Биологическая роль щитовидной железы и ее гормонов

Небольшая щитовидная железа играет важную роль в организме: активно захватывает йод из крови, создает его запасы, образует и выделяет тиреоидные гормоны. В организме нет такого органа или системы, которые бы в них не нуждались. Они играют важную роль в жизнедеятельности человека любого возраста, особенно в период внутриутробной жизни и раннего детского возраста.

Гормоны щитовидной железы выполняют следующие функции:

1. регулируют процессы развития, созревания, специализации и обновления почти всех тканей организма, причем оказывают более выраженное влияние на деление клеток, чем на их восстановление. В связи с этим имеют исключительно важное значение для закладки и развития мозга плода, формирования интеллекта ребенка, роста и созревания костного скелета, половой системы;

2. обеспечивают нормальный энергетический обмен (увеличивают количество митохондрий - клеточных структур, ответственных за энергетическое обеспечение всех биохимических реакций, стимулируют образование энергии и тепла, повышают потребность тканей в кислороде), а энергия, как известно, нужна не только для выполнения механической работы, но и для полноценного обмена веществ в клетках организма;

3. влияют на образование более 100 различных ферментов - биологических регуляторов клеточных химических реакций;

4. стимулируют образование белка (анаболический эффект), что приводит к ускорению роста;

5. участвуют в обмене углеводов, жиров (усиливают распад) и витаминов (например, в образовании витамина А в печени), регуляции водно-солевого равновесия, влияют на обмен кальция и магния;

6. во многих обменных процессах усиливают действие других гормонов, таких, как инсулин, адреналин и глюкокортикоиды. Имеется взаимодополняющее действие тиреоидных гормонов и гормона роста (соматотропина), вырабатывающегося передней долей гипофиза, то есть ростовой эффект тиреоидных гормонов проявляется в полной мере при сохранении в организме какого-то количества гормона роста. Соматотропин в основном увеличивает рост трубчатых костей в длину, а гормоны щитовидной железы усиливают их минерализацию;

7. обеспечивают комплекс приспособительных реакций в условиях стресса;

8. снижают уровень холестерина в крови;

9. положительно влияют на иммунную систему (стимулируют Защитные силы организма, тем самым проявляя противомикроб-ное и антивирусное действие);

10. оказывают стимулирующее действие на центральную нервную систему.

Тиреоидные гормоны оказывают более длительное действие, чем большинство других гормонов, поэтому постоянное содержание Т3 и Т4 имеет жизненно важное значение для организма. Это одна из причин того, почему они запасаются в железе и в любой момент готовы для выведения в кровь.

Основная биологическая роль йода в организме - участие в образовании гормонов щитовидной железы. Йод необходим человеку,без него нарушаются многие процессы, которые обеспечивают нормальное состояние организма.

Гипофиз

— главная железа организма человека. Он не только сам выделяет гормоны, но и оказывает влияние на производство гормонов другими железами. Гипофиз находится в основании головного мозга. Он соединен с гипоталамусом ножкой, состоящей из нервных волокон, и действует в пределах этого участка головного мозга. Гипофиз и гипоталамус вместе контролируют многие аспекты метаболизма в организме, то есть различные химические процессы, функция которых — обеспечивать функционирование всех частей человеческого тела.

Гормоны гипофиза

Задняя доля гипофиза вырабатывает два гормона, называемых антидиуретическим гормоном (АДГ) и окситоцином. Она также выделяет несколько веществ-нейрофизинов, чье значение и функции не до конца понятны. Однако нет никаких свидетельств того, что они действуют, как настоящие гормоны. АДГ контролирует количество воды в организме. Он воздействует на канальцы в почках, заставляя их задерживать или выделять воду. Ткань почек обладает способностью впитывать большее или меньшее количество воды из мочи, в зависимости от необходимости, в тот момент, когда моча уходит из канальцев. При выделении АДГ в кровь почки задерживают воду. Когда гормон не выделяется, большее количество воды удаляется из организма с мочой.
Роль гормона окситоцина менее ясна. Он отвечает за начало родовой деятельности и сокращение матки. Он также играет важную роль в появлении молока в грудных железах в период лактации. Считается, что у мужчин этот гормон связан с развитием оргазма.
Передняя доля гипофиза вырабатывает шесть основных гормонов. Четыре из них связаны с контролем над другими важными железами организма: щитовидной железой, надпочечниками и половыми железами (яичниками — у женщин, яичками — у мужчин).
Активность щитовидной железы пробуждается под действием тиреотропного гормона, а кора (внешняя часть) надпочечников оказывается под влиянием гормона АКТГ (адренокортикотропный гормон). Общие уровни гормона щитовидной железы и кортизона из надпочечников поддерживаются сочетанием негативной обратной связи с гипофизом и дополнительными сигналами, идущими от гипоталамуса, например, в период стресса.
Передняя доля гипофиза вырабатывает также гормоны ФСГ (фолликулостимулирующий гормон, пролан А) и ЛГ (лютеинизирующий гормон, пролан Б). Они известны как гонадотропные гормоны, которые влияют на половые железы. Они стимулируют выделение двух главных половых гормонов, эстрогена и прогестерона, которые у женщин контролируют менструальный цикл. У мужчин ФСГ и ЛГ стимулируют выделение мужских гормонов и спермы.
Гормон пролактип—один из двух гормонов передней доли гипофиза, который, похоже, действует впрямую на ткани без стимулирования какой бы то ни было другой железы. Как и гонадотропные гормоны, пролактин в большой степени участвует в контроле за воспроизведением. Пролактин играет гораздо более сложную роль в женском организме, чем в мужском. В действительности, его роль в мужском организме не ясна, хотя известно, что его избыток может иметь отрицательный эффект.
В женском организме пролактин стимулирует образование молока. В больших количествах однако он тормозит овуляцию и менструальный цикл. Этим объясняется тот факт, что кормящие женщины обычно не могут забеременеть (хотя кормление грудью нельзя считать надежным противозачаточным средством).
Другой гормон, выделяемый передней долей гипофиза, называется гормоном роста. Его роль, как показывает его название,— способствовать нормальному росту, что особенно важно в период детства и юности; однако гормон продолжает играть некоторую роль и в дальнейшей жизни человека, так как он определяет, как ткани организма должны использовать углеводы.

53. Режим дня. Гигиенические требования к режиму дня детей младшего школьного возраста.

Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 – 7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часа, из которых 2 – 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов.

На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут).

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 – 30 минут в день.

Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.

· в 4-5 лет начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек. У девочек в игре появляется заботливость, у мальчиков - подвижность и сила;

· соглашается с правилами;

· в это время у ребенка возникают сложные взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, формируется самолюбие. При этом эмоции становятся сдержаннее;

· проявляет больше независимости и может даже самостоятельно посетить соседа;

· постепенно выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных;

· к концу периода заканчивается основное построение различных внутренних органов, а иммунная (система) защита уже достигает известной зрелости;

Особенности организации воспитания детей 6 летнего возраста.

Анатомо-физиологические особенности

Шестой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Основные компоненты режима. Правильный режим — это рациональное и четкое чередование различных видов деятель­ности и отдыха в течение суток, протекание их в определенной, еже­дневно повторяющейся последовательности. Выполнение режима приводит к образованию в коре больших полушарий прочных услов­ных связей и стереотипов, облегчающих переход от одной деятель­ности к другой. Правильный режим дисциплинирует детей, улуч­шает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. Основные компонен­ты режима, правильное соблюдение которых имеет особенно боль­шое значение для здоровья ребенка,— сон, приемы пищи, занятия и пребывание на свежем воздухе.

Возрастные особенности режима. В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы устанавливается свой режим, по­зволяющий наилучшим образом удовлетворить все потребности ребенка, обеспечить его правильное физическое развитие и воспи­тание. Общие схемы режима для групп и подгрурп приведены на цв. табл. X. Подъем детей в круглосуточных учреждениях для младших групп с 6 часов 30 минут, для старших—с 7—8 часов. Время от подъема до завтрака выделяется на туалет, утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры. Для приходящих детей к этому присоединяется обязательный профилактический осмотр. Питание получают дети от 3 до 6 месяцев 6 раз, от 6 месяцев до 1 года—5 раз, от 1 года до 7 лет 4 раза в сутки. Продолжитель­ность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4 -—4,5 часов. В режиме детей до Г/2 лет дневной сон по­вторяется несколько раз и предшествует кормлению; после 1 '/а лет, когда время бодрствования детей значительно увеличивается, днем они спят один раз (после обеда).

Режим занятий. Все время бодрствования детей до 3 лет долж­но быть отведено на игры и непродолжительные занятия, кото рые еще не носят систематического характера. Во второй младшей группе (дети от 3 до 4 лет) в утренние часы после завтрака систе­матически проводятся общегрупповые занятия. Их длительность 10—15 минут. В средней г,руппе занятия продолжаются 15—20 ми­нут. С детьми 5—7 лет в те же утренние часы проводятся одно за другим два занятия; в первой старшей группе дети занимаются 25—30 минут, а затем после десятиминутного перерыва еще 15— 20 минут. В подготовительной к школе группе оба занятия продол­жаются по 30 минут с пятиминутным перерывом между ними.

Пребывание на свежем воздухе. В теплое время года всю жизнь детского учреждения желательно вынести на участок. В этот пе­риод ночной сон укорачивается (подъем не в 8, а в 7 часов 30 ми­нут, укладывание для всех групп в 20 часов 30 минут), а дневной — соответственно удлиняется. В старших группах второе занятие полностью снимается.

В зимнее время с детьми до Г/з лет прогулок не проводят, так как организация их в условиях большого детского коллектива очен;, сложна. Потребность в свежем воздухе обеспечивается за счет дневного сна, проводимого на открытых верандах или в спальнях с широко открытыми фрамугами или форточками. Дети от Г/г лет и старше гуляют 2 часа после игр и занятий, следующих за зав­траком, и 2—3 часа после полдника. Общая продолжительность прогулок в зимнее время должна равняться 4—5 часам. У детей старше 3 лет время на прогулках заполняется не только играми:

часть его отводится на самообслуживание, дежурство, работу на участке.

Варианты и перестройка режима. При установлении режима учитывают не только возраст, но и состояние здоровья, время года климатические условия и прочее. Детей ослабленных, перенесших тяжелые заболевания, следует раньше укладывать спать и позже других поднимать, удлинять им прогулки на свежем воздухе, огра­ничивать продолжительность занятий.

Переход от домашних условий к условиям дошкольного учреж­дения, иными словами, перестройку режима, многие дети перено­сят нелегко. Поэтому в первые дни пребывания ребенка в дошколь­ном учреждении следует придерживаться привычной для него про­должительности сна и частоты приемов пищи.

54. Гигиенические требования к микроклимату ОУ.

Понятие о микроклимате.

Микроклимат - искусственно создаваемые климатические условия в закрытых помещениях (напр., в жилище) для защиты от неблагоприятных внешних воздействий и создания зоны комфорта. Зона комфорта - оптимальное для организма человека сочетание температуры, влажности, скорости движения воздуха и воздействия лучистого тепла (напр., в состоянии покоя или при выполнении легкой физической работы: температура зимой 18-22 °С, летом 23-25 °С; скорость движения воздуха зимой 0,15, летом 0,2-0,4 м/с; относительная влажность 40-60%). Тесно соприкасаясь с воздушной средой, организм человека подвергается воздействию ее физических и химических факторов: состава воздуха, темпера­туры, влажности, скорости движения воздуха, ба­рометрического давления и др. Особое внимание следует уделить параметрам микроклимата помеще­ний — детских садов, школ, производственных и жилых зданий.

Гигиенические требования к воздушному и тепловому режиму.

Здания дошкольных образовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

Ограждения из древесно-стружечных плит не используются.

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 - 60%, в производственных помещениях пищеблока и постирочной - не более 70%.

Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 С.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).

Значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха помещений в 1 час должны приниматься в соответствии с требованиями к температуре воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных организаций в разных климатических районах (Приложение N 3). Биологическая роль щитовидной железы и ее гормонов - student2.ru

Концентрация вредных веществ воздуха в помещениях с постоянным пребыванием детей не должны превышать предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха населенных мест.

Контроль, за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.

55. Гигиенические требования к учебно – воспитательному процессу в ОУ; гигиенические требования к расписанию занятий детей

словия внутришкольной среды и организация учебных занятий являются приоритетными факторами формирования здоровья школьников, и в общем перечне факторов их доля составляет 20 %. Гигиеническое нормирование учебной деятельности направлено на предотвращение чрезмерного утомления прежде всего по объему и организации образовательного процесса.

Нормируются количество уроков в течение дня и недели; длительность и организация уроков; расписание уроков; длительность и организация перемен; структура учебного года.

В ходе образовательного процесса происходит активное физическое и нравственное развитие ребенка и подростка. Обучение — это физиологическая стимуляция развития, если оно соразмерно возрастным возможностям детей. Образовательный процесс является мощным фактором воздействия на растущий организм. Поэтому усложнение содержания образования, неадекватность методов и организации преподавания негативно влияют на состояние здоровья школьников.

Физиолого-гигиенические обоснования организации учебного процесса в школе базируются на принципах биоритмологии. Биологические ритмы организма человека сформировались под влиянием многочисленных космических воздействий на объекты природной среды, и прежде всего на биоту.

Описано более 300 видов ритмических колебаний функций организма человека, связанных с воздействием солнечной энергии, геомагнитных полей и прочих факторов среды обитания. Выявлены и достаточно изучены суточные (циркадианные, циркадные), недельные и годовые биоритмы функций центральной нервной системы, которые в первую очередь обусловливают работоспособность и эффективность умственной деятельности.

У детей и подростков биоритмы находятся в стадии становления, и важное значение в их формировании принадлежит социально обусловленным ритмам жизнедеятельности.

С позиций биоритмологии оптимальна организация учебных занятий в одну смену, когда основная умственная нагрузка приходится на утренние часы. У большинства учащихся это период полноценного функционирования центральной нервной системы, высокой работоспособности и успешности обучения.

Второй суточный период подъема умственной работоспособности приходится на 16—18 часов — лучшее время для приготовления домашних заданий. Оптимальное время начала уроков — 8 ч 30 мин, допустимое — 8 ч 00 мин.

Во избежание переутомления растущего организма лимитируется максимальное количество учебных часов на освоение учебной программы в каждом классе в соответствии с возрастными особенностями детей и подростков.

Факультативные, групповые и индивидуальные занятия входят в объем максимально допустимой нагрузки. Для предупреждения перегрузки регламентируется максимальное время, отводимое на занятия дома: в 1-м классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3 — 4-м классах — до 2 ч, в 5 — 6-м — до 2,5 ч, в 7 — 8-м — до 3 ч, в 9 — 11-м — до 4 ч.

В современной школе традиционная длительность академического часа обусловлена возрастом учащихся и недельной нагрузкой.

Классы Максимально допустимое количество уроков в неделю
При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
   
2-4    
     
     
     
8-9    
10-11    
 
Учебная нагрузка в школе

Продолжительность урока не может превышать 45 мин, а для первоклассников — 35 мин. Возможна 35-минутная продолжительность уроков во 2 — 4-м классах, что позволяет увеличить недельное количество уроков до 27.

В структуре урока регламентируются непрерывная длительность разных видов деятельности, их чередование, что особенно важно для первоклассников, включение физкультпауз, эмоциональные разрядки. Поддержание высокой работоспособности достигается также активными методами преподавания, оптимальные условия для восприятия и усвоения знаний создаются при использовании наглядных средств обучения.

Исходя из недельной динамики работоспособности меньшее количество уроков рекомендуется отводить на понедельник (период врабатывания) и на субботу. В течение недели эффект накопления утомления проявляется уже в четверг. Поэтому для сохранения работоспособности в расписание на этот день недели целесообразно включать уроки с выраженным двигательным компонентом (физкультура, уроки труда, работа на пришкольном участке и пр.).

По объему информации, сложности ее усвоения предметы школьной программы также неодинаковы, что должно учитываться при построении расписания.

Разработана ранговая шкала трудности предметов, составленная на основании анкетного опроса учащихся, в которой каждому предмету выставлена оценка по 11-балльной шкале:

Математика 11

Иностранный язык 10

Физика, химия 9

История 8

Родной язык, литература 7

Естествознание, география 6

Физкультура 5

Труд 4

Черчение 3

Рисование 2

Пение 1

К наиболее трудным предметам относят также информатику, профильные дисциплины, которые следует оценивать не менее чем в 10 баллов.

Уроки повышенной трудности следует включать в расписание дней устойчивой работоспособности (вторник, среда) предпочтительно вторым и третьим часами. Четвертый час занятий целесообразно использовать для уроков с двигательным компонентом.

Гигиеническая организация учебного процесса в школе должна касаться не только уроков, но и непременного элемента всякого труда — отдыха. Для восстановления работоспособности и функциональных возможностей организма и продолжения работы отдых должен быть достаточно продолжительным и правильно организованным.

Учащимся предоставляется три вида отдыха в процессе обучения: перемены между уроками; один или два дня в неделю (суббота, воскресенье); каникулы.

Полноценным является лишь такой отдых, который обеспечивает не только восстановление работоспособности и функциональных возможностей нервной системы, но и упрочение этого восстановления. Для осуществления такого отдыха требуется достаточное время.

Установлено, что для снятия утомления, возникающего во время урока, необходим отдых продолжительностью не менее 10 мин. Сокращение перемены, использование ее для других учебных целей не обеспечивает отдыха. После 2-го и 3-го уроков предусматриваются одна или две перемены по 20 мин либо одна продолжительностью 30 мин.

Обоснован пересмотр структуры учебного года. Вместо традиционных каникул с неравномерным распределением по учебным четвертям более целесообразно чередование 5 — 6 нед учебных занятий с каникулярным отдыхом детей продолжительностью не менее недели.

Гигиеническое нормирование начинает касаться и технологий обучения, поскольку они оказывают выраженное влияние не только на успешность обучения, но и на здоровье детей и подростков. Традиционная учебно-дисциплинарная технология обучения, в которой преобладает авторитарный стиль общения педагога и ученика с ориентацией на достижение знаний и дисциплины, оказывается наиболее утомительной и менее успешной для большинства школьников.

Более перспективна личностно-ориентированная педагогика, где преобладает демократический стиль взаимодействия педагога с детьми, направленный на становление личности и формирование познавательной деятельности.

Самое благоприятное влияние н

Наши рекомендации