировая клетчатка. К 10 лунному месяцу, к моменту рождения ребенка, должны быть сформированы все органы и ткани. После рождения ребенок быстро растет, увеличивается масса и длина тела.
Основной функцией живого организма является обмен веществ и энергии. Пока организм жив, в нем постоянно происходит обмен веществ, представляющий собой два противоположных акта: ассимиляция и диссимиляция, как единство и борьба противоположностей.
Ассимиляция – это усвоение веществ, поступающих в организм из внешней среды, необходимых для жизнедеятельности клетки. Диссимиляция – это распад, расщепление питательных веществ с выделением энергии и выведением продуктов жизнедеятельности клетки из организма.
Всякий организм нуждается в определенных условиях существования, к которым он приспосабливается в течение жизни. Средой обитания для клетки является внутренняя среда организма, включающая кровь, лимфу, тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются. Для жизнедеятельности организма необходимо постоянство внутренней среды организма – гомеостаз, который поддерживается непрерывной работой систем кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др., выводящих в кровь биологически активных химических веществ, обеспечивающих взаимодействие клеток, органов и тканей. Важнейшая роль в регуляции гомеостаза принадлежит нервной системе, которая регулирует деятельность всего организма. Благодаря этому в организме происходит саморегуляция физиологических функций, поддерживающая необходимые организму условия существования. Саморегуляция – универсальное свойство организма, включающееся при различных изменениях внутренней или внешней среды. Благодаря саморегуляции у человека поддерживается постоянное кровяное давление, температура тела, физико-химический состав крови. Одним из обязательных условий саморегуляции является обратная связь, т.е. поступление в центральную нервную систему информации о конечном результате.
Регуляция функций в организме происходит двумя путями: 1) гуморальным путем («гумор» – жидкость, кровь) и 2) эндокринным путем (гипоталамус-гипофиз и железы внутренней секреции). Наиболее древним является гуморальный путь регуляции через кровь, в которую попадают и разносятся по всему организму различные биологические и химические продукты, необходимые для жизнедеятельности организма. Так осуществляется взаимодействие между отдельными органами и тканями всего организма. По мере усложнения деятельности организма ведущую роль в обмене веществ оказывает нервная система. Центральная нервная система и ее ведущий отдел – кора больших полушарий головного мозга воспринимает изменения внешней и внутренней среды, своей деятельностью обеспечивает приспособительные реакции (адаптацию) организма к постоянно меняющимся условиям существования. Деятельность коры головного мозга тесно связана с подкорковыми образованиями и подбугровой областью (гипоталамус). В зависимости от рода деятельности и физической или психической нагрузки нервная система регулирует просвет кровеносных сосудов, а значит приток питательных веществ к работающему органу. В связи с этим правильнее говорить о единой нейрогуморальной системе регуляции функций организма.
б) Общие закономерности роста и развития детей и подростков
Закономерности роста и организма ребенка
Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека начинается с момента зачатия, представляет собой непрерывный процесс, который происходит скачкообразно. Разница между отдельными этапами, или периодами, жизни, именуемыми критическими периодами или кризами, сводится не только к качественным, но и к количественным изменениям.
Под развитием понимается процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех систем. Развитие включает в себя три основных фактора: 1) рост, 2) дифференцировку органов и тканей, 3) формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм), тесно взаимосвязанных между собой.
Одной из физиологических особенностей развития ребенка и подростка является рост, представляющий собой количественный процесс, характеризующийся непрерывным накоплением массы тела и сопровождающийся изменением числа клеток или их размеров. В процессе роста увеличивается число клеток, телесная масса и антропометрические показатели.
Особенностью роста и развития ребенка является его неравномерность. П.К. Анохин (1968) выдвинул учение о гетерохронии, в котором говориться о неравномерном созревании функциональных систем, и вытекающее из него учение о системогенезе. Согласно работам П.К. Анохина, под функциональной системой необходимо понимать объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного результата, необходимого в данный момент, как, например, дыхательная функциональная система, двигательная функциональная система и др.
Функциональная система представляет собой сложную структуру, включающую афферентный синтез (восприятие), принятие решения, само действие и его результат, обратную афферентацию из эффекторных органов, и акцептор действия, сопоставляющий полученный результат с ожидаемым. Афферентный синтез включает в себя обработку, синтезирование разных видов информации, поступающей в нервную систему, сопоставляется с предыдущим опытом. В акцепторе действия формируется модель будущего действия, происходит прогнозирование будущего результата и сопоставление, фактического результата с раннее сформированной моделью. Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития. Структуры, которые в совокупности должны составлять к моменту рождения функциональную систему, выполняющую жизненно важную функцию, закладываются и созревают избирательно и ускоренно, опережая нужное включение. Такое избирательное и ускоренное развитие морфологических образований, которые составляют полноценную функциональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание, получило название системогенез.
Системогенез как общая закономерность развития особенно четко выявляется на стадии эмбриогенеза. Однако гетерохронное созревание и поэтапное включение, смена функциональных систем характерна и для других этапов индивидуального развития.
Для внутриутробного развития плода большое значение имеют наследственность и среда. Наиболее повреждаемые стадии развития эмбриона относятся к тому времени, когда формируется их связь с материнским организмом (стадия имплантации оплодотворенного яйца и стадия формирования плаценты).
Первый критический период в развитии зародыша человека относится к 1-ой неделе после зачатия. Второй критический период относится к 3-5 неделе, с которым связано развитие отдельных органов эмбриона человека. Различные вредности, действующие на мать в этот период, могут вызвать смертельные случаи (выкидыш эмбриона) или различные уродства и пороки развития. Формирование детского места (плаценты), как органа, проходит у человека между 8-ой и 11-ой неделями развития зародыша – это третий критический период. Поражение во время этого периода могут проявляться общей аномалией, включая ряд врожденных заболеваний (пороков развития).
В критические периоды развития зародыш отличается повышенной чувствительностью к недостаточному снабжению питательными веществами, кислородом, к охлаждению, перегреванию, ионизирующей радиации. Попадание в кровь плода тех или иных вредных для него веществ (лекарственные препараты, алкоголь, наркотики, ядовитые продукты жизнедеятельности организма матери и не выведенные из-за болезни почек – поздние токсикозы беременности) могут вызвать серьезные нарушения в развитии ребенка: замедление или остановку развития, высокую смертность зародышей и плода. Недостаточное выведение из организма химических веществ и накопление их в организме матери, вызывает тошноту, рвоту, головокружение, состояние, именуемое токсикозом (токсическим состоянием). Особенно тяжело в этих случаях проходит токсикоз второй половины беременности, заканчивающийся недоношенностью плода, судорожными состояниями и смертью матери (эклампсия).
Отмечено, что голод или недостаток в пище матери таких компонентов, как витамины и аминокислоты, приводит к гибели зародыша или к аномальному его развитию.
Инфекционные вирусные заболевания, перенесенные матерью во время беременности (грипп, корь, оспа, краснуха, полиомиелит, свинка), вызывают тяжелые последствия в виде гибели плода или поражения внутренних органов, костно-мышечной и сенсорных систем, и, особенно, нервной системы.
Одним из факторов, сильно действующих на развивающийся организм, является ионизирующее излучение. Наибольшей чувствительностью к лучевым воздействиям отличаются клетки нервной и эндокринной системы и кроветворные органы эмбриона.
Многочисленные исследования показали, что факторы внешней и внутренней среды могут оказывать отрицательное влияние на потомство не только через материнский, но и отцовский организм. Влияние различных инфекций, алкоголя, химических и ионизирующих веществ на мужскую половую клетку могут вызвать повреждение хромосомного аппарата и низкую жизнеспособность зародыша и плода. Многие плоды погибают, оставшиеся в живых живорожденные дети имеют различные пороки развития сердца, сосудов, нервной системы и других органов. Таким образом, наследственность и внешняя среда обуславливают состояние ребенка к моменту рождения.
в) Анатомо-физиологические особенности роста и развития организма
С момента рождения и до смерти в организме человека постоянно происходят различные возрастные изменения в строении и функции органов и тканей, биохимических процессов в них Решающее значение для проявления наследственных факторов, определяющих рост и развитие ребенка, имеют обучение и воспитание, питание и гигиенические условия жизни, общение ребенка с окружающей средой, спортивная и трудовая деятельность, и другие факторы, составляющие существо социальной жизни человека.
Существует несколько классификаций возрастной периодизации человека. Наиболее распространенной является классификация Н.П. Гундобина, принятая на специальном Международном симпозиуме по возрастной периодизации (Москва, 1965), в основу которой предложены некоторые биологические особенности растущего организма ребенка. Выделяются следующие периоды:
Период новорожденности (до 1 месяца жизни);
Грудной возраст (до 1 года);
Раннее детство (1 год – 3 года);
Первое детство (от 4 до 7 лет);
Второе детство: мальчики – от 8 до 12 лет, девочки – от 8 до 11 лет;
Подростковый возраст: мальчики – от 13 до 16 лет, девочки – от 12 до 15;
Юношеский возраст: юноши – от 17 до 21 года, девушки – от 16 до 20 лет.
Жизнь человека – это непрерывный процесс развития. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением, что видно на рисунке №1
.
Рис. 1. Динамика роста с возрастом
Из таблицы видно, что наибольшей интенсивностью рост ребенка отмечается в первый год жизни и в период полового созревания.
С возрастом меняются пропорции тела (рис. 2).
У новорожденного голова округлая, большая, шея и грудь короткие, живот длинный, ноги короткие, руки длинные. Мозговой отдел черепа относительно больше лицевого. Позвоночник лишен изгибов, стопы уплощены. Масса мозга составляет 13-14% от веса туловища.
В грудном возрасте (1-10 дней до 1 года) тело ребенка растет наиболее быстро. Примерно с 6 месяцев начинается прорезывание зубов. За первый год жизни размеры ряда органов и систем достигают размеров, характерных для взрослых.
В период раннего детства (1 – 3 года) прорезываются все молочные зубы, происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину, изменяется внешний вид ребенка. Если до 3-х лет трудно определить мальчик это или девочка, то после 3-х лет черты лица принимают вид соответствующего пола.
В раннем и первом детстве (4 –7 лет) половые отличия, кроме первичных половых признаков, почти не выражены.
В период второго детства (8 – 12 лет) вновь преобладает рост в ширину, усиливается половое созревание. К концу этого периода усиливается рост тела в длину. Прогрессирует психическое развитие.
В подростковом возрасте (12 – 16 лет) активизируется рост тела в длину, усиливаются первичные и вторичные половые признаки. У мальчиков появляется волосистость на лице, у девочек – волосы в подмышечной впадине и на лобке, набухают молочные железы.
Возраст, годы
Рис. 2. Изменение пропорций тела с возрастом
Из таблицы видно, что пропорции тела имеют свои различия между длиной и шириной тела в разные возрастные периоды. Выделяют три основных периода: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет, от 15 лет до взрослого состояния. Обращает на себя внимание различие длины ног, рук и туловища в разные возрастные периоды. Наряду с типичными для каждого возрастного периода особенностями имеются индивидуальные особенности развития. Они зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы. Индивидуальные отклонения в развитии проявляются преимущественно на первом году жизни, когда они обусловлены врожденными особенностями и условиями воспитания.
На рост и развитие ребенка большое значение оказывают условия внешней среды. Еще И.М. Сеченов (1952) в работе по «Физиологии нервной системы» писал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должно входить и среда, влияющая на него, а так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее – среда или тело – не имеет ни малейшего смысла».
В зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже срока и иметь разную продолжительность.
Акселерация – ускорение физического развития детей и подростков. При акселерации происходит увеличение роста и массы тела, а также более ранние сроки полового созревания. Причины акселерации разнообразны и недостаточно изучены. Многие авторы считают, что большое значение для возникновения акселерации имеют полноценное питание, раннее занятие физкультурой, стимулирующее влияние колебаний от радио-, теле- и электромагнитной аппаратуры, городской шум и транспорт. К акселерации приводит раннее пребывание в ночных клубах, употребление алкоголя и наркотиков, приобщение к ранним формам сексуального развития.
Для педагогики имеет значение понимание различных условий деятельности ребенка, окружающая среда, оказывающая положительное или отрицательное влияние на формирование как физического, так и духовного здоровья ребенка.
Ретардация понимается как задержка темпа развития, обусловленная неблагоприятными условиями жизни, инфекцией, травмами, неправильным воспитанием, а также при наличии генных мутаций или патологии внутриутробного развития, под влиянием которых формируется относительная возрастная незрелость и диспропорция созревания, в дальнейшем становятся основой таких нарушений, как задержка речевого и психофизического развития.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Цели и задачи курса «Анатомии и физиологии».
2. Значение курса «анатомии и физиологии» для специальной педагогики.
3. Организм человека как единое целое.
4. Возрастной аспект анатомических структур.
5. Значение обмена веществ в организме.
6. Студенты должны рассмотреть и объяснить таблицы динамики развития ребенка и подростка.
7. Значение наследственных признаков для развития плода.
8. Какие анатомические признаки характерны для новорожденного?
9. Как регулируется обмен веществ в организме?
10. Расскажите, какие условия внешнего и внутреннего плана обусловливают акселерацию и ретардацию?
11. Какое значение для специальной педагогики играет ретардация?
ГЛАВА 2
СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
Человеческий организм, представляющий целостную, единую, сложно устроенную систему, состоит из клеток, органов и тканей.
Клетка
Клетка – это элементарная, универсальная единица живой материи. Клетки определенной ткани имеют постоянное строение, способны получать питание и энергию из внешней среды, поддерживать обмен веществ. Они обладают способностью к размножению, передаче генетической информации, приспособлению к изменившимся условиям внешней и внутренней среды.
Клетки в организме человека могут быть разнообразными по величине, форме и структуре, обусловленные их функций и расположением.
Несмотря на разнообразие клеток, они имеют общие, характерные структуры. Все клетки имеют оболочку, ядро и клеточные включения.
Оболочка клетки, или клеточная мембрана, отграничивает одну клетку от другой или внешней среды. Построена клеточная мембрана из белковых, углеводных и жировых структур, она защищает клетку, выполняет рецепторные и транспортную функции. Через мембрану проходят все питательные вещества, кислород и выводятся из клетки все продукты жизнедеятельности и углекислый газ. При затрате энергии (расщеплении АТФ – аденозинтрифосфорная кислота) через цитоплазму транспортируются различные органические вещества (аминокислоты, сахара и др.).
Клеточная мембрана образует межклеточные соединения с соседними клетками. Соединения могут быть простыми и сложными с межклеточным пространством или плотным прилежанием клеток. Передача возбуждения от клетки к клетке передается через синапсы (место соединения клеток).
Рис. № Схематическое изображение объёмного строения животной клетки.
1 – ядро, 2 – ядрышко, 3 – пора в ядерной оболочке, 4 – митохондрия, 5 – эндоцитозное (пиноцитозное) впячивание, 6 – лизосома, 7 – гладкий эндоплазматический ретикулум (сеть), 8 – шероховатый эндоплазматический ретикулум (сеть), на котором расположены рибосомы (9), 10 – комплекс (аппарат) Гольджи с секретируемыми им гранулами, которые выводятся через плазматическую мембрану (11).
Цитоплазма – это содержимое клетки, в которой располагаются ядро и различные включения. Внутреннюю среду цитоплазмы образует прозрачная жидкость (гиалоплазама), имеющая вид гомогенного вещества, представляет собой сложную коллоидную структуру, состоящую из белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов, ферментов и других компонентов. В цитоплазме синтезируются белки, необходимые для жизни клетки, откладывается гликоген, жировые включения, содержится энергетический запас молекулы АТФ.
В цитоплазме располагаются органеллы, постоянно присутствующие в клетке и выполняющие определенные жизненно важные функции. Органеллы общего назначения наблюдаются во всех клетках. К ним относятся митохондрии, внутренний сетчатый аппарат (комплекс Гольджи), цитоцентр, зернистая и незернистая эндоплазматическая сеть, рибосомы, лизосомы. В клетке имеются также различные включения, к которым относятся гликоген, белки, жиры, углеводы, витамины, пигментные вещества и другие структуры. Описываются также органеллы мембранного и не мембранного типа. В клетках определенных тканей встречаются специальные органеллы, как, например, в мышечной ткани – миофибриллы, нервном волокне – нейрофибриллы.
Ядро клетки является обязательным элементом, содержащим генетическую информацию и регулирующим белковый синтез. Генетическая информация заложена в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). При делении клетки эта информация в равных количествах передается дочерней клетке. В ядре имеется собственный аппарат белкового синтеза, контролирующий синтетические процессы в цитоплазме. В ядре на молекулах ДНК воспроизводятся различные виды рибонуклеиновой кислоты (РНК) – информационной, транспортной, рибосомной. Ядро неделящейся клетки чаще имеет сферическую форму и состоит из хроматина, ядрышка, нуклеоплазмы, отграниченных от плазмы ядерной оболочкой. Хроматин интерфазного ядра представляет собой хромосомный материал – это разрыхленные, деконденсированные хромосомы. Хромосомы в конденсированном состоянии (плотном) неактивны, они участвуют в распределении и переносе генетической информации в дочерние клетки при клеточном делении. При деконденсированной форме хромосомы находятся в рабочем, активном состоянии. В это время они участвуют в процессах воспроизведения и повторения нуклеиновых кислот (ДНК и РНК).
В начальных фазах митотического деления клеток хроматин конденсируется, образуя видимые хромосомы. У человека соматические клетки содержат 46 хромосом, из них 22 пары гомологичных хромосом, обеспечивающих деятельность клетки и всего организма, и 2 половые хромосомы. У женщин две парные хромосомы ХХ, у мужчин – непарные ХУ.
В результате деления клетки образуется две дочерние, содержащие количество хромосом, одинаковое с исходной клеткой. При этом между дочерними клетками равномерно распределяется цитоплазма и органоиды клетки.
Деление клетки
Особенности строения и деления соматических и половых клеток
Соматические клетки содержат в ядре 23 пары хромосом. Размножение клеток происходит путем деления. Основным способом деления клеток в человеческом организме является митоз и мейоз.
При митотическом делении клеток происходит увеличение числа клеток, что приводит к росту организма, появление новых клеток возникает при их износе или гибели. Благодаря митотическому делению дочерние клетки получают набор хромосом, идентичный материнскому.
При мейозе, который происходит в половых клетках, в результате их деления, образуются четыре новые клетки с половинным (гаплоидным) набором хромосом, что важно для передачи генетической информации. При оплодотворении, т.е. слиянии двух половых клеток, возникает полный (диплоидный) набор хромосом, несущий в себе как отцовские, так и материнские признаки.
У всех клеток при делении наблюдаются изменения, укладывающиеся в рамках клеточного цикла. Клеточным циклом называют процессы, которые происходят в клетках при подготовке к делению и во время деления, в результате которого одна клетка материнская делится на две дочерних. В подготовке клетки к делению (20-30 часов) удваивается масса клетки и всех ее структурных компонентов. Происходит репликация (удвоение) молекул нуклеиновых кислот. Родительская цепь ДНК служит матрицей для синтеза дочерних ДНК, в результате чего каждая из двух дочерних молекул ДНК состоит из одной старой и одной новой цепи. В период подготовки к митозу в клетках синтезируются белки, необходимые для деления клетки (митозу), хроматин в это время конденсируется.
Митоз представляет собой период деления материнской клетки на две дочерние, обеспечивающее равномерное распределение клеточного материала, хроматина между двумя дочерними клетками. Длительность митоза – от 30 минут до 3 часов и подразделяется на 4 фазы: профазу, метафазу, анафазу и телофазу. Каждая из фаз имеет определенное значение. Так, в профазе постепенно разрыхляется ядрышко, центриоли (клеточный центр) расходятся к полюсам клеток. В метафазе разрушается ядерная оболочка, хромосомные нити направляются к полюсам. Структурные включения распадаются на мелкие пузырьки и вместе с митохондриями распределяются в обе половины делящейся клетки. В конце метафазы каждая хромосома начинает расщепляться продольной щелью на две новые дочерние хромосомы. В анафазе хромосомы отделяются друг о друга и расходятся к полюсам новой клетки. В телефазе хромосомы, разошедшиеся к полюсам клетки, переходят в хроматин, и начинается продукция РНК, образуется ядерная оболочка, ядрышко, Быстро формируются мембранные структуры будущих дочерних клеток. На поверхности клетки, по ее экватору, появляются перетяжка, которая углубляется, клетка разделяется на две дочерние клетки
Вопросы для самоподготовки
1. Назовите функции клеток.
2. Расскажите о структуре клетки.
3. Из каких элементов состоит ядро клетки и включения в клетку.
4. Какие виды соединения клеток Вы знаете? Что такое синапс?
5. Что такое мейоз и его циклы?
6. Что такое митоз и его особенности?
7. Что такое хромосомы и их значение?
8. Что значит клеточный цикл?
9. Какие особенности структуры мужской и женской половой клетки?
Ткани
Клетки и их производные объединяются в ткани. Ткани – это сложившаяся в процессе эволюции совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и функции. По морфологическим и функциональным признакам выделяют четыре типа тканей: эпителиальную, соединительную, скелетную, мышечную и нервную.
а) Эпителиальная ткань
Эпителий покрывает поверхность тела и внутренние органы, выполняет различные функции. В зависимости от локализации различают покровный и железистый эпителий.
Покровный эпителий занимает в организме пограничное место, отделяя его от внешней среды, выполняет функцию обмена веществ между организмом и внешней средой. Покровный эпителий образует сплошную поверхность, состоящую из плотно прилегающих друг к другу клеток, и располагается на мембране, которая удерживает эпителиальные клетки в определенном положении. Различают однослойный и многослойный эпителий. По мере необходимости многослойный эпителий может истончаться и переходить в однослойный: как, например, многослойный кожный эпителий, выстилающий наружный слуховой проход, переходит в однослойный кожный эпителий, покрывающий барабанную перепонку, или многослойный кожный эпителий, покрывающий наружную поверхность лица, переходит в однослойный эпителий, выстилающий ротовую полость и полость носа, глаза, ушей, внутренних органов.
В покровном эпителии заканчиваются отростки чувствительных нервов, передающих в центральную нервную систему раздражения внешней среды: прикосновение, температуру, давление и боль. В толще многослойного эпителия располагаются потовые железы, волосковые луковицы и капилляры. Питание клеток покровного эпителия осуществляется путем диффузии тканевой жидкости из подлежащей соединительной ткани. Многослойный эпителий может быть ороговевающим и неороговевающим. Ороговевающиеся клетки многослойного эпителия превращаются в роговые чешуйки. По форме клетки эпителия могут подразделяться на плоские, кубические, призматические. У эпителиальных клеток выделяют базальную часть, обращенную в сторону базальной мембраны, и апикальную, обращенную в сторону покровного эпителия. В базальной части клетки располагается ядро, в апикальной – органеллы клетки, включения, в том числе секреторные гранулы у железистого эпителия. В ряде случаев на апикальной стороне эпителиальной клетки имеются выросты – реснички, располагающиеся в дыхательной системе, задерживающие пылевые частицы.
При повреждении эпителиального покрова клетки способны к делению, что обеспечивает заживление раны. Под многослойным кожным эпителием располагается подкожно-жировая клетчатка. Это специфические жировые клетки, в структуре которых имеются жировые включения. Эти клетки сохраняют тепловую энергию организма. На конечностях и на туловище может быть избыточное отложение жира.
У маленького ребенка кожные покровы очень нежные и легко травмируются, особенно в случаях плохого ухода за ними (в случаях длительного пребывания в мокрых пеленках), что способствует появлению воспаления, ран и инфицирования (нагноения).
Многослойный кожный эпителий в определенных участках истончается и переходит в однослойный эпителий и слизистую, которая выстилает все внутренние органы и ткани. Слизистая очень тонкая, легко ранимая под влиянием отрицательного воздействия, на ней появляются ссадины, участки воспаления, язвы или раны, полипы (спаянные листочки слизистой, спускающиеся в полость носа, кишечника, матки и др.), приводящие к разрастанию ткани (доброкачественные и злокачественные опухоли).
б) Соединительные ткани
Соединительная ткань образована клетками и межклеточным веществом, в котором присутствует всегда значительное количество соединительнотканных волокон. Соединительная ткань имеет различное строение, расположение, выполняет различные функции: механические (опорные), трофические (питание клеток, кровь), защитные (фагоцитоз). В соответствии с особенностями строения и функцией межклеточного вещества и клеток выделяют собственно соединительную ткань, а также скелетные ткани и кровь.
Собственно соединительная ткань
Собственно соединительная ткань располагается между органами и тканями, заполняя промежутки между ними, подстилает эпителиальную ткань, сопровождает кровеносные сосуды. Собственно соединительная ткань подразделяется на 1) волокнистую соединительную ткань и 2) соединительную ткань со специальными свойствами (ретикулярную, жировую и пигментную).
Волокнистая соединительная ткань в свою очередь подразделяется на рыхлую и плотную, а последняя – на неоформленную и оформленную. Разделение обусловлено соотношением клеток и межклеточных, волоконных структур, а также расположением соединительнотканных волокон.
Рыхлая волокнистая соединительная ткань располагается вокруг кровеносных и лимфатических сосудов, периферических нервов и образует основу многих органов. Основными клеточными элементами являются фибробласты. Межклеточные структуры представлены коллагеновыми и эластичными волокнами, придающими соединительной ткани механические, прочностные качества. Коллаген характеризуется большой механической прочностью. Эластичные волокна придают эластичность и растяжимость соединительной ткани. Жидкую часть основного вещества составляет тканевая жидкость.
В рыхлой соединительной ткани встречаются подвижные клеточные элементы – макрофаги и тучные клетки (тканевые базофилы), накапливающие в цитоплазме биологически активные элементы (гепарин, серотонин, дофамин), являющиеся регуляторами гомеостаза, выполняющие защитную функцию организма.
К соединительной ткани относятся также специализированные клетки, в том числе клетки крови (лейкоциты) и иммунной системы (лимфоциты и плазматические клетки). В рыхлой волокнистой соединительной ткани присутствуют также жировые и пигментные клетки.
Рис. № Строение рыхлой волокнистой соединительной ткани:
1 – макрофаг, 2 – аморфное межклеточное (основное) вещество, 3 – плазмоцит (плазматическая клетка), 4 – липоцит (жировая клетка), 5 – кровеносный сосуд, 6 – миоцит, 7 – перицит, 8 – эндотелиоцит, 9 – фибробласт, 10 – эластическое волокно, 11 – тканевый базофил, 12 – коллагеновое волокно.
Соединительная ткань со специальным назначением представлена ретикулярной, жировой, пигментной и слизистой тканями.
Ретикулярная (сетевидная) ткань состоит из ретикулярных клеток и волокон, располагается вокруг кровеносных сосудов и органов иммунной системы, создавая окружение для развивающихся в них клеток крови и лимфоидного ряда.
Жировая ткань состоит преимущественно из жировых клеток, выполняя трофическую, терморегулирующую и формообразующую функцию. Жир синтезируется самими клетками, которые располагаются в подкожно жировой клетчатке, в сальнике, в нервной системе и в других жировых депо. Специфической функцией жировой ткани является обмен веществ в клетках, поддерживая в них энергетический баланс. В случаях голодания жировой запас используется для поддержания жизнедеятельности организма.
Слизистая соединительная ткань в виде крупных отростчатых клеток и межклеточного вещества окружают пупочный канатик, охраняя его от сдавливания.
Пигментная соединительная ткань состоит из большого количества пигментных клеток, содержащих меланин, располагающаяся в радужке глаза, в коже (пигментные пятна).
Кровь и ее функции
Кровь является разновидностью соединительной ткани, имеющей жидкое межклеточное вещество – плазму, в которой расположены форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Основной функцией крови является перенос кислорода и питательных веществ к органам и тканям организма и выведение продуктов обмена веществ.
Плазма крови представляет жидкую часть соединительной ткани, в которой растворены различные белковые вещества (альбумины, глобулины, липопротеиды), соли, углеводы, ферменты, гормоны, витамины и другие необходимые организму вещества. Белки плазмы крови принимают участие в процессах свертывания, поддерживают постоянство ее реакции (рН), содержат иммуноглобулины, участвующие в защитных функциях организма, обеспечивают постоянство давления крови в сосудах и вязкость крови, препятствуют оседанию эритр